Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Автобайки от деда

Автор статьи

Мой тесть – Бабич Гафурович Мутаев великолепный рассказчик. За его долгую жизнь, а в этом году ему исполняется 85 лет, у него скопилось множество баек на различные темы, которыми он охотно делится, когда родные и близкие собираются за одним дружным столом. Сегодня я хочу рассказать несколько историй из его жизни, касающихся автомобильной темы. Начнем, пожалуй, с того, как он покупал мотоцикл.

Было это в 1964 году. Тогда купить мотоцикл в нашей республике (Башкирия) было просто невозможно, по разнарядке в торговую сеть их поступали единицы и расходились они только по своим. Совсем другая ситуация была в наших южных республиках Грузии и Армении, там работала настоящая мафия по перекупке мотоциклов, холодильников и прочих товаров народного потребления. Вот потому то, наши мужики сотнями ехали в гостеприимные южные регионы, чтобы приобрести, пусть и с переплатой, верных железных коней.

Дальше рассказ пойдет от первого лица.

«Наши ребята, как правило ехали в Тбилиси, там торговля мотоциклами была поставлена на поток. Едва успеешь с поезда сойти, сразу подходят колоритные мужики в огромных кепках и спрашивают: «Мотоцикл надо? Недорого есть, пойдем дарагой». И, надо сказать, работали четко. Мотоцикл можно было выбрать любой, абсолютно новый. Как правило, стояли они в гаражах за городом. Местные дельцы сами оформляли необходимые документы через комиссионные магазины, сами грузили товар на железнодорожные платформы и отправляли по всему Советскому Союзу. Но все эти услуги, конечно, хорошо оплачивались.

Я же поехал в Ереван. Там у меня знакомый был, служил в военной части. Как раз в это время один его сослуживец полковник продавал мотоцикл «Ирбит». Мотоцикл прежде состоял на учете в воинской части, практически в смазке простоял там несколько лет, а после списания достался этому полковнику. Теперь же он надумал покупать «Москвич».

Как раз в то время вышло хрущевское постановление о запрете продавать мотоциклы с объемом двигателя свыше 350 кубических сантиметров из региона в регион. Этот мотоцикл попадал под запрет, но уж очень мне понравился. Полковник и говорит, давай оформим справку, как будто мотоцикл попал в аварию, а ты его по частям купил, двигатель отдельно, раму отдельно. Мол, он так уже делал, когда отправлял другой мотоцикл брату куда-то в деревню на Украину, говорит, что проблем не было, тот мотоцикл поставили на учет по такой справке. В общем, оформил он мне эту бумажку, скрепил печатью своей воинской части, обмыли мы сделку и я счастливый тронулся в обратный путь.

Приезжаю в Сибай, иду в ГАИ оформляться, а мне начальник и говорит, мол, можешь с этой бумажкой в туалет сходить, а без техпаспорта на транспортное средство сюда даже не суйся.

Что делать? Мотоцикл есть, а ездить на нем не могу! Изредка выезжал, правда, но несколько раз пришлось от патрульных удирать. Короче, не дело это. Пошел я в горисполком, говорю председателю, что так мол, и так, купил аварийный мотоцикл в Армении, а здесь на учет не ставят, помогите. Тот дает указание разобраться в ситуации. Через месяц приглашает и говорит, что же вы нас обманываете, мы делали запрос в Ереван, мотоцикл ваш в аварию не попадал, по документам числится за гражданином Мироновым. Как положено через комиссионный магазин вы его не оформили, а значит, здесь на учет мы его поставить никак не можем.

Я попытался тогда решить вопрос в более высокой инстанции. В Совете Министров БАССР тогда мой родственник работал, я подумал может через него получится. Но не тут то было, после разбирательства мне пришел ответ: «либо возвращайте мотоцикл прежнему владельцу, либо езжайте в Армению и оформляйте, как положено, через комиссионный магазин». Но шибко-то из Башкирии в Армению не наездишься. И решил я тогда написать в «Комсомольскую правду» свою ситуацию. Все честно рассказал в письме, как было дело, как пытался оформить мотоцикл. Говорю мол, да, я нарушил постановление, но я ведь не украл, а честно купил. Неужели нельзя решить данный вопрос? И в конце письма сделал такую приписку «осталось только пожаловаться американскому президенту Джонсону». Не знаю, может быть это сработало, а может быть тогда газеты имели такую силу, что могли решить любой вопрос, но через некоторое время мне из Еревана пришли документы, как положено оформленные в комиссионном магазине. С момента покупки мотоцикла прошло ровно три года. А как только документы пришли я этот мотоцикл продал. Ну, раз не пошел он с самого начала у меня, значит не надо судьбу искушать».

А вот еще одна байка о том, как наш дед Бабич покупал свою первую в жизни машину.

«Было это в мае 1971 года. Как передовику производства, через горком партии мне предоставили право купить машину ВАЗ 2101. Тогда машины только по разнарядке выделялись. Так вот, на весь город Сибай (население в то время насчитывало около 40 тыс. человек) было выделено всего 10 машин. Еще по 10 машин выделили Белорецку и Уфе, то есть всего 30 машин на всю Башкирию.

Прежде машины у меня никогда не было, у знакомых и друзей тоже, так что весь жизненный опыт вождения у меня был в автошколе 7 часов за рулем грузовика ГАЗ.

Собрались мы все вместе 30 человек в Уфе и полетели сначала в Куйбышев. Там отметились в обкоме партии, и уже оттуда на такси в Тольятти. Приехали на ВАЗ, он тогда еще недостроенный был, вокруг солдаты-стройбатовцы ходят и всем подряд предлагают запчасти.

К самому конвейеру нас не пустили, а машины для нас выгоняли работники завода. У них свой бизнес был четко налажен, за три рубля можно было заказать цвет машины на выбор. Я заказал темно-зеленую.

Машины быстро получили, и сразу в тот же день всей колонной тронулись в путь домой. Договорились держаться вместе, да только водитель из меня никудышный был, то тронуться не могу, то остановиться. Одним словом обуза. Я в самом конце колонны ехал и постепенно отстал. Все уехали, по сути, бросив меня, лишь один товарищ, которого я и фамилию даже не знал, остался и помог. Так вдвоем до дома и доехали потихоньку, а это порядка 1000 километров, так что опыт вождения на машине я получил сразу в экстремальной ситуации, зато на всю жизнь запомнил».

Вот еще одна история покупки «копейки», рассказанная моим тестем:

Весной 1967 года я собирался ехать в отпуск в Ригу. На вокзале в Магнитогорске встретил знакомую, которая ехала в Москву. Разговорились, она и сказала, что в прошлом году была в Москве, заходила в автомагазин на ул. Бакунинской (единственный тогда в Москве магазин по продаже автомобилей) и подарила продавщице шаль. Они договорились, что если будут записывать в очередь на покупку машин, эта продавщица ей сообщит. И вот ей пришла телеграмма, «1 апреля начинается запись на «Москвич 408». Недолго думая, я тоже решил записаться на машину и вместо Риги поехал в Москву.

Приехали мы в аккурат 1 апреля, добрались до Бакунинского, а там народу, десятки тысяч, со всего Советского Союза – Дальний Восток, Сибирь, Молдавия, Грузия, Украина… Сначала мы записались в очередь, чтобы только попасть внутрь магазина, где уже записывали в настоящую очередь на машину. Трое суток стояли с номерками на руках, я ночевал на вокзале, а с утра вновь в очередь. И вот на четвертый день, наконец-то мы добрались до заветных дверей. В магазине я записался в очередь на покупку машины под номером 31511.

Эта очередь на машину подошла в марте 1974 года, то есть через 7 лет! Пришло извещение из магазина, что «Москвичей 408» в наличии нет, но есть ВАЗ – 2101, либо забирайте, либо очередь пропадает. «Копейка» тогда стоила 5,5 тыс. руб., а «Москвич» на 1000 дешевле, но я быстро по друзьям коллегам пробежался, деньги нашел и поехал за машиной. При покупке очереди уже не было, нас всего четверо было по извещениям, из разных концов страны. Сам я по Москве побоялся ехать, так мне ребята с речного порта, где мы забирали машины, помогли, вывезли за МКАД, а дальше я до дома уже сам рулил.

Эта машина служила мне верой и правдой 20 лет, а на спидометре, когда я продавал свою «копейку» было 200 тыс. км. пробега».

Вот это только маленькая часть автобаек тестя, а сколько еще у него историй про покупку запчастей в разных регионах страны, ведь в то время запчасти были на вес золота. Сколько историй про путешествия. Наверное, можно книгу написать. Я в последнее время его рассказы на диктофон начал записывать, глядишь, и вправду когда-нибудь напечатаю.