Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Бразильский волшебник – Айртон Сенна.

Автор статьи

Споры вокруг современной Формулы-1 не утихают. То шпионаж команд, в надежде достать секретную информацию конкурентов, то регламент, плюс переход на гибридные силовые установки. «Королева автоспорта» сейчас разительно отличается по многим параметрам от той, какой она была в 80-90-е годы прошлого века. И в наши дни есть талантливые гонщики, но многие соглашаются с тем, что раньше болиды были гораздо требовательнее к мастерству пилотов, нежели сейчас. Сегодня я предлагаю вспомнить Величайшего пилота, по мнению многих экспертов, гонщиков и болельщиков.

Тот день казалось, целиком был наполнен дурными знаками, у людей в паддоке было предчувствие беды, которое позже и неоднократно оправдалось.  Гонку хотели отменить… Гран- при Сан-Марино, май 1994 года, потом нарекут «Черный уик-энд». Версий произошедшего множество, но уже ни что не вернет того человека, Великого гонщика и простого бразильского парня, который помогал огромному количеству людей в своей стране и который навсегда останется в памяти.

1960- й год, Бразилия, Сан-Паулу, родился будущий пилот Ф-1 Айртон Сенна. Еще в детстве он проявлял недюжинный талант гонщика, с 13 лет начал заниматься картингом.
Позже, в 1981 году, чтобы соревноваться в Европе  в, Сенна перебирается в Великобританию, там одерживает победу в чемпионате RAC и становится лучшим по итогам Ford-1600. И все бы хорошо, карьера пошла в рост, но семья «возвращает» его домой, хотя можно было уйти в  Формулу Форд. После он все равно возвращается в Европу. В  81 – м году женитьба на  старой подружке – Лилиан  Соуза. В какой - то период они совместно соревновались , были общие увлечения. 1983 год ознаменован триумфом в Формуле -3, при неслабом противодействии напарника. В ноябре 83 - го он становится победителем и разводится с женой.  Сенна целиком и полностью жил гонками . При том, что он был верующий человек. Гонки были его жизнью, а гоночный трек – домом. Естественно, были и мимолетные романы, которые, впрочем, не увенчались браком.


Но Сенна грезил королевой автоспорта – Формулой один. И в 1984 году он осуществил эту мечту, пускай и в завершении сезоне. Целый год он проверял и помогал дорабатывать  болиды нескольких. В «Тоулман» дела не пошли, не смотря на то, впервые заработал очко в Формуле один именно в ней 7 апреля 84-го года на трассе в Кьялами  в Африке. Так же в этой команде он заработал еще три очка и провел «дождевую» гонку в Монако, выиграв у заведомо лучших болидов и команд. Но гонку остановили, не дав ему победить. Но чемпиона Ники Лауду он все же обогнал.  Переговоры завершаются трудоустройством в  «Лотус» и как это часто бывает, дебют не оказывается успешным. По большей части, виноваты в этом технические проблемы. И успех ускользнул от него, но во втором сезоне достижения Айртона  начали улучшаться. У Сенны был один из лучших болидов того времени – 97Т, «Лотус» постарался на славу. Но опять первый блин вышел комом – электронная «начинка» подвела.  На следующем этапе Айртон в сильнейший дождь вырывает свою 1-ю  победу в Формуле-1, стартовав первым. Это случилось в Португалии 21 апреля 85 –го года. Но тогда опять вышла из строя электроника. Последующий  сезон в Лотусе оказался более удачным, механики постарались и надежность болида возросла, но очков не хватило чтобы быть первым. Сезон 87 ознаменовался уходом «Рено» и началом использования «Лотусом» движков «Хонда», одни из мощнейших вы истории Формулы-1 и что немаловажно, надежными. В итоге победа на гран- при Монако и гран – при США в «городе моторов» Детройте , обеспечили главенствующее место. Но из-за дисквалификации  гран-при Австарлии, где стюарты обнаружили несоответствие воздуховодов, которые охлаждали тормоза, Сенна занимает третью позицию в чемпионате.

Далее  «Макларен», 1988 год и знаменитый Ален Прост, по прозвищу «Профессор».  Их борьба обернулась несколькими открытыми конфликтами  и столкновениями. В сезоне 1988 они разгромили  противников и лишь одну гонку выиграла «Феррари» на гран – при  Италии. Восемь побед было у Сенны, а 7 у Проста, к тому же засчитывались только наилучшие  11 гонок , и Айртон вырывает  чемпионство. В следующем году ситуация обострилась, и разносторонняя борьба  привела к  столкновению в Сузуке. Маневр все посчитали очень рискованным. И FIA штрафует Сенну на кругленькую сумму и на время прерывает  действие лицензии. Позже пилот публично приносит извинения.  В 1990 – м году, словно дежа-вю- та же трасса в Сузуке, тоже решающая последняя гонка, столкновение – оба пилота выбывают из гонки, но лучшим становится Сенна.  Прост уходит. Из-за того, что в «Макларен» больше «жаловали Айртона . Третий чемпионский титул пилот завоевывает в 1991 – м году. Главный конкурент – Найджел Менселл. На грани –при Японии Найджел вылетает с трассы, таким образом, завершая борьбу за титул, а Сенна на гран – при Австралии становится чемпионом досрочно. 1992 год к сожалению был не очень удачным для пилота. Менсел  победил в 9 гонках из 16.  «Бразильский волшебник» объясняет это отсутствием Проста – такого мотиватора просто не было, а Менсолла он  не воспринимал всерьез.
В 1993 году Менсолл уходит из мира Формулы  Один в Индикар, а у Сенны ни с кем еще не было контракта. В «Уильямс», самую лучшую команду, приходит  Прост. Одно из его условий было, чтобы в команде не было Айртона Сенны.  Ему нужна была лучшая машина и лучшая команда, чтобы побеждать, но от контракта с «Макларен» он отказывается и подписывает соглашения на каждую гонку по отдельности. Победы в Европе и у себя на родине, второе место в начале сезона и нежданная победа  в Королевском княжестве Монако – сезон выдался впечатляющим. К тому же, гонка на гран – при Европы, в дождь – в списке лучших Айртона Сенны.
«Человек дождя» - так звучало одно из прозвищ Айртона Сенны. В Формуле один гонка в условиях дождя считается самой сложной. В таких погодных условия ярче всего раскрывался талант Сенны. И именно в таких условиях он показывал результаты, намного превосходящие соперников , за что и был наречен «Человеком дождя». Самая же «мокрая» гонка  прошла в 1993 году. Погода менялась, путая все прогнозы, ставила в тупик в выборе резины. Сенна не менял слики, продолжая на них гонку в дождь. В итоге на финишном круге ближайший соперник, Дэймон Хилл, отставал от Айртона на 80 секунд!
Многие признавали стиль вождения пилота крайне опасным, поговаривая, что на первом месте – победа, а жизнь не столь важна. Для Айртона, по его собственному признанию, главным не была победа или же доказательство преимущества над другими гонщиками. Главным он называл познание самого себя. Познание своих пределов. Обладая  вспыльчивым  характером, Сенна не раз доказывал свою позицию силой. С другой же стороны, если дело не касалось борьбы за победу, он оказывал помощь другим пилотам. Порой  даже останавливая свой болид, как например, в гонке на трассе Спа, в 1992 году. Эрик  Кома перед основной гонкой  попал в аварию. Сенна, отключив электропитание, спас пилоту жизнь, рискуя собственной. Так же пилот помогал не только таким образом. Айртон  многим помогал своей стране. И в политическом плане и социальном. Сенна отдавал  миллионы долларов на борьбу с нищетой в Бразилии и все свое немалое состояние в 400 миллионов долларов завещал на благотворительность. Вряд ли есть еще такой гонщик, который поступил бы так же, как Айртон.  Но при жизни он об этом не распространялся, этот факт стал широко известен только после его гибели.
Кто мог предположить, что в рассвете своей карьеры, жизнь гонщика так стремительно прервется? Хотя тот 1994 год ознаменовался переходом в сильнейшую команду « Уильямс – Рено», как и мечтал Сенна. Весь уикенд происходили разные неприятности. Авария Рубенса Барикелло и гибель Роланда Ратценбергера,  австрийского гонщика. По инициативе Айртона создается специальная группа, чтобы повлиять на общую ситуацию по повышению безопасности заездов. Участники того собрания отмечали, что пилот сильно нервничал, как будто что – то чувствовал. Начало гонки почти сразу было окрашено в мрачные цвета – столкновение двух пилотов из пелетона привело к ранению трех зрителей. На трассу выехал пейс-кар, за которой гонщики следовали вплоть до шестого круга. После повторного старта гонки на седьмом круге, автомобиль Айртона Сенны срывается с траектории  при  310 км/ч и летит неуправляемым снарядом в стену. Телеметрия показала ,что когда болид столкнулся со стеной, скорость составляла 218 км/ч. Сенна неподвижно находится в болиде, прибывают медики, гонка остановлена. Его достают из  обломков и вертолетом доставляют не подававшего признаков жизни пилота в госпиталь. Обследование показывает, что состояние не придет уже в норму и его решают отключить от аппаратов искусственного обеспечения. Позже выясняется, что правое переднее колесо с частью подвески ударило пилота по голове. А кусок металла подвески прошил  шлем и нанес роковую травму головы.
Сенну доставили в больницу, гонка продолжилась, и ее выиграл тогда Михаэль Шумахер. Некоторые считают, что Сенна умер в момент столкновения, но гонку продолжили, чтобы не было огромных финансовых убытков. Ведь по законам страны , в таком случае гонка полностью останавливается. Может быть, с этим, и связана тайна настоящего времени гибели пилота.
Траур на Родине пилота длился три дня, огромное, несколько миллионов человек, скопление людей собрались проводить своего кумира и просто хорошего друга, в последний путь.. Даже главный противник, Ален Прост не просто прибыл на церемонию, а подставил свое плечо под гроб.  Пилот был похоронен на кладбище Морумби, близ Сан – Паулу. В 1966 году, на том самом злополучном повороте «Тамбурелло» был установлен памятник Айртону Сенне – свесив ноги, он сидит в гоночном комбинезоне и смотрит на трассу, ставшую для него последней, с высока…
По мнению большинства гонщиков и  авторитетных авто изданий,  Айртон Сенна был признан лучшим гонщиком Всех времен. Потом вышел в свет документальный фильм» Гибель Айртона Сенны». Человек дождя, Бразильский Волшебник и просто добрый и  хороший парень остается в памяти и сердцах всех, кому он помогал и помогает до сих пор. Так же, как и при жизни, слегка улыбаясь. Ведь его память жива, жива , пока живы люди. Мы точно его не забудем – вечная тебе память, Айртон…