Анатолий Пушкарёв
Человек и Автомобиль: аспекты взаимоотношений
Незаменимый спутник человека. Автомобиль как философия
Идея всегда первична. А уже потом следует её материальное воплощение. Ещё в 17 веке, у голландца Христиана Гюйгенса, наблюдавшего стрельбу из артиллерийского орудия, возникла идея создания «пороховой махины», прообраза современного двигателя внутреннего сгорания. Вот она – эфемерная идея, которая, претерпев ряд метаморфоз, обрастая чертежами, деталями и догадками, открыла новую историческую эпоху в истории человечества – эпоху Автомобиля.
Но и сам автомобиль, как некий универсум, как непременный спутник человека и предмет, который всегда больше, чем «транспортное средство», требует, в свою очередь, осмысления самого себя. То есть, сознание, как правило, отстаёт от того, как именно нам сегодня нужно воспринимать, понимать, видеть и мыслить феномен автомобиля и современного автомобиля в частности.
Наступило время, когда для дальнейшего развития идеи автомобиля требуются не столько бесконечное в перспективе совершенствование технических решений и разнообразие дизайнерских фантазий. Начинать всегда следует с идеи, с понимания смысла явления. И сегодня уже витает в воздухе понимание того, что автомобиль нельзя рассматривать одномерно, например, как роскошь, как средство передвижения, перевозки наших тел и грузов или некую ёмкость, корзину для винегрета из многочисленных, нужных и не очень, технических и электронных новинок.
Социологи, конструкторы, дизайнеры, машиностроители и всё мировое сообщество рядовых водителей всё ближе подходят к пониманию того, что автомобиль, этот верный спутник человека в силу своей массовости и вездесущности – сам становится философией, философской системой на грани искусства и техники, обыкновенной пользы и символа эпохи, последнего слова техники и художественного образа. Философией, воплощающая нечто большее, чем возможность быстрого перемещения человеческих тел в пространстве, чем удовольствие от быстрой езды, перевозки грузов, чем показатель состоятельности (богатства) владельца. Если применять понятие «средство», то сам автомобиль можно смело рассматривать как средство познания человеком самого себя и окружающего мира.
Никакой телевизор, никакие компьютерные технологии, мобильная связь, информационные устройства, симуляторы и тренажёры 3Д не заменят ощущения и мировосприятия человека, который неподвижно сидит на удобном сиденье в отделяемой части (комнате) своего жилища и, одновременно, стремительно движется по границе двух реальных стихий – земли и воздуха, осязаемых натурально.
Автомобиль – это чувственная философия, движущийся универсум и художественный образ одновременно. Дом с крыльями-колёсами и душой-двигателем. Живой орган человека, его телесное продолжение.
Что такое автомобиль? Эволюция идеи и образа
На мой взгляд, существуют следующие исторические этапы развития автомобильной идеи:
Утилитарно-техническая идея была основной при создании ДВС, первых автомобилей и зарождении автомобилестроения во второй половине 19 – начале 20 веков. И, одновременно, это попытка материально-технического воплощения мечты человечества к скорости, стремительности, стать быстрее любого животного, прежде всего привычного коня.
Телега, карета, дрожки, запряжённые лошадьми и перевозящие людей и грузы должны были волшебным образом превратиться в единого железного коня.
Конец 20-х – конец 80-х гг. 20 в. Эпоха автоэстетики, скорости и престижа. Простая совокупность двигателя, шасси и кузова обрела целостность, самодостаточность и своё лицо. Появились автокультура, автомир и автостиль.. Короткая (конец 80 – условно 2000 год) эпоха дизайна, комфорта и скорости. Совершенствовались двигатели и дизайн, который становился всё более смелее, агрессивнее и изощрённее. Начало нулевых – 2010 гг. Период лихорадочных (наблюдая за New York Auto Show или Paris Motor Show этих лет, невозможно подобрать другого слова) поисков новой философии авто, ответа на вопрос «Что такое автомобиль вообще и современная машина в частности?». Это время автомобильных метаморфоз и приделывания к авто самых невообразимых девайсов и приспособлений. Эти поиски, выделившись в отдельное направление, продолжается и сейчас … Последние пять лет (условно) всё явственнее в воздухе витает идея, что автомобиль – это вид чувственной, эмпирической философии. И есть подозрение, что философия эта направлена на максимальное воплощение национальных культур, характера, природы, национального ландшафта и городской среды.
Имеет ли сегодня место идея интернационального, мирового автомобиля и каковы её перспективы? Да, конечно. По принципу: отовсюду всё самое лучшее. Но почему-то на право представлять лучший, идеальный авто всё-таки всегда претендует конкретная страна, конкретная национальная культура. Как, например, на лучший ракетный двигатель претендует Россия. Существует много хороших моделей, но автомобильные предпочтения американца, китайца, европейца, русского или араба по-прежнему отличаются.
В духе времени и поиски гендерных стилевых и содержательных различий автомобилей. Всё больше и больше увеличивается количество женщин за рулём. И уже нельзя игнорировать тот факт, что отличия образа женщины от образа мужчины, а так же их одежды вполне распространяются и на то, каким автомобилем они пользуются. Рядом с брутальным внедорожником должна быть изящная женская модель.
Машина как национальная идея
Американский автомобиль рождают амбиции.
Английский кар происходит из чопорности, комфорта и надменности.
Итальянский автомобиль рождает многовековая эстетика, чувство формы и линии.
Немецкий автомобиль – воплощение технического ума и основательности.
Японский автомобиль – дитя азиатской добросовестности и островной замкнутости.
А российский автомобиль рождают бескрайние просторы, бездонное небо и бездорожье русской судьбы.
По-настоящему, Россия только сейчас стала заниматься СВОИМ автомобилем. В 20 в. о национальной машине, как предмете гордости и уникальности, никто и не думал. Да, заимствования. Да, скромная утилитарная эстетика, стандартный двигатель с возможностью замены деталей куском проволоки. А национальный народный автомобиль и русский концепткар подождут, - рассуждали правители, - надо строить и совершенствовать ракеты и военные самолёты. Лучшие в мире. Русский автостиль возникал стихийно и спорадически. Явно «пахло Русью» от УАЗа, Нивы и округлого стотридцатого зилка, которого так и видишь в огромной шапке-ушанке. И, конечно, истинно российской (так же, как и советской) машиной стали «Жигули», несмотря на заимствование от базы итальянского «Фиата». А уж «копейка»- это легенда и символ удачи в личной жизни. Не агрессивная, скромная внешность, соответствующая внутреннему содержанию – вот что, очевидно, было по душе советскому (в том числе российскому) водителю. И эту ту традицию достойно продолжают современные вазовские модели «LADA».
По-видимому, и дальше русский автостиль будет руководствоваться проверенным девизом российского самолёто- и ракетостроения: всё, что предельно полезно, то, автоматически, предельно красиво, суперэстетично. Никаких дизайнерских красивостей, высосанных из пальца!
Гоголевская птица-тройка ещё до конца не раскрыла своих возможностей и несёт в себе огромный потенциал. Может оказаться так, что особая российская простота и внешняя скромность и будет главным трендом будущей автомобильной эпохи после эпохи феерических моделей и тупиков.
Современность, будущее и сохранение прообраза
Исследование тенденций будущего спроса на авто стало настоящей наукой.
Есть массовый повседневный автомобиль, а есть авто авангардное, поисковое, экспериментальное, определяющее идею и «лицо» автомобиля массового на предстоящий период целой эпохи.
Наверное, идея и образ автомобиля на середину 21 века в общих чертах известны конструкторам уже сегодня.
Всё сообщество экспертов убеждено, что автомобилю предстоит еще долгое существование, но он претерпит существенные изменения в отношении следующих показателей: ресурсы топлива, защита среды, безопасность движения, трудовые ресурсы двигателя и комплектующих, оптимальные значения скорости движения.
Активно внедряется электроника, всё более популярным становится дизель, электродвигатель; гибридные силовые установки, современные системы помощи водителю и компьютеризация управления рабочими процессами агрегатов вроде автоматического парковщика или экстренного торможения, системы стоп-старт, активного круиз-контроля, системы считывания дорожных знаков, контроля за усталостью водителя, контроля за «слепыми» зонами, управление вектором тяги т.п.
Исходя из этого, дальнейшее развитие пойдет по пути возрастания экономичности, комфорта, легкости управления, надежности и долговечности, применения новых материалов и сплавов, безопасности движения, устранение излишеств вопреки запросам сторонников богатства. Будут и дальше совершенствоваться бортовые системы управления и навигации, активные системы безопасности для человека.
Наверное, будет больше смешанных типов автомобилей. Турбодизели становятся всё экономичнее, чище и мощнее, а автоматическая коробка передач всё популярнее.
Возрастут запросы владельцев на экономичные моторы. Изменения происходят в дизайне и материалах. По-прежнему наблюдается тенденция по переходу к округлым формам в массовом производстве.
Снижению веса машины всё больше обращают внимание на легкие металлы: алюминий, магний, карбон и композитные материалы.
Возможно и появление какой-нибудь гениальной конструкторской или дизайнерской открытия или изобретения, которые круто изменит идею и образ автомобиля..
Что касается России, то автомобильная промышленность, являясь одной из ключевых отраслей экономики страны, ещё удивит мир своим авто мирового класса.
Можно сколько угодно любоваться и покупать самые дорогие, под завязку напичканные современной электроникой авто с обличием космического крейсера. Но не всё то золото, что блестит. Сегодня трудно сказать, как будет выглядеть автомобиль отдалённого будущего (например, конца 21 века), каково будет его электронное и механическое оснащение, тип двигателя. Одно понятно: при любых новациях должна сохраниться связь с традицией, первообразом. Так вот: сохранившиеся машины старых моделей вызывают непередаваемое ощущение уюта и спокойствия, настоянных десятилетиями, чувство стабильности и некоторой наивности, исходящей (через все комплектующие) от далёких во времени людей, создававших идею, образ автомобиля и его материальное воплощение.
С увеличением числа модных (и часто полезных) гаджетов важно не утерять непосредственный интимный контакт с машиной, как с её изначальной древней ипостасью – живым конём.
Самое главное в автомобиле, – это, конечно, не опосредованная никакими электронными «наворотами», живая ручная близость к лошадиной силе (не шампуню), двигателю, прообразом которого является древний могучий живой конь, - землепашец, боевой друг, скакун, всегда верный хозяину.
Генетическая память чередует в сознании ассоциации-кадры: подхожу к мощному животному, осматриваю (колёса подкачены), похлопываю по холке, вставляю ногу в стремена, сажусь на сытого (бензобак полон) коня (водительское сидение), берусь за уздечку (кладу руки на руль), чуть натягиваю повода (отжимаю упругое сцепление), слегка толкаю пятками в бока (поворачиваю ключ зажигания), слышится тихое ржание (стартер), ещё раз натягиваю узду, чуть толкая пятками (прибавил газку), плавно отпускаю сцепление (Но! Пошёл!) и, послушная хозяину конь-машина, всё убыстряясь, начинает движение, являя тебе, как на ладони, весь мир. Вот этого первобытного чувства живой близости к источнику движения и не хватает зачастую современным аппаратам перемещения. Сказать откровенно, я недолюбливаю автоматические коробки. Мне этот механизм частенько мешает общаться с автомобилем, чувствовать себя настоящим кентавром. Хотя очень удобно.
Автомобиль мчится не только в пространстве, но и сквозь время. То есть автомобиль несёт в себе функцию машины времени, начиная с античной колесницы и кареты, запряжённой лошадьми и заканчивая современным концепткаром.
Отдельная тема – женщина-автомобилист.
Амазонка на коне, принцесса в карете
Сегодня, когда едешь или просто идёшь по улице, с удивлением фиксируешь факт – как много женщин за рулём. И выглядит это прекрасно. Сразу видно – самостоятельная, деловитая, умная. Но всё-таки остаётся смутное ощущение контраста, несоответствия традиционной мужской модели и пола водителя. И, думаю, в современной автокультуре такое ощущение будет возрастать, и вскоре станет очевидным даже без заявления «Лиги борьбы за права женщин», для которых собственное авто стало столь же необходимо, как стиральная машина или кухонный комбайн.
Появилось такое понятие, как женские машины. Маркетологи уже выделяют ряд автомобилей, которые принято считать исконно женскими.
Компании, производящие машины для дам, часто угадывают особенности женской психологии, желание современной женщины увидеть именно такую машину. И когда их устраивает всё - от размера, дизайна и цвета до стоимости и расхода топлива - эти модели становятся любимцами женщин.
Исследования в области женской автопсихологии выявили ряд позиций, которые влияют на предпочтение дам. Кроме, разумеется, цвета (мягкие и светлые тона) и размера (обычный средний, немного меньше среднего, больших машин дамы, м-м-м, побаиваются) – это красивый, но не вычурный и агрессивный дизайн (гармония переходов, плавные линии), надежность, безопасность, легкость управления (автоматическая коробка передач, подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений и парктроник), и комфортабельность салона.
Автоледи вряд ли выберет машину с тугим рулевым управлением без гидро- или электро- усилителя.
Хотя в большинстве случаев, в выборе своего автомобиля женщины всех возрастов опираются на собственную интуицию, в Европе и США, как отмечено выше, уже сегодня сложилась устойчивая линейка женских автомобилей.
В России, среди отечественных авто, в плане женских предпочтений лидирует модель Lada Vesta. И это не случайно. Притягивает взгляд и вызывает симпатию загадочная, словно у Моны Лизы, полуулыбка передней, лицевой части (рельефная крышка капота фары, бампер, решётки). Сочетание основательности, надёжности и мягкого девичьего очарования делают эту машину выразителем идеального женского характера. Так и хочется назвать её «Лада-Лиза». Её стильная, сдержанно благородная эстетика и оригинальный, гармоничный дизайн демонстрируют чувство собственного достоинства. А пропорциональный, обыгрывающий Х-тему мотив общего рисунка, всегда современен, и никогда не будет зависеть от сомнительных веяний автомоды.