Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Как я был начинающим водителем

Автор статьи

Большинство автомобильных журналистов любили машины с детства и так давно получили права, что уже не помнят, каково это - быть начинающим водителем. Я же постараюсь передать свой свежий опыт начинающего водителя Вам, дабы не повторяли мои ошибки и не совершали своих.

 

Знак "Начинающий водитель".

Вешайте его сразу при покупке автомобиля. Это не стыдно и совсем не портит дизайн вашего автомобиля. Зато Ваши ошибки будут чуть меньше раздражать других участников движения, и чуть чаще Вас будут пропускать там, где может и не следовало бы.

 

Учите матчасть.

Изучите инструкцию к автомобилю. Это может быть долго и неинтересно, но сэкономит время на дороге и сделает поездку безопаснее для Вас и других участников движения. Я этого не сделал, и мне пришлось узнать на собственном опыте, что на груженой машине фары надо опускать с помощью корректора, чтобы не слепить других участников движения, когда встречный водитель меня обморгал и обсигналил. А сколько водителей просто проехали мимо  ослеплёнными за предыдущие 200 километров поездки, даже подумать стыдно.

 

Найдите клубный форум.

И прочитайте про все возможные неполадки Вашего автомобиля. Скорее всего Вы с ними никогда не столкнётесь, но если что-то случиться, то это не будет сюрпризом, и Вы будете знать как действовать. Я этого не сделал и моя новенькая иномарка с пробегом всего 8000 в первую же зиму не завелась при температуре -25. Прикуривание и вызов "помощь на дорогах" от производителя ничего не дали. Завёлся с галстука. Уже дома на форуме прочитал, что это типичная проблема моделей определённых месяцев выпуска - замерзание стартера. Решается за три минуты несколькими способами, один из которых даже не предполагает открытие капота. Вывода сразу два: лучше полчаса посидеть на форуме, чем три часа скакать на морозе, и даже с новыми машинами могут возникать проблемы.

 

Купите регистратор.

И повесьте его так, чтобы другим участникам движения он был виден. Это как профилактика от "учителей" и хитрецов, желающих починить свой задний бампер за Ваш счёт, так и бесстрастный свидетель, способный спасти в том числе и от лишения прав. Я это сделал и спас себя от лишения.  Пришлось через сплошную уходить от фуры, бросившейся с обочины мне на перерез. Сотрудник ДПС увидел лишь заключительную часть, когда фура неспеша катила в полосе, а я возвращался со встречной полосы в свою. Записи регистратора оказалось достаточно для продолжения движения со своим водительским удостоверением. И не забывайте убирать регистратор, когда покидаете машину, чтобы не соблазнять воришек.

 

Итак, Вы сели за руль и поехали.

Не надо ехать на работу или по иным делам. Первое время все Ваши поездки должны быть прогулками. Возьмите с собой пассажира и научите его пользоваться климатической системой автомобиля, чтобы Вам не приходилось отвлекаться от дороги если станет жарко, холодно или начнут запотевать окна. Объясните пассажиру основную задачу: сидеть молча, смотреть вперёд и орать от ужаса, если Вы отвлеклись и не тормозите. Не позволяете пассажиру делать Вам замечания в пути. Но внимательно выслушивайте их по окончанию прогулки, когда Вы можете обсудить и обдумать их в спокойной обстановке.

Вначале будет тяжело, потому что придётся следить за множеством отдельных машин, но через небольшое время Вы станете видеть лишь один поток, в котором надо отслеживать только несколько машин, выпадающих из общего ритма движения. Это - первая ступенька водительского опыта. Вторая ступенька - когда Вы начнёте пользоваться органами управления не задумываясь о них. Я был слегка напуган, когда первый раз переключил передачу на своей механике без предварительной репетиции в голове.

Выбирайте маршруты без пробок. Если чувствуете усталость - остановитесь и разомнитесь. Первый месяц владения автомобилем я приезжал с работы на общественном транспорте, садился за руль и проезжал кружок по загородным шоссе сначала полчаса, а под конец месяца прогулки занимали у меня уже до двух часов.

 

Соблюдайте правила.

Просто потому что так проще. Зная и соблюдая правила Вы будете чувствовать себя гораздо увереннее на дороге. Вас не будут пугать камеры и полицейские. И даже в случае ДТП Вам будет гораздо комфортнее дожидаться ДПС, когда Вы уверены в своей невиновности.

 

Не ленитесь вертеть головой.

Следите за всеми машинами на дороге. Тогда для Вас не станет сюрпризом, что шашечник Вас подрезал - Вы уже видели его потуги в зеркале заднего вида. Вы будете знать, что какая-то машина находиться у Вас в "слепой зоне", потому что Вы заметили её до того как она там оказалась. И вообще - старайтесь предсказывать манёвры всего потока.  Я так не делал и чуть не слипся с машиной из слепой зоны, когда мы пытались занять одну свободную полосу вдвоём.

 

Не доверяйте парктроникам.

Прежде чем заезжать куда-либо с их помощью, осмотрите это место собственным взглядом. И обязательно контролируйте по зеркалам и крутя головой.   Я так не делал и въехал в железный столб, оказавшийся в слепой зоне датчиков. А в другой раз меня неприятно удивила ажурная деревянная лавка. И снова нужно предсказывать. Если за машину закатился маленький безобидный мячик - останавливайтесь, - за ним прибежит ребёнок. А так я сделал, и ребёнок с мячиком здоровый и весёлый убежал обратно.

 

Вокруг Вас на дороге одни идиоты.

На самом деле идиотов на дороге очень мало. Но безопаснее ехать ожидая подвоха от каждого водителя. Тогда для Вас не станет сюрпризом перестроение без поворотника или выскочка со второстепенной дороги. Я так не сделал и теплым воскресным днём три часа работал организатором пробки на Кутузовском проспекте.

 

Выключайте магнитолу.

У человека пять чувств (а у кого-то и все шесть), но общее количество внимания на все эти чувства сильно ограничено. Поэтому не следует слушать магнитолу на большой громкости, а в сложных ситуациях лучше вообще её отключать. Особенно при левом повороте со второстепенной дороги - выключайте звук, затыкайте пассажиров, и повернуть будет гораздо проще и безопаснее. Да, и не пользуйтесь телефоном за рулём. Даже с гарнитурой или по громкой связи - отвлекает одинаково. Я так не делал и несколько раз я только чудом избегал ДТП во время неважных разговоров по гарнитуре. Нету в мире тем для разговора важнее Вашей жизни.

 

Вы оказались не в той полосе.

Типичная для новичка ситуация: ехали Вы и оказались в ряду, который поворачивает налево, а Вам надо прямо. Включаете правый поворотник и ждёте доброго человека который Вас пропустит. Такой находится всегда. Пусть не первый и не второй, но из десяти водителей один точно пропустит.      Это как раз та ситуация, в которой Вам может помочь знак "начинающий водитель". И не надо ехать вперёд, даже если машины перед Вами все уехали налево, поскольку за перекрёстком эта полоса может стать встречкой и вклиниваться вправо будет гораздо сложнее. Я так делал - действительно сложнее.

 

Будьте понятны.

Закончив разгон чуть нажмите педаль тормоза, чтобы водитель позади также перестал разгоняться и зафиксировал безопасную дистанцию. Этот же приём следует использовать, когда Вы знаете, что скоро придётся тормозить для поворота или перед впередиидущей машиной. Даже если прямо сейчас Вам не нужно тормозить - предупредите, чтобы Ваш сюрприз не превратился в сюрприз Вам в багажник. Я так делал, поэтому задний бампер царапал исключительно сам.

 

Итак, Вы доездились до ТО.

Город - это тяжелые условия эксплуатации.

Если Вы внимательно прочитали инструкцию, то знаете, что условия города считаются тяжелыми условиями эксплуатации и периодичность ТО должна быть увеличена. У моей машины межсервисный интервал  вместо озвученных в салоне 15000 км должен составлять 7500 км. К сожалению, я узнал об этом только после 5 лет эксплуатации и 100000 км пробега, поэтому внутри мотор моей машины выглядит весьма печально. Хотя некоторые считают цвет красного дерева благородным, но не в двигателе же.

 

Не пренебрегайте официальными сервисами.

Конечно, всегда есть желание сэкономить на обслуживании автомобиля. Но я рекомендую ограничиться поиском официального сервиса, предоставляющего скидку Вашему автоклубу. ТО не ограничивается сменой расходников и диагностикой, а составляет комплексную процедуру, предписанную производителем,  включая, например, смазку определенных узлов.   У меня так случайно решилась проблема с замерзающим стартёром на ТО-90000, первом ТО, которое я проходил в официальном сервисе. Оказалось, что достаточно смазать клеммы стартера, как предписано в регламенте и тем самым исключается плохой контакт в мороз. Также в процессе ТО могут устраняться незначительные "родовые травмы", недостаточно серьёзные для проведения отзывной кампании. О чём неофициальный сервис может даже не догадываться.

 

Поздравляю с получением прав, и добро пожаловать на дорогу, коллега!