Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Русская Кобра или сестра AC Cobra из СССР

Автор статьи

Наверное, только ленивый не ругает отечественный автопром. Порой, совершенно напрасно. Поскольку в советской и российской автомобильной истории есть немало примечательных и крайне интересных автомобилей, не уступающих по дизайну, показателям иностранным образцам. И одним из таких как раз и является мало кому знакомый ЗИЛ 112 С, разработанный и собранный на Заводе имени Лихачева в 1961 году.

Не смотря на закрытость, в Советском Союзе было немало гоночных чемпионатов. Сей факт многих удивит. На заводе имени Лихачева в те годы жила своей жизнью собственная лаборатория по созданию спортивных автомобилей.  Приблизительно в тоже самое время, когда в Туманном Альбионе автомобильная фирма AC Cars создала свою первую «Кобру» , в СССР появилась своя сестра в виде ЗИЛ 112 С. Обе машины были очень похожи друг на друга ,как внешне, так и конструктивно. Разработка началась в 1957 году. В отличие от своего предшественника, модели 112, изменили расположение двигателя и КПП для более лучшего распределения массы, их сместили ближе к задней оси.
Казалось бы, что может получиться при сочетании таких запчастей - мотор от ЗИЛа 111, передняя подвеска от 21 –й Волги вместе с рулевым управлением? Рама, конечно, стала уже не лонжеронной, а классической для такой породы спотркаров, трубчатой. Мотор даром ,что от 111- го ЗИЛа, зато каков! Увеличенный в мощности шестилитровый(!) V8 , мощность 240 лошадиных сил! Кузов был сделан из стеклопластика, тормоза «барабаны» с гидроприводом, разделенные контуры для передних и задних колес. Сцепление и КПП были «одолжены» у ЗИС 110(поэтому разгон был относительно небыстрым). В основную передачу был вмонтирован вспомогательный редуктор со сменными шестернями, что позволяло быстро менять их под особенности конкретной трассы. В то время, когда создавался этот советский гоночный автомобиль, сложилась тенденция перехода к более коротким гоночным трассам и чтобы улучшить управляемость создатели применили самоблокирующийся дифференциал и стабилизаторы поперечной устойчивости. Заметьте, что на дворе стоял 57-61- й год! Неплохо для советского автопрома, согласитесь.
Разработка длилась 4 года и осенью 61 – го  машина приняла первое участие в гонках. В 1962 году была сделана попытка поставить  скоростной рекорд(!) в классе 10 группы 1.  Первая- дистанция 500 метров с места, а десятый класс- автомобили с двигателями, объемом 6-8 литров. Все было сделано, чтобы установить рекорд. На раму поставили более аэродинамичный новый кузов с прозрачной крышей – и стильно и обзор хорош. Установлен поддон из алюминия, улучшающий обтекаемость днища. Но, к сожалению, попытка успехом не увенчалась. Заезды проводились на озере Баскунчак, а незадолго до этого прошли дожди и на слегка подсохшем покрытии развили скорость 230 км/ч. Но на такой скорости шины уже не справлялись со скоростью и был риск, что они не выдержат. Хорошо обтекаемый кузов был снят, но на этой же машине годом позже, Виктор Галкин взял бронзу на  чемпионате СССР.  Но, не теряя надежды все-таки установить рекорд, строится еще один образец ЗИЛ 112С. Задача ставилась простая и сложная в то же время – рекорд на 24 часа на полигоне под Дмитровом,  который, кстати, обкатывался именно на этой машине - самой быстрой в Советском Союзе того времени. Все было радужно, но как это часто было в СССР, многие проекты закрывались под различными формулировками. Не стал исключением и этот. Руководство и партком ЗИЛа решили: «спортивные машины нам не нужны, да и специалистов не так и много, чтобы отрывать их от дел насущных». Но второй экземпляр все же был достроен. Впервые в истории отечественного автопрома на автомобиль были установлены дисковые тормоза! На дворе стоял 1963 году и о таком техническом новшестве,  рядовым моделям было далеко, как до луны. Так же был установлен каркас безопасности и пятигаечное крепление колес. В итоге бронза в 1964 и победа в чемпионате в 65 – м году. В 65- м на автомобиль установили экспериментальный двигатель – ЗИЛ 114 , он имел объем 6.96 л и мощность в 270 лошадиных сил ! Даже на фоне сестрички из Туманного Альбиона, имевшей  в тоже время от 260 до 306 лошадок, согласитесь, очень достойно, учитывая уровень развития автомобилестроения того времени. Гонщик Геннадий Жарков завоевал бронзу , а так же  стал чемпионом страны в Формуле -5. Средняя скорость на Неманском кольце составила 127.75 км/ч. Немного ,скажите вы? Но представьте, какой динамикой (далекой от хороших показателей) и тормозами обладала та машина? Никаких ремней, капсул безопасности, и шлем! Перед гонщиками тех лет можно снять шляпу.
На заводе ЗИЛ все-таки наладили мелкосерийное производство ЗИЛ 112С. И специально ,чтобы показать Европе ,что «у нас тоже есть гран-туризмо», вывезли туда несколько специально подготовленных автомобилей. Для участия в Ле-Мане и СПА.  Но этим смелым мечтам не суждено было сбыться. А позже вообще, лабораторию закрыли, ведь надо было строить партийные лимузины, но отнюдь не спортивные автомобили – задача тогда ставилась именно такая. Казалось бы, что автомобили и проект в целом ждет свалка и пара исторических фото для потомков? Но нет, в 70 – х москвичи, которым была небезразлична судьба ЗИЛ 112 С, отправили в Ригу пару таких машин таким же влюбленным в автоспорт патриотам. И сейчас, по прошествии времени, в Рижском музее  можно увидеть такой экспонат – ЗИЛ 112С.
Так что, история советского гран-туризмо живет, здравствует, а иногда, есть слух, до сих пор участвует в соревнованиях, уделывая современные  двухлитровые турбо, в лице «Субару» и «Эво»! Есть лишний повод гордиться славным прошлым, есть повод гордиться тем наследием, которое чудом дошло до наших времен. А если есть достойное наследие, то и светлое будущее автопрома наступит!