200 M.P.H: невероятная история двух компрессорных Shelby 427 Cobra “Super Snake”

5395 0 3
Поделиться: 0 2 0 1 0 0

Бывает ли слишком много мощности? С какого момента автомобиль уже однозначно становится опасным? Если когда-либо и был создан заводской ответ на эти вопросы – он перед вами. Эталон избыточности и безрассудства. Истории о Shelby Super Snake стали легендами. И на то есть причина. С самого начала эти автомобили строились более быстрыми, более яростными и более брутальными, чем все, созданное до этого Кэрроллом Шелби. А Шелби знал толк в быстрых, яростных и брутальных автомобилях. 7-литрового биг-блока Ford в гоночной спецификации уже более, чем хватало для крохотного шасси Shelby Cobra, чтобы обеспечить машине показатели мирового уровня на 1966 год. Но разместить под капотом Cobra еще и целых два центробежных компрессора Paxton?! О чем думали создатели этого монстра?

When I die I don’t wanna go to heaven

I just wanna drive my beautiful machine

Up north on some Sonoma country road

With Jimmy Dean and Steve McQueen

All the boys be singin’, singin’

— Jimmy Webb, “Too Young To Die”


Победитель «24 часов Ле-Мана» 1959 года, Кэрролл Шелби был и гонщиком, и конструктором, которому не надо было привыкать к избыточной мощности. Его компания Shelby American в те годы уже приступила к модификациям Mustang и была задействована в программе создания Ford GT-40, но еще активно производила и свой первый собственный продукт – родстер Cobra на основе изначально английского шасси AC Ace и двигателей Ford, причем с каждым годом конструкция все улучшалась, а мощность все росла. С 1962 по 1967 год было выпущено 998 экземпляров этой модели, из которых 343 штуки — самой узнаваемой и легендарной разновидности 427, то есть с тем самым 7.0-литровым мотором. Из этого числа всего 23 машины изначально готовились в чисто гоночной спецификации Competition Roadster – без глушителей, бамперов, лобового стекла и прочих удобств, обязательных для гражданского автомобиля, но не нужных на треке.

CSX3015 — личная суперзмея Кэрролла

Создавая свой персональный экземпляр Cobra в начале 1967 года, Кэрролл Шелби задумал получить автомобиль, которому не будет равных ни на дорогах Америки, ни даже среди чисто гоночных Cobra. Ходят слухи, что желание это возникло, когда Кэрролл проиграл дорожную гонку своему юристу за рулем Ferrari 275 GTB/4.

Он начал с уже готовой Shelby 427 Cobra Competition Roadster 1965 года, кузов номер CSX3015: эта машина цвета Guardsman Blue только вернулась из рекламного турне Ford по Европе. Все необходимое оборудование для езды по улицам было добавлено, но сохранились и гоночные компоненты: усиленное шасси, увеличенный бензобак, задний мост с выносным масляным радиатором, усиленные тормозные суппорты Girling от Ford GT-40, колесные диски Halibrand… А вот те 500 л.с., которые развивал 7-литровый двигатель, показались Шелби всего лишь хорошей отправной точкой…



В 1966 году Shelby American начали сотрудничество с Paxton по установке центробежных нагнетателей в новый купе Shelby GT350 на основе Mustang с 4.9-литровым двигателем (289-й блок). Настоящий техасец Шелби решил, что если один компрессор на 289-м моторе – это хорошо, то два компрессора в сочетании с 427-м двигателем – еще лучше.

В итоге нагнетатели, приводившиеся в движение одним ремнем, были установлены под капот его личной Cobra. Каждый подавал воздух на огромный 4-камерный карбюратор Holley – для их установки потребовался специальный экспериментальный впускной коллектор Mickey Thompson. Сдвоенный трос дроссельных заслонок тоже сделали на заказ.

Под штатный капот вся эта конструкция не влезла, поэтому был изготовлен альтернативный, мгновенно выделяющий компрессорную Cobra среди других 427. При давлении наддува всего 0,4 бар, итоговая мощность двигателя составила 800 л.с. – на 60% больше, чем у “простых” 427 Cobra Competition. Чтобы представить себе темперамент и способности этого автомобиля, стоит напомнить, что масса Shelby Cobra составляла примерно 1150 кг.

Трехступенчатая автоматическая коробка передач C-6 от Lincoln – огромная редкость для Cobra, в подавляющем большинстве случаев оснащенных «механикой», как и положено гоночному автомобилю. Но в то время даже специалистам Shelby American не удалось найти фрикционное сцепление, способное выдержать мощность CSX3015.

К тому же, сам Шелби не любил механические КПП, по его собственным словам: “Кроме моей самой первой Cobra, все мои Cobra и все мои Mustang, предназначенные для дорожной езды, оборудованы АКПП. Я не хочу чувствовать себя гребцом на лодке. И не хочу постоянно переключать передачи в пробках». В итоге, «автомат» позволял мистеру Шелби просто определиться с направлением движения и нажать на газ своей компрессорной Cobra. Любая неосторожность с педалью превращала задние шины в генератор дыма, но если удавалось обеспечить сцепление с дорогой, до 100 км/ч автомобиль разгонялся за 3.2 секунды, в чем также есть заслуга именно АКПП.



Кэрролл использовал CSX3015 для собственного удовольствия, иногда участвуя в гонках вроде нелегальных дружеских заездов Conquistadores Vistadores из Лос-Анджелеса в Элко, Невада, где показал подтвержденную радаром скорость 306 км/ч (190 миль/ч) с капитаном California Highway Patrol в качестве пассажира. Невероятные характеристики личной машины Шелби позитивно способствовали и образу его компании. А в февральском номере журнала Road & Track за 1968 год появилось определение, с тех пор приклеившееся к CSX3015 – “The Cobra to end all Cobras” («Кобра, которая положит конец всем Кобрам»).

Кстати, название Super Snake, ныне ставшее основным для этой машины, было изобретением не самого создателя, а сотрудника Shelby American Эла Доуда, разместившего в том же 1968 году обьявление о продаже машины с заголовком “Carroll Shelby’s Personal Super Snake» («Персональный суперзмей Кэррола Шелби»). До этого CSX3015 обычно именовалась Twin-Paxton, по самой характерной своей особенности – наличию двух нагнетателей.

Как это часто бывает, сумасшедшая отдача не могла не сказаться на надежности. Машина часто ломалась, и в 1970 году Кэрролл Шелби после очередного ремонта наконец продал Super Snake известному кантри-певцу и композитору Джимми Уэббу, который ездил и владел ею в течение следующих 25 лет. «Владел», потому что последние 17 лет машина была спрятана после реставрации (в частности, ей вернули снятые до этого компрессоры, родной впускной коллектор и автоматическую КПП, а также перекрасили в черный цвет) в одной из лос-анджелесских автомастерских – имущество Уэбба разыскивалось налоговиками. В конце концов, чиновники IRS смогли-таки найти, конфисковать и перепродать Cobra.

О том, насколько Джимми любил этот автомобиль, говорит тот факт, что именно ему полностью посвящена целая песня с подходящим названием «Too Young To Die» — первый трек первого сольного альбома Уэбба «Suspending Disbelief» 1993 года. Один из куплетов этой песни вынесен в эпиграф этот статьи, но, как говорится – лучше один раз услышать:




С 1995 года CSX3015 сменил нескольких владельцев, пока не попал в руки к Харли Клакстону III – известному энтузиасту Ford GT-40 и дилеру автораритетов из Аризоны. Он произвел еще одну полную реставрацию, вернув CSX3015 оригинальный синий цвет.

Автомобиль стал звездой аукциона Barrett & Jackson в Скоттсдейле, Аризона, в январе 2007 года. Известный коллекционер Рон Пратт приобрел Shelby 427 Cobra Super Snake за $5 500 000, что на тот момент было рекордом цены и для марки Shelby, и для американских автомобилей вообще. Спустя 8 лет, 17 января 2015 года на таком же аукционе Barrett & Jackson в Скоттсдейле, где распродавалась вся коллекция Пратта, Super Snake обрел нового хозяина. На этот раз, уникальная Cobra стоила лишь чуть-чуть дешевле: $5 115 000.

CSX3303 — многократно печальная история


Ladies and gentleman, I was idling… I was idling… the car had not moved, I had not put my foot on the gas pedal… and it was killing people…

— Bill Cosby, “200 M.P.H.”


Гениальность Кэрролла Шелби как бизнесмена и маркетолога вполне сравнима с его достижениями как гонщика и конструктора. Мало того, что он создал целую волну публикаций в прессе о своем собственном экземпляре – он обессмертил, достаточно нетривиальным способом, компрессорную Cobra еще и в поп-культуре Америки тех лет.

Однажды он укорил своего хорошего приятеля, знаменитого комедианта Билла Косби, что тот непатриотично ездит на европейских спорткарах. Косби ответил, что американские машины развивают скорость до 160 миль/ч (257 км/ч), в то время, как его Ferrari может ехать быстрее 180 миль/ч (290 км/ч). Шелби спросил Косби: «как хороший американец, будешь ли ты ездить на американском автомобиле, если он сможет разгоняться до 200 миль/ч?». Косби был заинтригован, да и для Шелби это был вызов.

Через некоторое время Шелби продал ему почти идеальную копию собственного автомобиля. Шасси CSX3303 изначально было «гражданским», без модификаций, свойственных Competition Roadster, а вот двигатель и АКПП в точности повторяли спецификации CSX3015. В полном соответствии с обещаниями, табличка на торпедо гласила: “This car is guaranteed to do 200 mph. Carroll Shelby”. Пикантность этой таблички в том, что в то время не существовало серийного автомобиля, способного развивать такую скорость. Более того, официально лишь через два десятилетия Ferrari F40 пересек эту границу: 201 миль/ч (323 км/ч), как заявлено производителем и 202,7 миль/ч (326 км/ч) согласно тесту журнала Quattroruote.

Дальнейшей недолгой истории владения Twin-Paxton’ом Билл Косби посвятил аж 23-минутное выступление в казино Harrah’s (Рено, Невада) в 1968 году, записанное и позже выпущенное в виде отдельного альбома, так и озаглавленного: “200 M.P.H.”.




Если вкратце, то первый же тест-драйв безумного творения Shelby American так впечатлил и испугал комика, что тот вернулся к Шелби: «Спасибо, но нет, спасибо. Забери назад ключи и машину, все оплачено, и подари ее Джорджу Уоллесу» — кандидат в президенты Уоллес был известным сторонником расовой сегрегации, так что чернокожий Косби не слишком-то симпатизировал этому политику…

Конечно, Шелби не стал дарить машину Джорджу Уоллесу, но это мрачное неозвученное пожелание Косби настигло следующего владельца. В реальности все произошло чуть по-другому, нежели описано в «200 M.P.H.». Автомобиль был доставлен к дому Косби. Он с женой выехал со двора и с дымом из-под колес доехал до ближайшего поворота. Оттуда жена вернулась пешком, а Косби после этой 800-метровой поездки отдал Cobra… жене своего менеджера. Согласно информации из World Registry of Cobras and GT40s, она владела автомобилем до весны 1968 года, и лишь затем вернула его в Shelby American.

Шелби выставил CSX3303 на Oakland Roadster Show, совместном мероприятии S&C Motors и Hayward Motors из Сан-Франциско. S&C Motors, будучи дилерами Ford и Shelby, в свою очередь нашли клиента на суперкар – Тони Макси. К сожалению, через год после приобретения, 800-сильная «кобра» смертельно подвела хозяина во время одной из поездок по Pacific Coast Highway.

Сложную конструкцию тросика газа, управляющего двумя карбюраторами, заклинило в полностью открытой позиции и неконтролируемый автомобиль упал со скалы в Тихий океан, убив своего владельца. Тем не менее, остатки Cobra были подняты со дна, приобретены с автосвалки неким Бобом Сбарбаро и, в итоге, в 1975 году попали в руки к Гордону Гимблу из Cobra Performance в Сакраменто, Калифорния. Он снял двигатель и коробку, а шасси с VIN-кодом и документы на CSX3303 с калифорнийской регистрацией продал британцу Брайану Англиссу.




Англисс был известен тем, что владел компанией CP Autokraft, английским производителем кит-каров, внешне копирующих Shelby Cobra. Более того, несколько позже, с 1986 по 1996 год, Брайану принадлежала даже сама компания AC Cars Ltd – создатель изначального шасси Ace и Cobra.

Безусловно, имея такие возможности, Англисс за три года восстановил CSX3303, даже несмотря на то, что от оригинального автомобиля целой осталась только табличка с номером, а сам кузов и шасси были полностью новыми — даже руль установили по-английски справа. Да и двигатель установили “обычный” – 427-й блок с карбюраторами Weber 48 IDA. В таком виде в конце 1970-х годов машину продали одному из самых уважаемых автоколлекционеров Великобритании – сэру Энтони Бэмфорду из Стаффордшира.

Сэр Бэмфорд владел Cobra вплоть до 2007 года. Правда, в какой-то момент в 80-х он уступил CSX3303 своему другу Найджелу Мурсу, но в 2001 году выкупил обратно. Более того, сэру Бэмфорду невероятно повезло узнать, что родной двигатель (без компрессоров) был продан Гордоном Гимблом и установлен в хот-род на базе Ford вместе с другими элементами CSX3303. Этот хот-род в конечном итоге оказался в музее, так что его пришлось целиком выкупить. Но, таким образом, поручив процедуру реставрационной компании Gelscoe, британцу удалось вернуть оригинальный мотор, тормоза и задний мост, добавляя аутентичности реконструированному автомобилю. Конечно же, Cobra получила и левый руль, «правильную» АКПП от Lincoln, и, что самое важное — двойной нагнетатель Paxton, как во времена Косби. Однако, все эти усилия невысоко ценятся фанатами Shelby, которые справедливо считают нынешний CSX3303 просто копией оригинала с частично оригинальными агрегатами.




В январе 2007 года, почти синхронно с продажей CSX3015 на аукционе Barrett & Jackson, второй Super Snake должен был уйти с молотка в том же Скоттсдейле, Аризона – но на аукционе Russo & Steele. За месяц до даты торгов, автомобиль был внезапно снят с продажи, а упоминания о нем полностью удалены с сайта аукциона. Формальной причиной называлась неспособность уложиться в срок с таможенными процедурами при доставке машины из Великобритании, но осведомленные источники утверждают, что сотрудники аукционного дома вникли в бумаги, предоставленные английскими членами клуба SAAC (Shelby American Auto Club), и пришли к выводу, что у машины есть еще и вопросы относительно реалистичности цепочки владельцев и передачи имущественных прав.

Иными словами, скорее всего, уважаемые аукционеры Russo & Steele не стали рисковать, беря на себя ответственность публичной легализации всей запутанной истории второго Super Snake. Насколько известно, CSX3303 был все равно продан примерно в то же время, но в частном порядке. По экспертным оценкам, его реальная стоимость на сегодняшний день должна быть ниже, чем у любой «обычной» оригинальной 427 Cobra, безо всяких мрачных историй и компрессоров под капотом.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

Если Вы хотите участвовать в следующем Конкурсе,
укажите Ваш email здесь.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 2 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Первые тесты Porsche Panamera Sport Turismo: удобный «сарай» с прекрасной управляемостью

Porsche в конце текущего года собирается вывести на рынки многих стран мира (в том числе и на рынок России) универсал…

2999 0 3
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
От парового котла до DSG и дальше: дневник автослесаря за 250 лет

Давайте представим, что жил-поживал мужик этак два с половиной века, всю жизнь работал автомехаником и вёл рабочий дневник. Интересно, что он мог там записать?

1864 5 7
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

2771 9 10
Статьи / Практика
Взломать систему: как отучить современные моторы перегреваться

Совсем недавно мы рассказывали, почему многие современные двигатели практически обречены на перегрев. С одной стороны, может показаться, что никуда от этого не деться, с этой мыслью надо свыкнуться и жить дальше.…

50265 8 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: «тук-тук» четвёртого цилиндра и настоящий полный привод

Не совсем обычная машина для не совсем нормальных людей – вот что такое Subaru Legacy. Если в вас живёт гонщик-авантюрист, который умеет варить железо, паять проводку и перепрессовывать подшипники, то первая часть…

2063 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: негниющая сталь кузова и детали, которые нельзя найти

Машины Subaru всегда были «немного другими» и всегда находили своего, такого же нестандартного, покупателя. И в девяностые годы поклонников-ценителей хватало, ведь машины эти были очень интересными. Достоинств у них…

4140 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GG с пробегом: моторы и коробки, как у Форда, но лучше

Первая часть обзора про Мазду 6 первого поколения получилась немного грустной: по прошествии лет стало понятно, что кузов не просто склонен к коррозии, а сгнивает в лучших традициях Опелей 90-х. Сложности подвески и…

3915 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

32546 11 0
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

34233 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

21291 3 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

72058 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

57300 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

29168 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

60347 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19638 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

9152 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

16094 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19638 2 0
Статьи / История
Сидор, Хомячок и Джеки Чан: как в России называют корейские и китайские автомобили

Кажется, что в России буквально у каждого автомобиля есть прозвище. И совершенно не важно, что у модели существует официальное название – оно почти всегда трансформируется и обретает новый смысл. Сегодня изучаем «клички»…

8487 2 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?