22 января 2004 г. 00:00

Генератор идей

Генератор идей

Когда я ехал на своем автомобиле в Швецию, мне позвонил мой приятель и сказал примерно следующее: вот ты там едешь и ничего не знаешь, а я здесь смотрю на то, как обваливаются здания-близнецы в Нью-Йорке. Вечерами, приходя с работы домой, мы усаживаемся перед телевизором, щелкаем с программы на программу, а потом, утомившись, просто смотрим на ночь какую-нибудь музыку. Часто ли мы задаемся вопросом, кто снимает музыкальные видеоклипы, чтобы потом мы могли вот так сидеть у телевизора? А можем ли мы подумать, что тремя сотнями просмотренных нами клипов мы обязаны одному-единственному человеку? Олег Гусев не любит слово "клипмейкер", но вот уже 10 лет занимается именно тем, что делает клипы. При его внешнем виде он мог бы запросто стать главным героем любого видеоролика или даже фильма. Но он режиссер. И даже если его лицо не мелькает каждодневно на экране, он человек из телевизора. Посредством музыки.

"Колёса": Олег, с какими музыкантами Вам было интересно работать?

О.Г: Ну, например, с Игорем Крутым. Работа, за которую я очень волновался, потому что снимать инструментальную музыку сложно, ведь она предполагает отсутствие так называемых треков, когда человек стоит перед объективом, открывает рот и тем самым сокращает экранное время, в которое нужно втиснуть какие-то придумки режиссера. А здесь все это время должно было уйти на историю. Но при помощи Кориковой Лены, нашей актрисы, которая участвовала в съемках этого клипа, и при помощи самого Игоря, который написал такую музыку, и благодаря еще тому фантастическому чувству юмора, которое есть у Игоря и которое он постоянно использовал на съемочной площадке, поднимая всем настроение в далекой Стокгольмщине, мы за 8 дней сняли этот ролик. Хотя это сделать было очень сложно, поскольку, когда я ехал на своем автомобиле в Швецию, мне позвонил мой приятель и сказал примерно следующее: вот ты там едешь и ничего не знаешь, а я смотрю на то, как обваливаются здания-близнецы в Нью-Йорке. Я был в полной уверенности, что это начало третьей мировой войны, и думал о том, что надо, наверное, все это свернуть и вернуться в Питер, потому что шведы ни за что не разрешат снимать запланированные эпизоды в аэропорту. Но шведы в Стокгольме сказали нам: а что, все OK, и все будет так, как у нас стоит в плане. И мы сняли клип на эту инструментальную пьесу, которая называется "Ты в моем сентябре". Ну, это такая, как я ее называю, глянцевая история о любви.

"Колёса": Глянцевая - Вы имеете в виду журнальная, нереальная?

О.Г: Глянцевая - я имею в виду приукрашенная, красивая такая.
Вообще, я склонен к тому, чтобы снимать работы, сюжет которых ни в коем случае не напоминал бы нашу жизнь. Потому что она такая вся неинтересная, серая.

"Колеса": То есть если и так все плохо, то зачем это еще и на экране показывать?

О.Г: Да. В последнее время эта тема активно муссируется. И надо бить себя кулаком в грудь и говорить: я такой же некрасивый, плохой и гадкий, как и вы все! Заплатите за мое шоу! Я такой же отвратительный, как и вы!.. То есть основная тема у наших исполнителей звучит сейчас примерно так, если это немножечко утрировать.

"Колеса": Тема хождения в народ?

О.Г: Это вечная тема! Народ смотрит и говорит: ой, посмотрите, она такая же толстуха, как и я!

"Колёса": Это Вы сейчас про Ларису Долину с рекламой "Суперсистемы 6" вспомнили?

О.Г: Да Вы что?! Лариса красотка! Красотка, одаренная женщина, она мне очень нравится, она моя старая подружка. Дай бог, чтобы все были такие, как она. Человек, который не реализовал еще свои голосовые возможности даже процентов на 50. У нее совершенно фантастический голос, просто в этой стране он никому не нужен. Здесь интересуются "Погодой в доме", и если обстановка заставляет прекрасную актрису и певицу петь такое, то это не говорит о том, что она плоха. Это говорит о том, что зритель не готов пока воспринимать что-то иное. А с голоду умирать никто не хочет, поэтому Лара исполняет такие песни. И так со многими. То же самое происходит и с видео. Чуть сделал шаг в сторону - и тебя ждет всеобщее осуждение. Потом проходит года три-четыре, и люди начинают врубаться в то, что ты сделал еще тогда.

"Колёса": Какие интересные работы еще приходят на ум?

О.Г: Пожалуй, последний ролик с Жасмин на космическую тему. Не помню, как называется песня, я уже лет пять не запоминаю, что я снимаю и как. В общем, она там на звездолете летает, грустит о парне. Но это здорово, это какая-то новая эстетика! Ролик из разряда фотографических, когда выстраивается свет, делаются какие-то странные декорации. Я вообще очень ревностно отношусь к свету и цвету, это играет для меня огромную роль, а уже только потом идут и сюжет, и навороты, и актерская игра и т.д.

"Колеса": А эти Ваши склонности переносятся в бытовую плоскость? Если говорить, например, об интерьере?

О.Г: Что касается интерьера, то мои друзья говорят, что я вообще эстет. Для меня очень важен цвет стен, цвет пола, для меня важно само понятие цвета. У меня был автомобиль - очень роскошный, очень классный. Он имел зеленый цвет неправильного оттенка. Я был рад, что взял его, автомобиль был, действительно, хороший, отлично ездил, но у меня присутствовал дурацкий такой осадок - мне не нравился цвет. И что вы думаете? Я его продал! Купил точно такой же автомобиль абсолютно правильного цвета и потерял на этом много денег. А к тому, зеленому, автомобилю я шел каждое утро, видел его и меня прямо передергивало!

"Колёса": Олег, Вы сказали, что Лариса Ваш старый друг. А с кем еще из артистов Вы поддерживаете дружеские отношения?

О.Г: Со многими. С Филиппом Киркоровым, как это ни странно. Вообще, в головах у зрителей и слушателей сформировался его неправильный образ, и виноваты в этом, конечно, средства массовой информации, которые неправильно подают артиста. С их слов, он такой весь эстрадный, такой весь из себя вторичный, и перепевщик, и такой-сякой, женился на Алле из-за карьеры. Филипп очень интересный человек! Интересный именно тем, что он выдумщик, смелее многих идет на всевозможные эксперименты и думает о последствиях этих экспериментов только после того, как они заканчиваются. Эта смелость дает ему возможность делать какие-то нестандартные вещи. Это человек, который очень здорово делает все, к чему прикасается его рука и голова. Он превращает все в какой-то успех, а это очень непросто. Сейчас он занимается тем, что делает мюзикл, и я уверен, что через год эта постановка будет одной из самых лучших. Филипп находит в Америке продюсеров, привлекает каких-то очень интересных людей. То, что он делает на сцене и на эстраде, это, конечно, веяния конъюнктуры. Но чтобы были сборы, нужно, чтобы это было и шоу, и бизнес. Можно долго говорить о том, кто приходит к нему на концерты, какой контингент, и что люди более "элитного" склада ума, может быть, не приемлют эту музыку. На это хочется ответить: делайте что-нибудь, чтобы на вас тоже пришло единовременно 12 тысяч зрителей, и вот только потом мы с вами станем общаться на эту тему!

"Колёса": О ком еще Вы можете рассказать как о своем друге?

О.Г: Да масса людей! С Наташей Ветлицкой мы работали - буквально в январе вышел ролик, шлягерная такая, хитообразная вещь. Там шарики на белом фоне. Наташа фантастически интересный человек, который за один месяц может объездить полмира. Звонила мне как-то из Индии, где она занималась йогой с частным педагогом, жила в какой-то халупе, сама за собой ухаживала - это девушка, которая привыкла к "роллс-ройсам"! Через несколько дней она может плавать с аквалангом в Красном море, еще через пару дней торчать на островах Бали. Кроме того, она отстроила студию звукозаписи, пишет какие-то вещи, снимает клипы, живо всем интересуется. Такие люди меня очень радуют.

"Колёса": Какие самые яркие, на Ваш взгляд, клипы? Или сложно сказать?

О.Г: Можно ответить так. На данный момент я снял уже клипов триста, наверное. Среди них были, скажем так, этапные клипы. Например, этапным был клип, который я снял когда-то Анжелике Варум на песню "Осенний джаз". Новая была работа, практически черно-белая. На съемках было очень холодно, и я вообще думал, что получится плохо, а вышло очень здорово. И "Ты не для меня" Маликова. В то время они были очень молодые и несли такую модную тенденцию продвинутой эстрады. К сожалению, сейчас эта тенденция утеряна напрочь! Ведь это были эстетские работы. "В Петербурге сегодня гроза" - тоже из серии эстетских роликов. Могу сказать, что мне очень понравился ролик под названием "Мышь", который мы сняли Филиппу Киркорову. Мне очень многие говорили: ты взял на главную роль не того парня, для Филиппа нельзя так снимать, он ведь товарищ эстрадный, а клип получился альтернативный!.. Не знаю. Я показывал многим своим друзьям на Западе эту работу, и все говорили, что парень, которого я снял в этом клипе, просто фантастический!

"Колёса": Ходили слухи, что этот клип сняли специально под формат MTV.

О.Г: Отвечу, как и что было на самом деле. Во-первых, по поводу формата MTV. Самая большая странность для меня заключается в том, что формат MTV обусловлен только одним: нравится кому-то из редакторов этот исполнитель или нет. И это выдается за формат. Ни профессионализмом, ни вкусом здесь не пахнет даже. Мы можем увидеть на MTV откровенный "навоз", снятый за пять копеек и выданный за какое-то произведение искусства. Поэтому говорить о формате просто смешно. Филипп ратовал за то, чтобы снять "Мышку". По его задумке, он "бэтмен-водопроводчик", который летает от девушки к девушке по квартирам одного дома и строит им глазки, и все такое лубочное, и все так здорово - очередной эстрадный клип. Песня представляла собой абсолютно нормальную вещь. А в это время меня очень тянуло на всякие эксперименты. Я эту песню, уже готовую, отдал на аранжировку своему другу из Питера Вадику Жукову, который славится своим авангардным подходом и переделками каких-то аранжировок. И он таким образом переделал эту песню, что она стала носить явный альтернативный характер и шарм. Мы уже отсняли один день этого эстрадного лубка, а потом я подошел к Филиппу и сказал: знаешь, это будет скучно, потому что мы снимаем 126-й эстрадный клип, зачем это надо, давай сделаем что-нибудь новое! Филипп сказал: а почему бы и нет? Спонсором этого ролика были духи Paco Rabbane. Рекламу в клипе не увидел никто, и в этом мой плюс как режиссера. Но тем не менее флакончик этих духов там есть. Ну вот. У нас были отстроены очень интересные декорации, и уже буквально через день мы начали снимать новую версию - "ужастик". Когда мы сделали эту работу, Филипп был на гастролях в Канаде. Я ему отправил клип, он сказал: да, очень хорошая работа, она будет идти в Америке, поздравляю с удачей! И ролик был месяца на три забыт. Он лежал на полке и не претендовал на то, чтобы быть показанным у нас в стране. К слову обмолвлюсь, что такая участь постигла очень многие хорошие клипы. То есть они не имели эфира у нас, но имели достаточно обширный эфир на Западе. Эта же роль была уготована и "Мышке".

"Колёса": Как же этот ролик вышел на наши экраны?

О.Г: Бытовая кассета VНS с записью этого клипа через нашего общего знакомого каким-то чудом попала на стол к Боре Зосимову, руководителю MTV. Он посмотрел этот клип и испытал легкий шок: ни фига себе, неужели такое может быть? Он стал звонить Филиппу, и они придумали на MTV некую акцию, в результате чего эта работа была презентована. Она никаким образом не должна была идти в нашей стране и предназначена была, конечно, для иного зрителя. Но тем не менее она вышла, вызвав очень много разных мнений, толков и обсуждений.

"Колёса": Олег, вот Вы говорите: этапные клипы. Вы имеете в виду, что, сделав какую-то работу, Вы понимаете, что поднялись еще на одну ступеньку?

О.Г: Ну, не то что бы поднялся. Я вообще очень просто отношусь к своей работе и ко всем этим творческим изыскам. Профессионалом себя отнюдь не считаю, поскольку образования кинематографического у меня нет! Я дилетант, который очень много знает и у которого просто есть большой опыт, вот и все.

"Колеса": Вы не думаете получить это образование?

О.Г: Поздненько уже, наверное. Потом, как доказывают наши кинорежиссеры, а они доказывают это каждый год с завидным постоянством, образование дает очень мало. Время от времени я интересуюсь нашим кино, и в общем получается какая-то оптимистическая трагедия. Плохо это все. Чему меня будут учить эти люди? Я лучше по-другому потрачу это время: посмотрю какие-то по-настоящему классные фильмы, почерпну что-то для себя новое, пообщаюсь с интересными людьми.

"Колёса": Олег, в основе каждого клипа лежит какая-то идея. Скажите, чаще всего она исходит от Вас, как от режиссера, или все-таки от исполнителя?

О.Г: Эта идея всегда исходит от меня. Это условие. Я работаю с теми, кто доверяет сделать клип мне. А у нас очень много есть продюсеров, которые уже приходят с идеей клипа и говорят: сними вот это! Меня такой подход не особенно интересует. Я думаю, что имею право снимать клип так, как надо мне. Хотя правильнее было бы прислушиваться к ним, наверное. Но я не прислушиваюсь, потому что очень высокого мнения о себе.

"Колёса": Как, где и каким образом Вам приходят в голову эти основополагающие идеи? Как Вас посещает вдохновение?

О.Г: Страшным образом! Когда я снимал "Песни о главном", у нас было очень мало времени на съемку, был очень большой объем, и нужно было выдать очень много идей, а я же не могу их генерировать бесконечно! И я очень плохо спал. Я был в шоке от мысли, что я сниму все плохо и это потом покажут в Новогоднюю ночь и все скажут: о-о-о, как парень сдал! А поскольку я уже взялся за дело, обратного пути не могло быть. И я постоянно ворочался, очень плохо спал и засыпал в ужасе, что не придумывается та или иная вещь. И во сне, видимо, от выпитого на ночь, были какие-то глюки. Когда я был маленьким, у меня была такая штука: я видел сон, просыпался и ничего не помнил. А тут вдруг я стал помнить свои сны! И я знаю, что несколько креативов пришло именно таким путем.

"Колёса": То есть то, что мы видим на экране, порой кусочки Ваших снов?

О.Г: Абсолютно верно, так оно и есть! Я просыпаюсь утром с ощущением, что что-то со мной произошло. И если я не могу вспомнить весь сон, то хотя бы какие-то куски, какой-то образ. Ведь для клипа нужна всего лишь зацепка! Важна просто идея и все.

Словосочетание шоу-бизнес состоит из двух слов: шоу и бизнес. Если один из этих компонентов отсутствует, то это уже не шоу-бизнес, а что-то иное, какие-то эксперименты для узкого круга лиц.

Текст: Дарья Климешова
Фото: Евгений Егоров




Комментарии (0)
OK Отмена
OK Cancel

Войдите через социальные сети

или через свой доступ на сайте Kolesa.ru

Логин:
Пароль:
Запомнить на этом компьютере?

Вход Забыли пароль?



Жилищный проект
Продажа автомобилей:

Renault
319000 руб.
2013г. Москва

Renault
494100 руб.
2014г. Москва

Great Wall
664000 руб.
2013г. Москва

Peugeot
399000 руб.
2010г. Москва

Jaguar
929000 руб.
2008г. Москва