Автобус: тенденции XXI века

Автобусы, прочно вошедшие в нашу жизнь в прошлом столетии, в нынешнем активно продолжают укреплять свои позиции. Человечеству уже недостаточно иметь просто городские, пригородные и междугородные пассажирские машины.

Автобусы, прочно вошедшие в нашу жизнь в прошлом столетии, в нынешнем активно продолжают укреплять свои позиции. Человечеству уже недостаточно иметь просто городские, пригородные и междугородные пассажирские машины.

Автобусы / 3
Автобусы / 2
Автобусы / 1

Чтобы костюмчик висел – не главное
После снижения спроса на междугородные автобусы в 80-е годы прошлого века начало нового столетия отмечено прямо противоположной тенденцией. Это подтверждают результаты исследования, проведенного Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), касающегося роли туристических автобусов в экономике европейских государств. Выяснилось, что автобусный туризм обеспечивает вышеназванным странам до 2% ВВП. Автобусные туристы чаще пассажиров других видов транспорта останавливаются в гостиницах и тратят на 40% больше денег на еду, развлечения и сувениры. Если учесть, что после терактов в США 11 сентября 2001 года резко упал спрос на авиабилеты, нетрудно представить, насколько возросла роль наземного пассажирского транспорта.

Времена, когда пассажир автобуса дальнего следования мог довольствоваться в пути только багажным отделением и туалетом, канули в прошлое. Теперь путешествующих не удивишь ни мини-баром, ни бортовым холодильником, ни походной кухней. На борту "дальнобойных" автобусов привычными стали видеосистемы и гардеробы, игорные столики и автоматы с напитками, ночные шторы и теплые пледы. Конечно, важно повесить костюм на вешалку, но в крайнем случае помятую одежду можно и в отеле погладить. Однако все это мелочи по сравнению с тем, на что идут в последние годы производители туристических лайнеров, лишь бы привлечь максимум внимания к своей продукции. Да и сама продукция предприятий оценивается по более сложной шкале. В ней учитываются не только технические данные конкретного образца техники и уровень комфорта, но также эстетические, экологические показатели плюс степень безопасности.

Безопасность – это фактор, на котором помешаны практически все иностранцы, особенно состоятельные граждане Западной Европы. Поскольку на время путешествия пассажиры доверяют свою жизнь водителю, автопроизводители  делают многое для того, чтобы облегчить труд сидящего за рулем и предотвратить или минимизировать неприятные последствия в чрезвычайной ситуации. Подтверждение тому – панорамные зеркала заднего вида, позволяющие видеть не только борта автобуса, но и входы, салон, передний свес снаружи. Это и камеры контроля "мертвой зоны", используемые на технике компаний Van Hool и Setra. В стандартное оснащение включаются устройства, которые прежде не всегда предлагались и за отдельную плату, а именно: антиблокировочная (ABS) и противобуксовочная (ASR) системы, регулятор распределения тормозных сил EBS, программа стабилизации курсовой устойчивости ESP и дополнительный тормоз-замедлитель. Электроника теперь управляет работой двигателя, трансмиссии, тормозов и ходовой части.

Есть и устройства, предотвращающие засыпание водителя. Одно из таких еще в 2001 году предложила Volvo Bus Corporation на модели Jonckheere Arrow. Устройство автоматически активизируется при скорости 75 км/ч. Почему именно с этого рубежа? Да потому, что на меньших скоростях автобус движется по населенным пунктам, где внимание водителя сконцентрировано. А вот на загородном шоссе, в условиях монотонности пейзажа, особенно ночью, опасность засыпания за рулем гораздо выше. Чтобы предотвратить это, через каждые 5 минут автоматика подает световой сигнал, и если человек игнорирует его в течение 10 секунд, то раздается пронзительный звук, заглушить который можно только нажатием специального ножного выключателя.Поскольку большинство туристов – люди пенсионного возраста, они стремятся использовать автобусные туры, чтобы не спеша посмотреть мир и сэкономить (не секрет, что авиабилеты стоят в несколько раз дороже). В то же время они не привыкли отказывать себе в удобствах. Зная об этом, разработчики обеспечивают пассажирам максимальный уровень комфорта. Так, британцы предложили установку подогреваемых полов Flex-El. По сравнению с традиционными отопителями они равномернее обогревают салон, облегчают уборку и обслуживание автобусов, снижают эксплуатационные расходы и экономят место.

Любопытные новшества появляются на двухэтажных автобусах. Так, если на верхней палубе все кресла стоят по ходу движения, то на нижней нередко и друг напротив друга, со столиками посередине. Любопытная деталь: монитор с картой и указанием маршрута есть не только в салоне, но и в кабине водителя. В числе других особенностей трехосных машин – подруливающая задняя ось, уменьшающая радиус разворота. А для снижения образования водяного шлейфа нередко служит элегантный брызговик между колесами второй и третьей осей. Еще одна деталь – закрытые арки задних колес. Такие обтекатели призваны снизить сопротивление воздуха, уменьшить уровень шума и понизить образование грязевого облака при езде в дождь.

В новых лайнерах нет привычной для других автобусов дальнего следования индивидуальной реактивной вентиляции – вместо нее улучшена централизованная система подачи и кондиционирования воздуха в салоне. Она не только поддерживает нужную температуру, но и создает оптимальную влажность. Нет и привычных ячеек для мусора – их заменил… мусоропровод наподобие того, что устанавливается в скоростных поездах ICE. А из мира авиации переняты закрываемые багажные полки под потолком: при резком изменении направления и скорости движения их содержимое не свалится на голову или в проход.
Из других тенденций важно отметить расчет конструкции методом конечных элементов. Компьютерное моделирование позволяет снизить массу автобуса и обуздать топливный "аппетит".

Автобусы / 6
Автобусы / 5
Автобусы / 3

Пока "черное золото" не иссякло…
Рост городского населения и приток рабочей силы из пригорода и удаленных населенных пунктов – характерная картина для многих стран Европы. Обилие пробок и ограничения для владельцев частных автомобилей делают муниципальный наземный транспорт поистине незаменимым для огромного числа людей. Если учесть, что от надежности городских и пригородных автобусов зависит и статья расходов в местном бюджете, а сами транспортные средства являются своеобразной визиткой населенных пунктов, становится понятно, почему мэрии тратят немалые средства на закупку современного подвижного состава. Зная это, производители стремятся сделать городские и пригородные автобусы совершеннее.

Сегодня не все помнят, что рождением автобуса человечество во многом обязано немцам. Трудно поверить, но первое такое транспортное средство появилось более ста лет тому назад на фирме Daimler-Benz. Но если тогда автобус базировался на шасси грузовика, то теперь он изначально строится на оригинальной платформе.

Более того, прогресс в развитии наземных пассажирских транспортных средств для города очевиден: за прошедшее десятилетие парк городских автобусов изменился не только количественно, но и качественно. Например, взамен традиционной двускатной ошиновки на ведущих осях автобусов появились сверхширокие шины – так называемые "суперодиночки". Они позволяют уменьшить ширину колесных арок суммарно на 800 мм и сделать тем самым просторнее и вместительнее салон, снизить массу автобуса в угоду топливной экономичности, упростить техобслуживание. Одним из первых осваивать эту новинку вызвался MAN Bus GmbH.

Совершенствование узлов сочленения так называемых "гармошек" тоже относится к разряду тенденций автобусостроения. Например, фирма Hubner из Касселя недавно впервые показала укороченное соединение, которое отличается от классического центральным венком поворота. Вместо привычной сцепки тягача с прицепом здесь используются два шарнирно сочлененных рычага, переводящих центры вращения из середины на внешний край. За счет этого может существенно уменьшаться угол поворота. Кстати, длина нового сочленения всего 900 мм. В его конструкции используется полиуретан, а сам универсальный узел может применяться на различных вариантах шасси.

Любопытную разработку представила и фирма ContiTech – прозрачный текстиль "гармошки", созданный совместно со специалистами предприятия Hemscheidt. Благодаря специальной смеси каучука, рецепт которой по понятным причинам держится в секрете, удалось добиться отличной светопропускаемости материала при сохранении его прочности и функциональности. Новинка уже прошла успешные испытания в нескольких немецких городах. Еще одна инновация – увеличение числа дверей, благодаря чему сокращается время простоя на остановках. Скажем, сочлененный тягач Neoplan Centroliner N4522 c новым оформлением интерьера и внутренней высотой салона 2318 мм имеет три двери. Это большая редкость, а вместе с прицепом их пять! Такое решение в "гармошке" применено впервые. Нельзя обойти вниманием и увеличение доли электроники. Это касается как "умных" систем вроде ASR и EBS, так и сложных комплексов, позволяющих автобусам двигаться по электронным дорожкам в полностью автоматическом режиме с регулированием приоритета проезда перекрестков. На автовокзалах и остановках появилось поминутное расписание движения, а также информация о времени прибытия и отправления на разных маршрутах. Это позволяет спланировать пересадки при поездках из одного конца города в другой или выезда в пригород. Нужную информацию можно найти и в Интернете.

Директор Volvo Bus Corporation в Европе по маркетингу г-н Ларс Блом считает, что наряду с пассажирскими машинами большой вместимости настало время и компактных городских "извозчиков". Особенно это актуально для европейских городов с плотной застройкой и узкими улочками в центре. Итогом становятся разработки вроде Ale – небольшого автобуса, созданного шведами совместно с коллегами из итальянской компании Autodromo. Он может использоваться на часто меняющихся маршрутах и закрывать пробелы в расписании, вызванные сезонными или иными причинами. Достойный внимания аналог компании MAN Bus GmbH – городской автобус Lion`s Midi NM223 длиной всего 10.5 м и вместимостью (при трех дверях!) до 80 человек. К этому же классу относятся и корпоративные разработки наподобие Mercedes-Benz Sprinter GT Minibus. Этот автобус малого класса с огромными панорамными стеклами и высокой крышей с двигателем мощностью 156 л.с. рассчитан на перевозку 21 человека, предоставляя в их распоряжение багажное отделение объемом 2.7 м3. О важности таких автобусов говорит тот факт, что раньше подобную продукцию выпускали только кузовные ателье.

Как и в случае с туристическими лайнерами, к городским машинам вполне применим термин "интеллектуальный автобус". Например, он как нельзя лучше подходит для 42-местного Setra S319 NF с модернизированной электронной системой информации о параметрах движения и Volvo 8700, оснащенного электронными системами BEA (Bus Electronic Architecture) и ITS4mobility, упрощающими обслуживание и ремонт на фирменных СТО. Такие автобусы удачно сочетают в себе преимущества разных транспортных средств – как для города, так и для пригорода. Низкий уровень пола в передней и средней частях автобуса позволяет без особого труда подниматься в салон пожилым пассажирам и людям с ограниченной подвижностью. Однако регулируемый уровень пола (за счет пневматической подвески) в обозримой перспективе может уйти в прошлое: "приседающий" автобус – удовольствие не из дешевых, и потому легче соответствующим образом оборудовать остановочные пункты.

Прогресс диктует свои требования, и в автобусном парке все чаще появляются не совсем обычные экземпляры. Это передвижные гостиницы, бизнес-офисы, справочно-информационные центры, фургоны для перевозки лошадей, пивные контейнеры и многое-многое другое. Сегодня, пожалуй, даже у скептиков нет сомнения в том, что развитие автобусов на этом не остановится.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings