Citroёn Saxo VTS: иностранный легион

Смена поколений спортивной техники – процесс болезненный. Так было в 80-х, когда привыкшая к "классике" гоночная братия стала пересаживаться на "восьмерки". Прошлой зимой было объявлено о том, что в России готовится первая "иномарочная" раллийная "моносерия". В качестве базовой модели – автомобиль, который на наших улицах не каждый день встретишь – Citroen Saxo.

Смена поколений спортивной техники – процесс болезненный. Так было в 80-х, когда привыкшая к "классике" гоночная братия стала пересаживаться на "восьмерки". Теперь уже "Самары" уходят в историю. Но основной наш автопроизводитель оказался, похоже, не готов к ситуации. Пришло время "легионеров"?

Citroёn Saxo VTS

Штабные игры
Прошлой зимой было объявлено о том, что в России готовится первая "иномарочная" раллийная "моносерия". В качестве базовой модели – автомобиль, который на наших улицах не каждый день встретишь – Citroen Saxo. А многократного чемпиона страны Сергея Успенского избрали Председателем комитета ралли Российской Автофедерации. Какая связь? Такая: "по совместительству" Успенский – дистрибьютор ряда автомарок, и Citroen – одна из них. Легко понять, что фраза "Успенский решил создать соревнования "под себя" прозвучала сразу. И зазвучала громче, когда было объявлено, что с 2003 года Чемпионат России по ралли будет разыгрываться только в части классов: "серийных" N2 и N4 (соответственно переднеприводные машины с моторами 1.6 литра и полноприводные с двухлитровыми турбомоторами) и А6 (1600, переднеприводные, высокого уровня подготовки). ВАЗ-2108 был задвинут в национальный зачет Р. Что такое N2 – у нас до сей поры практически не знали. Оказалось, именно туда отлично "десантируется" тот самый "французский легион". Чисто разыграно?

Теперь без эмоций. Начнем с того, что иметь в качестве главного оружия национальной серии машину, разработанную 20 лет назад (то есть ВАЗ-2108), в общем-то, позор. На свалку спортивной истории ее списал и сам "АвтоВАЗ", отказавшись от продления омологации. Разработка ВАЗ-2112 для ралли идет давно. Но пока свет увидели только "моноклассовые" ВАЗ-2112-37 и сверхнавороченный заводской ВАЗ-21124, которым заводчане нацелились прямо на молодежный Чемпионат мира Super-1600. Вторая машина будет дорогой по определению, а первая… Раллийный Кубок "ЛАДА" не стал особо популярным. Для опытных пилотов 2112-37 примитивен и скучноват.

Часть спортсменов смирилась с перспективой выступлений в "национальном" зачете на старых "восьмерках". Денег на свежие машины у многих нет. А те, кто мог бы участвовать в современном N2, вскоре поняли, что выбор техники-то не велик. Кто-то из производителей не занимается "стандартным" направлением. У кого-то "группоэновская" машина есть, но не блещет моральной новизной. Или марка экзотична – обслуживать замучаешься.

А тут за "около $20000" – подготовленный по разумному минимуму автомобиль, организатор Кубка предлагает техподдержку (но не навязывает, хочешь – закупайся комплектацией на стороне). Слава раллийных Citroen громкая, заводская команда – один из претендентов на победу в Чемпионате мира. А малыш Saxo – боец со стажем и именем. Именно на Saxo Super-1600 выигрывался "молодежный" чемпионат, в Европе проходят Кубки Saxo на серийных машинах. Таких, которые теперь предлагаются и у нас.

Citroёn Saxo VTS / 8
Citroёn Saxo VTS / 2
Citroёn Saxo VTS / 1

Мсье легионер, на строевой смотр!
Saxo… Утонченная французская душа. Но он спецназовец. Французский солдатик, получивший задание ворваться в образовавшуюся брешь и захватить плацдарм в российских ралли. Наш тест проходит в почти боевых условиях – в Карелии, вблизи от дорог, на которые предстоит выйти ему и его "однополчанам" уже очень скоро. Вблизи – потому что по регламенту тесты на самих трассах будущих ралли запрещены. А вот легионер наш – самый что ни есть правильный, "аутентичный". Именно он на выставках представлял новый класс. Остальные экипажи, заказавшие Saxo VTS, должны были ждать.

Впрочем, механики команды уже поработали и с этой "правильной" машиной в пределах, допустимых регламентом. Основная направленность – укрепление и облегчение кузова, установка дополнительных защит, ибо горловина бензобака, например, в оригинале настолько "беззащитна", что пробить ее гравием из-под шин или прорвать "колючками" зимних покрышек – вопрос только времени.

Тяжело в учении?
Бедняге-легионеру как будто решили напомнить о 1812 годе. Накануне было -32°С, сегодня – "всего" -27°С. И… француз снова не сдюжил! Завести мотор, который форсирован до 140 сил (против стандартных 120) за счет "горбатых" распредвалов оказалось тщетным занятием. Такая же проблема, по слухам, и у второй команды, тестирующей еще один Saxo неподалеку. Впрочем, это актуально только для действительно серьезного мороза. До этого машинка не капризничала.

Наконец мотор ожил, и, порыкивая солидной толщины глушителем, французик умчался на трассу. Звук не "спортивный", а… скажем, "тюнинговый". Каким ему еще быть-то? Максимальная простота и доступность, минимум вмешательств – вот один из принципов всех моноклассов, и здесь изменения во впускной и выпускной системах ограничились спортивным воздушным фильтром и вот этим самым глушителем.

Citroёn Saxo VTS / 4
Citroёn Saxo VTS / 5
Citroёn Saxo VTS / 6

А ля гер ком а ля гер!
Вот, наконец, и наш черед! Разместиться в салоне просто: перекрестье каркаса безопасности в проеме двери расположено невысоко. Но, закрыв дверь, сразу же понимаешь: машинка и вправду маленькая. Двум людям комплекции "крепче средней" здесь не очень просторно, тем более что правильно поставить сиденья (штурман чуть ниже и дальше пилота) не получается – не позволяет каркас. Так что правым локтем штурман упирается в обивку двери, а левым частенько контачит с пилотом.

Мотор позволяет даже на "боевых" режимах разговаривать друг с другом (если снять шлемы), стандартная синхронизированная КПП не визжит и не лязгает при переключении. Но машинка едет! И еще как. Для такой "капсулы" набор скорости хорош! Трансмиссия стандартная, но главная передача значительно "укорочена" (с 3.9 до 4.9). Это, конечно, снижает "максималку", но для раллийной машины динамика куда важнее. Правда, как и у большинства серийных малолитражек, между 1-й и 2-й передачами – некоторый провал. Но передачи включаются четко, даже несмотря на низко посаженный рычаг КПП.

В пологих виражах машина слегка "метет хвостом", но цепко стоит на траектории. Торсионная задняя подвеска с непривычно расположенными амортизаторами (как будто из-под заднего бампера вперед, к задней балке) оказалась на поверку не так страшна. Лишних кренов нет и в помине. Но вот поворот медленный. Торможение очень эффективно, несмотря на то, что изменения в стандартной тормозной системе свелись к… установке колодок Ferodo Racing с "полугражданским" недорогим составом накладок DS2000. Более того, там где "восьмерку" стало бы уже заносить, Saxo VTS за счет короткой базы идет еще прямо. Да и сама техника прохождения виража не столь размашиста. Где ВАЗ-2108 поедет веером – "Саксо" только слегка сносит заднюю ось. Мордочка деловито вгрызается во внутренний радиус, а 140 сил под капотом уверенно удерживают на нем легкую машину. Соответственно – легче при желании специально "выставлять" машину и управлять заносом.

Следующий отрезок изобилует волнами и трамплинчиками. Оказывается, французик прыгуч! Он норовит "разгрузиться" и оторвать колеса от земли на каждом более-менее заметном гребне. Но амортизаторы Bilstein и пружины Eibach удерживают устойчивость и делают приземление плавным.

Намотав за день тренировки 200 км допов, экипаж вылезает из автомобиля свежий и не уставший, без признаков квадратных от постоянного шума и лязга голов. Механики же утомились скорей от безделья. За день – несколько дозаправок, диагностические осмотры да небольшие подстройки подвески. Отработавшие несколько лет с "заряженной" ВАЗ-2108, они говорят: "За это время "восьмерка" уже все мозги прокомпостировала бы! То тут отвалится, то там ослабнет, то контакт пропадет. А у этого вообще никаких проблем!" Ребятам можно доверять – впрочем, мы все видели и сами. По мощности "группоэновский" Saxo VTS вполне сопоставим с весьма серьезно подготовленной "восьмеркой", а в динамике и скорости, похоже, значительно превосходит.

Citroёn Saxo VTS

И ликовал француз?
Так каковы же шансы Saxo VTS и Кубка Citroen в наших ралли? На наш взгляд, они весьма неплохи. Пусть "около $20000" – деньги не самые маленькие, но для конкурентоспособной машины это невысокая цена. А то, что почти стандартный Saxo может объезжать даже серьезно подготовленные ВАЗ-2108 (и тем более немудреные пока ВАЗ-2112) – очевидно. С полноприводными "Лансерами" ему, естественно, не тягаться – но те и стоят втрое-впятеро дороже. Кстати, экипаж, любезно предоставивший нам машину, не собирается замыкаться только на Кубке Saxo, и считает, что вместе с "легионером" вполне может побороться и в зачете N2 Чемпионата России. При этом куда меньше страдая от недостатка надежности.
Немудрено, что первые раллийные Citroen Saxo VTS уже вовсю продаются. По одной информации, продано чуть больше десятка. По другой, "на заказе" уже чуть ли не четверть сотни.

Чемпионат уже стартует, скоро слухи и предположения уступят место цифрам, секундам, очкам. И сравнениям. Которые, увы, снова могут оказаться не в пользу отечественного автопроизводителя, похоже, в очередной раз проспавшего наступление французов на Москву. Причем шансов, что "басурманы" отступят сами, на этот раз куда меньше, чем в 1812 году.
Если конечно, не ударят тридцатиградусные морозы…

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings