Если бы не двое шведов…

3852 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Автомобильное помешательство, охватившее Европу в начале прошлого века, не могло не докатиться до самых отдаленных уголков континента. В числе тех, кто рискнул всем во имя Его Величества Автомобиля, оказались и двое шведов - Густав Ларсон и Ассар Габриэльссон, основавшие компанию Volvo.

Автомобильное помешательство, охватившее Европу в начале прошлого века, не могло не докатиться до самых отдаленных уголков континента. В числе тех, кто рискнул всем во имя Его Величества Автомобиля, оказались и двое шведов — Густав Ларсон и Ассар Габриэльссон, основавшие компанию Volvo. В 1928 году на созданном ими предприятии был собран первый грузовик, от появления которого и ведет свою летопись подразделение Volvo Truck. В 2003 году оно отмечает уже свой 75-й день рождения.

В начале ХХ века они работали в фирме SKF, до сих пор выпускающей подшипники.Смекнув, что овчинка выделки стоит, молодые талантливые инженеры решили посвятить себя автомобилестроению. В отличие от большинства бизнесменов тех лет, они не стали называть компанию своими инициалами или производными от фамилий. В качестве рабочей версии выбрали слово Volvo, что в переводе означает «Я качусь» (от латинского volvere — катиться).

Зная о том, что в Швеции спрос на легковые автомобили невелик, в декабре 1926 года компания приступила к разработке среднего грузовика, названного «Серия 1». В феврале 1928 года появился и первый грузовик LV1. Кстати, именно эти машины и «распечатали» экспорт, начатый с поставок в соседнюю Финляндию.

Слишком многого ждать от первого грузовика не приходилось. LV1 приводил в движение 28-сильный бензиновый двигатель рабочим объемом 1944 см3. Однако рама, задний мост и подвеска у него были оригинальными. Кроме того, он получил полностью закрытую деревянную кабину, по тем временам достаточно комфортабельную: она обогревалась теплом двигателя, передававшимся через металлическую перегородку, отделявшую кабину от моторного отсека. Первоначально планировалось выпустить 500 грузовиков «Серии 1» с 4-цилиндровым двигателем, а затем перейти на более мощный 6-цилиндровый двигатель. Однако первые 500 автомобилей разошлись как горячие пирожки — не за два года, как предполагалось, а за шесть месяцев.

Скорость грузовиков «Серии 1» не превышала 50 км/ч, да и то, как утверждали скептики, на крутом спуске и при попутном ветре. Благодаря трехступенчатой коробке передач и удачным решениям в области эргономики, управлять машиной было легко и просто. Конструкторы позаботились о том, чтобы снизить уровень шума в кабине до минимума.

О надежности и долговечности первенцев Volvo говорит тот факт, что несколько грузовиков «Серии 1» сохранились до наших дней.

За два первых года инженеры Volvo создали несколько различных типов грузовиков по набросанным от руки эскизам. Задела хватило для того, чтобы внести в новую модель «Серии 2» ряд усовершенствований. Так, из двух применявшихся сперва редукторов заднего моста с разными передаточными отношениями оставили только один, более «медленный». В результате уменьшилась максимальная скорость, зато возросло тяговое усилие. Ширина колеи первого грузовика была такой же, как у легкового автомобиля Volvo (всего 1300 мм), что создавало проблемы при движении по дорогам тех лет. Зачастую они представляли собой колею шириной 1.5 метра, проложенную гужевыми повозками, и узкие грузовики Volvo попасть в нее не могли. Ввиду этого ширина колеи грузовиков «Серии 2» составила уже 1460 мм.

Весной 1929 года был выпущен первый грузовик Volvo с 6-цилиндровым мотором. Этой конфигурации компания хранила верность на всех тяжелых грузовиках более 70 лет. Справедливости ради нужно отметить, что его конструкция была устаревшей даже по сравнению с машинами-конкурентами тех лет. Деревянные диски колес совершенно не удовлетворяли требованиям по перевозке тяжелых грузов, а установленные только на задних колесах тормоза не обеспечивали должную безопасность.

Так уж случилось, что плановое расширение производства Volvo совпало с началом Великой депрессии. К тому же в Швеции уже работали две фирмы по выпуску грузовиков, а на чужих рынках хозяйничали местные или американские производители. Впору было «тушить свет и сливать воду». Однако основатели Volvo были не из тех, кто, взявшись за гуж, говорил, что не дюж.

Огромным шагом вперед был выпуск первого трехосного LV64 LF. Основной причиной его появления стали ограничения нагрузки на ось из-за плохого качества дорог. При этом трехосный грузовик использовался в основном не для перевозки грузов, а как шасси для простых автобусов, работавших на сельских маршрутах. Грузовики «Серии 3» и «Серии 4» были последними устаревшими машинами, вышедшими с завода Volvo. К этому времени стало окончательно ясно, что основное внимание следует уделять именно автомобилям большой грузоподъемности.

При разработке первого тяжелого грузовика компания отказалась от мысли об использовании узлов легковых автомобилей — требовались более надежные компоненты. На ранней стадии разработки рассматривались два варианта двигателя: 6- или 8-цилиндровый с рядным расположением цилиндров. В результате предпочтение было отдано более привычному 6-цилиндровому в сочетании с несинхронизированной 4-ступенчатой коробкой передач. Новые грузовики, LV68 и LV70, были выпущены в 1931 году и сразу же завоевали популярность. Модели большой грузоподъемности, LV66 и LV67, были не так востребованы. Одна из причин кроется в том, что 75-сильный двигатель внутреннего сгорания с верхним расположением клапанов не обладал достаточной мощностью для уборки снега в суровую шведскую зиму (немаловажный источник дохода для владельцев грузовиков тех лет).

Из-за высокого расхода топлива владельцы грузовиков стремились к сокращению связанных с ним затрат. По этой причине Volvo начала устанавливать на свои грузовики двигатель Хессельмана. Имея ту же (или меньшую) степень сжатия, что и бензиновый двигатель, благодаря наличию топливного насоса высокого давления в сочетании с мощными свечами зажигания, он мог работать на дизельном или любом другом виде топлива.

В начале 30-х годов Volvo неожиданно стала авторитетным производителем грузовиков малой и средней грузоподъемности. Выпускавшиеся компанией до 1932 года, они не отличались современными техническими решениями. Стало очевидно: необходимо создать новый небольшой грузовик современной конструкции. Появившиеся в результате модели LV71 и LV73 завоевали настолько широкую популярность, что можно было говорить о становлении Volvo как основного экспортера грузовиков, зачастую в весьма удаленные от Швеции страны. Различия между моделями LV71 и LV73 заключались в основном в конструкции шасси, благодаря чему эти машины могли перекрыть широкий спектр транспортных задач.

Несмотря на то, что во многих странах, в частности в США, классическими считались грузовики с капотом, закрывавшим расположенный перед кабиной двигатель, естественной альтернативой им всегда оставался грузовик с двигателем, размещенным под кабиной (кстати, первый в мире грузовик, выпущенный в 1896 году, имел именно такую конструкцию). Это заинтересовало специалистов Volvo, и в начале 1933 года на выставке в Амстердаме был представлен грузовик LV75. Вскоре он стал широко применяться, в частности, для вывоза мусора. Однако более широко она использовалась в качестве шасси для малых и средних автобусов для сельской местности. LV75 оказалась единственной бескапотной моделью, выпускавшейся Volvo вплоть до середины 50-х годов прошлого века. Что же касается автобусов, то здесь мода вскоре сильно изменилась. В производимых компанией с 1935 года автобусах двигатель размещался либо в кузове, либо под ним.

По бескапотной схеме были построены крайне популярные модели LV8 и LV9, которые к концу 30-х завоевали в Швеции звание «стандартного грузовика». По сравнению с предыдущими моделями грузовиков Volvo и других компаний они обладали аэродинамической формой с закругленными углами в противоположность более старым моделям грузовиков, контуры которых состояли из вертикальных и горизонтальных прямых линий в сочетании со стилем «лезвие бритвы». Если до выхода моделей LV8/LV9 большинство тяжелых грузовиков Volvo поставлялось без кабины, то с их появлением было взято за правило устанавливать стальную кабину (правда, сперва чаще всего с деревянной рамой и матерчатой крышей). Популярность продукции фирмы была подтверждена ее распространением по всему свету: к концу 30-х грузовики Volvo работали в Центральной Америке, Южной Африке, на Ближнем Востоке, в Китае и Японии.

В годы Второй Мировой войны в производстве сказывалась нехватка бензина и резины (в первую очередь для выпуска шин). Реализация гражданской техники упала до минимума. Зато сбыт газогенераторных машин и солидные контракты на закупку военной техники наряду с редкими продажами такси и автобусов спасли компанию от разорения. Серьезный успех пришел только во второй половине 40-х, когда были запущены в серию дизельные грузовики двух разных классов грузоподъемности.

Следует иметь в виду, что до войны главные мировые производители тяжелых грузовиков находились в США, Великобритании, Франции и Германии. По этой причине на конструкцию грузовиков Volvo середины и конца 30-х годов оказали существенное влияние преобладавшие направления и подходы. Даже конструкцию легковых автомобилей Volvo в основном разрабатывали инженеры, прошедшие обучение и стажировку в американских автомобильных компаниях. Но в середине XX века все изменилось. 50-е годы ознаменовались полным обновлением всего модельного ряда Volvo. Появился пневматический привод тормозов, усилитель рулевого управления, но наиболее значительным новшеством стал турбонаддув. Увеличив снаряженную массу автомобиля на небольшую величину и практически не изменив расход топлива, можно было придать двигателю дополнительную мощность, что благоприятно сказывалось на производительности.

Любопытно, что в течение длительного времени Volvo оставалась относительно консервативной компанией. Этому есть объяснение. Так как в начале прошлого века возможности исследовательских лабораторий были ограничены, надежнее было продолжать использовать проверенные решения, чем пытаться вводить новшества. Это в полной мере соответствовало принципу ответственности, установленному двумя основателями компании: «покупатель не должен быть водителем-испытателем».

Одним из наиболее знаменитых грузовиков компании Volvo за все время ее существования стал выпущенный в 1951 году Titan, основное назначение которого — грузовые автоперевозки на дальние расстояния и для сложной работы на стройках. Название Titan было им дано несколько позже ввиду ряда проблем юридического характера: возможность использования компанией Volvo этого названия в операциях по маркетингу и продаже оспаривалась. Тем не менее, проблемы были разрешены, и Titan стал одной из самых известных моделей за всю историю грузового автомобилестроения. Titan сыграл роль первопроходца, когда в 1954 году одним из первых грузовиков в мире был оснащен двигателем с турбонаддувом. Идея не была новой — аналогичные судовые, железнодорожные и авиационные двигатели уже существовали, но легендарная группа инженеров Volvo, возглавляемая Джоном Стилбладом, в составе которой был известный конструктор двигателей Бертила Хёгга, сумела разместить относительно небольшой турбонагнетатель под капотом грузовика. Результат был ошеломляющим: увеличив вес всего лишь на 25 кг, удалось поднять мощность двигателя на 35 л.с. (со 150 до 185).

Самым же знаменитым за всю историю грузовиков Volvo стал, несомненно, Viking, что, вероятно, можно объяснить двумя причинами: во-первых, двумя буквами «V», с которых начиналось и название фирмы, и название модели и, во-вторых, скандинавскими корнями как древних викингов, так и автомобилей Volvo. В техническом плане Viking был относительно простой машиной без всяких изощренных решений, чем, видимо, и объясняется его огромная популярность во многих уголках мира. Сердцем грузовика Viking стал 7-литровый двигатель с непосредственным впрыском (изначально его объем был чуть более 6 литров) с невысокой мощностью, но очень надежный. В первый год выпуска L38 мощность двигателя составляла всего лишь 100 л.с., но за счет применения турбонаддува была постепенно доведена до 125.

В начале 60-х руководство компании вновь взялось за обновление выпускаемой гаммы грузовиков. В немалой степени объяснялось это тем, что хорошие национальные и международные сети автодорог уже обеспечивали быстрые, безопасные и эффективные автоперевозки. Настоящую революцию совершила гамма System 8. Оборудованные новыми двигателями (с турбонаддувом или подготовленными к его установке), современными надежными коробками передач (в том числе с демультипликатором), прочным шасси, эти модели долгое время служили точкой отсчета при разработке новых грузовиков Volvo.

Летом 1965 года была представлена модель F86 как часть семейства грузовиков System 8. Первый грузовик Volvo с откидывающейся кабиной явился также первым европейским автомобилем такого типа, выпускавшимся большой серией. Кабина была разработана отделом конструирования грузовиков Volvo в Гетеборге под руководством Сигварда Форсселла в тесном сотрудничестве с кузовным заводом Nystrom в городе Умео на севере Швеции (который вскоре стал основным предприятием по производству кабин Volvo). Новая кабина могла откидываться, открывая доступ к двигателю, грузовики с этой кабиной получили специальное название «TIPTOP».

Все основные механические узлы были унифицированы с узлами обновленной модели, наследницы L48 Viking. Абсолютно новым стал двигатель с турбонагнетателем и 8-ступенчатая полностью синхронизированная коробка передач R50, существенно облегчившая труд водителей. С новым двигателем и новой коробкой пришли совершенно новые лонжероны рамы, подвеска, тормоза и рулевая система.

Однако не технические новшества, а поразительный успех модели F86 на внешнем рынке имел для Volvo как для производителя грузовиков наибольшее значение. В середине 60-х F86 был представлен в Великобритании, и вскоре производство F86 началось в Шотландии. F86 стал наиболее популярным грузовиком в Великобритании, а компания Volvo в результате приобрела статус основного производителя грузовиков на Британских островах! Аналогичная история имела место и в Австралии, где F86 завоевал широчайшую популярность среди покупателей и водителей. Третьим рынком, на котором F86 оказал неоценимую услугу Volvo, были Соединенные Штаты. F86 появился там в 1974 году и вскоре стал самым любимым грузовиком, хотя присутствовал в США в относительно ограниченных количествах. Причиной успеха F86 наряду с предельной надежностью и неограниченным сроком эксплуатации была возможность адаптации этой машины к любым транспортным задачам, от развозки товаров по городу до работы в коммунальных службах, на строительстве (выпускалась даже четырехосная модель с двумя ведущими мостами) и для перевозок на дальние расстояния (с раскладывающимся сиденьем, позволяющим устроить в кабине спальное место).

В 1969 году была образована компания Volvo Trucks. Она стала первым независимым подразделением по производству грузовиков в составе концерна Volvo AB. Началась реализация программы по созданию так называемой глобальной платформы 70-х. В 1970 г. увидела свет модель F89, разработанная для эксплуатации в особо тяжелых условиях: для перевозки леса, в составе многозвенных австралийских автопоездов, скоростных внутренних и международных перевозок на дальние расстояния.

70-е годы для индустрии грузовых автомобилей вообще стали десятилетием перемен. Многие европейские производители начали укомплектовывать свои грузовики откидывающейся кабиной (идея, предложенная Volvo в 1962 году) и двигателем с турбонаддувом (первый из них был создан Volvo в 1954 году). Возросла мощность двигателей, в результате увеличились средние скорости движения. С появлением в 1979 году кабины Globetrotter (в переводе — «Странник») компания предложила дальнобойщикам самый комфортабельный грузовик.

В начале 70-х был создан так называемый «Клуб четырех» с конструкторским бюро в Париже, Франция. В клуб входили компании Volvo, DAF, Klackner-Humboldt-Deutz (Magirus) и Saviem (французская компания, объединившаяся впоследствии с Berliet и образовавшая Renault Vehicules Industriale). Все четыре фирмы стремились разработать современный эргономичный высококачественный развозной грузовик среднего класса. «Клуб четырех» оказался достаточно успешным совместным проектом. Несмотря на то, что выпускаемые всеми этими производителями грузовики выглядели очень похоже, машины Volvo существенно отличались от остальных. Легкие бескапотные грузовики были представлены компанией в 1975 году в большом ассортименте моделей для различных областей применения.

Модель F7 смогла еще больше укрепить позиции Volvo в классе легких грузовиков. F7 разрабатывалась параллельно с моделями F10/F12, поэтому предполагалось установить на ней более узкую кабину. Но конструкторы пришли к выводу, что такая кабина для нового F7 слишком тяжела и сложна, и вместо нее разработали более широкую модификацию небольшой кабины F6. Она устанавливалась также и на более легкой модели F6S, однако для F7 существовал еще вариант легкой кабины со спальным местом; помимо этого иногда предлагались сдвоенные кабины для экипажа 4-6 человек. Модель F7 оказалась всемирным грузовиком в прямом смысле слова. Скоро она стала самой популярной на рынке машиной почти во всех странах Европы, а также на достаточно удаленных рынках Австралии и США. Не изменило общей картины и то обстоятельство, что в развивающихся странах F7 покупали не столь охотно, так как потребители традиционно отдавали предпочтение капотным грузовикам. В 1979 году взыскательное жюри из журналистов-транспортников присудило модели F7 звание «Грузовик года» (техника компании Volvo еще четыре раза получала этот титул: в 1984, 1986, 1994 и 2000 годах).

В современной «грузовой» истории Volvo белых пятен практически нет. После приобретения в 1981 году американской White Motor Corporation, некогда крупнейшего производителя грузовиков в мире, шведы еще больше упрочили свои позиции среди конкурентов. Многочисленные модели, разработанные в рамках концепции «глобальной платформы», продавались более чем в 130 странах мира, а их суммарный объем превысил четверть миллиона единиц техники. Автомобили шведской марки продаются на всех континентах Земли, естественно, за исключением Антарктиды. Фирменный знак Volvo стал одним из наиболее узнаваемых в мире брендов. Что же касается самой скандинавской техники последних поколений, то это уже повод для другого обстоятельного разговора.

Теги: Комтранс
Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Новые Жигули: какими они могут быть

Отечественная «классика» - самый распространённый автомобиль в Российской Федерации. Место Жигулей в производственной гамме давно заняли более современные модели, а…

29966 16 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Hyundai Solaris

«Я знал, что рано или поздно мы… доберёмся и до этого автомобиля», - если немного перефразировать слова героя культового контркультурного романа, получится идеальное вступление к статье о поводах ненавидеть Solaris. И…

1049 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Новые правила проезда перекрестков с круговым движением: что изменилось

Не так давно, 8 ноября 2017 год, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», которое внесло…

2331 0 0
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

1291 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: скучный салон и слишком интересная подвеска

Последние машины под маркой Volvo - это удивительное сочетание переосмысленных японских моторных технологий, фордовских платформ и китайского капитала. И что радует, машины возвращают свою идентичность. Дизайн новых…

512 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

3252 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

3130 2 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33910 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18616 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

18013 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10231 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9748 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5213 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27325 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

15085 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7513 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121888 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

36185 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22688 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?