Секрет их успеха

Первая техника редко бывает обременительной даже для кармана старшего школьника – способный к каким-никаким соревнованиям (типа спринта или ралли-кросса) автомобильчик можно приобрести за несколько сотен евро.

Секрет их успеха / 1
Секрет их успеха / 2
Секрет их успеха / 3

Как-то пару лет назад пришлось разговаривать с людьми, хорошо знающими мировые ралли изнутри. И с тех пор запомнилась одна фраза, показавшаяся неожиданной: "Сейчас у молодых пилотов разных стран появились новые шансы. Мир устал от финских чемпионов, "рынок" требует чего-то нового!"
Смысл становится понятен, когда обращаешься к статистике. За тридцатилетнюю историю WRC 12 финских пилотов становились чемпионами мира. На счету выходцев из страны Суоми более 120-ти побед на этапах чемпионата, то есть по нынешним стандартам (14 этапов в год) – почти 9 лет "золотые страницы" раллийной истории "заполнялись" на финском…

Не менее сильны жители нашего северного соседа и в других дисциплинах гонок, но в ралли финское доминирование особо заметно. Ватанен, Микола, Айриккала, Ален, Салонен, Тойвонен, Хавалайнен, Канккунен, Мякинен, Гронхольм… Это только звезды самой крупной величины, оставившие самые значительные следы в истории мирового автоспорта. Те, к кому почтительное "летающие финны" относится в первую очередь. Откуда такие таланты? Конечно, северный климат и отличные (в "раллийном" смысле, речь не о гладких и прямых шоссе) дороги – хорошее подспорье для становления водительского мастерства. Но объяснять ситуацию только этим нельзя, к тому же просто так в Суоми не "погоняешь". Правила дорожного движения здесь одни из самых жестких, а штрафы могут достигать заоблачных цифр.
Если подробнее познакомиться с биографиями финских пилотов, то выяснится интересная подробность. Многие из них либо являются… фермерами, либо происходят из фермерских семей. Чемпион мира Маркус Гронхольм считал ралли второстепенным делом до самого недавнего времени, а Томми Мякинен о своем любимом новом тракторе Valtra рассказывает чуть ли не с большим теплом и интересом, чем о грозной Subaru Impreza WRC, которую он пилотирует в чемпионате. Ехидные аналогии между гонками, сельским хозяйством и пресловутым "национальным темпераментом" выискивать не надо. Все проще. Фермы – это частные земли, отрезки частных дорог и обязательно присутствующий в хозяйстве трактор. Для многих мальчишек, кстати, именно он становится первым в жизни транспортным средством и учебником по конструкции мотора, подвески и трансмиссии. А еще на нем можно расчистить от снега участок дорожки в лесу. И никакая полиция не спросит, чем вы там занимаетесь. Земля-то частная, а "трасса" такая к дорогам общего пользования не относится. Вот, пожалуй, и первый камешек в фундамент финского пилотского таланта – к рулю и технике мальчишки привыкают сызмальства, а для получения первых навыков и самодельного "ледового кольца" хватает. Те, кто постарше, уже могут попробовать помериться с приятелями силами официально – маленькие местные соревнования допускают возможность старта несовершеннолетних, если не подразумевают выезда на общие дороги. Первая техника редко бывает обременительной даже для кармана старшего школьника – способный к каким-никаким соревнованиям (типа спринта или ралли-кросса) автомобильчик можно приобрести за несколько сотен евро. Более того, есть даже специальные категории соревнований, где "гонка бюджетов" пресекается в одно касание: согласно их регламентам, автомобиль каждого из участников может быть продан любому желающему после финиша за какие-то конкретные деньги – к примеру, 700 или 1000 евро. Смысл "накручивать" что-то дорогое просто теряется. Конечно, всем таким машинкам до сверкающих разноцветными бортами раллийных красавцев как до Луны, но "вам шашечки или ехать"? Им – ехать.

Итак, молодой пилот подрастает до того возраста, когда можно получить права. Первый опыт уже имеется, и теперь время попробовать себя в "больших гонках". Таковая возможность есть, причем для этого не нужно обязательно сразу рваться на крупные ралли уровня национального чемпионата. Есть еще несколько серий, куда более доступных –  чемпионат "серийных" машин группы N (укрепленные кузова, немного форсированный двигатель, хорошая подвеска – вот и все их основные отличия) и серия "F-Cup" – весьма интересные соревнования, проходящие по всей стране и собирающие на старте до двух сотен автомобилей. Особенность "Кубка F" в том, что гонки весьма скоротечны (40-70 километров спецучастков) и проходят в один день. Гонки эти "слепые", то есть перед стартом экипажу выдается подробная дорожная книга – и вперед. Подобный принцип, во-первых, открывает дорогу в ралли сотням желающих, которые вряд ли смогли бы оторваться от работы на два-три дня ознакомления. А во-вторых, именно на таких соревнованиях рождается умение интуитивно чувствовать дорогу, одна из самых главных основ пилотского мастерства финнов. Буквально по просветам в деревьях, по следам торможения предыдущих экипажей, по тому, где находятся зрители (уж эти-то всегда соберутся в наиболее коварных местах). Аварий, конечно, немало. Именно они, как правило, и попадают в популярные видеосборники. Но о мерах безопасности заботятся серьезно. Не требуя сверхдорогого и сверхсовременного специального оборудования, все равно технические контролеры перед стартом не преминут тщательно проверить каркас безопасности, крепления сидений, шлема и комбинезоны.

Секрет их успеха / 4
Секрет их успеха / 5
Секрет их успеха / 6

Но, как ни верти, даже самые "бюджетные" гонки – занятие не из дешевых, и "на свои" выступать удается далеко не всем. И тут снова проявляется любовь финнов к автоспорту. Найти спонсора, которому будет в радость (и на пользу) разместить рекламу своего магазинчика, ремонтной мастерской, да хоть лесопилки на борту спортивного автомобиля там не то чтобы совсем просто, но куда более реально, чем, к примеру, в России. Работает целая индустрия – буквально в каждом городишке можно найти гаражик или магазинчик, продающий специальные спортивные "примочки". И спрос есть – ведь мы помним о том, что на старт в итоге выходят сотни и тысячи машин по всей стране. Массовость и доступность всего необходимого просто не могут не выливаться в то, что из тысяч гонщиков местного уровня рано или поздно вырастет звезда. А "теория больших чисел" поражает – в Финляндии гоночными лицензиями обладает почти один процент населения – их выдано более 35 тысяч!

И тут у наиболее талантливых появляется шанс быть замеченными. Нет, пока еще не менеджерами и владельцами "мировых" команд, а… допустим, жителем соседней фермы. Иногда им может оказаться "какой-нибудь" Юха Канккунен. Это не шутка – старшее поколение пилотов оказало немалую поддержку молодежи, выведя на международные высоты вчерашних "гонщиков по озерному льду". Того же Канккунена в начале 70-х приметил знаменитый в то время Тимо Мякинен. А, став четырехкратным чемпионом мира, уже Юха немало помог другому Мякинену – Томми. Ставшему вторым в истории мировых ралли четырехкратным… Штурман Канккунена – Юха Пииронен – "протежировал" своего тезку Кангаса, а самый недавний пример – многолетний контракт, подписанный грозной командой Peugeot с Юусо Пюкалисто. "Подкинул" эту идею никто иной, как Маркус Гронхольм, чемпион нынешний. Вот такая "круговая порука", и вряд ли можно упрекнуть гонщиков за подобную заботу о молодых. А уж сделать так, чтобы чемпионат мира не превратился в "выездной чемпионат Финляндии" – это, простите, дело этого самого мира. К примеру, лет 30 назад шведские гонщики котировались куда выше финских, но что-то дало сбой в схеме воспитания молодых, и теперь шведы если и могут где-то противостоять соседям, то только на своих, местных ралли. И то не всегда – попробуйте-ка вспомнить, когда швед последний раз выигрывал тот же шведский этап мирового чемпионата. Сплошь финские фамилии!

Есть на "рынке рабочей силы" и люди, чьи фамилии куда меньше известны за пределами узкого круга специалистов, но роль их в открытии новых звезд порой решающая. Речь о менеджерах, "промоутерах". Один из самых влиятельных людей в финском автоспорте – богатый бизнесмен Тимо Йоухки. Среди тех, в чью карьеру он в свое время вложил деньги – тот же Томми Мякинен и пока еще набирающий форму Тони Гардемайстер. Заводские пилоты, имеющие пусть разные, но все-таки оплачиваемые контракты. Путь к таким контрактам непрост, иногда для этого надо несколько лет обеспечивать молодому гонщику "накат", арендуя для него автомобили почти самого высшего уровня в "клиентских" отделениях заводских команд или в специально строящих "рента-кары" командах частных. Программа участия в чемпионате мира может достигать нескольких миллионов евро в год. Но в итоге удачные "инвестиции" менеджера дают неплохую отдачу. Да, разговор идет уже на другой основе – основе бизнеса. Именно поэтому многообещающий молодой пилот имеет возможность… получить банковский кредит для покупки нового автомобиля. Такой же бизнес-план, представление потенциальных спонсоров и инвесторов – это уже не "автофизкультура", а вполне серьезные проекты. Но с иным подходом добраться до вершин мирового автоспорта нынче и нереально. Впрочем, бизнес-подход к карьере гонщика в Финляндии – это уже не нечто самобытное, примерно одинаковые схемы работают во всем мире – от Аргентины до Австралии.

Вот такая складывается картина "особенностей национального раллизма", особенностей, которые и приводят к тому, что английские и французские команды почитают чуть ли не за обязанность иметь в составе хотя бы одного финна. Ведь научиться ездить на более привычных центрально- и южноевропейцам асфальтах финны, как правило, могут (достаточно вспомнить стремительный прогресс на "жестких покрытиях" того же Гронхольма), а вот среди "грунтовых" или тем более "снежных" специалистов равных им практически нет.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings