Африка рядом

Сегодня Африка – художник, чьи работы находятся в музеях разных стран и во многих частных коллекциях. Так, только одну серию его работ "Ребус", выполненную на кусочках стеклотекстолита, можно увидеть в Нью-Йорке, Париже, Вене, Брюсселе.

"Сергей Бугаев (Африка), несомненно, является одной из самых значительных фигур современного искусства, причем не только в российском, но и в мировом масштабе". Так, в советской традиции написания официальных рецензий для обложек грампластинок, надо начать этот рассказ. Это же штамп, а со штампами проще. Потому что конкретно ответить на вопрос, чем на этой Земле занимается Сергей Бугаев, очень сложно: актер, художник, музыкант, писатель, теле- и радиоведущий, помощник депутата, он являет собой уникальный пример человека, способного проявить себя в различных культурных сферах. Он настолько космополитичен, что этому не перестают удивляться искусствоведы, журналисты и прочие представители так называемой арт-элиты. Но что он делает, знает только он сам: "Я – общественный деятель, использующий для своего творчества ресурсы и языки современной культуры". Вот так, все просто. Но штампы у нас еще не закончились:

"Сергей родился в Новороссийске, а в 20-летнем возрасте приехал в Ленинград. В то время здесь зарождалось и набирало обороты неформальное явление, получившее название "Рок-Клуб" и объединившее многих известных личностей 80-х. Африка познакомился и подружился со многими музыкантами, среди которых были Сергей Курехин и Виктор Цой. Естественным продолжением взаимоотношений талантливых людей стало участие Африки в андеграундных музыкальных коллективах "Поп-Механика" и "Кино". Сергей дружил с Гребенщиковым, даже какое-то время жил у него на квартире и, конечно, в обязательном порядке присутствовал на концертах "Аквариума". Один именитый продюсер до сих пор вспоминает, как на одном из выступлений БГ в первых рядах зала бесновался молодой худенький мальчик с длинной челкой, самый модный, самый стильный и приковывавший к себе всеобщее внимание. Как потом выяснилось, это и был Африка".

Прервемся еще раз – слишком уж тема наших сумасшедших девяностых, когда половина общества делала состояния, четверть "умирала за металл", а остальная занималась искусством, интересна.

– Я знаю, Вы очень цените то, что Вам удалось поработать с Цоем, Курехиным и Гребенщиковым. Как каждый из них повлиял на Ваше развитие?

– Очень интересный период мы застали с ними вместе. Тогда культура была наделена чем-то большим, чем просто смыслом или некими функциями. На ее долю в то время выпала определенная историческая миссия, такое случается крайне редко. Те люди, которых Вы перечислили, – это вторая "могучая кучка" нашей культуры, которая, помимо фундаментальнейших культурных подвижек, совершила еще и определенный исторический переворот, трансформацию. Я могу абсолютно уверенно сказать: в определенные периоды развития общества ударная установка и гитара работают много эффективней ракеты "Томагавк". Я не думаю, что государство позволит культурным механизмам еще раз совершить столь массовые преобразования на уровне сердец и умов. Ведь все, что произошло в начале девяностых, случилось не благодаря подписанным указам партии и правительства.

– А откуда появилась такая прибавка к фамилии?

– Задайте этот вопрос Борису Борисовичу Гребенщикову, мне самому будет интересно, как он на него ответит.

Сфера деятельности Африки мало-помалу расширялась. В 1988 году благодаря тому же Гребенщикову Сергей был приглашен на роль мальчика Бананана в знаковом фильме Сергея Соловьева "Асса". От природы обаятельный, в этой роли Сергей запомнился зрителю своей искренностью и взбалмошностью. Позже, в 1992 году, в его жизни имел место еще один киноопыт – в безумной, фантасмагоричной картине Дебижева "Два капитана-2". На одном из перформансов Бугаев познакомился с Тимуром Новиковым, они создали группу "Новые художники". Это были первые поколения художников, дистанцировавшихся от политизированного противостояния и провозглашавшие свободу и независимость. В 90-х Африке удалось занять лидирующие позиции на мировой художественной сцене. За счет чего? Не привыкшим к русскому авангардному искусству это будет понять сложно. Так, на знаменитом "Пособии для сотрудников музеев" Бугаев изобразил потенциальные методы повреждения произведений искусств с использованием ножа, кислоты, краски, сигареты, а в своем любимом проекте – "Крымании" – Африка был внедрен в психиатрическую больницу Симферополя, где провел три недели, пытаясь запечатлеть влияние распада СССР на постоянных пациентов заведения. Но перед тем, как сделать свои выводы, узнайте его манифест. "Искусство – это не только картина, висящая на стене. Это не продукция, сделанная людьми, по профилю выпускающими искусство. У нас выработалась крайне тоталитарная система мышления, благодаря которой мы не понимаем, что искусство – это любая форма творчества, деятельности, проживания человека в реальном времени и пространстве. И плоды и результаты этого не сильно и нужны – Джон Кейдж очень четко обозначил это, создав произведение "4.33" – минуты абсолютной пустоты и тишины. Мы не должны говорить, что если кто-то не рисует картину или не отливает 150-метрового Петра Первого, то он не художник. На мой взгляд, когда тебя научили рисовать, привили определенные стандарты – это и есть "тюрьма народов", все начинают мыслить стандартизировано. Для меня художником является тот, кто не умеет рисовать, но хочет открыть свой внутренний мир. И каждый человек в определенный период времени может проиллюстрировать свой глубочайший внутренний мир любым, только ему одному знакомым способом".

На протяжении долгого времени он остается одной из наиболее востребованных современной транснациональной арт-сценой фигур. Попробуйте дозвониться ему домой, и вы все поймете сами. "Я гражданин мира. Я чувствую то, что испытывал Юрий Гагарин – Земля на самом деле маленьких шарик. Осознание этого позволяет мне увидеть взаимосвязанность культурных явлений по всему миру. Даже сейчас, находясь в Петербурге, я прекрасно представляю себе, что происходит в Нью-Йорке". Не случайно на 48-й Венецианской биеннале в 1999 году среди троих художников, представлявших Россию, наряду с жителями Нью-Йорка Виталием Комаром и Александром Меламидом был именно он, петербуржец Сергей Бугаев со своим проектом "Мир: сделано в XX веке".

Сегодня Африка – художник, чьи работы находятся в музеях разных стран и во многих частных коллекциях. Так, только одну серию его работ "Ребус", выполненную на кусочках стеклотекстолита, можно увидеть в Нью-Йорке, Париже, Вене, Брюсселе. Сергей стал самым известным на Западе современным российским художником-авангардистом, но жить он предпочитает по-прежнему в Петербурге. Здесь, в Питере, он принимает участие в проектах Музея Сновидений Фрейда и Центра Современного Искусства на Пушкинcкой, 10. Его можно увидеть выходящим на сцену во время проведения церемонии Night Life Awards, ведущим программу на радио, фотографирующимся с писателем Александром Прохановым на вручении "Национального бестселлера"… Поговорка "талантливый человек талантлив во всем" – это, действительно, про него. Про свободолюбивого, творящего, идейного, неповторимого, уникального Сергея Бугаева (Африку).

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings