Байка о двух колесах

Давно прошли те времена, когда слово "велосипед" вызывало ассоциации с классической "Украиной" или "ХВЗ". Рядовой потребитель вынужден был довольствоваться нехитрыми дорожными моделями, а мечтой многих "продвинутых" велосипедистов оставался некогда знаменитый "Старт – Шоссе" и его модификации. Наступила эпоха перестройки, и после "пенного вала" ярких размалеванных "байков" на российский рынок постепенно стали проникать современные качественные велосипеды известнейших мировых фирм.

Давно прошли те времена, когда слово "велосипед" вызывало ассоциации с классической "Украиной" или "ХВЗ". Рядовой потребитель вынужден был довольствоваться нехитрыми дорожными моделями, а мечтой многих "продвинутых" велосипедистов оставался некогда знаменитый "Старт – Шоссе" и его модификации. Наступила эпоха перестройки, и после "пенного вала" ярких размалеванных "байков" на российский рынок постепенно стали проникать современные качественные велосипеды известнейших мировых фирм. На сегодняшний день в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, при желании можно приобрести велосипеды профессионального уровня для любых условий эксплуатации.
Что же это такое – современный велосипед? Для того чтобы начать знакомство с многообразием велосипедной Вселенной, следует знать некоторые азы, необходимые для ориентации в бесчисленном количестве фирм, моделей, терминов и спецификаций. Итак, рассмотрим виды современных велосипедов.




Шоссейно-гоночные велосипеды
Если провести параллели с автомобильным миром, то шоссейно-гоночный велосипед – это болид "Формулы-1". На гладком асфальте этим велосипедам нет равных. При затрате одинаковых усилий хороший "шоссейник" развивает скорость на 5-10 км/ч выше, чем велосипед любого другого вида. "Лежачая" посадка максимально эффективна с точки зрения аэродинамики, позволяя уменьшить сопротивление воздуха – главного врага велосипедиста на шоссе. Стандартный диаметр колес "шоссейника" составляет 27 дюймов. Количество скоростей – 18-30.
Однако шоссейный велосипед имеет и существенные недостатки. Стоит попасть хотя бы на разбитый асфальт (коим так знамениты российские дороги), как эти недостатки проявляются в полной мере. Машина, на которой можно "лежа" пройти крутой шоссейный поворот на головокружительной скорости, на колдобинах превращается в норовистого необъезженного коня, готового сбросить всадника в любую секунду. Тонкие шины-трубки часто прокалываются, особенно в дождь или при движении по плохим дорогам. Установка на шоссейно-гоночный велосипед так называемых клинчерных шин в некоторой степени снимает недостатки трубок, но не может повлиять на остальные отрицательные стороны "шоссейника".
Существует ряд разновидностей шоссейных велосипедов, предназначенных для различных спортивных дисциплин: от классических дорожных моделей (наиболее универсальных из "шоссейников") до узкоспециальных велосипедов для гонок на треке. Шоссейно-гоночный велосипед превосходен при определенных условиях экплуатации. Профессионалы-шоссейники виртуозно владеют этой непростой в управлении машиной, но начинающим велосипедистам для знакомства с миром "двухколесников" лучше выбрать более "дружелюбную" технику. Шоссейно-гоночные велосипеды высокого класса весьма дороги, что обусловлено высококачественными компонентами и сложными в изготовлении рамами. Стоимость профессионального "шоссейника" элитной фирмы-производителя может достигать $10000.

Туристские велосипеды ("туринги")
Имеющие много общего с шоссейно-гоночными велосипедами, "туринги" в то же время заметно от них отличаются по ходовым и эксплуатационным качествам. Они имеют несколько иную раму с удлиненным задним треугольником, колеса с покрышками и камерами, обычно изогнутый "шоссейный" руль. В отличие от шоссейно-гоночных, туристские велосипеды, как правило, оснащаются оборудованием не выше среднего уровня, мощными багажниками, тяжелыми прочными колесами, они имеют большую общую базу, что обусловлено более длинным задним треугольником и иной конструкцией вилки. Достаточно широкие перья рамы и вилки позволяют ставить полноценную дорожную резину. Размер колеса обычно составляет 28 дюймов, что обеспечивает хороший накат. Наиболее рациональные материалы рам для туристских велосипедов – хромомолибден и титан. Достоинства "турингов": легкость хода по шоссе и грунтовкам, хорошая курсовая устойчивость, большая грузоподъемность, широкий спектр передач (от 24 до 27). Из недостатков следует отметить невысокую маневренность и умеренную проходимость по технически сложным трассам. Велосипед "заточен" для размеренной езды (обычно с груженым "походным" велорюкзаком) по самым разнообразным дорогам, совмещая легкость хода по шоссе с комфортом и функциональностью. Для классических и спортивных "категорийных" походов умеренной сложности такие велосипеды – лучший вариант.


"Гибриды"
Велосипед типа "гибрид" – относительно новый "двухколесник" в велосипедном семействе. Это симбиоз горного велосипеда и "туринга". Целью создателей "гибрида" было получить велосипед, сочетающий легкость хода по шоссе с маневренностью и проходимостью маунтинбайка. Разумеется, в сравнении с велосипедами "узкой" специализации (шоссейно-гоночным и маунтинбайком), "гибрид" проигрывает как на шоссе, так и на бездорожье. Однако разумное сочетание скоростных и "внедорожных" качеств способствовало повышению покупательского интереса к велосипедам данного типа. Отличительные признаки "гибрида" – геометрия рамы, близкая к горному велосипеду, вынос руля и сам руль, подобный маунтинбайковому (часто на "гибрид" ставятся даже "рога"). Иногда вынос руля имеет изменяемый угол наклона. Размер колеса обычно составляет 28 дюймов, а покрышки имеют дорожный рисунок. В последнее время появился целый ряд моделей амортизационных вилок специально для "гибридов", что делает их еще более универсальными. Еще одно сходство гибрида и маунтинбайка – большое количество передач (24-27), позволяющее выбирать оптимальный режим движения в любых условиях. "Гибрид", как и "туринг", более подходит для "классических" походов, но ориентирован на более жесткие режимы движения. Если большая часть ваших поездок проходит по асфальтовым дорогам, но время от времени хочется "вылезти на грунт", то покупка велосипеда типа "гибрид" окажется разумным решением.

Дорожные велосипеды
Современный дорожный велосипед имеет достаточно широкий набор передач, прочную конструкцию, колеса диаметром 28 дюймов и "дорожные" покрышки, что позволяет ему по проходимости не уступать "турингу". Высокая посадка и мягкое седло делают его наиболее комфортным из всех видов велосипедов. Обычно подобные машины оборудуются крыльями, багажниками, осветительными приборами, сумками и прочими аксессуарами. Основное предназначение этих велосипедов – неторопливые прогулки на небольшие расстояния, поездки по магазинам за продуктами или как вариант туристской машины для пожилых людей. К дорожным велосипедам можно отнести также "сити-байки", которые имеют с ними много общего. На Западе получили большое распространение так называемые велосипеды-"круизеры", представляющие собой комфортные велосипеды с длинной базой и колесами диаметром 26 дюймов, предназначенные для неторопливого катания. Преимущества дорожных велосипедов – их невысокая стоимость, которая обусловлена установкой оборудования начального класса, простыми рамами и отсутствием амортизационной вилки. Посадка значительно отличается от всех описанных видов велосипедов: спина расположена почти вертикально, руль выше седла. Так называемая "скамеечная" посадка, хорошо знакомая всем владельцам отечественной техники. Отсюда – низкая эффективность педалирования, но зато высокий уровень комфорта. В целом – далекая от туризма и спорта машина. Дорожный велосипед может быть рекомендован пожилым людям, а также в качестве "рабочей лошадки" для дачи или пригорода.


Горные велосипеды (Mountain Bike)
Самый популярный в мире и бурно развивающийся вид велосипедов.
Их называют по-разному: маунтинбайки (сокращенно MTB), внедорожники, вездеходы, горные велосипеды. Суть от этого не меняется. Это велосипеды, специально созданные для движения в особо сложных условиях. Имеют характерный "агрессивный" внешний вид, "внедорожную" раму (каждая фирма имеет свою, рассчитанную на компьютерах, геометрию) и колеса 26 дюймов. MTB отличает сверхпрочная конструкция, высокоэффективная амортизационная вилка (а также задний амортизатор на двухподвесочных маунтинбайках), широкие шины с развитым протектором, большое количество передач (24-27) и прекрасная проходимость по любым дорогам и при их отсутствии. Горный велосипед, как и "гибрид", является самым молодым видом двухколесных машин – рождение его произошло в начале восьмидесятых годов ХХ века. В США и Европе появление MTB произвело эффект разорвавшейся бомбы – его популярность взлетела на невиданную высоту, опередив по продажам все остальные виды велосипедов, вместе взятые. В девяностых маунтинбайк добрался до России, где также был отмечен небывалый интерес к этому виду "двухколесников". Потрясающая маневренность и управляемость маунтинбайков делает их очень удобным средством передвижения в городе, среди потоков машин в быстроменяющейся дорожной обстановке. Горные велосипеды успешно используются как в сложных многодневных походах, так и в загородных поездках. Несложная "доводка" маунтинбайка позволяет превратить его в весьма быструю "шоссейную" машину, развеивая миф о медлительности "внедорожников" на асфальте. Ну а пересеченная местность – это та стихия, для которой и создавался маунтинбайк. Грунтовые и каменистые дороги, лесные тропинки и песчаные склоны, крутые подъемы и спуски – всем этим позволит вам насладиться в полной мере необычный велосипед с толстыми шинами.
Сегодня появилось много разновидностей маунтинбайков, значительно отличающихся друг от друга техническими параметрами и назначением (от марафонов до экстремальных спусков с гор).
Мы рассмотрели основные виды велосипедов, отметив их особенности и назначение. Данная классификация является набором базовых знаний, который в дальнейшем поможет ориентироваться в бурном и меняющемся мире велосипедов.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings