Просто преУспенский

Про таких говорят, что в сутках у них вроде 36 часов, но на трудоголика, съеденного собственным тщеславием, господин Успенский похож меньше всего. Еще до интервью мне казалось, что ему действительно нравится все, чем он занимается.

Сергей Успенский

Трехкратный чемпион России по ралли! Хозяин компании, успешно продающей автомобили трех разных марок! Вице-президент Российской автомобильной федерации и главный в стране по ралли! Председатель Российской ассоциации автомобильных дилеров! Если выстроить всю систему взаимоотношений Сергея Успенского с социальным, экономическим и спортивным миром, мысленных нитей вполне может и не хватить на все эти веретена. Станешь писать – чернила кончатся. Какой он в ближнем бою? Немногословен, но горяч, внимателен и очень уверен в себе. Про таких говорят, что в сутках у них вроде 36 часов, но на трудоголика, съеденного собственным тщеславием, господин Успенский похож меньше всего. Еще до интервью мне казалось, что ему действительно нравится все, чем он занимается. Похоже, интуиция не подвела.

Успенский – гонщик

"Колёса": Кросс, трек, "кольцо" и ралли – Вы успели позаниматься всеми этими видами автоспорта и почти во всех добились больших результатов.

С.У.: Если уж по порядку, то первым видом автоспорта был кросс на грузовиках, потом я занялся кроссом на легковых автомобилях, потом было ралли, "кольцо" – кстати, я чемпион России по АКГ – и трековые гонки. Но из всех видов спорта мне, безусловно, ближе всего ралли.

"Колёса": Какая из дисциплин далась Вам наиболее легко?

С.У.: Несмотря на то, что легко вообще ничего в жизни не дается, у меня не было проблем ни с одной из дисциплин. Все "пришло" вместе. Здесь все просто – либо ты что-то умеешь, либо ты всегда второй. Исключения бывают редко. Особенно в классическом ралли – высшем пилотаже автоспорта.

"Колёса": Вы очень быстрый пилот. Кто-то приходит к скорости быстро, но через аварии, кто-то медленно, особенно не рискуя. Как, на Ваш взгляд, лучше добиться скорости?

С.У.: А она все равно придет так, как Вы уже сказали, – через аварии. Другое дело, что кому-то она изначально дана от бога, а кому-то приходится много работать и потеть. Меня родители одарили талантом к управлению автомобилем – у меня это просто получалось, и все окружающие это быстро почувствовали. По сравнению с другими, самых первых вершин мне удалось достичь намного быстрее. И я никогда не поднимал скоростную планку за счет аварий – я просто не мог себе этого позволить. Ведь 90% своей гоночной карьеры я содержал себя исключительно сам.

"Колёса": Каково соотношение таланта и трудолюбия в Ваших результатах?

С.У.: Хочется ответить "пятьдесят на пятьдесят", но не уверен, что это именно так. Каждый результат – разный. Но я уверен, что без таланта, одним трудом, можно добиться 60% результата, одним талантом – 80%. Победу дает лишь правильное сочетание.

"Колёса": А что насчет везения?

С.У.: Оно очень важно. Я считаю, что мой ангел-хранитель мне очень часто помогает.

"Колёса": Стиль какого из раллистов Вам импонирует больше всего?

С.У.: Сайнса. Но каждый из тех, кто хоть когда-либо всходил на пьедестал чемпионата мира по ралли – достойнейшая личность. Просто потому, что сумел "сделать это". Из тех, кто гонялся раньше, мне были очень симпатичны Маркку Ален и Юха Каннкунен. Несмотря на то, что Ален был не слишком везучим пилотом, для меня он – номер один.

"Колёса": Кто из новых российских пилотов Вам нравится?

С.У.: По отношению к гонкам как к делу – конечно же, Грязин. Стас – отличный пилот, и он это всем доказал.

"Колёса": Чтобы Вы изменили в своей карьере с позиций сегодняшнего дня?

С.У.: Абсолютно ничего.

"Колёса": О какой гонке Вы всегда вспоминаете с удовольствием, а какую хотелось бы навсегда забыть?

С.У.: В последних двух сезонах у меня было две гонки, о которых я вспоминаю с удовольствием. В прошлом году это было ралли "Гуково", где я на своей "Импрезе", подготовленной по требованиям группы "А", одержал победу над тремя автомобилями WRC и еще раз доказал всем, что мне нечего никому доказывать. И в этом году проехал ралли "Карелия", получив массу чисто спортивного удовольствия, став в итоге даже не первым – третьим. И, не выиграв, все равно считаю, что ничего доказывать больше не должен. Но – буду.

"Колёса": Что чувствует Сергей Успенский, когда в нынешнем чемпионате уже ничего не поправить?

С.У.: Конечно, для нашей команды существует только одно место – первое. Поэтому, даже проиграв в личном зачете, мы будем до конца бороться и за первую ступень пьедестала в командном, тем более, что у нас есть все шансы.

"Колёса": Сейчас второе место получать интересней, чем когда в чемпионате были автомобили WRC?

С.У.: Да! Сейчас вообще есть спорт, а раньше была одна "игра в машинки". Раньше я боролся только против "Итеры", мне это было интересно. Люди тратили миллионы, а побеждал я...

"Колёса": Какого титула не хватает в Вашей спортивной карьере?

С.У.: Присвоение "Заслуженного мастера спорта" ставит точку во всех вопросах. Еще раз спасибо тем, кто оценил мои заслуги – я считаю, что я это заслужил.

"Колёса": А отношения между раллистами перерастают в деловые?

С.У.: Да нет, мы практически не общаемся, встречаемся только на ознакомлениях с трассой. А в бизнесе наши пути пересекаются очень редко. Тот, кто может себе позволить серьезно играться в ралли, должен иметь как минимум газовую трубу.

"Колёса": Но Вы-то доказываете обратное...

С.У.: Я-то себя профессионально содержу, я профессиональный пилот, а "играться" – это другое. Это машины, выброшенные в пропасть. Одна, другая, третья. Надо иметь очень серьезную поддержку и давать себе четкий отчет в том, какую именно сумму денег можно "выбросить в пропасть". Это же все делается чисто для удовольствия и сродни тому, что те же деньги, например тридцать тысяч долларов, можно пойти и проиграть сегодня вечером в казино. А можно завтра утром потратить на арендованную спортивную машину – кстати, самый дешевый способ "поиграться".

Сергей Успенский
Сергей Успенский
Сергей Успенский

Успенский – организатор

"Колёса": Чего, на Ваш взгляд, удалось добиться чемпионату в этом году?

С.У.: Спортивности. Массовости. Наконец-то вернулся лозунг "Сильнейшему среди равных". На посту председателя раллийного комитета РАФа мне удалось сделать 90% задуманного, остальные 10% я подарил функционерам. Мы приблизили чемпионат к мировым стандартам, поставили на ноги моноклассы... Если я буду заниматься тем же и в следующем году, спортивности будет добавлено еще больше. Не стесняясь это говорить, повторю, что все, что было изменено к лучшему в этом году, сделано моими руками. Я с этой программой пришел, я ее и осуществил.

"Колёса": Не опасались ли Вы того, что с Вашей новой должностью на Вас будут "катить бочку" по поводу использования "административного ресурса"?

С.У.: Так и катят, а какие проблемы? Я совершенно спокойно на это реагирую, делаю свое дело – катить бочки будут всегда и на все.

"Колёса": Сказалась ли дополнительная общественная нагрузка на Ваших результатах в этом году?

С.У.: Я не люблю искать виноватых и говорить, что я, мол, трудился в комитете, очень устал и заехал в сугроб в Карелии. Нет, не думаю, что это сказалось на результате. Нагрузок было действительно много – вся это функционерская возня немного не по мне. Если только невезение...

"Колёса": Мешали ли собрания выезжать на тренировки?

С.У.: А я не езжу на тренировки. Не имел никогда возможности тренироваться, не имел тренировочных автомобилей, времени и денег на это занятие. Все мои тренировки – это участие в соревнованиях. У меня никогда и тренеров не было.

Успенский – председатель

"Колёса": Вас недавно снова переизбрали на пост председателя Российской ассоциации автомобильных дилеров. Что интересного произошло за прошедший год?

С.У.: К сожалению, борьба с пошлинами закончилась не самым лучшим для нас образом, но мы не складываем оружие и продолжаем переговоры с правительством. Пытаемся объяснить, что наша позиция стратегически более верна, и нас наверняка услышат, пусть и с опозданием. Ассоциация во многом помогла нам самим – мы узнали друг друга, смогли объединиться, и на сегодняшний момент мы получили автомобильный бизнес как наиболее прозрачный и организованный в стране. Сейчас государство в отношении нас может планировать свой бюджет на несколько лет вперед. Таким образом, и с помощью ассоциации интересы дилеров стали полезны и государству тоже.

"Колёса": Насколько за 10 лет существования увеличилось количество членов ассоциации?

С.У.: Когда я пришел в ассоциацию, действительных членов было шесть, сейчас их – 60. В качестве вступительного взноса раньше платили в общей сложности $6000, сейчас – $2000.

"Колёса": Каковы приоритеты ассоциации в проблемных областях на сегодняшний день?

С.У.: Приоритеты те же: работа с законом о защите. Законы должны стать современными и новыми. В остальных областях работа идет по принципу: убрать все, что мешает бизнесу и не приносит пользы государству.

Успенский – бизнесмен

"Колёса": В бизнесе Вы самоучка?

С.У.: Да, полностью, начиная со специальностей механика и слесаря и заканчивая тем, кто я сейчас.

"Колёса": Что давалось Вам тяжелее всего?

С.У.: Работа с бумагами. Я не создан для этого.

"Колёса": Не приходилось ли решать деловые вопросы прямо во время соревнований?

С.У.: Раньше. Сейчас я телефон на гонках отключаю.

"Колёса": Бизнес и спорт малосовместимы. Как Вы относитесь к этому высказыванию?

С.У.: Я всю жизнь зарабатывал себе деньги и гонялся. Даже во времена застоя, хотя и тогда на стандартной машине ничего нельзя было выиграть, пока не купишь шины, тормоза, амортизаторы и карбюраторы. Стоило это денег гораздо больших, чем те, которые получались официальным путем. Значит, надо было "пилить гири", трудиться по ночам, обслуживать чужие машины "таваравэдов, завскладов, директаров магазынов". А чего здесь стесняться – тогда это был самый денежный контингент на просторах СССР. Они любили "домашних мастеров", как это тогда называлось. Я чинил машины, я делал двигатели, я варил кузова – я что угодно мог сделать из автомобиля. Так что можно сказать, что я занимаюсь сервисом и гонками практически всю жизнь.

"Колёса": При том, что у Вас есть серьезный бизнес, гонки остаются средством реализации собственных амбиций или служат имиджевой поддержкой для компании "У-Сервис+"?

С.У.: Все просто: без денег не было бы гонок. Первично, конечно же, ралли. Но бизнес мог бы существовать без спорта, а спорт без бизнеса – вряд ли. Такой вот катаклизм интересный.

"Колёса": Реагируют ли официальные французы на организованный Вами в России "Кубок Ситроен"?

С.У.: Ну, наверное, они на один бокал вина больше в день выпивают, но я этого особо не чувствую.

"Колёса": В воскресенье побеждай, в понедельник продавай. Помогают ли Ваши победы получать большие доходы?

С.У.: Да нет, я не чувствую этого. Это скорее воодушевляет коллектив, команду, поднимает настроение. Когда у нас была последняя авария, все так переживали, даже я удивился – чего в этом такого особенного? А клиенты... Не знаю... Марка "Субару" стала популярной не из-за гонок, а из-за планомерной и постоянной работы "У-Сервис+" в этом направлении: мы не соскакивали с темы, продолжали разрабатывать рынок, как курочка по зернышку.

"Колёса": Почему в копилку брэндов "У-Сервис+" добавились не известные в мире ралли марки "Форд", "Пежо", "Мицубиши", а "Ситроен", "Ниссан", "Ямаха"?

С.У.: Это происходило стихийно. Так как "Субару" всегда давалась нелегко, нам нужна была массовая марка. Опять же через спорт появился "Ситроен" – они меня пригласили как гонщика на французскую гонку "Андрос Трофи". Мне был интересен этот брэнд своей практически нулевой представленностью в России, мне всегда интересно начинать что-то новое. Я не люблю торговлю ради торговли. Мне необходимо постижение, элемент победы. Не все получилось так, как хотелось, но свое мы еще наверстаем.

"Колёса": Кто еще может добавиться в коллекцию "У-Сервис+"?

С.У.: Сейчас рассматриваем еще один брэнд, но пока мне нечего добавить – это секрет.

Успенский – юбиляр

"Колёса": "У-Сервис+" исполняется 10 лет – большая дата по меркам российского автобизнеса. Чем, кроме возраста, Вы можете по праву гордиться?

С.У.: Мы сделали главное – вывели брэнд "Субару" на должные позиции на автомобильном рынке России. Это было тяжело. Наша компания начиналась с пяти человек, а сейчас здесь трудятся более 300 сотрудников. В момент подписания договора о намерениях с японцами у нас была только "яма", когда открывались – появилось целых три подъемника. Сначала делали только ТО и регламентные работы, потом "жестянку"... И это были в лучшем случае 50 автомобилей в месяц. Сейчас к нам каждые 30 дней приезжают 1200 автомобилей. И мы не планируем останавливаться.

"Колёса": Какова формула успеха по Успенскому?

С.У.: Глаза страшатся, а руки делают, лучше и не скажешь.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings