Русский десант

За последние годы не раз звучали слова о том, как здорово было бы после длительного исторического перерыва устроить "очную встречу" российских и прибалтийских раллистов. Календарь 2003 года уже содержал строку: "5-й этап Чемпионата России – ралли "Курземе", Лиепая, Латвия. Классы N2, N4, A6".

За последние годы не раз звучали слова о том, как здорово было бы после длительного исторического перерыва устроить "очную встречу" российских и прибалтийских раллистов. Календарь 2003 года уже содержал строку: "5-й этап Чемпионата России – ралли "Курземе", Лиепая, Латвия. Классы N2, N4, A6". Это означало, что "на выезд" предстояло отправиться только наиболее современным, наиболее передовым зачетным категориям.

С одного подиума предстояло стартовать латышам, литовцам, эстонцам, россиянам, белорусам – и всех их Лиепая встречала одинаково приветливо. 59 экипажей международного зачета, 17 национальных машин. В числе главных фаворитов были эстонский ас Маргус Муракас на Ford Focus WRC и молодой, но быстрый латыш Матис Межакс на Ford Escort WRC.

Сергей Успенский
Андрей Жигунов
Стас Грязин

По уровню техники, но не по мастерству, уступали этим фаворитам лидеры "группы N" – наш Станислав Грязин и латыш Янис Воробьев. Ну а весь российский "бомонд" (а в Латвию приехали Успенский, Жигунов, Желудов, Левятов, стремительно набирающие опыт Доросинский и Матюхин, стабильный Сидоренко) можно было отнести к "темным лошадкам" – местные трассы знакомы немногим. Причем задачи у всех наших стояли разные. Грязин не скрывал намерений бороться за место именно в самом ралли. У Сергея Успенского здесь был последний шанс хоть как-то "застолбить" претензии на титул этого года. Андрею Жигунову, наоборот, никуда не надо было спешить: в оставшихся двух этапах ему хватало пару раз финишировать "в шестерке" – и чемпионский титул в кармане.

Короткий пятничный асфальтовый "пролог" в пригороде Лиепаи принес сенсационный результат. Грязин на "группоэновом" автомобиле оказался намного быстрее WRC Муракаса, не говоря уже об остальных соперниках! В таком повороте событий оказались "повинны"… механики Стаса, сказавшие пилоту: "В техничке есть подготовленные "под асфальт" комплект подвески, тормозов и трансмиссии. Можем рискнуть: вечером настроить машину под пролог, а наутро "перекинуть" снова грунтовый вариант. Но поменять успеем только два узла из трех – выбирай!" Грязин выбрал трансмиссию и подвеску. Риск оправдал себя. Но в любом случае было ясно: как только "поле боя" перейдет на грунтовую часть, Муракас свое возьмет. Так и вышло: уже к четвертому спецучастку Focus WRC вывел своего пилота в лидеры. А Грязин и Воробьев остались выяснять отношения за лидерство среди "серийных", а вскоре и за общее "серебро" гонки.

Не раз говорилось: прибалтийские трассы с первого раза покоряются с трудом даже опытным пилотам. Весть о том, что на следующем спецучастке вдребезги разложил свою "Субару" экипаж ITERA Rally А. Желудов-А. Русов, оказалась небольшим шоком. Этот сезон для нового экипажа "Итеры" скорее "пристрелочный", и на излишний риск идти вряд ли стоило.

На втором прохождении в этом же месте едва удержал автомобиль и сам Сергей Успенский – вот уж кому на опыт не пожаловаться. Но оказалось, что это только цветочки…

Следом за первыми участниками, прибывающими в сервис-парк в конце дня, принеслась весть: Успенский "убрался"! Чуть позже выяснилось: авария Успенского действительно оказалась тяжелой – пять витков через крышу, причем "подцепленными" в салон при опрокидывании булыжниками экипажу были нанесены некоторые ушибы. Но в итоге автомобиль сохранил возможность кое-как двигаться своим ходом. Впрочем, двигаться было все равно больше некуда. Победы на этапе не видать, а значит, именно в этот момент шансы Жигунова на титул Чемпиона России 2003 года стали равны ста процентам. Несмотря на осторожность, Андрей занимал очень неплохое место в "абсолюте", а из россиян теперь и вовсе шел вторым.

При таких раскладах в лидирующей группе трудно было удивляться тому, что и в менее опытном стане "Ситроенов" народ чудил на все лады. Сергей Угер "прилег" на борт, перекат через крышу исполнил Алексей Бакай, Александр Севастьянов "припарковался" в остановившийся на спецучастке неисправный автомобиль соперника, Геннадий Брославский оставил питерца Андрея Бунеева лидировать в гордом одиночестве после поломки бензонасоса, отбросившего московского соперника на 9 минут назад.

Последний день встретил экипажи густым туманом, в котором многие не избежали ошибок, но существенных перестановок от этого не произошло. Гораздо важнее для исхода ралли оказалось другое – судьи приняли решение сократить часть будущего, последнего, спецучастка. "Подрезать" пришлось немало – вместо 30 километров на повторное прохождение осталось лишь 12.

Это решение, как выяснилось, определило судьбу гонки. Потому что на одно из самых "зрительских" мест предпоследнего спецучастка первым из клубов пыли вылетел… бело-красный "лукойловский" Mitsubishi Lancer Грязина! Тогда он еще не знал, что Муракас остановился из-за поломки мотора, и, чтобы не мешать соперникам, откатил машину подальше от дороги. В тот момент Стас знал лишь одно: Янис Воробьев отчаянно атакует, сократив отставание всего до 6 секунд! Кто сказал, что в ралли не бывает очной борьбы? Нет, машины не мчат, как на кольце, общей толпой, но разве такое психологическое противостояние, когда на 30 километрах дороги считаешь каждый удачно и неудачно пройденный поворот, когда лишь на финише можешь узнать результат соперника, когда в счет идет каждая десятая доля секунды, – это меньшее напряжение?

Дуэль Грязина и Воробьева – теперь уже за первое место в гонке, а не в классе – продолжалась до последних метров и была невероятно красива. Стас летел над трассой, Янис и вовсе творил чудеса. Но и Грязин шел ва-банк. Он не скрывал, что именно "поквитаться с обидчиками", недавно оттеснившими его от победы, – его цель. Так и вышло. Те самые 18 "урезанных" километров окончательно решили дело в пользу россиянина. Отыграть 6 секунд на 12-ти оставшихся километрах Стас попросту не дал!

Грязин уже не впервые стартует в "Курземе". И вот – первая победа нашего пилота здесь, первые его "латвийские" 50 очков в зачет Чемпионата Европы. Латвийские болельщики и соперники тепло поздравляли Станислава и Георгия – как выяснилось, экипаж здесь давно полюбили за скорость и красивую езду.

На площади перед ночным клубом, ставшим на время ралли "культурным центром" Лиепаи, было негде упасть яблоку. Комментатор объявил, что Андрей Жигунов и Игорь Тер-Оганесьянц именно на латвийской земле стали чемпионами России – и толпа взревела в поздравительном крике. Дружные аплодисменты в адрес "ситроеновского" подиума, оказавшегося на этот раз полностью "питерским". И вот кульминация – награждение абсолютного зачета. Раз ралли входит в Чемпионат Европы – у него свой сценарий. И согласно этому сценарию над площадью зазвучали аккорды российского гимна. Не прошло и нескольких секунд, как встала вся площадь. А наши ребята, прошедшие огонь и воду гоночных трасс, с трудом сдерживали слезы. Все до единого – экипажи и члены команд, журналисты и "группы поддержки" – после признали, что этот момент стал просто потрясающим...

А до конца Чемпионата России остался один этап. Ралли "Гуково" проходит как раз в те дни, когда готовится этот номер. И подробнее о нем вы вскоре прочитаете…

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings