Ему бы в небо!

С полковником ВВС в запасе Казимиром Эдуардовичем Тихановичем мы познакомились осенью 1998 года, когда его знаменитая эскадрилья "Русь" прилетала на открытие чемпионата России по высшему пилотажу на поршневых самолетах.

Казимир Эдуардович Тиханович

С полковником ВВС в запасе Казимиром Эдуардовичем Тихановичем мы познакомились осенью 1998 года, когда его знаменитая эскадрилья "Русь" прилетала на открытие чемпионата России по высшему пилотажу на поршневых самолетах. Руководитель полетов заблаговременно освободил небо, но, как ни ждали ее зрители, в теплых лучах сентябрьского солнца "Русь" появилась совершенно внезапно. Плотным строем шестерка реактивных штурмовиков L-39 "Альбатрос" взрезала пронзительную небесную синь и закружилась в каскаде отточенных фигур высшего пилотажа. "Крест" из "Альбатросов", летящих к облакам; "зеркало" из двух машин, кажущихся отражением друг друга; "фонтан" и "карусель", "тюльпан" и "колокол", вихри горизонтальных и вертикальных "бочек", "петель", "спиралей" – этот поднебесный танец изумительных бело-синих птиц на скорости до 800 км/час и минимальном расстоянии между десятиметровыми крыльями, доходящим до одного метра, завораживал и восхищал. Всего 25 минут – и 30 фигур высшего пилотажа на едином дыхании, в четком ритме, гармонично, красиво и изысканно, хотя при этом перегрузки чередуются от +7g до -3g и длятся 15-20 секунд. Многие фигуры летчики придумывают сами – их нет ни в одной инструкции, и происходит чудо: вопреки всем законам физики пилотажная группа "Русь", демонстрируя высочайшую технику и мастерство, доказывает, что нет ничего невозможного. Действительно, эскадрилья "Русь" – без малейшего преувеличения – национальное достояние России. Каждый из летчиков – профессионал экстра-класса, прошедший сложную многолетнюю школу высшего пилотажа на реактивных самолетах, что означает совершенно определенным образом сформированное мышление, позволяющее просчитывать все до секунды, мгновенную реакцию, чувство локтя, то есть крыла, пространства и времени.

Эскадрилья "Русь"
Эскадрилья "Русь"
Эскадрилья "Русь"

В этом году эскадрилье "Русь" исполняется 16 лет, и мы встретились с полковником Тихановичем, чтобы вспомнить, как все начиналось, и поговорить о сегодняшнем дне.

"Колеса": Казимир Эдуардович, как рождаются фигуры и композиции?

К.Т.: Раньше высшим пилотажем занимались лишь отдельные летчики, групповой высший пилотаж не практиковался. Но летчики всегда стремились попробовать что-нибудь новое, в тренировочных полетах часто сокращали дистанцию, становились рядышком.

А в 1987 году групповой пилотаж был утвержден официально, прописывались все меры безопасности, разрабатывалась документация. Каждого летчика врач держал на контроле, прописывал ему элеутерокок, потому что это огромнейшая эмоциональная нагрузка. Согласитесь, большая ответственность: на глазах у 500 тысяч зрителей над Москвой не просто пролететь, а показать мастерство летного дела.
К тому же из Тушино шла прямая трансляция по первому каналу на весь Советский Союз.

Боевой разворот в горизонтальной плоскости с переменным профилем – так в общем можно описать фигуры, с которых мы начинали. Потом решили попробовать парные фигуры – петли, косые петли в вертикальном положении. Пилотажные фигуры на 90% давно уже были изобретены, другое дело, как организовать их композиционно, исходя из возможностей самолета, зрелищности, программы. "Сердце" не мы первые придумали, но в эту фигуру внесли что-то свое, петлю Нестерова "закосили" – и она стала косой петлей. Петля – основа для вертикальной и горизонтальной восьмерки – что хочешь, то и рисуй в небе. "Зеркало" смотрится на одном дыхании: один самолет летит как обычно, а второй – вверх шасси.

"Колеса": "Крест" вами был изобретен?

К.Т.: В России мы его показали первыми. Наш "крест" – многострадальный, пришлось над ним много поработать, вначале он был из 9-ти, затем из 6-ти самолетов. На Л-39 "крест" хорошо смотрится, потому что у наших самолетов особенная конфигурация – крыло почти прямое, в отличие от СУ-27 и МИГ-29. Плюс еще включаешь фары – будто бриллиантами "крест" подсвечиваешь.

Летчики из Словакии при встрече признались, что такой интересной программы прежде никогда не видели и почерпнули из нее много полезного для себя – "колокол", тройную восходящую штопорную "бочку". Комплекс фигур ограничен, особенно если самолет не совершенствуется, поэтому приходится "брать" зрителя композицией, проявлять фантазию. У каждой фигуры есть свои параметры: скорость и высота. Можно их уменьшать, увеличивать, но свечкой уйти в небо не получится – тяговооруженность самолета ограничена, поэтому приходится выжидать некоторое время, уступив место другому самолету, чтобы после исполнения одной фигуры накопить силы и энергию для следующей композиции.

Я помню пилотаж "Голубых ангелов" – сильнейшей авиагруппы мира. На F-18 американские летчики с оригинальной композицией во время праздника периодически пролетали над гуляющей толпой, удалялись, чтобы перестроиться и через некоторое время вновь ошеломить публику.

У нас же получасовая программа идет на одном дыхании. Наши ребята все время в воздухе, в динамике. Большинство зрителей смотрит шоу, что называется, с раскрытым ртом, но есть люди, для которых красоты не существует, – их ничем не исправишь.

"Колеса": Что такое 16 лет для эскадрильи "Русь"?

К.Т.: В первую очередь, для летчиков – это интереснейшая, благородная и любимая работа. Это 16 лет выживания, борьбы. Это тяжелые годы для всей авиации, годы постоянной тревоги за судьбу пилотажной группы и годы неослабевающей надежды, что все-таки мы прорвемся в достойное будущее. А у России всегда останется красивое, надежно защищенное небо над головой, авиации же придется радовать свой народ лишь показательными выступлениями.

"Колеса": Каковы максимальные скорости, дистанции в фигурах высшего пилотажа?

К.Т.: Композиция зависит от тактико-технических данных самолета и натренированности летного состава. Основная масса пилотажных групп мира работает не на боевых, а на учебно-тренировочных самолетах – более маневренных. Хотя современные боевые самолеты обладают сверхманевренностью, к тому же у них тяговооруженность – соотношение тяги к весу самолета – больше. Если тяговооруженность равна единице, то самолет может взлететь как ракета. На наших самолетах тяговооруженность 0.4, а вертикаль мы делаем за счет потери скорости. Кстати, СУ-27 и МИГ-29 в этом смысле пилотировать легче. На наших Л-39 – сложнее, мы не имеем права на ошибку, чуть-чуть прозевал – фигура уже не та. Когда самолет маневрирует, он теряет энергию и скорость, поэтому при выполнении сложных фигур не всегда хватает тяги. Это необходимо учитывать и добиваться мастерства дисциплиной – соблюдением точной, филигранной, техники пилотирования.

К сожалению, Л-39 не может сделать "кобру" из-за отсутствия сверхманевренности. Весь наш пилотаж работает четко по законам аэродинамики и строится на грани возможного. Выполнить "бочку" в составе шести самолетов, крутящихся вокруг общей оси, очень трудно – ведь тяги опять не хватает. Если шестерка самолетов идет двойным угольником – задача более-менее выполнима, "стрелой" тот же трюк сделать невозможно. Одна и та же фигура на разных самолетах имеет разную ценность. У зарубежных учебно-тренировочных самолетов "зеркало" получается лучше из-за наличия двух двигателей. Модификация Л-59 допускает 30 секунд перевернутого полета, а у нашего Л-39 на 21 секунде останавливается двигатель.

"Колеса": Значит, возможности летчиков эскадрильи "Русь" выше, чем возможности самолетов?

К.Т.: Натренированность летчиков действительно высока. Наши коллеги из других пилотажных групп не раз замечали: "Мы летаем на тяге, а "Русь" на энтузиазме". И зрелищность зависит не только от сложности фигур, играет роль и система "шлейф" с эффектом дыма. Чего стоит идея с "вентилятором", когда пять самолетов идут вместе, а шестой – следом вокруг траектории пятерки. Чрезвычайно важны и комментарии при проведении шоу, которые объясняют, на что обратить внимание. Фигура "сердце" сопровождается стихами о пронзенном стрелой сердце, и это производит впечатление.

"Колеса": Раньше вы летали девяткой, а теперь шестеркой?

К.Т.: Шестерка плюс одиночка – семеркой. Летчиков у нас сейчас восемь, один резервный. Есть и финансовые проблемы – сейчас, например, надо подкрашивать самолеты. Мы единственная группа в мире, которая находится на самофинансировании.

Наши летчики – инструкторы с высоким уровнем подготовки, который надлежало бы передать молодому поколению. К сожалению, из-за нехватки средств мы этого себе позволить не можем, и каковы наши перспективы – большой вопрос. Допустим, авиацентр в Кубинке финансируется государством, их "Стрижи" и "Витязи" не думают, где взять топливо. А мы зачастую сидим без зарплаты. Власть нас поддерживает, однако тенденция негативного отношения к системе РОСТО касается и нас. Увы, в летных училищах уже забыли, что такое высший пилотаж, там нет ни одного практика-инструктора, теряется уровень, школа, традиции. А ведь летчик-спортсмен – потенциальный боевой пилот. Мне и самому хочется полетать побольше, но приходится решать массу административных проблем. День за днем занимаюсь пробиванием необходимых решений, постоянно езжу в Москву, поскольку требуется приложить максимум усилий, чтобы обеспечить жизнедеятельность группы.

"Колеса": То есть у Вас высший пилотаж продолжается на земле?

К.Т.: Да он и не прекращался никогда, и пока "тяговооруженности" мне, к счастью, хватает.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings