Ford в европейском формате

Вековой юбилей Ford Motor Co., с помпой отмеченный в прошлом году в США, плавно перешел во вторую стадию, европейскую. Мало кто знает, что "Форды" появились по обе стороны Атлантики практически одновременно, однако через некоторое время пути их разошлись настолько, что единственным видимым связующим звеном между ними осталась фирменная эмблема.

Союз нерушимый
Первенцем унификации стал Escort, который с некоторой натяжкой можно отнести к гольф-классу. В отличие от дизайна, неординарностью конструкции он похвастаться не мог – передний привод уже доказал свою полезность, а двигатели в 1.1-1.3 литра мощностью 48-84 л.с. и передние дисковые тормоза с усилителем и вовсе стали общим местом. С другой стороны, в то благословенное для производителей время потребитель еще не требовал от них "прыгать выше головы", поэтому простота конструкции и, соответственно, невысокая цена, являлись приоритетами. В первый же год только в Англии было продано 543 тысячи автомобилей, однако настоящий звездный час наступил через два года, когда Хану Миккола на полуторалитровой версии мощностью 140 л.с. победил в супермарафоне Лондон-Мехико длиной 17 000 миль.  Неожиданно утилитарный Escort оказался лучшей рекламой для хетчбэка Capri, ставшего аналогом "Мустанга" и представленного под лозунгом "Это автомобиль, который вы себе всегда обещали". В динамике новинка, оснащавшаяся в "топовом" исполнении 126-сильным двигателем, уступала культовому "янки", но ее четырехместный несущий кузов с большой задней дверью отличался не только превосходным дизайном, но и функциональностью, не снившейся заокеанскому "жеребцу". Что оценили даже на  "исторической родине" – Ford Capri стал первым европейским автомобилем (штучная сборка "роллс-ройсов", "фиатов" и некоторых других машин в начале века не в счет), выпускавшимся в США под маркой Mercury.

1950 год. Ford Consul
1956 год, Ford Taunus 15M

Первая половина этого десятилетия у Ford ушла на окончательное утверждение в роли основного производителя автомобилей среднего класса. На этом этапе главным конкурентом был Opel, против которого, помимо "Эскортов", "Таунусов" и "Капри", выступало новое семейство Granada. Однако в обойме Рюссельхайма был субкомпактный Kadett, и наличие бреши в модельном ряду в этом секторе, ставшем после энергетического кризиса сверхпопулярным, было равносильно самоубийству. К счастью, в кресле директора сидел Ли Якокка, предвидевший эту ситуацию. По его настоянию в Валенсии был построен завод, на котором с 1976 года началось производство переднеприводного малолитражного хетчбэка Fiesta, ставшего общеевропейским любимцем. А в 1980 году появился и принципиально новый переднеприводный Escort с несколькими типами кузовов, ставший "Автомобилем года" и вышедший на миллионный уровень продаж всего за 13 месяцев. Третьим автобестселлером стала Sierra с полностью независимой подвеской и оригинальным, очень просторным и аэродинамически выверенным, кузовом, в значительной степени компенсировавшим устаревшую классическую компоновку.

1957 год. Ford Taunus 17M
1959 год. Ford Anglia

Наши дни
Новейшая история Ford Europe четко делится на "до" и "после". На первом этапе компания развивалась, так сказать, по японскому вектору, работая на интересы "средневзвешенного" потребителя. Такая стратегия себя вполне оправдала: в 1985 году Scorpio, а в 1994 Mondeо удостоились звания "Автомобиль года", причем последний стал еще и первым "всемирным автомобилем", его платформа использовалась от США до Австралии. Однако создалось впечатление, что после Scorpio всех дизайнеров заменили бездушными компьютерами, благо Ford и здесь ходил в пионерах – первая ЭВМ в исследовательском центре в Бирмингеме появилась еще в 1956 году. Компьютеризация при проектировании узлов и агрегатов помогла создать великолепное семейство моторов Zetec, а вот для дизайна чрезмерное увлечение электроникой было довольно пагубно. В конце 80-х – начале 90-х завершался долговременный процесс окончательного насыщения рынка, прагматики "были на коне" и то, что Алекс Тротмен, успешно управлявший в Европе, стал первым "неамериканцем", возглавившим весь транснациональный концерн, вполне закономерно. Забравшись "на самый верх", он тут же объявил о смене приоритетов – и началось "после",  сравнимое по воздействию на развитие автомобилестроения с появлением Ford Model T.

1960 год. Ford Taunus 17M P3
1962 год. Ford Cortina Mk1

Ford Motor – единственный из гигантов, не испугавшийся не просто начать в России "отверточную" сборку, но и построить под Петербургом "с нуля" завод, рассчитанный на полный производственный цикл. В 1998 году Ford Focus произвел фурор своей превосходной управляемостью, необычным дизайном, получившим название "новая грань". Попахивавший авантюрой шаг на деле был тщательно просчитанной маркетинговой акцией: "обмылки" надоели до скрежета зубовного, и замена им подоспела как нельзя вовремя. У "новой грани" появилась масса последователей, а Focus назвали "Автомобилем года" по обе стороны Атлантики. Оригинальное стилистическое решение не исчерпало себя и поныне, более того, оно стало основой для корпоративного стиля, ранее "фирменными" дизайнерами не исповедуемого никогда.

1976 год. Ford Fiesta
1985 год. Ford Scorpio

Современный перенасыщенный рынок требует разнообразия, а обеспечивать его самостоятельно и хлопотно, и накладно. С начала 90-х годов проблемы решали либо в кооперации с другими "экономными" (минивэн Galaxy – продукт совместной работы с Volkswagen), либо просто по лицензии использовали чужой продукт под своей маркой (Ford Maverick сходил с конвейера бок о бок с Nissan Terrano II). Глобализация продолжается: Jaguar, а за ним и Mondeo, получат интересный дизель, созданный в содружестве с Peugeot, а Mazda приобретает статус "корпоративного" поставщика платформ. Возглавивший Ford Europe Ник Скил достойно справляется с поддерживанием реноме одного из ведущих  автопроизводителей Старого света – в 2002 году в Германии, Испании, Бельгии, Португалии и России было выпущено 1 397 946 легковых автомобилей плюс еще 128 521 штука в бразильском, малазийском и индийском филиалах, где частично воспроизводится европейский модельный ряд. Focus же прижился и в Америке, но в 2005 году следует ждать ответного хода – уже засвеченная перспективная Futura должна стать новым Mondeo, да еще и с гибридным приводом по заказу. А в некоторой перспективе не будет ни европейского, ни американского "Форда", а будет один – всемирный.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings