NSU: На алтаре прогресса

4308 0 1
Поделиться: 0 0 0 0 0 1
Что общего между такими принципиально разными машинами, как Audi A6, Mazda RX-8 и "мыльница" ЗАЗ-968? Все они появились на свет только благодаря немецкой марке NSU, выпустившей свой первый автомобиль ровно сто лет назад.

Сегодня она почти забыта, хотя в свое время находилась на самом острие научно-технического прогресса. Увы, блеск славы был недолог: звезда NSU закатилась так же быстро, как и взошла.

Начиналось все в далеком 1873 году, когда швабские механики Кристиан Шмидт и Хайнрих Штоль основали на островке посреди Дуная мастерскую по производству швейных машинок. Бизнес пошел, и необходимость расширения вскоре вынудила искать новое место, которым стал город Некарсульм. Здесь буквально рукой подать до Австро-Венгрии, ставшей главным рынком сбыта продукции. Однако в 1885 году соседи ввели «заградительные» пошлины на ввоз ряда товаров, в список которых угодили и те самые швейные машинки. Чтобы выжить, пришлось заниматься экстренным перепрофилированием производства.

Руководство фирмы не придумало ничего лучшего, как заняться производством велосипедов. Несмотря на высокую конкуренцию в этом секторе рынка, дело заладилось, что позволило с 1901 года расширить номенклатуру товаров за счет мотоциклов. Правда, на первых порах они представляли собой те же велосипеды, но оснащенные швейцарскими моторчиками марки Zedel. К тому времени фирма уже носила название NSU, возникшее в результате «скрещивания» имен двух близлежащих рек, Некара и Сульма.

Как производитель мотоциклетной техники NSU достигла заоблачных высот. В одном только 1936 году ее модель Quick разошлась феноменальным тиражом в 240 000 экземпляров, а в пятидесятых NSU стала крупнейшим в мире производителем двухколесных транспортных средств. Мотоциклы немецкой марки доминировали на гоночных трассах, били рекорды продаж и рекорды скорости. Очередной из них в 1956-м установил Вильгельм Герц, разогнав мотоцикл с полулитровым мотором, оснащенным нагнетателем, до 339 км/ч.

По правде говоря, автомобильной тематикой на фирме заинтересовались еще раньше, чем мотоциклами. 11 ноября 1888 года публике было продемонстрировано автомобильное шасси, созданное по заказу самого Готлиба Даймлера. Но то был лишь разовый заказ, а настоящее производство развернулось в 1905 году. Первым автомобилем NSU был лицензионный бельгийский Pipe, а уже через год начался выпуск собственной модели с 28-сильным двигателем. Вскоре линейка моторов включала в себя различные агрегаты в диапазоне от 1.3 до 4.0 литров рабочего объема. А дальше пошло-поехало…

Фортуна явно покровительствовала NSU: и этот вид бизнеса стремительно развивался, доказательствами чему стали спортивные триумфы. Именно на автомобиле NSU под управлением Линдберга в 1909 году в Лос-Анджелесе был установлен первый официальный рекорд скорости – 124 км/ч. А в 1925-м на первом в истории Гран-при Германии победу одержал шестицилиндровый NSU 6/60, опередивший именитые Mercedes и Bugatti. NSU много экспериментировала – например, в начале двадцатых здесь построили прототип 8/24, первый в мире автомобиль с несущим кузовом типа монокок из алюминия. К слову, в серию машины такой конструкции пошли аж 79 лет спустя – в лице сегодняшнего Jaguar XJ!

Однако автомобильное отделение, базировавшееся в городе Хайльброн, требовало все больших ресурсов, угрожая перспективам стратегического направления – мотоциклетного. Поэтому в 1929 году автомобильный бизнес был продан концерну FIAT, и, по условиям сделки, в течение нескольких последующих лет немецкие машины носили гибридную марку NSU-Fiat. Компания продолжала выполнять эпизодические заказы со стороны, и даже это помогло ей войти в историю: в 1934 году по проекту Фердинанда Порше на NSU был построен прототип Porsche Typ 32 – не что иное, как первый образец будущего легендарного Жука. А еще через несколько лет по настоятельной рекомендации из Берлина NSU вошла в состав германской автомобильной корпорации Auto Union, которая уже объединяла Audi, DKW, Horch и Wanderer. Того требовала подготовка к полномасштабным боевым действиям.

Война оставила предприятия NSU лежать в руинах. Сначала постепенно было восстановлено производство мотоциклов, а затем, встав на ноги, NSU Motor Works AG вернулась к автомобильной тематике. Первой послевоенной моделью стал крошечный седанчик Prinz с 600-кубовым мотором Max мощностью 20 л.с., который поступил в продажу в 1958 году. Очень скоро к нему присоединилось мини-купе Sport Prinz. Его дизайн создавался на студии Bertone, да и выпускалась машина в итальянском Турине.

В 1963 году в производство была запущена новая, более крупная модель Prinz 4. Ее компоновочная схема – седан с двигателем воздушного охлаждения в заднем свесе – была заимствована у американского Chevrolet Corvair. Нам же «четвертый» Prinz отлично знаком как ЗАЗ-968: советские конструкторы скопировали немецкую машину едва ли не до мелочей. Естественно, NSU не получила от правительства СССР ни копейки за такой безбожный плагиат.

А в сентябре 1963 года грянула сенсация. На Франкфуртском автосалоне был представлен NSU Spider c поистине фантастическим двигателем – роторно-поршневым. Да, о принципиальной возможности такого силового агрегата говорилось давно, да, его вроде как уже пытались устанавливать на мотоциклы – британский Norton Commander и японский Suzuki RE-5. Но под капотом серийного автомобиля он оказался впервые.

Как это бывает, на доводку красивой идеи до ума ушли годы. Союз NSU и талантливого инженера Феликса Ванкеля сложился еще в 1951 году – поднимавшуюся из пепла компанию в тот момент заинтересовал его научный труд по теории роторно-поршневых двигателей. Ванкель экспериментировал с РПД с 1924 года, однако во время войны французские войска разрушили его мастерские, и инженер сел за написание объемного теоретического труда. NSU предоставила ему возможность снова заниматься практикой.

Первый действующий образец роторно-поршневого двигателя был построен в феврале 1957-го, а через три года на испытательный полигон выехал первый автомобиль с РПД. Преимущества этого типа двигателя были соблазнительными – компактность, простота конструкции (нет ни клапанов, ни распредвалов, ни шатунов, ни поршней), мягкость работы, «крутильность» и, как следствие, высокая мощность. Минусы – большое количество уплотнительных прокладок и сальников, которые быстро изнашиваются, создавая протечки. Кроме того, конструкция мотора обуславливает неполное сгорание топливной смеси, что означает высокую токсичность выхлопа. Тогда эти недостатки казались несущественными и легко устранимыми, но как раз они в итоге и погубили NSU. Первой ошибкой стало то, что в погоне за лидерством в новой технологии компания приняла решение свернуть производство велосипедов и мотоциклов, бросив все силы на «ротор».

Сначала все было благополучно. NSU Spider c ходу выиграл немецкий чемпионат по ралли в 1966 году. Да, двигатель был «сыроват», а счастливые владельцы, чувствуя, как легко и азартно он крутится, крутили его от всей души и быстро убивали. Но в лабораториях полным ходом шли доводочные испытания, а параллельно на рынок выводились новые машины с обычными поршневыми двигателями. В середине шестидесятых дебютировали спортивные версии Принца – 65-сильная ТТ и 70-сильная TTS. Легкие и проворные, они снискали репутацию отличных спортивных машин для города и трека. Позже, с переходом от двухкарбюраторной системы питания к впрыску Kugelfischer, мощность ТТ была доведена до внушительных 110 л.с. Именно эти, легко поддающиеся доработке, автомобили стояли у истоков немецкой индустрии тюнинга. С опытов над NSU Prinz TT начинал Гюнтер Ирмшер, выигравший на машине собственной подготовки национальный «кузовной» чемпионат, который теперь известен, как DTM. А Irmscher Intenational GmbH сегодня имеет статус придворного тюнингового ателье Adam Opel AG.

Звездный час NSU пробил в 1967 году, когда компания выставила на всеобщее обозрение революционную модель Ro-80. Автомобиль буквально состоял из ноу-хау: его алюминиевый кузов отличался низкой линией капота, что стало возможным благодаря скромным размерам РПД. Так был получен выигрыш не только во внешнем виде, но и в аэродинамике. Двухсекционный роторный двигатель ККМ12 мощностью 115 л.с. приводил передние колеса через механическую КПП с автоматическим сцеплением, обеспечивая разгон до 100 км/ч за 12.8 секунды и «максималку» в 180 км/ч. В те времена такую динамику называли захватывающей! Неудивительно, что осенью NSU Ro-80 выиграл престижный конкурс «Автомобиль Года». Кстати, первым из немецких автомобилей.

Через год была готова компактная модель K70, дизайном и конструкцией напоминавшая Ro-80, но только с обычным двигателем. Начало ее выпуска намечалось на март 1969 года, однако этому событию не суждено было состояться. 10 марта под давлением кредиторов NSU Motorenwerke AG подписала предварительное соглашение о вхождении в состав Auto Union AG и образовании Audi NSU Auto Union AG со штаб-квартирой в Некарсульме, а 21 августа собрание акционеров проголосовало за это решение. Но на любого зубатого хищника найдется еще более зубатый, и новоявленная компания тут же была поглощена концерном Volkswagen AG.

Той бедой, что привела NSU к потере самостоятельности, оказались роторно-поршневые моторы Ro-80. Став сложнее, они так и не избавились от врожденных проблем. В результате повышенного износа сальников и прокладок к 20 000 километрам пробега двигатель терял мощность, попутно начиная поедать масло и бензин в неприемлемых количествах. Стремясь сохранить доброе имя, руководство NSU без колебаний одобряло гарантийные замены моторов, и многие машины переживали по девять таких операций! Это быстро подорвало финансовое благополучие компании, и ей пришлось принять идею союза с Audi, который обернулся банальным переходом под чужой контроль. Отдадим должное фольксвагеновским боссам – они достаточно долго пытались решить проблему «роторов». Однако разразившийся мировой энергетический кризис не оставил прожорливому и экологически «грязному» Ro-80 никаких шансов. В марте 1977 года с конвейера сошел последний автомобиль под номером 37 204. На этом история марки закончилась – производство других ее моделей прекратилось за пять лет до того. Финальная же точка была поставлена в 1984 году, когда Audi NSU Auto Union AG прошла перерегистрацию под новым названием Audi AG и переехала из Некарсульма в Ингольштадт. В семидесятые роторно-поршневыми двигателями увлекались и другие производители. Французский Citroen выпускал модель GS Birotor c мотором Comotor, многочисленные прототипы обкатывали Mercedes-Benz и General Motors. Но только дотошным и трудолюбивым японцам удалось преодолеть все сложности. Компания Toyo Kogyo в 1967 году выпустила свой автомобиль с РПД – Mazda Cosmo Sport, чтобы затем неспешно, но методично совершенствовать капризный двигатель. Достойным венцом этих усилий стал титул «Двигатель года», полученный в 2003 году мотором Renesis, который устанавливается на Mazda RX-8.

Контакт c NSU радикально преобразил облик автомобилей Audi и Volkswagen. Облик Ro-80 стал матрицей для фирменного дизайна «четырех колец». Общие пропорции кузова, линия крыши, архитектура стоек – все это было повторено в модели 100 1976 года и четко просматривается в современных седанах Audi. Что касается «алюминиевых» А2 и А8, то они и сегодня выпускаются в Некарсульме.

Volkswagen изменился еще больше. На рубеже семидесятых компания выпускала неказистые машины с моторами воздушного охлаждения, расположенными сзади. Это был тупик. А выход из него указал NSU K-70 с его 1.6-литровым мотором водяного охлаждения, передним приводом и прогрессивным дизайном. Изучив техническую сторону автомобиля, в ноябре 1970 года фольксвагеновцы запустили его в серию без видимых изменений. Но, естественно, уже под собственной маркой. На основе K70 в кратчайшие сроки была создана вся производственная гамма Volkswagen – Passat (1973), Golf (1974) и Polo (1975). Верность выбранного направления подтвердил сам K70: за неполных четыре сезона он разошелся тиражом в 210 000 экземпляров!

NSU рискнула, и риск этот оправдался сполна – многие выдвинутые ею идеи нашли поддержку, хотя и не сразу. Пусть сама марка исчезла с карты автомобильного мира, имя ее вписано в историю золотыми буквами. Как тут не вспомнить нашумевший фильм «Александр» и слова Птолемея, сказанные в адрес Александра Македонского: «В погоне за своей мечтой он потерпел поражение, но это поражение стоило многих побед». Все так.

Теги: История
Понравилась статья? 0 0 0 0 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

9564 1 0
Статьи / Интервью
Есики Кишимото, Subaru: «Levorg – это не автомобиль для России»

С генеральным директор ООО «Субару Мотор» говорим о том, почему в России компания всё ещё гордится симметричным полным приводом, о будущих моделях Subaru на российском рынке и об… американских собаках!

3553 1 0
Статьи / Шины и диски
Кувалдой и прессом: как отремонтировать или испортить колёсный диск

Интерес к колёсным дискам у нас обычно ограниченный: есть некрасивая штамповка и классное литьё. И ещё – ковка, но про неё вообще трудно что-то вспомнить. Давайте сегодня немного расширим свои знания в области дисков:…

1136 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: муфту – в мойку, катализатор – в помойку

X-Trail первого поколения не зря стал одним из любимцев в народе. У него действительно очень неплохое сочетание простоты обслуживания, надёжности конструкции и потребительских свойств. Причём не только у нового, но и у…

225 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

7675 9 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

2771 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

21673 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

24742 6 2
Тест-драйвы / Одиночные
По дороге, ведущей в западном направлении: тест-драйв Chery Tiggo 2

Не знаю, в курсе вы или нет, но в некоторых европейских странах высшей оценкой в школе считается единица, а пятерка — наихудшей. Китайская марка Chery начинала с копирования продукции японского происхождения, но…

15675 15 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8326 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10706 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7233 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19218 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

26935 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

2845 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

89741 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

48515 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

38919 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?