Автомобили и танки Второй ударной – на чем воевали забытые герои

20052 2 18
Поделиться: 0 15 0 3 0 0

5 апреля 2015 года в поселке Тесово-Нетыльский Новгородского района состоялась военно-историческая реконструкция "Забытый подвиг – Вторая ударная армия". Подобного рода зрелищные мероприятия стали в последнее время достаточно популярными. При этом удаленность мест их проведения от маршрутов общественного транспорта во многом определила состав зрителей – в основном это автомобилисты. Нас мероприятие под громким названием "Международный независимый фестиваль" привлекло вдобавок еще и тем, что в его рамках почтеннейшей публике была представлена и ретротехника. В частности, машины, воевавшие во Второй ударной.

Немного предыстории

Как следует из названия, военно-исторический фестиваль посвящен трагическим событиям 1942 года, когда наступавшая на Новгород Вторая ударная армия попала в окружение, оказалась отрезанной от коммуникаций, завязла в непроходимых болотах и фактически была полностью разгромлена. Несмотря на проявленный бойцами массовый героизм, об этом эпизоде, выставлявшим Верховное командование не в самом благоприятном свете, официальные советские историки постарались забыть.


Тем более представился прекрасный повод: попавший в плен командующий Второй ударной, генерал Андрей Власов, впоследствии возглавил Русскую освободительную армию (РОА). Так погибших при исполнении воинского долга солдат массово записали во «власовцы». Реабилитировать их в глазах общественного мнения удалось во многом благодаря усилиям энтузиастов, в том числе организаторов данного фестиваля.

Коротко о фестивале

О том, что мы едем в верном направлении, стало понятно почти сразу после того, как мы свернули с трассы М-10 «Россия» (предстояло проехать около 35 км по региональной дороге, извилистой и имеющей не самое лучшее асфальтовое покрытие). Автомобили шли нескончаемой колонной. В основном у них были новгородское номера, попадались и петербургские, чуть реже – московские, псковские и даже мурманские.

К безусловному плюсу организаторам следует отнести участие в обеспечении мероприятия инспекторов ГИБДД, регулировавших движение и терпеливо дававших необходимые разъяснения водителям. К минусу – отсутствие парковки, рассчитанной на большое количество машин. Зрителей было под три тысячи, да и многие реконструкторы приехали на своих колесах. В результате улицы небольшого поселка и даже подъезды к нему были забиты автомобилями. Впрочем, местные жители относились к гостям достаточно доброжелательно и многие даже разрешали парковаться на въездах к частным домам.



Сама реконструкция в целом почти ничем не отличалась от подобного рода мероприятий, проходящих в эти месяцы и приуроченных к 70-летию Победы, разве что зрителей было меньше, чем бывает вблизи крупных городов, а значит, можно было почти без труда рассмотреть происходящее. Нас же, повторимся, интересовала в первую очередь реконструированная военная техника. Она была представлена легким колесным бронеавтомобилем БА-20 и танком Т-60. Оба на ходу, оба принимали активное участие в атаках «бойцов Второй ударной».

БА-20

Бронеавтомобиль БА-20 Выксунский завод выпускал с 1938 по 1941 год, и еще небольшая партия была собрана в 1942 году из комплектующих, остававшихся на складах – фронту критически не хватало боевой техники. Основа броневика – заднеприводное шасси двухосного (4х2) легкового автомобиля ГАЗ-М1, серийно производившегося с 1936 года. Корпус – сварной, из катаной брони (толщиной от 4 до 6 мм), вооружение – 7,62 пулемет в башне, которая в модернизированном (в 1938 году) варианте стала конической. Шины – пулестойкие, заполненные губчатой резиной ГК, на кормовом броневом листе снаружи крепилось запасное колесо.



Двигатель – четырехцилиндровый рядный карбюраторный жидкостного охлаждения, опять же, от «эмки» ГАЗ М-1. Циркуляцию воздуха в моторном отсеке обеспечивала узкая щель в задней части бронекапота, прикрытая подвижной панелью. Доступ к двигателю для ремонта и ТО обеспечивали откидная крышка бронекапота и эксплуатационные люки в бортах моторного отсека. В переднем бронелисте имелись две шторки на шарнирных петлях, с помощью которых можно было регулировать приток воздуха к двигателю и радиатору. В боевой обстановке эти створки закрывались.

Экипаж (2-3 человека) попадал в машину через прямоугольные двери с внешними петлями в бортах корпуса. В отделении управления слева располагалось место водителя, справа – командира. Их обзор обеспечивали два лобовых окна, прикрытых бронекрышками со смотровыми щелями и две смотровые щели в дверях.



Из-за неполного привода у БА-20 была ограниченная проходимость на пересеченной местности, максимальный преодолеваемый подъем – 15 градусов. Кроме того, модернизированный вариант с экипажем из трех человек оказался излишне тяжелым, в результате скорость его упала до 50 км/час. Тем не менее конструкция броневика была довольно удачной: трофейные экземпляры были приняты на вооружение не только неважно оснащенной финской, но и вполне обеспеченной немецкой армией.


Технические характеристики БА-20

Масса 2,3 т
Длина 4 100 мм
Ширина 1 800 мм
Высота 2 300 мм
Двигатель Карбюраторный ГАЗ М-1
Мощность 50 л.с.
Скорость 90 км/ч
Запас хода 250–350 км

Т-60

Легкий танк Т-60 получил в годы войны от танкистов нелицеприятные прозвища «танк-смертник» и «БМ-2» – братская могила на двоих (экипаж состоял из двух человек). Увы, но он редко переживал свою первую атаку. Недостаточно бронированный и вооруженный, танк обладал низкой устойчивостью.

Его бензиновый двигатель был весьма пожароопасен, даже несмотря на то, что топливные баки емкостью 320 литров, расположенные в «корме» танка, были отделены от боевого отделения дополнительной переборкой. Трансмиссионное отделение и, соответственно, ведущие колеса, располагались впереди, что приводило к их повышенной уязвимости. Моторное отделение – по правому борту в середине корпуса.




Рабочее место механика-водителя располагалось по центру, в передней части корпуса, прикрытое бронерубкой с откидным щитком. На крыше рубки располагался откидной люк для посадки-высадки. В корпусе также был аварийный днищевой люк и множество воздухопритоков, люков, лючков и технологических отверстий для вентиляции, слива топлива и масла, доступа к горловинам топливных баков, а также другим узлам и агрегатам машины. Эти отверстия защищались многочисленными броневыми крышками, заслонками и кожухами. Для обеспечения их водонепроницаемости, использовались резиновые прокладки, а болтовые соединения деталей с корпусом уплотнялись паклей.

Разработан танк в самом начале войны, в августе 1941 года специалистами КБ московского завода №37 под руководством Н. А. Астрова после того, как выяснилось, что предприятие не в состоянии изготавливать более сложные в производстве Т-50. Серийное производство Т-60 было организовано с сентября 1941 по февраль 1943 года – всего выпущено 5 915 танков. В октябре 1941 года броневая защита танка была усилена с помощью наварных броневых экранов толщиной 10 мм на носовую часть корпуса и борта башни. В результате боевая масса машины возросла с 5,8 до 6,48 тонны.




Двигатель – четырехтактный шестицилиндровый карбюраторный ГАЗ-202 жидкостного охлаждения мощностью 70 л.с. с карбюратором МКЗ-6Г. Часть двигателей была оснащена регуляторами числа оборотов и карбюраторами М-1. Некоторые танки из-за дефицита двигателей оснащались моторами Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с. Основным способом пуска двигателя был ручной – с помощью заводной рукоятки. Использовать электростартер СЛ-40 разрешалось только для пуска прогретого двигателя и в боевой обстановке. Для подогрева антифриза в борту корпуса имелся специальный лючок, через который снаружи вставлялась бензиновая паяльная лампа.


Технические характеристики Т-60

Масса 6,4 т
Длина 4 100 мм
Ширина 2 300 мм
Высота 1 750 мм
Двигатель ГАЗ-202
Мощность 76 л.с.

На сладкое. Автобусы и автодрезина

Пресс-служба оргкомитета фестиваля предварительно сообщала о том, что, помимо военно-исторической реконструкции, на особой площадке будет представлена выставка ретроавтобусов. Однако корреспондент Kolesa.ru, ожидавший увидеть если не довоенные машины, то хотя бы автобусы середины ХХ века, обнаружил львовский ЛАЗ-695Н 1995 года выпуска («Наташа», как его ласково прозвали водители) и венгерский Ikarus-256 «Интурист» 1996 года выпуска, представленные музеем Retro-Bus. Что ж, время идет, и скоро мы, вероятно, увидим и ретро-пробеги с участием «легендарной тачки 90-х» – тонированной «девятки» ВАЗ-2109 цвета «мокрый асфальт»…




Так что с точки зрения ретротехники больше внимания привлекали экспонаты Музея Тесовской узкоколейной железной дороги, на базе которой вот уже третий раз и проходит данная военно-историческая реконструкция. В частности, поставленный на железные колеса несколько видоизмененный ГАЗ-51, оснащенный двигателем от легкового ГАЗ-21 и превращенный таким образом в пассажирскую автодрезину ПД-1. Вообще, музей заслуживает внимания и вполне может стать объектом автотура выходного дня. Главное – не забыть, что он работает по предварительной заявке по тел. +7-921-9391394 или на страничке.





Помимо музея, организатором фестиваля выступил военно-исторический клуб «Патриот» при поддержке Российского военно-исторического общества (РВИО), администрации Тесово-Нетыльского городского поселения, комитета по туризму Новгородской области, Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, торфопредприятия «Тесово-1» и поисковой экспедиции «Долина».


Читайте также:



Понравилась статья? 0 15 0 3 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Андрей Михайлов

"Как следует из названия, военно-исторический фестиваль посвящен трагическим событиям 1942 года, когда отступавшая на Новгород Вторая Ударная армия попала в окружение, оказалась отрезанной от коммуникаций, завязла в непроходимых болотах и фактически была полностью разгромлена. "

Автор хоть бы википедию посморел прежде чем писать.

Victor Shavu

А что там не так - если не секрет, конечно? 😉

Главная новость
Новости / Новинки
АВТОВАЗ назвал цены универсалов Lada Vesta

Купить новую вазовскую "пятидверку" можно по стартовой цене 639 900 рублей в комплектации Comfort. За топовый кросс-универсал в комплектации Luxe…

7853 2 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

12315 3 4
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

2591 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4812 6 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: проблемные коробки-роботы и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2-го поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска…

343 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

1581 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2449 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14453 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13919 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10342 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35502 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6675 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8013 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23307 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11938 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18567 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29521 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6607 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7831 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?