Автомобили и танки Второй ударной – на чем воевали забытые герои

20088 2 18
Поделиться: 0 15 0 3 0 0

5 апреля 2015 года в поселке Тесово-Нетыльский Новгородского района состоялась военно-историческая реконструкция "Забытый подвиг – Вторая ударная армия". Подобного рода зрелищные мероприятия стали в последнее время достаточно популярными. При этом удаленность мест их проведения от маршрутов общественного транспорта во многом определила состав зрителей – в основном это автомобилисты. Нас мероприятие под громким названием "Международный независимый фестиваль" привлекло вдобавок еще и тем, что в его рамках почтеннейшей публике была представлена и ретротехника. В частности, машины, воевавшие во Второй ударной.

Немного предыстории

Как следует из названия, военно-исторический фестиваль посвящен трагическим событиям 1942 года, когда наступавшая на Новгород Вторая ударная армия попала в окружение, оказалась отрезанной от коммуникаций, завязла в непроходимых болотах и фактически была полностью разгромлена. Несмотря на проявленный бойцами массовый героизм, об этом эпизоде, выставлявшим Верховное командование не в самом благоприятном свете, официальные советские историки постарались забыть.


Тем более представился прекрасный повод: попавший в плен командующий Второй ударной, генерал Андрей Власов, впоследствии возглавил Русскую освободительную армию (РОА). Так погибших при исполнении воинского долга солдат массово записали во «власовцы». Реабилитировать их в глазах общественного мнения удалось во многом благодаря усилиям энтузиастов, в том числе организаторов данного фестиваля.

Коротко о фестивале

О том, что мы едем в верном направлении, стало понятно почти сразу после того, как мы свернули с трассы М-10 «Россия» (предстояло проехать около 35 км по региональной дороге, извилистой и имеющей не самое лучшее асфальтовое покрытие). Автомобили шли нескончаемой колонной. В основном у них были новгородское номера, попадались и петербургские, чуть реже – московские, псковские и даже мурманские.

К безусловному плюсу организаторам следует отнести участие в обеспечении мероприятия инспекторов ГИБДД, регулировавших движение и терпеливо дававших необходимые разъяснения водителям. К минусу – отсутствие парковки, рассчитанной на большое количество машин. Зрителей было под три тысячи, да и многие реконструкторы приехали на своих колесах. В результате улицы небольшого поселка и даже подъезды к нему были забиты автомобилями. Впрочем, местные жители относились к гостям достаточно доброжелательно и многие даже разрешали парковаться на въездах к частным домам.



Сама реконструкция в целом почти ничем не отличалась от подобного рода мероприятий, проходящих в эти месяцы и приуроченных к 70-летию Победы, разве что зрителей было меньше, чем бывает вблизи крупных городов, а значит, можно было почти без труда рассмотреть происходящее. Нас же, повторимся, интересовала в первую очередь реконструированная военная техника. Она была представлена легким колесным бронеавтомобилем БА-20 и танком Т-60. Оба на ходу, оба принимали активное участие в атаках «бойцов Второй ударной».

БА-20

Бронеавтомобиль БА-20 Выксунский завод выпускал с 1938 по 1941 год, и еще небольшая партия была собрана в 1942 году из комплектующих, остававшихся на складах – фронту критически не хватало боевой техники. Основа броневика – заднеприводное шасси двухосного (4х2) легкового автомобиля ГАЗ-М1, серийно производившегося с 1936 года. Корпус – сварной, из катаной брони (толщиной от 4 до 6 мм), вооружение – 7,62 пулемет в башне, которая в модернизированном (в 1938 году) варианте стала конической. Шины – пулестойкие, заполненные губчатой резиной ГК, на кормовом броневом листе снаружи крепилось запасное колесо.



Двигатель – четырехцилиндровый рядный карбюраторный жидкостного охлаждения, опять же, от «эмки» ГАЗ М-1. Циркуляцию воздуха в моторном отсеке обеспечивала узкая щель в задней части бронекапота, прикрытая подвижной панелью. Доступ к двигателю для ремонта и ТО обеспечивали откидная крышка бронекапота и эксплуатационные люки в бортах моторного отсека. В переднем бронелисте имелись две шторки на шарнирных петлях, с помощью которых можно было регулировать приток воздуха к двигателю и радиатору. В боевой обстановке эти створки закрывались.

Экипаж (2-3 человека) попадал в машину через прямоугольные двери с внешними петлями в бортах корпуса. В отделении управления слева располагалось место водителя, справа – командира. Их обзор обеспечивали два лобовых окна, прикрытых бронекрышками со смотровыми щелями и две смотровые щели в дверях.



Из-за неполного привода у БА-20 была ограниченная проходимость на пересеченной местности, максимальный преодолеваемый подъем – 15 градусов. Кроме того, модернизированный вариант с экипажем из трех человек оказался излишне тяжелым, в результате скорость его упала до 50 км/час. Тем не менее конструкция броневика была довольно удачной: трофейные экземпляры были приняты на вооружение не только неважно оснащенной финской, но и вполне обеспеченной немецкой армией.


Технические характеристики БА-20

Масса 2,3 т
Длина 4 100 мм
Ширина 1 800 мм
Высота 2 300 мм
Двигатель Карбюраторный ГАЗ М-1
Мощность 50 л.с.
Скорость 90 км/ч
Запас хода 250–350 км

Т-60

Легкий танк Т-60 получил в годы войны от танкистов нелицеприятные прозвища «танк-смертник» и «БМ-2» – братская могила на двоих (экипаж состоял из двух человек). Увы, но он редко переживал свою первую атаку. Недостаточно бронированный и вооруженный, танк обладал низкой устойчивостью.

Его бензиновый двигатель был весьма пожароопасен, даже несмотря на то, что топливные баки емкостью 320 литров, расположенные в «корме» танка, были отделены от боевого отделения дополнительной переборкой. Трансмиссионное отделение и, соответственно, ведущие колеса, располагались впереди, что приводило к их повышенной уязвимости. Моторное отделение – по правому борту в середине корпуса.




Рабочее место механика-водителя располагалось по центру, в передней части корпуса, прикрытое бронерубкой с откидным щитком. На крыше рубки располагался откидной люк для посадки-высадки. В корпусе также был аварийный днищевой люк и множество воздухопритоков, люков, лючков и технологических отверстий для вентиляции, слива топлива и масла, доступа к горловинам топливных баков, а также другим узлам и агрегатам машины. Эти отверстия защищались многочисленными броневыми крышками, заслонками и кожухами. Для обеспечения их водонепроницаемости, использовались резиновые прокладки, а болтовые соединения деталей с корпусом уплотнялись паклей.

Разработан танк в самом начале войны, в августе 1941 года специалистами КБ московского завода №37 под руководством Н. А. Астрова после того, как выяснилось, что предприятие не в состоянии изготавливать более сложные в производстве Т-50. Серийное производство Т-60 было организовано с сентября 1941 по февраль 1943 года – всего выпущено 5 915 танков. В октябре 1941 года броневая защита танка была усилена с помощью наварных броневых экранов толщиной 10 мм на носовую часть корпуса и борта башни. В результате боевая масса машины возросла с 5,8 до 6,48 тонны.




Двигатель – четырехтактный шестицилиндровый карбюраторный ГАЗ-202 жидкостного охлаждения мощностью 70 л.с. с карбюратором МКЗ-6Г. Часть двигателей была оснащена регуляторами числа оборотов и карбюраторами М-1. Некоторые танки из-за дефицита двигателей оснащались моторами Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с. Основным способом пуска двигателя был ручной – с помощью заводной рукоятки. Использовать электростартер СЛ-40 разрешалось только для пуска прогретого двигателя и в боевой обстановке. Для подогрева антифриза в борту корпуса имелся специальный лючок, через который снаружи вставлялась бензиновая паяльная лампа.


Технические характеристики Т-60

Масса 6,4 т
Длина 4 100 мм
Ширина 2 300 мм
Высота 1 750 мм
Двигатель ГАЗ-202
Мощность 76 л.с.

На сладкое. Автобусы и автодрезина

Пресс-служба оргкомитета фестиваля предварительно сообщала о том, что, помимо военно-исторической реконструкции, на особой площадке будет представлена выставка ретроавтобусов. Однако корреспондент Kolesa.ru, ожидавший увидеть если не довоенные машины, то хотя бы автобусы середины ХХ века, обнаружил львовский ЛАЗ-695Н 1995 года выпуска («Наташа», как его ласково прозвали водители) и венгерский Ikarus-256 «Интурист» 1996 года выпуска, представленные музеем Retro-Bus. Что ж, время идет, и скоро мы, вероятно, увидим и ретро-пробеги с участием «легендарной тачки 90-х» – тонированной «девятки» ВАЗ-2109 цвета «мокрый асфальт»…




Так что с точки зрения ретротехники больше внимания привлекали экспонаты Музея Тесовской узкоколейной железной дороги, на базе которой вот уже третий раз и проходит данная военно-историческая реконструкция. В частности, поставленный на железные колеса несколько видоизмененный ГАЗ-51, оснащенный двигателем от легкового ГАЗ-21 и превращенный таким образом в пассажирскую автодрезину ПД-1. Вообще, музей заслуживает внимания и вполне может стать объектом автотура выходного дня. Главное – не забыть, что он работает по предварительной заявке по тел. +7-921-9391394 или на страничке.





Помимо музея, организатором фестиваля выступил военно-исторический клуб «Патриот» при поддержке Российского военно-исторического общества (РВИО), администрации Тесово-Нетыльского городского поселения, комитета по туризму Новгородской области, Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, торфопредприятия «Тесово-1» и поисковой экспедиции «Долина».


Читайте также:



Понравилась статья? 0 15 0 3 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Андрей Михайлов

"Как следует из названия, военно-исторический фестиваль посвящен трагическим событиям 1942 года, когда отступавшая на Новгород Вторая Ударная армия попала в окружение, оказалась отрезанной от коммуникаций, завязла в непроходимых болотах и фактически была полностью разгромлена. "

Автор хоть бы википедию посморел прежде чем писать.

Victor Shavu

А что там не так - если не секрет, конечно? 😉

Главная новость
Новости / Новинки
Volkswagen рассекретил седан Polo нового поколения

В Бразилии состоялась официальная премьера новой «четырехдверки» VW Virtus. Ожидается, что в России эта модель перевоплотится в Polo Sedan следующей…

9602 4 4
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

565 0 1
Статьи / Премьеры
Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания – «потомственный немец». В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году…

3982 0 0
Статьи / Интервью
Оксана Карахова, ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС: мы производим технику такого же качества, как в Германии

Сколько машин удалось продать совместному российско-немецкому предприятию за семь лет его существования, насколько успешно развивается производство грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, и как производитель оценивает свои…

1088 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

2026 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

2429 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki Grand Vitara с пробегом: вечный автомат и мотор-самоубийца

Есть желание купить Ниву, но хочется настоящего японского качества? Вот, пожалуйста: Grand Vitara. Ржавеют они небыстро, постоянно ремонтировать ходовую им не надо… Предел мечтаний, а не машина. Хотя позвольте: мы же…

44444 15 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33201 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18181 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17711 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9619 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

4973 9 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10105 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27033 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

14850 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7235 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121178 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

35681 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22291 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?