Автотур выходного дня: Белосток и Гродно – из Беларуси в Польшу и обратно

3697 0 1
Поделиться: 0 1 0 0 0 0

Беларусь становится все более популярной среди автотуристов, чему немало способствует наличие неплохой дорожной инфраструктуры, да и транзитное географическое положение. Но есть в этой республике город, который сами белорусы считают совершенно особенным. Это древний Гродно, находящийся рядом с польской и литовской границей.

На земле, с незапамятных времен оказывавшейся ареной кровопролитнейших войн (включая две мировые), мало городов, сохранивших и древнерусский, и средневековый колорит, и атмосферу 18-19 веков, и предвоенное «ретро». Многие хотят познакомиться с Польшей. Но для знакомства не обязательно сразу ехать в Варшаву или Краков. Можно сперва остановиться в Гродно, а потом на недорогом по сравнению с евросоюзовскими ценами белорусском бензине пересечь польскую границу и день-другой покататься по Подляскому воеводству, навестив его столицу Белосток. При этом дозаправляться вам не придется – все очень близко, в сущности это один край, в разные времена принадлежавший разным государствам, а теперь разделенный границей.


От Стефана Батория до Дениса Давыдова

Годом рождения Гродно считается 1128 год – по упоминанию в Ипатьевской летописи. Город стоит на берегу реки Неман, на пересечении древних торговых водных и сухопутных путей. Как и другие местности древней Литвы (так, если не ударяться в подробности, называлась когда-то территория нынешней Беларуси), в 13 веке он стал частью Великого княжества Литовского, под руководством каштеляна Давида Городенского (приближенного князя Гедимина) отражал атаки крестоносцев. Принадлежал потомку Гедимина Кейстуту, затем стал владением знаменитого князя Витовта, а после вошел в состав Речи Посполитой.

Здесь находились королевские резиденции (в частности, Стефана Батория), много свидетельств о развитии искусств, ремесел и наук. В частности, здешними врачами было произведено первое в Европе медицинское вскрытие, делались уникальные для Средневековья хирургические операции. В 1496 году Гродно получил полное магдебургское право. Город помнит и встречу Петра Первого с королем Августом в ходе Северной войны.



В 1795 году, после очередного раздела Польши, Гродно вошел в состав уже Российской империи. В истории наполеоновских войн он тоже занимает довольно важное место, в том числе это часть военной биографии поэта-партизана Дениса Давыдова, некоторое время после ухода наполеоновских войск управлявшего городом. Впрочем, горожанами знаменитый герой был недоволен – он не мог им простить того, что они приветствовали в начале войны приход Бонапарта, надеясь, что он восстановит Великое Литовское княжество.

Гродненцы вообще всегда были довольно строптивы. Восстания Костюшко и Калиновского находили среди них яростных приверженцев. Власти старались их укротить – они превращали католические соборы в православные, а когда в 1902 году губернатором Гродненской губернии стал знаменитый Столыпин, он закрыл Польский клуб как очаг повстанческих настроений.

За два года до Первой мировой Николай Второй издал указ о строительстве Гродненской крепости. В сентябре 1915 года город захватили немцы, 1 декабря 1918 года он стал частью нового независимого государства Литва, но в 1920-м перешел к Польше. А когда осенью 1939 года сюда пришли советские войска, оказал ожесточенное двухдневное сопротивление, при этом краснозвездным танкам и пехоте сопротивлялись не только польские солдаты, но и большая часть населения города, и даже гимназисты с «коктейлями Молотова». Однако были и такие, которые помогали Красной армии, что облегчило подавление бунта.



Была и депортация в Сибирь и Казахстан, причем последний ее этап – 20 июня 1941 года. Затем пришли гитлеровские войска, но город не подвергся значительным разрушениям. После возвращения Красной армии началась длительная жизнь в составе БССР, а родственный по истории и родной для многих гродненцев Белосток отошел к Польше. Впрочем, и в советские времена для здешних жителей, имевших родню в Польше, поездки туда были проще, чем для остальных советских людей.

Здесь слушали польское радио и смотрели польское телевидение, на рынке и с рук можно было купить дефицитные товары, которых не было в СССР, а по построенной еще при Российской империи железной дороге ходил поезд «Берлин – Варшава – Ленинград», на вокзале была таможня и киоск, где за валюту можно было купить товары и продукты, которых не было в свободной продаже. Были и пригородные поезда до польских Кузницы и Сокулки.

Что посмотреть?

Гродно — единственный в Республике Беларусь (и почти на всем постсоветском пространстве) город, в котором границы и очертания исторического центра сохранились в неизменном виде. Исторический центр Гродно — памятник архитектуры 18-19 веков, на многих улицах буквально каждый дом снабжен соответствующей мемориальной доской. Но есть и более древние здания. На берегу Немана стоит уникальная Коложская церковь 12 века – самое древнее строение Гродно.



На Замковой горе находится Старый замок, существующий с 11 века, правда, все время перестраивавшийся – из деревянной крепости в готическое здание (при Витовте), затем в стиле ренессанс (при Стефане Батории), и потом были перестройки. Тем не менее, Замковая гора и находящийся в замке историко-археологический музей успешно погружают гостя в очень давние времена.

Лютеранская кирха, Фарный костел с уникальными деревянными скульптурами на входе (на закладке которого как раз присутствовали Петр с Августом), Новый замок (летняя резиденция того же Августа) и дом-музей польской писательницы Элизы Ожешко, музей великого белорусского поэта Максима Богдановича и здание синагоги – вот неполное перечисление основных достопримечательностей.

Здесь можно погулять в парке Жилибера с ландшафтными изысками и сходить в самый старый белорусский зоопарк. Хотя и без зоопарка в последние годы едущих из Минска в Гродно автомобилистов поражает картина, и они даже пугаются, не заснули ли на ходу: на въезде в город рядом с большой парковкой популярного гипермаркета «Олми» они видят живых слонов или верблюдов, которые просто гуляют на свободе (но в сопровождении служителей цирка шапито).



Вокруг города масса мест для отдыха: агроусадеб, турбаз, пляжных мест. Стоимость ночлега или отдыха лучше узнавать заранее, но можно найти приемлемые варианты по соотношению цена-качество (впрочем, если не нашли, то смело можете пересекать польскую границу, там обязательно найдете). Если интересуетесь экономичным шопингом – посетите Гродненский рынок, он популярен в том числе потому, что сюда привозят множество товаров и продуктов из Польши, поэтому цены существенно ниже, чем в белорусских магазинах.

Однако будьте осторожны: пусть вас не вводит в заблуждение огромное количество машин, припаркованных там, где парковаться нельзя. Здесь «рыбное место» для гродненских гаишников, машины увозят на штрафстоянки каждый час. «Договориться» со стражами порядка нереально: придется платить большой штраф, при этом обязательно посмотрят, не зафиксировали ли камеры ваше авто где-нибудь на дороге как превысившее разрешенную скорость. И если да, то штраф будет еще больше, причем строго наличными белорусскими рублями (в республике почти везде принимают к оплате карты, но штрафстоянка – одно из исключений).

Кафе и пиццерии в центре города могут показаться дороговатыми, но кормят вполне съедобно. Только знакомиться с гродненским общепитом лучше до польского – после польских порций и польских цен вам может в гродненских заведениях стать грустновато. Но это не помешает вам все равно уехать из Гродно с мечтой возвращаться сюда еще и еще.



Королевский шлях и татарский путь

Если вы едете отсюда прямо в Польшу, можете почувствовать себя немного королем, потому что двинетесь на Белосток стародавним Королевским шляхом, который вел когда-то из Вильни (Вильнюса) в Краков. До границы меньше двух десятков километров и прекрасная дорога. Правда, имеет смысл посмотреть на специальных сайтах, как обстоит дело с очередью — она может быть большая, к примеру, в субботнее или праздничное утро: белорусы ездят за покупками. Причем едут даже не в Белосток, а в ближайшие Кузницу или Сокулку, где специально с учетом «заграничного» контингента построены магазины и мелкооптовые склады. Впрочем, в обычное дневное и утреннее время граница проходится быстро, и вот вы уже на узенькой и извилистой (по сравнению с белорусской трассой) двухполоске.

До Белостока — полсотни километров. Но вы можете сделать остановки и в городках поменьше – в каждом из них немало интересного. Вот вас встречает Сокулка своим гербом с изображением, разумеется, сокола. Как и везде в Польше, в глаза бросается множество вывесок на домах и домиках – поляки торговать любят и умеют. Вам предлагают буквально все (в том числе на русском языке) – одежду, еду, запчасти, кожу, ткани, бытовую технику.



Работают ресторанчики, где на 2-3 евро (в пересчете с польских злотых – Польша пока не переходит на единую европейскую валюту) вас накормят до отвала. И в меню обязательно будет присутствовать региональная, местная нотка – от особым образом закопченной гусятины до огромной тарелки супа с пряными травами.

Но Сокулка интересна и тем, что это один из нескольких «татарских» городов Польши (хотя живут здесь люди разных национальностей и вероисповеданий). В Музее Земли Сокулки есть посвященная татарам экспозиция. Они селились здесь начиная с эпохи Витовта, а король Ян Третий Собесский даровал татарам земли за воинскую службу. Живут татары здесь и сейчас, нося вполне польские фамилии. Кстати, вокруг Сокулки существует туристический 52-километровый маршрут «Татарский путь», включающий посещение двух мечетей, кафе с национальной кухней, конные прогулки.

В самой Сокулке католический и православный соборы, упомянутый музей (прежде здесь была мануфактура Антония Тизенгауза, бывшего старостой Гродно, где его чтят и есть площадь его имени, которая в советское время носила имя Ленина). Здесь интересная этнографическая экспозиция: раньше земля славилась льном и льняными изделиями, стараются возродить льноткачество.

Аграрии близ Сокулки в основном заняты выращиванием ягод – прежде всего клубники – и овощей. При этом перерабатывают их в заморозку практически на месте, предприятие, находящееся здесь, производит огромные объемы замороженной овощной и ягодной продукции, экспортируемой в страны всего мира. Неплоха и производимая в Сокулке молочная продукция – йогурты, творог.

Подляшский Версаль

От Сокулки и до Белостока уже недалеко. Он моложе Гродно – по легенде, его основал князь Гедимин в 1320 году, но первое упоминание относится к 1437 году. Принадлежали здешние земли польским магнатам – Табутовичам, Веселовским, Чарнецким и Браницким. Права города Белосток получил в 1749 году, это была эпоха гетмана Клементия Браницкого, при котором возник блистательный двор и расцвели искусства.




Кстати, род Браницких имеет отношение и к русской словесности – во всяком случае, уже в 19 веке красота одной из его представительниц – Елизаветы, жены одесского наместника Михаила Воронцова – вдохновила Пушкина на ряд шедевров. После разделов Польши Белосток попал в Пруссию.

По Тильзитскому мирному договору 1807 года Наполеон отдал его России, а после упразднения Белостокской губернии город получил уездную судьбу в составе губернии Гродненской. Это трудно себе представить, сравнивая современные Белосток и Гродно: при всем необычайном шарме принеманского белорусского города Белосток выглядит настоящей столицей большого края.

Некоторые водители могут не сразу привыкнуть к организации дорожного движения. Все сигналы светофоров на крупных многополосных магистралях «разведены» — мы едем прямо, налево, направо или переходим улицу пешком на «свой» сигнал. Памятники архитектуры чередуются с красивыми современными зданиями. Здесь множество предприятий, торговых центров, развлекательных учреждений – и вместе с тем множество книжных магазинов, библиотек, культурных учреждений. Происходят музыкальные события, фестивали. Белорусы приезжают сюда не только в магазины, но и на рок-концерты или поэтические состязания. Много белорусской молодежи здесь учится.




«Подляшский Версаль» (дворец и парк Браницких 18 века), Старый костел 1621 года, Ратуша, где сейчас находится музей, Домик Наполеона – все это стоит посмотреть. Но еще на каждом шагу вам будет попадаться память о Второй Мировой – от памятных знаков в честь героев польского Сопротивления до напоминаний о Холокосте. Как и в Гродно, здесь жило много евреев, которых настигла в войну трагическая судьба – гетто, расстрелы, лагеря Аушвиц и Треблинка…

Война началась здесь в 1939 году приходом советских войск, потом пришли немцы. После войны Белосток вернули Польше, которой он принадлежал с 1919 года (в 1918 его передавали Литве, после того как он недолгое время принадлежал Белорусской Народной Республике, которая была ликвидирована тогда оккупационными немецкими войсками).




Ночлег в Белостоке или окрестностях вы легко найдете в соответствии с возможностями вашего кошелька: на Букинге или других аналогичных сайтах. Популярно находящееся рядом с городом место Васильков с кемпингом и отелем. С ресторанами, кафе и развлечениями здесь все обстоит хорошо. Если же ваша туристическая любознательность требует чего-то помимо «основного набора» — обращайтесь в любой пункт туристической информации — вас снабдят картами и буклетами, по которым вы можете выбрать себе программу времяпровождения.

Как доехать?

Из Петербурга до Гродно несколько путей. Основные: через Полоцк – Молодечно – Воложин (до Полоцка — по Киевскому шоссе, поворот в Опочке), через Минск (от Минска — по М-6) и третий, для обладателей шенгенских мультивиз — через Пыталово – Даугавпилс – Вильнюс (это самый короткий по карте, исторический путь). Из Гродно путь до Белостока вы легко найдете по указателям. Вся дорога составит 15-17 часов максимум. На границе РФ и РБ у вас могут попросить предъявить паспорт и документы на машину.




Из Москвы ехать еще быстрее – путь лежит через Минск и далее по трассе М-6. Некоторые участки пути платные, поэтому следует заранее уточнить, как и где вы должны платить. Размер платы может меняться, но в любом случае он вас не разорит. Еще раз напоминаем: везде в Беларуси принимают только белорусские рубли.

Традиционно следует напомнить, что Польша – страна ЕС, поэтому на границе действуют общие нормы провоза горючего (полный бак плюс 10 литров в канистре), а также сигарет и спиртного (2 пачки и 1 литр на человека). Польский пограничник может спросить, сколько у вас денег с собой — можно предъявлять злотые, доллары, евро – но платить везде придется в злотых, только в небольших частных лавочках или при покупках у уличных торговцев могут принять евро. На границе могут поинтересоваться, в наличии ли у вас аптечка, светоотражающий жилет, огнетушитель и знак аварийной остановки. Если вы едете зимой (или почему-то до сих пор не успели переобуться), имейте в виду: шипы в Польше запрещены, вас могут развернуть или заставить вынимать их из шин.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Роскошное купе BMW 8 Series представлено официально

Немецкая премиум-марка рассекретила концепт BMW 8 Series. Публичная премьера новинки состоялась на конкурсе элегантности Villa d’Este.

4012 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Чем отличаются антифризы, можно ли их смешивать, и что делать при утечке

Распространенная ситуация: вы купили автомобиль, и у него обнаружилась течь в системе охлаждения. В расширительном бачке плескается жидкость определенного цвета, и такая же на вид продается в ближайшем магазине – стоит…

66797 4 4
Статьи / Автоспорт
Интернетом, потом и еще раз потом: как рождается маршрут ралли-рейда Шелковый путь

Десять тысяч километров. Много ли это? Безусловно, немало. Сложно ли проехать такую дистанцию за две недели в гоночном темпе? Изнуряюще тяжело. А сложно ли полностью создать маршрут такой гонки, проложив трассу по…

611 0 5
Статьи / Интервью
Наоя Накамура, Mitsubishi Motors Rus: до конца года мы преподнесем большой сюрприз

Когда ждать появления ASX и Eclipse Cross в России? Будет ли маленький кроссовер Mitsubishi? Не мешают ли друг другу Pajero 4 и новый Pajero Sport? Чем обернётся покупка части Mitsubishi Motors альянсом Renault-Nissan?…

4120 2 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Range Rover P38 с пробегом: неожиданно хорошая АКПП и ожидаемо плохие моторы

Range Rover – это, конечно, не просто автомобиль, а символ. Символ вечного дизайна, вечного пафоса, вечного ремонта… И всё же есть люди, которые во что бы то ни стало хотят купить этот люксовый внедорожник и остаться при…

1814 2 0
Выбор авто / Подержанные авто
Range Rover P38 с пробегом: гниющий алюминий и ад для электрика

Наверняка многие из вас хохотали над анекдотами про Range Rover. Да, сочинили их немало. И знаете, что интересно? При тщательной проверке многие из них оказываются суровой правдой. И всё равно не переводится целая армия…

14314 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V II с пробегом: неудачный полный привод и меганадёжные моторы

Для многих наших граждан Honda CR-V казалась недоступной сказкой, а кому-то она кажется таковой до сих пор. Почему так получилось? Правда ли, что этот японский кроссовер так хорош, как о нём многие думают? И почему он…

3968 3 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

22593 9 21
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

18944 3 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

16245 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

64310 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

53207 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

25434 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

56152 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

29190 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

18124 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

104837 4 3
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

26238 4 2
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

19508 5 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?