Автотур выходного дня: путешествие в восточную Эстонию, от Гугенбурга до высот Синимяэ

5236 0 8
Поделиться: 0 5 0 0 0 3

Не только для тех, кто недавно открыл для себя Нарву, но и любителям скататься на выходные в Таллин, ближнее эстонское приграничье зачастую – неизведанная земля. И если старшее поколение ленинградцев еще помнит, как отдыхалось в санатории в Усть-Нарве (ныне Нарва-Йыэсуу), то из молодежи и "лиц среднего возраста" там побывали разве что самые любопытные. Между тем в этих краях есть что посмотреть, да и вообще земля эта разительно отличается от территорий, расположенных совсем рядом – за рекой.

Война и мир

Первые упоминания о Нарва-Йыэсуу (русское название – Усть-Нарва, немецкое – Гунгербург) относятся к 1503 году, он упоминается в записках магистра Ливонского ордена Вольтера фон Платтенберга как рыболовецкая деревушка. Фактически это был даже не населенный пункт, а место размещения навесов для сушки сетей и хижин, в которых рыболовы могли укрыться от непогоды. С немецким названием связано много легенд.


В частности, считается, что название Hungerburg («Голодный город») он получил из-за того, что немецкие купцы, севшие на мель в устье реки Наровы, не смогли раздобыть тут еды. Позднейшая легенда вмешивает в дело Петра I, который то ли после неудачного штурма Нарвы 1700 года, то ли после удачного 1704 года приехал сюда осмотреть место для береговых укреплений. Население же было настолько бедным, что царя не смогли накормить, он уехал голодным, отсюда, дескать, и название. Однако вполне возможно и то, что оно происходит от местного населения, финно-угров – рыбаков из ижор и эстонцев, которых рыцари, прибывшие из Центральной Европы, ошибочно посчитали венграми (по-английски – Hungarian, по-голландски – Hongarije).



Первый курорт в Нарва-Йыэсуу открылся в 1876 году и вскоре стал популярным местом отдыха петербуржцев, прозвавших его «Жемчужиной Балтийского моря» и «Северной Ривьерой». В 1876 году была построена первая водолечебница, в начале ХХ века лесной массив стал парком (ныне Тёмный парк, в отличие от особо разбитого Светлого парка). Среди знаменитых гостей курорта были художники Репин и Шишкин, писатели Лесков и Мамин-Сибиряк, ученые Павлов и Тимирязев, композиторы Чайковский и Прокофьев… Ряд литературоведов считает, что именно из этих мест происходил Штольц – прибалтийский немец, герой романа Гончарова «Обломов». Кстати, и сам Гончаров также бывал в этих краях.



Буквально в 30 км от Нарвы-Йыэсуу расположен достаточно интересный с туристической точки зрения город Силламяэ (Sillamäe – «мост у горы»), который тоже был когда-то курортом (подобно новгородским Сольцам). Смена профиля произошла еще при Первой Республике, в 1928 году, когда шведы построили здесь завод по переработке сланца, электростанцию и порт. В 1946 году, уже при СССР, тут был построен завод по выработке урана из сланцев. С 1947 по 1991 год Силламяэ был закрытым городом (Нарва-10). И долгое время «фонящие» отвалы были серьезной экологической проблемой, которая была решена сравнительно недавно, после того, как завод перешел на производство редкоземельных металлов.



Эти края всю свою историю становились ареной для множества войн. В начале ХХ века именно здесь произошли события, в честь которых в России до сих пор существует праздник 23 февраля. В годы Великой Отечественной войны (в эстонской историографии – Немецко-русская война 1941-45 гг.) здесь шли жесточайшие бои за обладание высотами Синимяэ (Sinimäe – «синие холмы»), названные так из-за залегающих в этих местах синих глин. Известная в советские годы песня барда-диссидента Александра Галича «Мы похоронены где-то под Нарвой» посвящена именно этим боям. Для эстонского народа, представители которого сражались по обе стороны линии фронта, события 1944 года стали настоящей трагедией.



Высоты носят следующие названия: Паргимяги (Pargimägi – Парковая гора), Пыргуаугумяги или Гренадеримяги (Grenaderimäena – Гренадерская гора) и Торнимяги (Tornimägi – Гора с башней). Согласно легенде, во время Северной войны на Tornimägi бала возведена большая сторожевая башня. Сегодня там установлена триангуляционная вышка, которая хорошо видна с трассы и будет для вас своего рода ориентиром, когда вы поедете в музей. А на Pargimägi был разбит ландшафтный парк мызы Вайвара, принадлежавшей барону Корфу.

Что посмотреть?

По дороге из Нарвы в Нарва-Йыэсуу можно осмотреть два военных памятника. Первый, близ Сийвертси, посвящен русским воинам лейб-гвардии Семёновского и Преображенского полков, а также 1-й батареи лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, павшим в сражении со шведами в 1700 году. Второй, монумент и танк на постаменте, поставлен солдатам, погибшим в 1944 году.


Фото: Wikipedia


В самой Нарве-Йыэсуу стоит посетить краеведческий музей на улице Нурми, расположенный в доме, где жил известный эстонский писатель Таммсааре. В любое время года можно погулять по парку и пляжу (кстати, примерно в 5 км от городского пляжа расположен известный в Эстонии нудистский пляж), по улочкам курортного городка, осмотреть руины здания Кургауза, деревянные резные дома. На центральной улице выставлена реконструкция купальной кабины, популярной сто лет назад среди дам-курортниц, в которой не просто было удобно переодеться, но и которую вывозили на глубину, чтобы долго не идти по мелководью на глазах у курортных ловеласов. В городе имеется большая бесплатная парковка.

Одноименный санаторий выстроен в стиле конструктивизма, характерного для северных стран, если у вас будет время, то при желании там или в спа-центре Meresuu можно получить какие-нибудь полезные оздоровительные процедуры.


На фото: санаторий Нарва-Йыэсуу


Старое прозвище «Голодный город» сегодня совершенно не актуально – тут даже во внесезонье хватает кафе и ресторанчиков, где можно вкусно и относительно недорого поесть. Остановиться, если вы приехали с ночевкой, также лучше именно в этом городе – тут довольно много гостиниц, хостелов, гостевых домов.



В этом сезоне в Нарве-Йыэсуу – довольно много культурных и туристических событий. С 6 по 12 июля пройдет фестиваль «Музыка семи городов», 9-10 августа (в канун празднования Дня города) в Светлом парке состоится «Битва духовых оркестров», с 26 сентября по 4 октября – Фестиваль миноги, знаменитой нарвской рыбы – такого же символа края, каким является в Петербурге корюшка. Ежегодно, во второе воскресенье июля, Нарва-Йыэсуу празднует на территории городской пристани День рыбака. Во время праздника угощают ухой – опять-таки из миног, проводится рыбная ярмарка, и есть возможность подняться на маяк, закрытый для посещения в обычные дни.



Силламяэ, так же как и все города на востоке Эстонии, был разрушен в годы войны, однако городская ратуша с башней в настоящее время восстановлена. Главной изюминкой является здесь «Музей закрытого города», который, помимо прочих экспозиций, знакомит с бытом времен Нарвы-10. По субботам музей открыт с 10:00 до 16:00, воскресенье и понедельник – выходные дни. Рядом с музеем находится бесплатная парковка.



На высотах Синимяэ (на Гренадёрской горе) расположен мемориальный комплекс и крест «Примирение», посвященный памяти всех погибших с обеих сторон. У подножия горы – братское захоронение и отдельный мемориал советским солдатам, старое кладбище, частично разрушенное во время боев, также использовалось для военных захоронений.



Музей располагается в отреставрированных зданиях амбара мызы Вайвара и старой кузницы. В музее экспонируется оружие, военная форма, личные вещи солдат, фотографии военного времени, пропагандистские плакаты противоборствующих сторон. На большом экране демонстрируются исторические фильмы и документальные кадры. В музее можно заказать услуги экскурсовода, в том числе на русском языке по тел. +372-392-4634.




Интересно будет также осмотреть народный дом «Ванатаре», расположенный в бывшей зерносушилке мызы Лаагна, на территории которой останавливались во время поездок по балтийским провинциям многие коронованные особы, в частности Екатерина II. Лютеранская церковь Вайвары, к сожалению, не сохранилась – она была полностью разрушена в ходе боев 1944 года, а на ее месте установлен памятный камень.


Фото: музей Вайвара , на фото: народный дом «Ванатаре»



Как доехать?

До Нарвы проезд от Петербурга – по Таллинскому шоссе (подробности см. в статье про Нарву – Ивангород). Из Нарвы выезд направо от погранперехода, в сторону Нарвы-Йыэсуу по 91-му шоссе вдоль реки Нарвы. Большая бесплатная парковка будет по правую руку перед левым поворотом уже в самом городе. В Силламяэ вам надо ехать дальше, именно туда – налево, вдоль побережья Балтики по тому же 91-му шоссе с правым поворотом на Таллиннское шоссе Е-20. Центр города будет от вас справа, если вы увидите, что дорога идет между двух озер, это значит, что вы его уже проехали.

В Вайвару к высотам Синимяэ можно заехать на обратном пути к границе, справа от вас будет и сам населенный пункт с музеем, и ориентир – триангуляционная вышка. Да и коричневый «культурный» указатель (такими в ЕС обозначаются все исторические объекты) пропустить будет довольно сложно.




Границу лучше зарезервировать заранее. Выезд через границу Эстонии сейчас платный вне зависимости от того, зарезервировали вы его заранее или решили оплатить при выезде. Обратите внимание на то, что в настоящее время ведутся работы по строительству нового терминала погранпункта «Нарва-1». На время строительных работ изменена схема движения, лучше с ней ознакомиться еще при въезде.

Для поездки в Эстонию подойдет любая шенгенская мультивиза, также на автомобиль должна быть оформлена евростраховка, т.н. гринкарта. Этот документ у вас, скорее всего, спросят при въезде. Автомобиль должен быть исправен, в первую очередь должны работать все световые приборы. Проверьте, будет обидно терять время и бежать обратно в Ивангород, к примеру, за лампочкой для подсветки номерного знака (это тоже смотрят). Также автомобиль должен быть обязательно укомплектован знаком аварийной остановки и светоотражающим жилетом – обычно их наличие не проверяют, но у автора этой статьи такие проверки пару раз случались.




Раз в месяц в Эстонию можно въезжать с полным бензобаком и провозить 10 литров горючего в канистре. В принципе, на ближнее приграничье вам должно с запасом хватить российского недорогого горючего и без этой «добавки», там всё рядом. Но если вы в течение месяца уже успели задекларировать въезд в Эстонию с полным баком, то дешевле будет заправиться на эстонской стороне, нежели платить (и главное – долго оформлять) пошлину. Въезд в другую страну Шенгенского соглашения – например в Финляндию или Латвию, не считается. 95-й бензин в настоящее время стоит в Эстонии около 1 евро за литр.

А если у вас нет навигатора или карты Эстонии, буклеты и карту можно получить бесплатно в Нарве, в муниципальной «Туристической информации» на центральной площади – Peetri plats.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 5 0 0 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
УАЗ назвал сроки появления кроссовера

Ульяновский завод может выпустить прототип кроссовера в ближайшие пять лет.

69226 8 4
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Шины и диски
Покупать Bridgestone в «Колеса Даром» удобнее, быстрее и выгоднее!

Вот уже несколько лет продолжается совместное сотрудничество японского производителя шин «Bridgestone» и российской компании «Колеса Даром», чей фирменный интернет-магазин www.kolesa-darom.ru* представляет полный…

992 0 0
Статьи / Интересно
Риск – благородное дело: как проходит профессиональная динамическая съемка автомобилей

Наш цикл статей, раскрывающих секреты и обратную сторону профессиональных автомобильных съемок, подходит к концу – но подходит на очень яркой во всех смыслах ноте. Мы последовательно выясняли все нюансы: подготовили…

898 0 0
Статьи / Интервью
Хильдегард Вортманн, BMW: прибыльность для нас – цель номер один

Как BMW будет бороться с конкурентами, увидим ли мы в России седан 1 серии, какое будущее у нового кроссовера X7, и зачем BMW такой обширный модельный ряд? Почему немцы не ощущают «кризиса идей», и является ли рост…

1189 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: проблемы коробки-робота и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2 поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, и салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска –…

2128 3 4
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

2748 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

3080 7 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14822 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

14347 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10844 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35895 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6944 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8166 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23540 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

12152 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18816 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29900 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6887 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7983 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?