Автотур выходного дня. Тарас на Парнасе и летающие брюнетки Витебска

3681 0 2
Поделиться: 0 1 0 0 0 1

Отдых в Беларуси стал для многих россиян в последние годы своеобразным открытием. Санатории и дома отдыха, гостевые дома на природе, рыбалка и охота оказались доступнее, чем в России и климатически ближе, чем в Турции и Египте. Но, к сожалению, многие пролетают по прекрасным белорусским дорогам мимо древних, красивых и исторических городов, где есть что посмотреть и узнать. Взять тот же Витебск, что лежит у самой российской границы. Совсем недавно и сам город, и небольшие городки в его окрестностях, реконструированы и приведены в «туристически-привлекательный» вид.

Лобок, Езерище, Городок

Стоит по дороге со стороны Петербурга миновать Лобок (последнюю российскую деревню перед погранпереходом «Невельский»), как вы попадете в Езерище – приграничный белорусский поселок, с которого уже можно начинать осмотр достопримечательностей. Впервые Езерище упоминается в 1377 году как крепость, принадлежавшая Великому Княжеству Литовскому. В ходе Ливонской войны этот стратегический литовский замок был осаждён и взят русскими (1564 год).


Любопытно, что командовал войском князь Василий Серебряный-Оболенский, послуживший прототипом главного героя приключенческого романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного». Кстати, в жизни князь не был столь благородным, как в романе: город был «взят огнем», при этом всех его защитников и жителей осаждавшие перебили – включая пленных. А уже в 1579 году Стефан Баторий отбил крепость, которую не успели толком отстроить, обратно. В состав России Езерище вошло только после первого раздела Речи Посполитой, в 1772 году, и с тех пор по статусу выше центра волости не поднималось.

Городок с незатейливым названием Городок, впервые упомянут в летописях второй половины XIII века в связи с битвой между полочанами (не половцами, а горожанами Полоцка) и литовскими войсками под началом князя Мингайлы. До XVI века Городок входил в состав Езерищенской волости, но после падения Езерищенской крепости, тут был построен Городокский бастионный замок и именно Городок стал центром волости. Из всего этого нетрудно заключить, что здешние места постоянно опустошались многочисленными войнами, последняя из которых закончилась ровно 70 лет назад.

При царской власти (и вплоть до прихода немецко-фашистских войск в 1941 году) Городок был белорусско-еврейским местечком. С ним связаны имена еврейского писателя-драматурга Бориса Оршанского и будущего израильского раввина Иехезкеля Сарны. Но подлинную славу Городку принес Константин Вереницын – автор широко известной белорусской сатирической поэмы «Тарас на Парнасе». В двух словах ее сюжет сводится к тому, что полесовщик (лесник) Тарас во время охоты проваливается в какую-то нору и попадает на Парнас к античным богам, представленным виде белорусов того времени. С богами вместе обитают великие поэты Пушкин, Гоголь, Лермонтов и Жуковский, при этом на Парнас пытаются вскарабкаться Фаддей Булгарин, Николай Греч и Владимир Сологуб.

Княгиня Ольга и Наполеон

Древний Витебск был основан в 974 году княгиней Ольгой на торговом пути из Варяг в Греки, что на века обеспечило его рост и процветание. В 1101 году при князе Святославе Всеславиче (сыне полоцкого князя Всеслава Чародея) Витебск стал независимым и с небольшими перерывами оставался таковым вплоть до начала XIV века, когда вошел в состав Великого Княжества Литовского. В 1597 году король Сигизмунд III Ваза даровал Витебску магдебургское право – то есть, разрешил местное самоуправление, герб, печать, хоругвь (знамя) и право на проведение ежегодной ярмарки.




В Витебске собирался завершить свою кампанию 1812 года Наполеон Бонапарт – первоначально он не хотел наступать дальше, на Москву и зимовать здесь. А в 1820 и 1824 годах тут бывал великий поэт Александр Пушкин. И именно здесь его друг, дворянин Витебской губернии Петр Нащокин, подсказал Александру Сергеевичу сюжет повести «Дубровский». Изначально это был конфликт между коренным мелким шляхтичем и владетельным русским помещиком.

С Витебском неразрывно связаны имена двух великих художников: Марка Шагала и Казимира Малевича, впрочем, при жизни они враждовали. Пожалуй, это не удивительно: у поэта, организатора веселых, как сегодня бы сказали, перформансов и флешмобов, Марка Шагала и мрачного автора «Черного квадрата» был совершенно разный подход к «прогрессивному пролетарскому искусству». Но когда сегодня проходишь по солнечным набережным Витебска, все-таки представляешь себе не мрачное полотно «ЧК» Малевича, а веселых летающих брюнеток Шагала.

Что посмотреть?

В 3 км от посёлка Езерище на острове можно увидеть остатки древнего замка. Дорога на одноименное озеро Езерище – по указателю на Местечко. Сохранились земляные валы с восточной и северной стороны замка, можно определить места, где располагались башни. К сожалению, добраться на сам остров без лодки можно только в засушливые годы, когда пересыхает протока. В память о боях Великой Отечественной войны в поселке «на вечную стоянку» в самом Езерище установлен советский легкий танк Т-70.

В деревне Кузьмино, по дороге из Езерища на Городок, по правой стороне будет старая почтовая станция XIX века, реконструированная под придорожную гостиницу. Здесь можно не только представить себя путешественником – современником Пушкина, но и действительно переночевать и неплохо закусить. К оплате (как впрочем, почти везде в Беларуси) принимают банковские карты. В Езерищах тоже есть гостиница, но «советского» типа. По левую сторону дороги, рядом с памятником героям Великой Отечественной войны имеется «священный» колодец — опытные дальнобойщики набирают в нем питьевую воду. Можете взять с собой пластиковую канистру и последовать их примеру.




В Городке, на правом берегу реки Горожанка, сохранились остатки бастионов и оборонительный ров (шириной до 16 метров). Пересекая реку по автодороге с разрешенной скоростью 40 км/час и глядя на нависающую замковую гору, можно вполне оценить обороноспособность старой крепости. На горе стоит своеобразный памятник – стилизованная часовая башня. За ней открывается старый город, совсем недавно реконструированный (к областному празднику урожая “Дожинки-2014”). В Городке работает краеведческий музей, “Дом ремёсел и фольклора”, гостиница, кафе и лыжно-роллерная трасса. Две церкви — римско-католическая Благовещенская и православная Свято-Троицкая восстановлены в 1990-е годы.

Витебск – крупный областной центр, и за один раз все его достопримечательности осмотреть вряд ли получится. Величественная панорама открывается с моста через Двину. Над рекой Витьбой стоит Успенский собор, к нему поднимается монументальная лестница, уккрашенная львами. По-прежнему прекрасна городская Ратуша. Те же, кто бывал в Витебске в советское время, после реконструкции его не узнают, а старого Витебска не видели вообще – для его восстановления пришлось убирать из центра города многочисленные промзоны. И оказалось, что старинные одно- и двухэтажные домики вполне сохранились среди цехов и гаражей.

В Витебске работают Дом-музей Марка Шагала и Арт-Центр его имени, краеведческий и художественный музеи, музей истории Витебского трамвая и многочисленные картинные галереи. В городе постоянно проходят различные культурные и спортивные мероприятия, самые известные из них — международный фестиваль «Славянский базар», праздник авторской песни «Витебский листопад», международный турнир по спортивным бальным танцам «Витебская снежинка», музыкальный фестиваль им. И.И. Соллертинского (долгое время работавшего в Петербургской филармонии), международные Шагаловские дни. С программой ближайших мероприятий – крупных и не очень, можно познакомиться на сайте.




Как добраться?

Из Петербурга проезд по Киевскому шоссе М-20/Е-95 до границы с Беларусью (Лобок). Езерище – сразу за погранпереходом. Теоретически ничего проверять при пересечении границы не должны, т.к. Беларусь и Россия входят в Таможенный союз, но на практике могут остановить, проверить содержимое багажника, паспорта и страховку на автомобиль. Для въезда в Беларусь подойдет международная «гринкарта» или придется оформить недорогую белорусскую страховку (это можно сделать по обе стороны границы). Часто проверяют только с одной стороны – или с российской, или с белорусской.

На Городок – съезд с трассы Е-95 направо по развилке, после деревни Вархи – на региональную трассу Р-115. По ней же можно ехать и дальше, до Витебска. Дорога идет через населенные пункты, если поедете днем – то имеет смысл их осмотреть, это старый тракт екатерининских времен. Кстати, он и прямее современной трассы. Еще один плюс – вы въедете прямо в историческую часть города и не будете кружить по спальным районам.

Из Москвы проезд по трассе М-1 “Беларусь” до Смоленска, за Смоленском (вернее – за деревней Зеньково, перед Архиповкой) – съезд направо по развязке на Витебск, на автодорогу А-141. На витебскую объездную вам не надо, проезжаете прямо в город. Для проезда в центр перед Двиной надо будет повернуть направо, по улице Ленина и налево по Калинина или Замковой (впрочем, там будут указатели). Если вдруг пропустили поворот и выехали на мост Блохина – просто едете прямо, упираетесь в Т-образный перекресток и сворачиваете направо по улие Буденного. По ней доедете до железнодорожного вокзала – это практически центр Витебска.




Выезд из Витебска на Городок – как раз мимо вокзала, по улице Космонавтов, по виадуку через железнодорожные пути, мимо городского рынка (он останется у вас по левую руку), по главной дороге – на Ленинградскую улицу, которая и перейдёт в Р-115. Из Городка в сторону Езерища выезд будет прямо, на Санкт-Петербург – Невель.

Как жить дальше?

Гостиниц со “звездами” и недорогих хостелов в Витебске хватает, также как и гостевых домов с турбазами вблизи города (от 5 до 15 км). Главный совет – бронировать их заранее, на выходных и особенно по праздникам в Витебске может быть “аншлаг”, тут проходит много областных, республиканских и международных мероприятий, приезжает довольно много туристов. Без ночлега вы, скорее всего, не останетесь, но он может оказаться дороже и хуже по качеству услуг, чем вы рассчитывали. Далеко не все белорусские гостиницы и турбазы можно найти через сервисы бронирования, имеет смысл поискать их в белорусских интернет-справочниках и забронировать места по телефону.

Беларусский бензин и дизтопливо стоят дешевле, чем в Евросоюзе, но дороже, чем в России. Поэтому если вы привыкли экономить, то заправиться лучше на российской стороне. Впрочем, и белорусские цены вас не разорят. Банковские карты принимают практически везде: от АЗС и супермаркетов до сельпо и аптек, поэтому менять большие суммы на белорусские рубли при короткой поездке не обязательно. Но надо понмнить, что часто в агроусадьбах и на турбазах платить приходится все же наличными, причем – в белорусской валюте. Этот вопрос лучше уточнить при бронировании.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 0 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Geely вывела на тесты обновлённый кроссовер Emgrand X7

В Сети появились фотографии рестайлингового «паркетника» Geely Vision X6, предназначенного для китайского рынка. В России модель известна как Emgrand X7.

2187 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Гай Бергойн, Geely: не надо открещиваться от своего происхождения

Каково будущее дизайна Geely, зачем был создан бренд Lynk & CO, и что остается главным для китайского автомобиля на домашнем и мировом рынках – об этом и многом другом мы беседуем с Гаем Бергойном, руководителем…

425 0 0
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Hyundai Solaris

«Я знал, что рано или поздно мы… доберёмся и до этого автомобиля», - если немного перефразировать слова героя культового контркультурного романа, получится идеальное вступление к статье о поводах ненавидеть Solaris. И…

5883 0 1
Статьи / Популярные вопросы
Новые правила проезда перекрестков с круговым движением: что изменилось

Не так давно, 8 ноября 2017 год, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», которое внесло…

3138 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: коробка будет жить, а мотор умрёт

Очень хочется машину бизнес-класса, а деньги есть только на старый Логан? Что ж, выход есть. Даже если вы уверены, что W124 – это попса, а «бэха» Е39 – удел бандитов из 90-х, выбор всё равно остается. И это – огромный…

681 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: скучный салон и слишком интересная подвеска

Последние машины под маркой Volvo - это удивительное сочетание переосмысленных японских моторных технологий, фордовских платформ и китайского капитала. И что радует, машины возвращают свою идентичность. Дизайн новых…

1950 0 6
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

3389 1 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

34134 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18748 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

18116 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10267 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9796 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5315 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27413 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

15156 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7617 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

122156 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

36314 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22820 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?