Автотур выходного дня. Тарас на Парнасе и летающие брюнетки Витебска

3663 0 2
Поделиться: 0 1 0 0 0 1

Отдых в Беларуси стал для многих россиян в последние годы своеобразным открытием. Санатории и дома отдыха, гостевые дома на природе, рыбалка и охота оказались доступнее, чем в России и климатически ближе, чем в Турции и Египте. Но, к сожалению, многие пролетают по прекрасным белорусским дорогам мимо древних, красивых и исторических городов, где есть что посмотреть и узнать. Взять тот же Витебск, что лежит у самой российской границы. Совсем недавно и сам город, и небольшие городки в его окрестностях, реконструированы и приведены в «туристически-привлекательный» вид.

Лобок, Езерище, Городок

Стоит по дороге со стороны Петербурга миновать Лобок (последнюю российскую деревню перед погранпереходом «Невельский»), как вы попадете в Езерище – приграничный белорусский поселок, с которого уже можно начинать осмотр достопримечательностей. Впервые Езерище упоминается в 1377 году как крепость, принадлежавшая Великому Княжеству Литовскому. В ходе Ливонской войны этот стратегический литовский замок был осаждён и взят русскими (1564 год).


Любопытно, что командовал войском князь Василий Серебряный-Оболенский, послуживший прототипом главного героя приключенческого романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного». Кстати, в жизни князь не был столь благородным, как в романе: город был «взят огнем», при этом всех его защитников и жителей осаждавшие перебили – включая пленных. А уже в 1579 году Стефан Баторий отбил крепость, которую не успели толком отстроить, обратно. В состав России Езерище вошло только после первого раздела Речи Посполитой, в 1772 году, и с тех пор по статусу выше центра волости не поднималось.

Городок с незатейливым названием Городок, впервые упомянут в летописях второй половины XIII века в связи с битвой между полочанами (не половцами, а горожанами Полоцка) и литовскими войсками под началом князя Мингайлы. До XVI века Городок входил в состав Езерищенской волости, но после падения Езерищенской крепости, тут был построен Городокский бастионный замок и именно Городок стал центром волости. Из всего этого нетрудно заключить, что здешние места постоянно опустошались многочисленными войнами, последняя из которых закончилась ровно 70 лет назад.

При царской власти (и вплоть до прихода немецко-фашистских войск в 1941 году) Городок был белорусско-еврейским местечком. С ним связаны имена еврейского писателя-драматурга Бориса Оршанского и будущего израильского раввина Иехезкеля Сарны. Но подлинную славу Городку принес Константин Вереницын – автор широко известной белорусской сатирической поэмы «Тарас на Парнасе». В двух словах ее сюжет сводится к тому, что полесовщик (лесник) Тарас во время охоты проваливается в какую-то нору и попадает на Парнас к античным богам, представленным виде белорусов того времени. С богами вместе обитают великие поэты Пушкин, Гоголь, Лермонтов и Жуковский, при этом на Парнас пытаются вскарабкаться Фаддей Булгарин, Николай Греч и Владимир Сологуб.

Княгиня Ольга и Наполеон

Древний Витебск был основан в 974 году княгиней Ольгой на торговом пути из Варяг в Греки, что на века обеспечило его рост и процветание. В 1101 году при князе Святославе Всеславиче (сыне полоцкого князя Всеслава Чародея) Витебск стал независимым и с небольшими перерывами оставался таковым вплоть до начала XIV века, когда вошел в состав Великого Княжества Литовского. В 1597 году король Сигизмунд III Ваза даровал Витебску магдебургское право – то есть, разрешил местное самоуправление, герб, печать, хоругвь (знамя) и право на проведение ежегодной ярмарки.




В Витебске собирался завершить свою кампанию 1812 года Наполеон Бонапарт – первоначально он не хотел наступать дальше, на Москву и зимовать здесь. А в 1820 и 1824 годах тут бывал великий поэт Александр Пушкин. И именно здесь его друг, дворянин Витебской губернии Петр Нащокин, подсказал Александру Сергеевичу сюжет повести «Дубровский». Изначально это был конфликт между коренным мелким шляхтичем и владетельным русским помещиком.

С Витебском неразрывно связаны имена двух великих художников: Марка Шагала и Казимира Малевича, впрочем, при жизни они враждовали. Пожалуй, это не удивительно: у поэта, организатора веселых, как сегодня бы сказали, перформансов и флешмобов, Марка Шагала и мрачного автора «Черного квадрата» был совершенно разный подход к «прогрессивному пролетарскому искусству». Но когда сегодня проходишь по солнечным набережным Витебска, все-таки представляешь себе не мрачное полотно «ЧК» Малевича, а веселых летающих брюнеток Шагала.

Что посмотреть?

В 3 км от посёлка Езерище на острове можно увидеть остатки древнего замка. Дорога на одноименное озеро Езерище – по указателю на Местечко. Сохранились земляные валы с восточной и северной стороны замка, можно определить места, где располагались башни. К сожалению, добраться на сам остров без лодки можно только в засушливые годы, когда пересыхает протока. В память о боях Великой Отечественной войны в поселке «на вечную стоянку» в самом Езерище установлен советский легкий танк Т-70.

В деревне Кузьмино, по дороге из Езерища на Городок, по правой стороне будет старая почтовая станция XIX века, реконструированная под придорожную гостиницу. Здесь можно не только представить себя путешественником – современником Пушкина, но и действительно переночевать и неплохо закусить. К оплате (как впрочем, почти везде в Беларуси) принимают банковские карты. В Езерищах тоже есть гостиница, но «советского» типа. По левую сторону дороги, рядом с памятником героям Великой Отечественной войны имеется «священный» колодец — опытные дальнобойщики набирают в нем питьевую воду. Можете взять с собой пластиковую канистру и последовать их примеру.




В Городке, на правом берегу реки Горожанка, сохранились остатки бастионов и оборонительный ров (шириной до 16 метров). Пересекая реку по автодороге с разрешенной скоростью 40 км/час и глядя на нависающую замковую гору, можно вполне оценить обороноспособность старой крепости. На горе стоит своеобразный памятник – стилизованная часовая башня. За ней открывается старый город, совсем недавно реконструированный (к областному празднику урожая “Дожинки-2014”). В Городке работает краеведческий музей, “Дом ремёсел и фольклора”, гостиница, кафе и лыжно-роллерная трасса. Две церкви — римско-католическая Благовещенская и православная Свято-Троицкая восстановлены в 1990-е годы.

Витебск – крупный областной центр, и за один раз все его достопримечательности осмотреть вряд ли получится. Величественная панорама открывается с моста через Двину. Над рекой Витьбой стоит Успенский собор, к нему поднимается монументальная лестница, уккрашенная львами. По-прежнему прекрасна городская Ратуша. Те же, кто бывал в Витебске в советское время, после реконструкции его не узнают, а старого Витебска не видели вообще – для его восстановления пришлось убирать из центра города многочисленные промзоны. И оказалось, что старинные одно- и двухэтажные домики вполне сохранились среди цехов и гаражей.

В Витебске работают Дом-музей Марка Шагала и Арт-Центр его имени, краеведческий и художественный музеи, музей истории Витебского трамвая и многочисленные картинные галереи. В городе постоянно проходят различные культурные и спортивные мероприятия, самые известные из них — международный фестиваль «Славянский базар», праздник авторской песни «Витебский листопад», международный турнир по спортивным бальным танцам «Витебская снежинка», музыкальный фестиваль им. И.И. Соллертинского (долгое время работавшего в Петербургской филармонии), международные Шагаловские дни. С программой ближайших мероприятий – крупных и не очень, можно познакомиться на сайте.




Как добраться?

Из Петербурга проезд по Киевскому шоссе М-20/Е-95 до границы с Беларусью (Лобок). Езерище – сразу за погранпереходом. Теоретически ничего проверять при пересечении границы не должны, т.к. Беларусь и Россия входят в Таможенный союз, но на практике могут остановить, проверить содержимое багажника, паспорта и страховку на автомобиль. Для въезда в Беларусь подойдет международная «гринкарта» или придется оформить недорогую белорусскую страховку (это можно сделать по обе стороны границы). Часто проверяют только с одной стороны – или с российской, или с белорусской.

На Городок – съезд с трассы Е-95 направо по развилке, после деревни Вархи – на региональную трассу Р-115. По ней же можно ехать и дальше, до Витебска. Дорога идет через населенные пункты, если поедете днем – то имеет смысл их осмотреть, это старый тракт екатерининских времен. Кстати, он и прямее современной трассы. Еще один плюс – вы въедете прямо в историческую часть города и не будете кружить по спальным районам.

Из Москвы проезд по трассе М-1 “Беларусь” до Смоленска, за Смоленском (вернее – за деревней Зеньково, перед Архиповкой) – съезд направо по развязке на Витебск, на автодорогу А-141. На витебскую объездную вам не надо, проезжаете прямо в город. Для проезда в центр перед Двиной надо будет повернуть направо, по улице Ленина и налево по Калинина или Замковой (впрочем, там будут указатели). Если вдруг пропустили поворот и выехали на мост Блохина – просто едете прямо, упираетесь в Т-образный перекресток и сворачиваете направо по улие Буденного. По ней доедете до железнодорожного вокзала – это практически центр Витебска.




Выезд из Витебска на Городок – как раз мимо вокзала, по улице Космонавтов, по виадуку через железнодорожные пути, мимо городского рынка (он останется у вас по левую руку), по главной дороге – на Ленинградскую улицу, которая и перейдёт в Р-115. Из Городка в сторону Езерища выезд будет прямо, на Санкт-Петербург – Невель.

Как жить дальше?

Гостиниц со “звездами” и недорогих хостелов в Витебске хватает, также как и гостевых домов с турбазами вблизи города (от 5 до 15 км). Главный совет – бронировать их заранее, на выходных и особенно по праздникам в Витебске может быть “аншлаг”, тут проходит много областных, республиканских и международных мероприятий, приезжает довольно много туристов. Без ночлега вы, скорее всего, не останетесь, но он может оказаться дороже и хуже по качеству услуг, чем вы рассчитывали. Далеко не все белорусские гостиницы и турбазы можно найти через сервисы бронирования, имеет смысл поискать их в белорусских интернет-справочниках и забронировать места по телефону.

Беларусский бензин и дизтопливо стоят дешевле, чем в Евросоюзе, но дороже, чем в России. Поэтому если вы привыкли экономить, то заправиться лучше на российской стороне. Впрочем, и белорусские цены вас не разорят. Банковские карты принимают практически везде: от АЗС и супермаркетов до сельпо и аптек, поэтому менять большие суммы на белорусские рубли при короткой поездке не обязательно. Но надо понмнить, что часто в агроусадьбах и на турбазах платить приходится все же наличными, причем – в белорусской валюте. Этот вопрос лучше уточнить при бронировании.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 0 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Первые тесты Porsche Panamera Sport Turismo: удобный «сарай» с прекрасной управляемостью

Porsche в конце текущего года собирается вывести на рынки многих стран мира (в том числе и на рынок России) универсал…

2999 0 3
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
От парового котла до DSG и дальше: дневник автослесаря за 250 лет

Давайте представим, что жил-поживал мужик этак два с половиной века, всю жизнь работал автомехаником и вёл рабочий дневник. Интересно, что он мог там записать?

1865 5 7
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

2771 9 10
Статьи / Практика
Взломать систему: как отучить современные моторы перегреваться

Совсем недавно мы рассказывали, почему многие современные двигатели практически обречены на перегрев. С одной стороны, может показаться, что никуда от этого не деться, с этой мыслью надо свыкнуться и жить дальше.…

50265 8 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: «тук-тук» четвёртого цилиндра и настоящий полный привод

Не совсем обычная машина для не совсем нормальных людей – вот что такое Subaru Legacy. Если в вас живёт гонщик-авантюрист, который умеет варить железо, паять проводку и перепрессовывать подшипники, то первая часть…

2063 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: негниющая сталь кузова и детали, которые нельзя найти

Машины Subaru всегда были «немного другими» и всегда находили своего, такого же нестандартного, покупателя. И в девяностые годы поклонников-ценителей хватало, ведь машины эти были очень интересными. Достоинств у них…

4140 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GG с пробегом: моторы и коробки, как у Форда, но лучше

Первая часть обзора про Мазду 6 первого поколения получилась немного грустной: по прошествии лет стало понятно, что кузов не просто склонен к коррозии, а сгнивает в лучших традициях Опелей 90-х. Сложности подвески и…

3915 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

32546 11 0
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

34233 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

21291 3 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

72058 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

57300 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

29168 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

60347 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19638 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

9152 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

16094 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19638 2 0
Статьи / История
Сидор, Хомячок и Джеки Чан: как в России называют корейские и китайские автомобили

Кажется, что в России буквально у каждого автомобиля есть прозвище. И совершенно не важно, что у модели существует официальное название – оно почти всегда трансформируется и обретает новый смысл. Сегодня изучаем «клички»…

8487 2 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?