Бессмертный Trabant 601: спутник Восточной Европы

В общем обзоре автомобильной промышленности ГДР мы вспоминали о заводе VEB Sachsenring Automobilewerke в Цвиккау. До войны этот город был сердцем автомобильного рейха, а после... именно здесь вплоть до объединения Восточной и Западной Германии больше тридцати лет выпускали своеобразный символ европейского социализма – автомобиль с космическим названием Trabant, которое с немецкого переводится как «спутник».

Концептуально он чем-то схож с нашим Запорожцем двухдверный кузов типа седан (тут можно применить подзабытый термин «тудор» two door) компактных размеров, минимальная мощность и скромное оснащение… Для нескольких стран Восточной Европы (не только ГДР, но и многих других Венгрии, Румынии, Чехословакии, Польши) этот забавный автомобильчик стал настоящим "народным любимцем". Наряду с VW Kafer, Renault 4 и Citroen 2CV Trabant когда-то занял своё место в сердцах и гаражах миллионов европейцев, став своеобразным отражением экономической модели ГДР второй половины ХХ века.

Конструктивно же "Траби" радикально отличается от своего советского конкурента: привод на передние колеса, двухтактный двухцилиндровый двигатель, расположенный спереди, и... пластиковый кузов!

О самом необычном решении известно многим автомобилистам, даже далеким от истории восточноевропейского автопрома. Причина использования материала под названием "дуропласт" банальна в послевоенной стране просто не хватало стального проката. Кстати, корень у названия материала не тот, как могут подумать наши соотечественники duro по-латыни значит "выносливый, прочный".

trabant_601_3.jpg
trabant_601_3.jpeg
trabant_601_7.jpg
trabant_601_4.jpg

Trabant 601



Благодаря ряду технологических решений материал можно было штамповать на прессах, что обеспечивало высокую производительность. Если добавить отсутствие угрозы коррозии и низкую стоимость дуропласта, представлявшего собой наполненный отходами хлопка фенопласт, то необычный выбор материала становится понятен. Однако вопреки расхожему мнению, "пластмассовыми" у Trabant были лишь наружные панели, в то время как остов кузова штамповали из металла.

Спутник-попутчик

Предшественником "Траби" является модель AWZ P70 Zwickau, кузов которой был выполнен именно по такой технологии. Однако устаревшее довоенное шасси от малолитражки DKW вынудило конструкторов разработать принципиально новую "платформу".


trabant_p50_4.jpg

Trabant P50



Первую партию новых автомобилей P50 собрали в 1957 году как раз в то время, когда в СССР запустили первый искусственный спутник Земли. По одной из версий, именно "космическая" подоплека в названии сочетается и с другим значением слова спутник как попутчик. В общем, отечественная "восьмерка" была отнюдь не первым автомобильным "Спутником" в мире...


trabant_p50_1.jpg


Всем был хорош и практичен Trabant P50, но время неумолимо. К началу шестидесятых стало очевидно, что и эта модель требует глубокой модернизации в первую очередь, внешности. Новинку с индексом Р60/1 продемонстрировали публике в 1963-м, а годом позже началось серийное производство модели, получившей индекс 601. Именно ей и суждено было стать "спутником-долгожителем" производства в Цвиккау.

Несмотря на неоднократные попытки в дальнейшем как-то доработать или улучшить "Траби", вплоть до самого конца производства он оставался почти в неизменном виде. Хотя было время, когда конструкторы пытались приладить к нему даже роторный двигатель Ванкеля!

При этом автомобильчик пользовался немалым спросом по воспоминаниям, некоторые восточные немцы ждали "свой" экземпляр в очереди до 15 лет. Этот сюжет прекрасно отражен в немецком фильме Russendisko, где героиня ждала Trabant аж до самого падения Берлинской стены, но так и не дождалась.


trabant_logo_1.jpg

Логотип Trabant


В чем же секрет такой фантастической популярности этого забавного "лупоглазика"? Отчасти, конечно, отсутствие свободного рынка. У «осси» (таково прозвище восточных немцев) не было ни Опелей, ни Фольксвагенов, ни тем более БМВ с Мерседесами… К тому же Trabant 601 был не слишком престижен и не мог похвастаться вместимостью, комфортом или динамическими характеристиками. Но у него было два наиболее важных качества для "народного автомобиля" доступность и простота. Ведь по цене "Траби" был почти в полтора раза дешевле нашего Запорожца и более чем вдвое обычных Жигулей.

При этом уникальная простота (или даже примитивность) конструкции обеспечивала малышу фантастический ресурс в среднем каждая конкретная машина эксплуатировалась более 20 лет...

Все гениальное Trabant

Кроме "вечного" кузова у Trabant 601 была не менее выносливая и долговечная техника. Иная простота хуже воровства, но это не тот случай. Слабосильный двухтактник не имел ни газораспределительного механизма в его привычном понимании (не было ни клапанов, ни толкателей, ни распредвала), а системы питания по "конструктиву" восходили к началу века бензин поступал из расположенного над мотором бака самотёком в карбюратор, а масляного насоса не было вовсе, поскольку смазку надо было добавлять прямо в топливо, как на обычном двухтактном мотоцикле тех лет. Вдобавок мотор с воздушным охлаждением не имел громоздкой "жидкостной" системы. Деталей тут минимум, обслуживать все это хозяйство под силу домохозяйке, а ломаться практически нечему.

Отдельные конструкторские решения были вполне прогрессивными даже по нынешним меркам. К примеру, рулевое управление "Траби" было реечным, а коробка передач имела синхронизаторы на всех четырех передачах. Существовала и "инвалидная" версия с полуавтоматическим сцеплением Hycomat.

Несмотря на до неприличия простую конструкцию ходовой части (поперечные рессоры спереди и сзади), по ходовым качествам Trabant 601 был совсем не плох. Конечно, если помнить о назначении и ценовой категории этого автомобиля.


trabant_601_universal_3.jpg

Trabant 601



Кроме двухдверного седана P601 с 1965 года выпускалась и версия Kombi с двухдверным кузовом типа универсал. Её особенно любили восточноевропейские автотуристы. Самой необычной является "военная" версия автомобиля без крыши и дверей, получившая название Kubel. В середине восьмидесятых "кюбельваген" благодаря своеобразной конверсии обрел и "гражданскую" версию Tramp, которую поставляли в теплые страны Средиземноморья.


trabant_tramp_roadster_2.jpg

Trabant Tramp Roadster



Закат

Всего за 34 года изготовлено более трех миллионов экземпляров «Траби» всех моделей. Уже в самом конце своей конвейерной жизни Trabant пережил самую большую модернизацию: вместо древнего "двухтактника" под капотом появился четырехтактный четырехцилиндровый двигатель VW Polo мощностью 40 л.с. Но даже версия Trabant 1,1 с "нормальным" ДВС не могла спасти архаичную машинку. Тем более, что еще до объединения двух стран концерн VAG в 1989-м приобрел завод в Цвиккау. Это и определило судьбу "Траби": он хоть и пережил свою страну, но вот до распада СССР все же не дотянул последний Trabant 1,1 был выпущен в конце апреля 1991 года.



Trabant_11.jpg


Что дальше?

Как ни странно, у автомобиля чуть было не появился наследник. В 2008 году компания Herpa выкупила у Volkswagen права на марку Trabant и планировала выпускать этакий "неотрабант". Годом позже, в 2009-м, компания даже показала во Франкфуре концепт-кар электромобиля Trabant nT, но все в очередной раз уперлось в деньги. Так что новая эра «Трабанта» как минимум откладывается на неопределенный срок. Как и наступление коммунизма.



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
22.01.2016 15:22
Лев Самарский

"Важное качество "народного автомобиля" - доступность и простота.... Простота была, спору нет. А вот "доступность" означает возможность купить автомобиль свободно - пришел, понравился - купил. А не в очереди 15 лет ждать.


22.01.2016 23:19
Сергей Шабалин

Германия-это иллюстрация ущербности советов. В ФРГ- мерседесы и порше, в ГДР-ущербные трабанты и вартбурги

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings