Джип против тираннозавра: машины из трилогии «Парк Юрского периода»

Если вам не чужды такие слова как Dunkin, Turbo, Bombibom (были такие жвачки в 90-х), то наверняка близок и предмет извечного детского спора: «Кто же круче, Ван Дамм или Сталлоне?». Смешно, что тема подобного «противостояния» вечна: люди взрослеют, но все так же «меряются» объемами двигателей своих машин, марками компьютеров, брендами одежды, как раньше делали это с героями VHS-фильмов. Наблюдая подобное, мне всегда хочется сказать: «Ребята, вы все молодцы! Но товарищ Спилберг еще в 1993 году определил, на каких машинах лучше ездить, если наступит апокалипсис!». Не верите? Тогда айда за мной – пересматривать трилогию «Парка Юрского периода»!

Только представьте себе: вместо города – непроходимые джунгли, идет дождь. Вы приходите в себя, голова раскалывается от боли. Вращаете глазами вокруг, понимая, что если города еще где-то и существуют, то путь до них очень далек. А тут еще приятель лежит раненый: перелом ноги, кость наружу, стонет. Нужно срочно попасть больницу, где бы она ни находилась. Благо, что уехать есть на чем: невдалеке стоит Jeep Wrangler с длинным каркасом безопасности. Пассажирские ремни в этой модели имеют диагональное расположение, так что раненого есть чем зафиксировать.

Вы садитесь за руль – к счастью, ключ уже торчит в зажигании – и заводите двигатель. Из-под капота доносится утробное рычание – 6-цилиндровый движок АМС объемом 4 литра прогревает свое нутро. Фары головного света выхватывают из темноты участок потрескавшегося асфальта: когда-то здесь была магистраль, теперь – узкая тропа. Дождь и сумрак мешают обзору, поэтому вы включаете верхнюю «люстру». Стало светлее, но на душе все равно неспокойно. Куда ехать? И что там впереди?

Вы уже тронулись с места, когда услышали странные звуки. Даже сквозь шум дождя и рокот мотора пробивались эти жуткие толчки: бум-бум-бум. Может, гремит гром? Или началось извержение вулкана? Или… Вы еще гадаете, что же это могло быть, в то время как опасность уже зависла в четырех метрах сверху. Несмотря на гигантские размеры, существо подкралось к вам почти вплотную и теперь принюхивалось. Вы догадались, что не один, лишь когда на лобовуху закапала вязкая, дымящаяся слюна, полная ядовитых испарений. Вы запрокидываете голову и на миг встречаетесь глазами с существом, вымершим (как утверждали палеонтологи) 65 млн лет назад…

Jeep Wrangler 1993 года выпуска. Судя по его внешнему виду, Chrysler укомплектовал «Парк Юрского периода» джипом в комплектации Islander. А это дополнительное покрытие аэрографией нижней части кузова и капота, логотипы на передних крыльях и запасном колесе, увеличенный топливный бак, легкосплавные колесные диски, ковровые покрытия и центральная консоль с подстаканником


Вы готовы завопить от ужаса при виде огромных 30-сантиметровых клыков, усеявших пасть монстра, но рефлексы оказываются быстрее: резкий вираж, утопленная в пол педаль газа, и вот вы с места взобрались на вершину склона (хвала полному приводу!). Оставшись позади, тварь издает жуткий рев, от которого ваша кровь стынет в жилах. А затем 7-тонный хищник переходит в наступление. Благодаря своим размерам он способен покрыть до 20 метров в секунду (72 км/ч). Значит, нужно поторапливаться.

Дорога вся в рытвинах, вздыбленная корнями деревьев. Разогнаться на ней до сотни – верное самоубийство. Ямы встречаются такой глубины, что жесткая подвеска не может глотать их без хруста. А плохая видимость и доисторический хищник, севший «на хвост», превращают ваше бегство в дьявольское сафари.


А вот каким видел мир Ford Explorer в 1992-м. Как-то не тянет на «внедорожник года», правда? Кроме вопросов с подвеской этот SUV мог «похвастаться» постоянно ломающимся «автоматом» и стремительным гниением кузова…


Сильный толчок подбрасывает зад джипа в воздух. Ящер, набрав максимальную скорость, почти настиг свою жертву и таранит авто огромной, размером с теленка, головой. Но кузов Рэнглера достаточной жесткости и удар держит. Спокойно, главное не паниковать. Есть еще шансы… Впереди над дорогой завис древесный ствол, сломанный ураганом! Жмете на тормоз, потом маневр – проскочили! Повезло, что с 1993 года Chrysler устанавливает в свои классические внедорожники АБС. Зато преграда остановила хищника! Полученной форы хватило, чтобы исчезнуть из его охотничьих угодий…


12_8f6ac7d11d9f45d4bc5eb32cc2608801.jpg

С. Спилберг (памяти писателя М. Крайтона): «Размер таланта Майкла сопоставим с величиной динозавров в его «Парке Юрского периода». Я до сих пор не могу понять, как ему удалось совместить научные теории и литературный вымысел, позволивший динозаврам вновь бродить по земле! У Майкла была добрая душа. Никто не сможет его заменить»


А теперь, закуривая, чтобы успокоить нервы, еще раз прокрутите перед глазами этот сценарий и скажите: где бы вы были со своим Кайеном? Ясное дело, где – в пасти у тираннозавра.

Когда Стивен Спилберг приступил к созданию одного из самых дорогих аттракционов ХХ века, он и представить не мог, что ему придется моделировать подобные ситуации. За это ему следовало отдельно поблагодарить писателя Майкла Крайтона. Являясь по профессии антропологом и врачом, он имел непреодолимую тягу к деталям. Вот и с триллером «Парк Юрского периода», который Майкл закончил в 1989 году, было так же. Придумав оригинальную идею, он насыщает ее деталями для достоверности. К примеру, много внимания Крайтон уделяет внутреннему устройству парка: описания того, как налажена внутренняя индустрия или процесс работы отдельных механизмов занимают у него десятки страниц. А Спилберга больше интересовала общая концепция, то есть, парк развлечений, где люди могут увидеть динозавров «живьем». Компромисс, как всегда, был найден где-то посередине.


Вот так, с легкой руки мастера дорогой внедорожник превратился в покорный электромобиль


Главным минусом оригинальной истории для режиссера была ее излишняя мрачность. У Крайтона вместо милых доисторических зверушек получились кровожадные монстры, одержимые жаждой убийства. «Генетика – одно из самых страшных явлений на Земле, а вы балуетесь с ней, словно ребёнок, нашедший папин револьвер», – говорит писатель словами Яна Малкольма, одного из главных действующих лиц этой истории. В подтверждение своего высказывания Крайтон наполнил все 6 сотен страниц своего романа циничной расчлененкой, погонями и вполне оправданной истерикой персонала острова Нублар от того, что они выпустили в этот мир ужас из глубины минувших времен.


Спилберг показывает юному Д. Мацелло (Тим), когда нужно изобразить испуг. Но когда пришло время, он и сам это понял…


Спилбергу, в свою очередь, пришлось отойти излишней «ванильности», присущей его работам для Disney и Universal Pictures. Ему хотелось снимать одних динозавров, но чтобы зрители поверили в них, нужно было нечто большее, чем пара анимированных роботов. Требовалась настоящая история, в реальном месте и времени, с полноценными, живыми персонажами и всей той бутафорией, что окружает каждого из миллиардов жителей Земли. Так, без лишней «жести», но с долей натурализации на свет появился сценарий, который стал фундаментом того «Парка Юрского периода», который мы все знаем.


Вот он, Царь Тиранноящеров во всей красе! Как такого не испугаться!


Учитывая масштабность проекта, на который студия Universal отвалила аж $63 млн (больше, чем другие желающие), кастинг проводился сразу по всем фронтам. Наряду с исполнителями главных ролей подбирались специалисты по гриму, стилисты, свето- и звукоинженеры, а также ученые всех мастей, владевшие «матчастью» по теме животного мира. Помня о скрупулезности Крайтона, Спилберг особое внимание уделил и автомобилям.


23.jpg

Актеры за чтением сценария. Скоро от их спокойствия и следа не останется…


Ни у кого не возникло сомнений, что в условиях дикой природы выживут лишь внедорожники. Но от полноценных вездеходов с брутальной внешностью было решено отказаться, так как они не соответствовали «цивилизованной» эстетике аттракциона. Поэтому выбор киношников пал на авто класса SUV. И здесь Jeep Wrangler сразу же был утвержден на роль главного транспортного средства для персонала «Парка». Все-таки это новая модель от компании Jeep, которая хоть и была поглощена Крайслером, но технологию производства своих внедорожников соблюдала ревностно. Джип Wrangler оказался достойным преемником всех семи поколений машин серии CJ, ведущих свою родословную от легендарного Willys MB.

Еще предстояло выбрать некую форму для туристического транспорта. С этим Спилберг решил не заморачиваться, а просто взять что-нибудь с кузовом побольше, предварительно избавившись от всех опознавательных знаков. Но не тут-то было…

В 1990 году Ford Motor Company выпустила на рынок внедорожников полноразмерную модель Explorer. Имея под боком таких мощных конкурентов, как Jeep Wagoneer и Chevrolet Tahoe, этому внедорожнику предстояло удивить публику, либо не сходить с конвейера вовсе. Инженеры FMC выбрали первый вариант.


Великолепный, хоть и больной, трицератопс! Аниматронную куклу этого динозавра тоже делали в натуральную величину. Изначально малыш Тим должен был скакать верхом на этом чудовище, но так как модель была готова не полностью, «трехрогого» просто уложили в яму и разыграли его болезнь. Под брюхом животного располагалась целая мини-студия из 11 аниматоров. Стен Уинстон координировал их действия по рации


Под капот «Исследователя» установили двигатель Cologne V6 OHV EFI объемом 4 литра и мощностью 155 л.с. Механическая КПП была японская, Mazda M5-R1, а 4-ступенчатый «автомат» – родной, «фордовский» (A4LD). Кроме того, Explorer был оснащен передней «ножничной» подвеской Twin-Traction Beam (отлично действовавшей на бездорожье, но ухудшавшей управление в обычных условиях) и полуэллиптическими задними рессорами. И хотя не все функции внедорожника были так хороши, как нахваливали маркетологи, в своем сегменте он выбился в лидеры продаж и дважды подряд удостоился титула «Лучший полноприводный автомобиль года».

Если учесть, что Explorer в базовой комплектации стоит $50 тысяч, вывод напрашивается сам собой: Ford сделал неплохую кассу на этой модели. Однако большие боссы компании не желали довольствоваться сиюминутной удачей. Они прослышали, что в Голливуде снимают очередной суперпроект. С помощью кино менеджеры хотели сделать своему внедорожнику протекцию на будущее, поэтому обратились в Universal Pictures.


Брахиозавру, как видите, «в материале» сделали только голову. Оно и понятно – чтобы создать 27-метрового гиганта, понадобились бы подъемные краны! Да и в кадр он бы не влез…


Спилберг подозрительно отнесся к подобной просьбе. Он очень не любил, когда кто-то извне вклинивался в его рабочий процесс. Мог разразиться скандал, но положение спасла форма предлагаемого автомобиля: как и хотел режиссер, Explorer был очень большим. Если его еще грамотно перекрасить…

Сцена из фильма:

– Где здесь водитель? – спрашивает Дональд Женаро, адвокат инвесторов Хэммонда, глядя, как Центру генетики подъезжают два ярко-зеленых внедорожника.

– Здесь нет никакого водителя, – отвечает директор Парка, спускаясь по лестнице. – Это электромобили – совершенная техника. Они движутся по специальному рельсу. Не шумят. И не загрязняют воздух.

Джон Хэммонд, конечно, преувеличил. Туркары ехали, как и положено обычным автомобилям. Но чтобы создать видимость беспилотника, что движется по рельсу с помощью электроэнергии, использовалось скрытое управление, установленное позади каждой из машин. Водитель прятался под брезентом, но дорогу и происходящее впереди видел на специальном экране, куда поступало изображение с двух небольших камер. Одну из них установили на панели перед рулевым колесом машины, другую – на переднем бампере.


Модель ядовитого дилофозавра была в фильме единственной способной к самостоятельным передвижениям. У нее было три сменных головы: с воротником для устрашения и с оскаленной пастью. По сюжетному замыслу, этот хищник сожрал Денниса Нэдри, предварительно ослепив его своей ядовитой слюной


Лишить этот автомобиль самостоятельности оказалось идеей Спилберга. Так он отплатил FMC за навязчивость. А для острастки еще и выставил один Explorer против тираннозавра. Сцена, где гигантский ящер кромсает кузов джипа, стала в фильме одной из самых запоминающихся. А искореженный труп автомобиля, павшего в неравной битве с «царем тиранов», отправился не на свалку, а в один из павильонов Universal в качестве музейного экспоната. В итоге все остались довольны: Спилберг выпустил пар и отснял кучу первоклассного материала, а компания Ford до сих пор клепает свой Explorer. Уже в пятом поколении.


30_95580cccd1f947a66f1bf50510734022.jpg

Сцена охоты в Парке Юрского периода


С актерами вопрос решился легко. Такие мастера, как Сэм Нил, Джефф Голдблюм, Сэмюэль Л. Джексон и Лора Дерн не просто оживили статичных персонажей, но и сделали их интересными. Сценарист Дэвид Коэп адаптировал книжный вариант диалогов к фильму, придумал все шутки героев, добавил сцены флирта Яна Малкольма с доктором Сэттлер, сделал Алана Гранта социопатом, избегающим детей… К тому же, он превратил Джона Хэммонда, директора «Парка» из расчетливого капиталиста в добродушного романтика, мечтавшего создать для всех нечто удивительное. В этом персонаже Спилберг видел себя – альтруиста-ботаника, любителя развлечений. Работать в такой команде было интересно и весело. А главное, вместо зеленого экрана актеры взаимодействовали с всамделишными динозаврами!


Поэтапный процесс создания Ти-Рекса. Когда зверя полностью собрали и подготовили к съемкам, неподалеку от павильонов начался тропический шторм. Многочасовые ливни щедро поливали резиновую кожу тираннозавра. На такой водной диете главный хищник Парка прибавил в весе почти на две тонны! Из-за этого гидравлическую платформу приходилось каждый день перенастраивать. Терпение Спилберга грозило вот-вот лопнуть. Но выдержало


До «Парка Юрского периода» Спилберг в своих картинах использовал сложный грим, переодетых статистов и аниматронные куклы. Это всегда давало положительный результат: люди видели эмоции даже там, где их не было. Поэтому и с динозаврами режиссер решил работать «по старинке».

Чтобы воссоздать механические пасти, лапы, хвосты и прочие части тел доисторических ящеров, был приглашен крупнейший эксперт по спецэффектам в Голливуде, Стэн Уинстон. Он работал под пристальным наблюдением опытного палеонтолога и сумел все сделать довольно реалистично. Однако подобный реквизит хоть и был роботизирован, но подходил только статичных планов. А в сценах с динамикой нужно было нечто совершенно иное.


Птеранодон и спинозавр из третьей части франшизы. Оба показали себя эффектно



Тогда к работе подключился Денис Мюрен, специалист по компьютерной анимации студии Д. Лукаса Industrial Light & Magic. Он предложил нарисовать динозавров на графических станциях. Спилбергу не нравились все эти новомодные штуки. Он справедливо считал подобные приемы «бездушными и убивающими кино как искусство». Режиссер без устали повторял эту фразу, пока не увидел, какого эффекта добились с помощью компьютерной графики в «Терминаторе-2». От этой картинки у Стива челюсть придавила колени…


В роли рапторов, как ни странно, выступали люди! Для верной координации беднягам даже приходилось брать уроки хореографии! А куклу детеныша раптора актеры увидели только во время съемок этой сцены. Так что их чувства умиления до крайности естественны



Однако Спилберг не спешил отказываться от роботов. Даже наоборот. Тираннозавра, к примеру, команда Стэна Уинстона изготовила в натуральную величину! Процесс создания такого монстра занял у художников 12 недель, во время которых они поэтапно собрали фанерный костяк, оплели его мелкой проволокой, покрыли стеклопластиком, нанесли слой подвижной маслянистой глины. Шкура изготавливалась в последнюю очередь из пенистой резины. Озвучивали чудовище жутким миксом из рева аллигатора, слоненка и тигра, а также китовых вздохов. Чтобы заставить его двигаться, постановщики трюков использовали авиационную гидравлическую платформу. Поэтому когда 12-метровый 6-тонный тираннозавр присутствовал в кадре, актерам не приходилось играть испуг – они на самом деле его боялись.


39.jpg

Ти-Рекс и вся съемочная группа «Парка Юрского периода»



Когда «Парк Юрского периода» вышел в прокат, ажиотаж вокруг этой картины оказался настолько велик, что она была обречена на успех. Сборы одного лишь фильма принесли кинокомпании без малого миллиард долларов. Фильм на четыре года, до выхода в 1997 году «Титаника», стал самым дорогостоящим проектом за всю историю кинематографа. А ведь у «Парка» были еще и продолжения…


Концепт-арты Mercedes-Benz ML 320. Кроссовер с мощным гарпуном на крыше появился во второй части «Парка» и принадлежал браконьерам, мечтавшим поохотиться на Ти-Рекса. А еще там есть передвижная лаборатория Fleetwood Southwind. И участь ее незавидна…


Сцена из фильма:

Ян Малкольм на экскурсии едет в одной машине с докторами Грантом и Сэттлер. Загибая пальцы, он произносит:

Бог создал динозавров – бог убил динозавров. Бог создал человека – человек убил бога. Человек создал динозавров… Что дальше?

Алан Грант:

Динозавры съедят мужчин и женщины унаследуют землю…


Вот так выглядит техника в «Затерянном мире»…



Эпилог

В споре рождается истина – это правда. Стивену Спилбергу удалось вновь создать динозавров, чтобы поразвлечься и доказать что-то самому себе. Да и нам посчастливилось прокатиться на Jeep Wrangler и полетать с обрыва внутри Ford Explorer. Но эксперименты с моделированием ситуаций – штука опасная. Например, я точно не хочу знать, какое оружие круче: нейтронное или ядерное. А ведь в оригинальной версии «Парка Юрского периода» этим все и закончилось – ковровой бомбардировкой…


48_gandex.ru-21925_2ae34c10ae4d0a442ef2180b3b61131b.jpg

Гигантские шары катятся по Первой авеню... Автомобили разлетаются брызгами… Вот что бывает, когда впускаешь тираннозавра в город!


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
23.08.2015 13:31
Valeratal No

Скажу по секрету, нейтронное это вариант ядерного


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings