Экономия есть, выбора нет: какие новые автомобили на метане доступны на рынке

Обычно при выборе типа топлива новой машины рассматривают пару бензин – дизель. Но ведь на рынке есть штучные битопливные альтернативы с заводским метановым ГБО, которое позволяет ощутимо экономить. Правда, если экономия здесь ощутима, то вот выбора фактически нет. Знатоки сходу назовут все доступные варианты, ну а мы перечислим их по порядку. Итак, на первый-второй рассчитайсь!

Lada Vesta CNG
  • Цена: от 836 900 рублей

Битопливная Vesta – не только самый доступный, но и самый известный вариант нового автомобиля на метане: прием заказов на нее открыли еще летом 2017 года. На газ перевели только седан: баллон в нем расположился не под днищем, а за задними сиденьями, заняв часть багажника. Его номинальный объем – 90 литров, но суммарно с кожухом и прочим он отъел добрую половину грузового объема: если у обычной Весты здесь 480 литров, то у битопливной – 250. Зато запас хода вырос до тысячи километров, ведь помимо баллона, вмещающего чуть больше 20 литров газа, которых в смешанном цикле должно хватить на 350 километров, здесь есть и стандартный бензобак на 55 литров.

В городе газа при заявленном расходе в 8,1 куба на сотню хватит чуть меньше чем на 300 километров, а за городом при расходе в 5,2 куба – чуть больше чем на 400. Ну а суть всего этого – в цене заправки: заполнение пустого баллона при цене в 16 рублей за кубический метр метана обойдется в 350 рублей. Правда, при расчете среднего расхода стоит делать поправку на то, что в некоторых режимах работы мотора в цилиндры все же впрыскивается немного бензина, так что даже при езде на метане цифра может быть не чистой.

Из всего доступного ассортимента моторов и коробок передач у битопливной Весты осталось по одному варианту. Мотор – адаптированный под газ 16-клапанник 21129, который на бензине выдает свои 106 л.с., а на метане теряет десяток «лошадей». Крутящий момент уменьшается на 13 Нм: 135 против 148, и на секунду увеличивается время разгона до сотни. Коробка передач – ожидаемо только механическая, причем теперь, с появлением на Весте вариатора и уходом более дешевых роботизированных трансмиссий, седанов на метане с двумя педалями наверняка можно не ждать: итоговая цена такого сочетания будет слишком высокой.

Цена на Vesta CNG в версии Classic Start, содержащей все необходимое, включая кондиционер и подогрев передних сидений, начинается с 837 тысяч рублей. те, кто следит за проектом с самого начала, вздохнут: в 2017 году седан стоил 601 тысячу рублей, а переплата по сравнению с бензиновым вариантом составляла всего 30 тысяч, остальные 140 из общих 170 тысяч, необходимых для дооборудования, компенсировало государство. Цена переоборудования с тех пор не изменилась и составляет те же 170 тысяч, вот только ложатся они полностью на покупателя: обычная Vesta в версии Classic Start стоит 667 тысяч рублей.

Отчасти утешением служит то, что доплата за ГБО уменьшается с улучшением комплектации: версия Luxe стоит 928 тысяч (плюс 133 по сравнению с бензиновой), а топовая для CNG комплектация Luxe Multimedia – 956 тысяч, что уже «всего» на 120 тысяч больше, чем у обычной. Если примерно посчитать, что стоимость километра на метане при смешанном расходе составляет примерно 1 рубль, а на бензине – 3,2, то окупаться ГБО будет от 50 до 80 тысяч километров в зависимости от комплектации. Сопоставив эти цифры со своим средним годовым пробегом, можно делать выводы и принимать решения.

Lada Largus CNG
  • Цена: от 897 900 рублей

Второй и последний вариант новой машины на метане тоже легко угадают те, кто хоть немного интересуется этой темой. Битопливный Largus был в планах даже раньше Весты – мы ездили на предсерийном образце еще в 2015 году. Серийная же версия универсала вышла на рынок только в начале 2019 года. Здесь тот же баллон на 90 литров, и установлен он так же за задними сиденьями. 

Правда, если для Весты это означает только уменьшение багажника, то для Ларгуса еще и отсутствие семиместной версии, и невозможность получить единое багажное пространство при сложенном втором ряду. Грузовой объем в пятиместной конфигурации уменьшился с 560 до 300 литров, а цифры при сложенных задних сиденьях вазовцы ожидаемо не приводят – если у обычного Largus это единые 2 350 литров, то тут это два отсека, разделенных баллоном. Кстати, в модельной гамме есть и газифицированный фургон – у него баллон сдвинут вперед, вплотную к перегородке между пассажирским салоном и грузовым отделением.

Расход газа у Largus повыше, чем у Vesta в среднем на пару кубометров на сотню. В смешанном цикле он потребляет 8 кубометров газа против 6,3 у седана, в городском – 10,5 против 8,1, а в загородном – 6,5 против 5,2. Это уменьшает пробег на одном баллоне в среднем до 275 км и увеличивает стоимость километра пробега с 1 до 1,3 рубля, что, впрочем, не сильно ухудшает ситуацию по сравнению с 3,2 рубля за километр пробега на бензине. Кстати, бензобак здесь меньше, чем у Vesta – 50 литров против 55, что стоит учитывать при расчете автономности.

Возможно, дополнительным фактором, влияющим на расход, помимо увеличившейся на полтора центнера массы является мощность мотора: на Largus тот же 21129 выдает не 96, а 94 л.с. В остальном универсал практически не потерял: менее мощный восьмиклапанный мотор не так интересен, а автоматических трансмиссий у него и не было. Таким образом, здесь еще важнее оказывается главный вопрос: цена.

Largus с ГБО, как и Vesta, не предлагается в базовой комплектации, но здесь заход сделан сразу с версии Comfort, в которой помимо раздельного второго ряда, кондиционера и подогрева передних сидений есть пассажирская подушка безопасности, аудиосистема и мелочи вроде натяжной полки багажника, которая «маскирует» баллон. Тем не менее разница в цене здесь даже больше, чем у Весты: если бензиновый универсал стоит 711 тысяч, то битопливный – 898, то есть на 187 тысяч дороже. При этом по мере улучшения комплектации доплата остается фиксированной: в версии Luxe Largus CNG стоит 919 тысяч, а Luxe Prestige оценен в 934. С учетом этого окупаемость ГБО для Ларгуса ощутимо дольше, чем у Весты: при стоимости километра пробега в 1,3 рубля она составит 100 тысяч километров.

Постскриптум

Для желающих купить автомобиль на метане есть и еще одна неприятная новость: в конце прошлого года АвтоВАЗ приостановил производство таких машин в связи с окончанием государственной программы Ecogas, в рамках которой покупателям компенсировалась большая часть разницы в цене – около 140 тысяч рублей. То есть в прошлом году, участвуя в программе, можно было купить битопливный автомобиль на 30-50 тысяч дороже бензинового, а теперь вся разница оплачивается самим покупателем, что не может не влиять на популярность версий CNG. Тем не менее шанс найти машины в салонах еще есть, да и АвтоВАЗ обещает не сворачивать программу производства, возобновив его в ближайшем будущем. Каким оно будет – узнаем уже скоро.

Опрос
Купили бы машину с заводским метановым ГБО?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
15.02.2020 10:57
Метановое ГБО - деньги на ветер. Цена оборудования конская, баллон гигантский, заправок фактически нет, а ездить к черту на кулички на заправку так всю экономию прокатаешь.  А еще в расчетах "экономии" не учтено ТО газового оборудования.  

16.02.2020 23:42
Сейчас мода-народ берет 3-4 литровых японцев и в армении ставит их на метан.выходит копейки. У товарища альфард 3.5 272 л.с  ,так у него. По городу на метане выходит 350 рублей 100 км. .автономность 500 км примерно. Завидую тихо

19.02.2020 13:59
Papirus (@sc_1968)
При больших пробегах это может и имело бы смысл, но это актуально скорее для такси (а тут уже отсутствие багажника играет роль). Переплата начнет окупаться на пробеге, когда 80% автовладельцев уже думает о смене машины, т.е. вся экономия достанется второму владельцу. 
Кроме того, не надо забывать что при работе на газе увеличивается износ цилиндро-поршневой группы. Так что экономия весьма сомнительна. 

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings