Европа против Арктики: выбираем липучку, или зимние фрикционные шины

2620 3 3
Поделиться: 0 3 0 0 0 0
Накануне нового зимнего сезона для многих автомобилистов становится актуальным вопрос «какие купить зимние шины?». Десятки моделей на рынке заметно отличаются как ценой, так и рисунком протектора. Особенно сложно тем, кто не хочет тратить своё время на изучение сотен страниц "холиваров" на форумах, а также не имеет привязанности к конкретному бренду. Особенно если речь идёт о фрикционных зимних покрышках, в последнее время набирающих популярность в нашей стране.

Действительно, многие владельцы автомобилей уже избавились от стереотипа о том, что зимние шины могут быть только шипованными. Вдоволь поездив на «гвоздях», некоторые на собственном опыте убедились, что, во-первых, шипы отнюдь не являются панацеей и не позволяют ехать «по льду аки посуху», а, во-вторых, они далеко не всегда и везде предпочтительнее неошипованных покрышек.

Ведь так называемые фрикционные шины, не имеющие шипов, за счет технологических ухищрений во многих дисциплинах не сильно уступают «шиповкам», а в некоторых ситуациях и заметно превосходят их!

Шинные производители постоянно работают над составом смеси и рисунком протектора – и это не маркетинг, а правда. Даже одна и та же модель шин за время своего производства успевает претерпеть изменения в конструкции или материале, причем далеко не всегда их можно обнаружить визуально. Однако в сравнении с первой версией усовершенствованный образец может оказаться более цепким или обладать лучшей устойчивостью.

Статьи
Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение. Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от...

54037 1 1

Кроме того, климатические (и дорожные) условия в немаленькой по площади Российской Федерации заметно отличаются. Согласитесь, что зима в Воркуте и где-нибудь в Ростовской области – это далеко не одно и то же. Именно поэтому нельзя купить зимние шины, которые идеально работали бы в любом регионе России. Зимняя резина (впрочем, как и летняя) – это всегда компромисс между жесткостью, сцепными свойствами, ресурсом, комфортом и другими противоречивыми и даже взаимоисключающими критериями.

Как нетрудно догадаться, неошипованные шины в первую очередь отличаются отсутствием «гвоздей» и посадочных мест под них, вследствие чего по конструкции протектора и составу смеси они заметно отличаются от резины, предназначенной под ошиповку. Однако и сами фрикционные покрышки делятся на два вида – так называемые скандинавские (или арктические) и европейские (центральноевропейские). В российских магазинах можно приобрести как «арктику», так и «европу», вследствие чего возникает резонный вопрос – какие именно шины выбрать и купить?

Для этого необходимо разобраться в важнейших отличиях, из-за которых покрышки и причисляют к тому или иному типу. И это отнюдь не направленность или асимметричность проектора, как думают некоторые автомобилисты. Вообще, без некоторых навыков судить о предназначении нешиповок сложно – различия, на первый взгляд, вообще малозаметны и несущественны. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Надпись M+S (Mud+Snow – «грязь и снег») иногда можно встретить и на всесезонных шинах. И, напротив, обозначение “All weather” (всепогодные) характерно и для некоторых зимних «центральноевропейских» моделей

Смотрим в оба

Визуально «скандинавский» протектор имеет более грубый рисунок, ведь эта шина большую часть времени должна эксплуатироваться на дорогах, покрытых укатанным снегом и льдом. Именно поэтому такие покрышки имеют более плотную нарезку ламелей — то есть, их количество на одном блоке в 2-3 раза больше для того, чтобы под нагрузкой у каждого элемента было лучшее сцепление со скользким покрытием. Механика процесса довольно проста — благодаря ламелям отдельные участки одного блока могут работать «по отдельности». Отличается и характер нарезки ламелей, а также края блоков, которые выполнены более зигзагообразными и ступенчатыми. Цель одна и та же — лишенная металлических шипов шина должна «вгрызаться» в снег и лёд.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Множество мелких ламелей и грубый рисунок протектора – так выглядят «арктические» покрышки

Представьте себе, это работает! Без иронии: некоторые «арктические» неошипованные покрышки на практике удивляют своей «цепкостью» и проходимостью, чему способствует и более агрессивный рисунок протектора, чем у «европейских» шин. Ведь блоки «скандинавов» отличаются еще и более резкой формой, а также увеличенным расстоянием между отдельными элементами рисунка, что способствует самоочистке протектора и улучшает проходимость. Именно поэтому по «гребучести» по снежной целине фрикционные шины зачастую отнюдь не проигрывают шипованным покрышкам. У «шиповок» некоторую часть блока в районе отверстия под шип производители вынужденно делают более жесткой, чтобы металлическая вставка удерживалась внутри, в то время как на фрикционных шинах одинаково эффективно работает каждый сантиметр блока.

159_big
У «шиповок» в районе отверстия под шип резина жестче

Проще всего отличить скандинавскую шину от европейской по профилю боковых блоков — у «европеек» он мягкий и скругленный, в то время как у «скандинавов» переход от протектора к боковине имеет ярко выраженную кромку.

1 / 5
Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине
2 / 5
Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине
3 / 5
Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине
4 / 5
Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине
5 / 5
Для «скандинавов» характерен ступенчатый переход от протектора к боковине
1 / 3
Круглый профиль боковых блоков – признак «европейки»
2 / 3
Круглый профиль боковых блоков – признак «европейки»
3 / 3
Круглый профиль боковых блоков – признак «европейки»
1 / 3
Меньшее количество ламелей и более гладкие блоки характерны для «центральноевропейских» покрышек
2 / 3
Меньшее количество ламелей и более гладкие блоки характерны для «центральноевропейских» покрышек
3 / 3
Меньшее количество ламелей и более гладкие блоки характерны для «центральноевропейских» покрышек

Еще одно важнейшее отличие — мягкость резины и состав смеси. Некоторые производители добавляют в резину скандинавского типа кремниевую крошку, а твердость «скандинавов» обычно находится в диапазоне 50-60 единиц по Шору — то есть, они заметно мягче «европеек», которые, как правило, укладываются в 58-67 единиц — то есть, недалеко ушли не только от «всесезонок», но и от так называемых «дождевых» шин, предназначенных для эксплуатации в летнее время! Еще одна общая черта европейских шин с «дождевиками» — рисунок протектора спроектирован с учетом эффективного отвода воды или талого снега на скорости, чтобы избежать эффекта аквапланирования.

1 / 4
Некоторые «европейские» зимние шины больше напоминают так называемые «дождевые» покрышки
2 / 4
3 / 4
Некоторые «европейские» зимние шины больше напоминают так называемые «дождевые» покрышки
4 / 4
Некоторые «европейские» зимние шины больше напоминают так называемые «дождевые» покрышки

Как правило, индекс скорости «скандинавов» колеблется от 160 км/ч (Q) до 190 км/ч (T), в то время как «европейки» обычно рассчитаны на скорость 210-240 км/ч, на что указывает скоростной индекс H или V соответственно.

Разные зимы – разные шины

Чтобы понять, к чему эти все ухищрения, нужно вспомнить о том, чем отличаются дорожные условия зимой в северных регионах Европы и её центральной части. Зима в Финляндии, Норвегии и Швеции не сильно отличается от «хорошей русской», изобилуя снегопадами и низкими температурами. Именно поэтому здесь важны как сцепные свойства шин на скользких покрытиях, так и их проходимость, в то время как управляемость и устойчивость на высоких скоростях уходят на второй план.

1 / 9
На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа
2 / 9
На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа
3 / 9
На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа
4 / 9
На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа
5 / 9
На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа
6 / 9
На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа
7 / 9
На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа
8 / 9
На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа
9 / 9
На льду, укатанном снегу или нечищеной дороге предпочтительнее шины «арктического» типа

Опыт показывает, что «европейки» отлично подходят тем, кто в обильный снегопад предпочитает не выезжать вовсе, а также ездит в пределах городской черты крупного мегаполиса.

В большинстве стран Центральной Европы, не говоря уже о Средиземноморье, зима отличается мягкостью и умеренностью — снегопады случаются гораздо реже, а температура обычно колеблется в районе околонулевой «с небольшим минусом». Не редкость и постоянные «переходы через ноль», когда снег днем тает, а ночью или по утрам немного подмерзает. Именно поэтому автомобили ездят преимущественно по мокрым дорогам, а проходимость по льду или укатанному снегу не имеет особого значения. Зато важно поведение автомобиля на скорости, ведь по чистой (пусть и покрытой водой или мокрым снегом) дороге в большинстве случаев едут почти так же быстро, как и летом. Не редкость и эксплуатация шин при температуре выше ноля – например, поздней осенью, так как во многих странах законодательство обязывает переходить на зимние шины не позднее 15 октября – то есть, задолго до заморозков и снега. Кроме того, часто во второй половине зимы во многих европейских странах днем воздух прогревается до 7-10 градусов тепла. Отсюда и специфические требования к покрышкам, которые не должны «плыть» и обязаны сохранять приемлемые характеристики устойчивости и управляемости даже в плюсовую температуру и на сухом покрытии.

1 / 3
С мокрой от снежной каши дорогой «европейки» справляются на ура. Но более суровое покрытие они не очень жалуют
2 / 3
С мокрой от снежной каши дорогой «европейки» справляются на ура. Но более суровое покрытие они не очень жалуют
3 / 3
С мокрой от снежной каши дорогой «европейки» справляются на ура. Но более суровое покрытие они не очень жалуют

У большинства же «скандинавов» с этим проблемы — высокий и мягкий протектор вдобавок испещрен множеством разрезов-ламелей, из-за чего блоки протектора на твердом покрытии начинают «гулять». На твёрдом покрытии водитель за рулем отлично ощущает, что реакции автомобиля стали более «ватными» и замедленными, а в поворотах (по сравнению с летними шинами) машина начинает проявлять склонность к заносу гораздо раньше, чем обычно. Именно поэтому «скандинавы» не терпят резкую и агрессивную манеру езды, да и быстрое прохождение поворотов они не поощряют. Чудес не бывает: за излишне мягкий и цепкий на льду протектор приходится расплачиваться потерей устойчивости и управляемости.

audi_a1_quattro_29
«Европейки» позволяют ехать зимой по чистому и сухому покрытию почти так же быстро, как летом

Совсем иначе ведут себя «центральноевропейские» шины. По составу смеси и рисунку протектора они гораздо ближе к обычным дорожным покрышкам, что и обеспечивает этим шинам «почти летнюю» управляемость. Боковины тверже, ламелей меньше, блоки на рисунке расположены плотнее, сам протектор ниже, боковые кромки имеют скругленный профиль – немудрено, что на сухом покрытии или в дождь такая шина работает почти так же эффективно, как и летняя, обеспечивая высокий уровень устойчивости и управляемости, причем оттепель до 10-12 градусов не сильно сказывается на управляемости и устойчивости машины на «европейках». Однако стоит попасть на обледенелый или просто неочищенный от снега участок, и ситуация радикально меняется! Ведь более жесткая резина с меньшим количеством ламелей цепляется за скользкое покрытие куда менее эффективно, а «беззубый» протектор моментально забивается снегом. При этом не имеет принципиального значения его тип – направленный, ассиметричный или обычный. Нет, в этой ситуации нужна мягкая смесь и агрессивный протектор – как раз то, чего «европейки» лишены. Не любят эти покрышки и голого льда, который нередко образуется на перекрестках – то есть, там, где автомобили вынуждены останавливаться и трогаться, раскатывая свежевыпавший снег до состояния «стеклянной глазури».

1 / 3
Скользкий подъем или снежная целина – настоящий экзамен для покрышек, который сдают далеко не все «европейки»
2 / 3
Скользкий подъем или снежная целина – настоящий экзамен для покрышек, который сдают далеко не все «европейки»
3 / 3
Скользкий подъем или снежная целина – настоящий экзамен для покрышек, который сдают далеко не все «европейки»
821
После оттепелей или снегопадов на перекрестках нередко образуется настоящий каток

Тип оптимальных покрышек зависит как от дорожно-климатических условий, так и от собственных приоритетов. Понятно, что для «гонщиков» скоростные параметры могут оказаться важнее проходимости, в то время как степенный водитель может вполне удовлетвориться и не самыми «спортивными» моделями.

084

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Направленный или асимметричный – рисунок протектора не столь важен, как тип самой покрышки

Каким же шинам отдать предпочтение в нашей стране? В регионах с мягким климатом (ЦФО, например) зима не сильно отличается от «центральноевропейской» — если мы, конечно, не говорим про высокогорные районы, где уместны не только шипы, но и цепи противоскольжения. В регионах с обильными снегопадами и сильными морозами (ниже -15°С) «скандинавские» шины будут предпочтительнее – как и там, где дороги чистят редко. К примеру, если владелец живёт за городом и ему приходится ежедневно ездить по второстепенным направлениям, то проходимость и сцепные свойства покрышек куда важнее, чем устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Кроме того, большое значение имеет и рельеф местности – чем больше перепадов высот, тем важнее «цепкость» шин, поскольку именно от этого параметра будет зависеть, сможет ли автомобиль тронуться на обледенелом подъеме или вовремя затормозить на спуске.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Если новой покрышке больше года, покупать её стоит разве что с большой скидкой, ну а двухлетние зимние шины лучше не брать вовсе
1 / 6
Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!
2 / 6
Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!
3 / 6
Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!
4 / 6
Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!
5 / 6
Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!
6 / 6
Такие бывшие зимние шины нужно выбрасывать, а не «докатывать» летом!

Независимо от выбранного типа покрышек нужно, чтобы они по размерности соответствовали автомобилю, а их рисунок был одинаковым на всех колёсах. Кроме того, для зимней резины очень важна её «свежесть» — чем новее шина, тем она лучше работает при прочих равных условиях. И, наконец, любая зимняя покрышка запрещена к эксплуатации, если глубина её протектора составляет менее 4 миллиметров, а летом, вопреки существующему стереотипу, такую покрышку также использовать нельзя.

Понравилась статья? 0 3 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Почему двухлетние нельзя брать? Гарантийный срок эксплуатации шин - 5 лет, максимальный - 10. Многие производители шин также гарантируют, что их шины не потеряют своих свойств вплоть до 10 лет.

на одном кроссовере стоит европейка, на другом скандинавка. По слякоте и снегу разницы мало. А вот в лед скандинавка прям отлично заходит.

Забавная статья, сразу видно, автор хорошо подготовился и перелопатил массу чужого теоретического материала 🙂 Это, собственно, видно даже по его аватаре: вон очки-то какие.
Особенно доставил пассаж про тех, кто в обильный снегопад предпочитает не выезжать вовсе. Чертовски верно подмечено! Таким не только "европейки" отлично подойдут, но и летняя резина тоже. Да что там, если никуда не едущая машина будет вообще стоять без колес - даже в этом случае она великолепно справится с задачей никуда не выезжать!

Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Новые Жигули: какими они могут быть

Отечественная «классика» - самый распространённый автомобиль в Российской Федерации. Место Жигулей в производственной гамме давно заняли более современные модели, а…

29870 15 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Hyundai Solaris

«Я знал, что рано или поздно мы… доберёмся и до этого автомобиля», - если немного перефразировать слова героя культового контркультурного романа, получится идеальное вступление к статье о поводах ненавидеть Solaris. И…

1044 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Новые правила проезда перекрестков с круговым движением: что изменилось

Не так давно, 8 ноября 2017 год, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», которое внесло…

2331 0 0
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

1291 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: скучный салон и слишком интересная подвеска

Последние машины под маркой Volvo - это удивительное сочетание переосмысленных японских моторных технологий, фордовских платформ и китайского капитала. И что радует, машины возвращают свою идентичность. Дизайн новых…

509 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

3252 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

3130 2 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33910 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18615 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

18013 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10231 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9748 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5213 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27325 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

15085 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7512 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121886 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

36184 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22687 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?