Gillet: лучше суперкара нет!

Бельгиец Тони Жилле – неординарный человек. Поэт-любитель, автомобильный конструктор и гонщик – он придумал и создал один из самых неординарных суперкаров конца 20 века – Gillet Vertigo.

Немного о создателе

Свою автомобильную карьеру Жилле начинал с того, что в 1968 году начал дорабатывать малолитражные хэтчбеки Renault 4 для участия в раллийном чемпионате Бельгии. Форсированные «букашки» были недорогими и пользовались спросом у начинающих пилотов. Но Тони хотелось не только строить спортивные автомобили для кого-то, но и самому принимать участие в соревнованиях. В конце 70-х в Бельгии набирала обороты такая экстремальная забава, как горные гонки – скоростной подъем по серпантинам на сверхмощных автомобилях. Часто на трассах не было даже никаких ограничивающих отбойников…

Сначала Жилле выступал на формульных болидах Renault Формулы-2, но позднее пересел на еще более серьезную технику: гоночный болид «Формулы-5000» с 700-сильным двигателем и задними шинами шириной почти 80 см! На этом монстре он несколько раз выигрывал титул чемпиона Горных гонок в Бельгии. Кроме горных соревнований, участвовал Тони и в гоночных марафонах – например, занимал призовые места в 24 часах Спа-Франкоршам.

Вскоре гоняться по кругу ему надоело, и наш герой увлекся ралли-рейдами. Впервые Жилле поучаствовал в легендарном марафоне «Париж-Дакар» 1982 года на Toyota Land Cruiser, подготовленной собственными силами. В те годы «Дакар» был гонкой энтузиастов, увлеченных гонками, причем у многих не было серьезных финансов для создания гоночного автомобиля. Кустарность и примитивность некоторых конструкций не устроила Тони, и он решил готовить гоночные внедорожники собственноручно. В 1983 году «Дакар» выиграл Джеки Икс на Mercedes G-klasse, автомобиль заинтересовал частников, имевших бюджет, и Жилле решился на создание собственного внедорожника.

original-gillet-history_3.png


Благодаря своим связям с военными ему удалось договориться, чтобы оборонные заводы, расположенные неподалеку от его родного города, отдавали маленькой компании Gillet Racing … отходы композитных материалов с производства. Сначала Жилле использовал для своих машин композиты с алюминиевой сотовой матрицей, а потом одним из первых стал активно применять углепластик и кевлар. Это была сенсация: гоночный внедорожник Mercedes Gelandewagen для ралли-рейда «Париж-Дакар» с внешними панелями кузова из углепластика дебютировал почти параллельно с формульным болидом McLaren MP4/1, имевшим монокок из того же карбона. Правда, внедорожник с кузовом из космических материалов и стоил по-космически: за карбоновые панели нужно было выложить цену еще одного G-класса, причем не в самой бедной комплектации. Но это того стоило – масса внедорожника с композитным кузовом падала сразу на 250 кг.

Конечно, производство из остатков углепластика от военной промышленности не было массовым, но несколько гоночных команд все-таки применили новую машину в деле – результатом стало 2 место на подиуме. В итоге, в 1987 году проект кузовов из карбона для Гелендвагенов выкупает спортивное отделение AMG. А в Gillet Racing переключились на создание углепластиковых монококов по заказу гоночных команд из Европы. Бизнес пошел в гору, и в начале 90-х Тони Жилле начал задумываться о создании собственного суперкара.

1990 – основание фирмы Gillet Cars

В фирме было создано отдельное подразделение, которому было поручено создать дорожный автомобиль. По мнению Тони Жилле, он должен был быть максимально легким, быстрым и при этом прочным и безопасным для своих пассажиров.

1992 – Gillet Vertigo Prototype

Прототип нового автомобиля, получившего имя Vertigo, что в переводе с французского означает «Причуда», был показан на Брюссельском автосалоне и произвел там фурор. Еще бы – легкий (весом всего 990 кг) родстер, впервые в мировой практике, имел открытый кузов-монокок, выполненный целиком из углепластика! Автомобиль был оснащен двухлитровым рядным турбомотором мощностью 230 л.с., который позаимствовали у Ford Escort Cosworth. Сначала, в качестве рекламы, в Gillet задумали участие в гонках, но финансов крошечной компании с трудом хватало на постройку опытных автомобилей.


2и2005_Gillet_Vertigo_fr3q.jpeg


Однако для того, чтобы прославить свой автомобиль, Тони Жилле решил обратиться в Книгу Рекордов Гиннесса, чтобы зарегистрировать рекорд в разгоне с нуля до 100 км/ч. Рекордный прототип Gillet Vertigo оснастили все тем же двигателем Cosworth, который развивал мощность свыше 600 л.с. На нем применили турбину фирмы Garrett с давлением наддува более 3 бар, интеркулер с охлаждением сухим льдом, а система выпуска представляла собой прямоточную трубу диаметром около полуметра, торчащую из-под капота. Разумеется, допуска на дороги общего пользования автомобиль не имел, но это не имело значения для фиксации рекорда. С выбором трассы для заезда долго не мучались – Жилле договорился с властями Бельгии о перекрытии магистрального шоссе, и рекорд состоялся. Для регистрации всемирного рекорда были приглашены представители Книги Гиннесса, а также официальные хронометристы FIA. По требованию строго регламента, автомобиль под управлением самого Тони Жилле несколько раз разогнался на прямой, а зачли при этом лучший из показанных результатов – 3,266 с. С тех пор, долгие годы мировой рекорд в дисциплине разгона 0-100 км/ч принадлежал Gillet Vertigo.

Помимо рекордного автомобиля, были построены еще два прототипа – на одном из них отрабатывались элементы дизайна и доводилась ходовая часть, а вот второй был использован для сертификации Vertigo для дорог общего пользования, которые включали и фронтальный краш-тест.

1997 – Gillet Vertigo


2.jpeg
1.jpeg


Доводка прототипов до серийного производства шла очень медленными темпами, фактически на энтузиазме самого создателя. Нехватка финансов, «сырость» конструкции самой машины и доведение её до ума силами конструкторов фирмы – всё это попортило много крови Тони Жилле, но к 1997 году он с честью вышел из сложной ситуации и представил дорожный Vertigo на автосалоне в Брюсселе. Автомобиль практически не отличался от прототипа: тот же 230-сильный двигатель Cosworth, 5-ступенчатая «механика», углепластиковый кузов-монокок массой всего 70 кг и углепластиковые же внешние панели, двухрычажные независимые подвески спереди и сзади. Новинка разгонялась до паспортной сотни всего за 5,5 секунд, при этом максимальная скорость суперкара не превысила 230 км/ч. Немногочисленные клиенты автомобиль практически не оценили – отпугивала весьма специфичная внешность машины, которую создал сам Тони, находясь под впечатлением от дизайна голландского Donkervoort S8.

2002 – Gillet Vertigo Streiff

К 10-летнему юбилею своей марки Тони Жилле создает совершенно новый автомобиль, который к своему имени Vertigo получает приставку Streiff. Это – знак признательности главному соратнику Жилле, Филлипу Стрейфу. Пилот Формулы-1 из Франции в 1989 году попал в серьезную аварию на тестах в Бразилии, в результате которой оказался парализован. Тем не менее, он продолжает активно помогать Gillet в создании новых автомобилей марки.


20.jpeg


Дизайн нового Вертиго, над которым работал стилист Шарль ван дер Бош из Брюсселя, стал более сдержанным, но сохранил свойственную марке экстравагантность и неординарность: почти клиновидный профиль, длинный капот и задняя часть, по форме напоминающая эллипс – всё это создает запоминающийся облик модели. Отдельной запоминающейся чертой стали подъемные двери с выступающей на крышу частью для удобства посадки. Это – дань памяти гоночным прототипам «Группы С».

В отличие от предыдущей модели, новинка стала выглядеть более респектабельной, стало богаче и базовое оснащение автомобиля. Место под капотом занял двигатель V6 Alfa Romeo TwinSpark объемом 3 литра, позаимствованный у модели Alfa Romeo 166. Двигатель развивает мощность 225 л.с. и 275 Нм крутящего момента. В паре с ним работает 5-ступенчатая МКПП BorgWarner, однако по заказу можно установить и гоночную секвентальную прямозубую КПП Hewland с самоблокирующимся задним межколесным дифференициалом Quaife.


21.jpeg
23.jpeg
22.jpeg



Разгон с места до сотни занимает 4,3 секунды, благодарить за это стоит небольшую массу бельгийского суперкара – всего-то 900 кг. Интересно, что сам углепластиковый монокок, являющийся основой конструкции автомобиля весит всего-навсего 58 кг. А продуманная аэродинамика закрытого кузова типа купе позволяет разогнать Вертиго до 280 км/ч. В базовое оснащение суперкара входят усилитель руля, отделка салона замшей и углепластиком, а также аудиосистема и электроприводы стеклоподъемников. Стартовая цена Вертиго – 105 тысяч евро без учета НДС.

2002 – Gillet Vertigo GT2 Race

Вместе с серийным Вертиго нового поколения был подготовлен и его гоночный вариант, омологированный по правилам FIA GT2. Для превращения дорожной версии машины в гоночную не потребовалось практически никаких серьезных затрат – гоночный автомобиль имеет 90% деталей, позаимствованных с гражданской модели. Разумеется, были установлены каркас безопасности и система пожаротушения, а также изменились настройки подвески и тормозов.


11.jpeg

12.jpeg
11-1.jpeg
13.jpeg



Двигатель Alfa Romeo был усилен и доработан с учетом возросших нагрузок: появились усиленные кованые поршни и коленвал, титановые шатуны и система смазки с сухим картером. Все это вместе с новой программой управления двигателем и секвентальной коробкой передач позволило развить мощность 360 л.с. Несколько лет подряд автомобили Vertigo участвовали в чемпионате FIA GT, в том числе и в Ле-Мане, где, правда, добрались до финиша один раз, да и то на 10 месте. Наибольшего успеха автомобили добились в местном чемпионате Бельгии Belcar GT, где заняли несколько призовых мест и противостояли таким известным соперникам, как Porsche 911 GT3 и Ferrari 360.

2008 – Gillet Vertigo 5

Новая модель от маленькой бельгийской фирмы появилась спустя 6 лет после премьеры Стрейфа. Новинка получила в названии цифру 5, что символизировало пятую машину, разработанную фирмой Gillet. Новинка была показана публике на Фестивале Скорости в Гудвуде. Конструкция автомобиля осталась без изменений – тот же углепластиковый монокок весом всего 58 кг (сам автомобиль при этом весит всего 950 кг), к которому спереди и сзади крепятся независимые подвески на сдвоенных поперечных рычагах, да и внешний вид новинки почти не был изменен – появились лишь новые бампера и капот, передняя и задняя оптика, а на крышке багажника разместили большое антикрыло.


6autowp.ru_gillet_vertigo_5_3.jpeg

6autowp.ru_gillet_vertigo_5_2.jpeg
6gillet_vertigo_5_1.jpeg



Но главное изменение спряталось внутри: вместо 3-литрового двигателя Alfa Romeo была поставлена V-образная «восьмерка» Maserati объемом 4,2 литра. Этот двигатель развивает уже 420 л.с. и 490 Нм момента, что позволяет легкому Gillet катапультироваться с места до «сотни» всего за 3,2 секунды! В паре с ним работает 6-ступенчатая МКПП ZF 6S. Максимальная скорость нового бельгийского суперкара превысила 300 км/ч. В стандартное оснащение Vertigo 5 входят отделка салона дорогой кожей и полированным углепластиком, электроприводы зеркал заднего вида и стеклоподъемников, навигационная система с сенсорным экраном, аудиосистема класса Hi-Fi с 14 динамиками, а также раздельный климат-контроль и гидроусилитель руля. За все это богатство с клиента попросят 300 000 евро! Такую стоимость Тони Жилле объясняет возросшей ценой на производство деталей из углепластика и закупку двигателей Maserati.

2008 – Gillet Vertigo 5 GT2 Race

На пару с гражданской версией машины компания Gillet представила и гоночный болид на основе «пятерки». В соответствии с правилами соревнований «бельгиец» был оснащен развитым каркасом безопасности, системой пожаротушения и пневмодомкратами. Аэродинамика автомобиля была проработана с учетом гоночных трасс: появилось заднее антикрыло и новый диффузор, а спереди был установлен более развитый спойлер. Прототип успел поучаствовать в гонках сезона 2008 года, но даже несмотря на форсированный до 500 л.с. двигатель Maserati, машина оказалась не самой скоростной и финишировала в середине пелетона. Денег на финансирование гоночной программы не хватало, и в связи с кризисом гоночная программа была благоразумно прикрыта.


3.jpeg

6.jpeg
5.jpeg
4.jpeg



Сейчас фирма Gillet занимается выпуском Vertigo 5, а в планах на ближайшие годы у Тони Жилле создание нового поколения своих суперкаров Vertigo.

Производство автомобилей марки

Компания базируется в городе Шарлеруа, расположенном в Бельгии. В штат фирмы входит 9 человек. Каждый автомобиль собирается вручную, а всего за год строят только один (!) Gillet Vertigo.

У компании нет средств на постройку собственного автоклава, поэтому производство карбоновых панелей делается по отработанной технологии. В специальном цехе располагается подобие автоклава – кубическая деревянная конструкция, изнутри обшитая несколькими слоями изолирующего материала – стекловаты. В этой конструкции и создаются панели, которые «пекутся» при меньшем, чем в обычном автоклаве, давлении и температуре, поэтому производство занимает больше времени.

Фирма не занимается производством собственных агрегатов, большое количество узлов и агрегатов закупается у других производителей. Среди поставщиков фирмы есть Alfa Romeo и Maserati (двигатели), BorgWarner и Hewland (коробки передач), O.Z. Racing (колесные диски из легких сплавов), AP Racing и Brembo (тормозные системы).


original-gillet2.png


Интересные факты:

В 2015 году на конкурсе Villa d’Este был представлен автомобиль Zagato Mostro. Дизайн этого суперкара создало само дизайн-ателье Zagato, а за основу модели использовали шасси Gillet Vertigо 5.

Один из Gillet Vertigo Streiff был подарен Филиппу Стрейфу. Специально для гонщика суперкар оснастили автоматической трансмиссией с ручным управлением при помощи оригинального джойстика.

Среди владельцев Gillet Vertigo есть Принц Монако Альберт и французский актер и певец Джонни Холидей.

Эмблема Gillet проста и незатейлива: вписанная в круг фамилия создателя на красном фоне.

Выпуск собственных суперкаров – дорогое и трудоемкое дело, поэтому помимо производства суперкаров компания Gillet занимается еще и реставрацией европейских раритетных автомобилей 30-50-х годов прошлого века. Кроме того, Тони Жилле еще с 90-х годов прошлого века – официальный дилер автомобилей Donkervoort в Бельгии, который также представляет свои услуги по доработке и ремонту голландских суперкаров.

В 1999 году в Gillet разработали и сконструировали оригинальную углепластиковую крышу для парадного броневика Mercedes S-класса, который используют наследный принц Бельгии Филипп и принцесса Матильда.


original-gillet-tabl.png


В чем фишка автомобилей Gillet?

  1. Первый в мире серийный автомобиль с углепластиковым монококом – он появился лишь на несколько месяцев раньше McLaren F1.
  2. Единственный в настоящее время суперкар и собственный производитель автомобилей из Бельгии.
  3. Низкая масса автомобиля: благодаря легкому кузову он может использовать не самые высокофорсированные моторы для достижения скоростных показателей на уровне самых скоростных своих конкурентов.
  4. Команда активно участвовала в гоночных сериях, в том числе таких знаменитых, как 24 часа Ле-Мана или бельгийский чемпионат BelCar.

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
10.08.2015 10:46
Вячеслав Залевский

Молодцы что написали об этой марке.

Помню читал тест-драйв Vertigo, очень впечатлила машина.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings