Грязная игра: самые наглые попытки механиков обойти регламент автогонок

5267 0 4
Поделиться: 0 0 0 3 0 1

Объективность любого спортивного соревнования обусловлена грамотно составленным регламентом. Только в этом случае можно говорить об адекватной конкуренции и гарантировать то, что состязание тупо не превратится в гонку бюджетов. Именно поэтому в боксе есть весовые категории, а футболисты не являются на соревнования со своим мячиком. Автоспорт - не исключение. И как только появились первые гонки со своими правилами и ограничениями касательно техники, у многих персонажей сразу же оформилось стойкое желание эти требования обойти, чтобы сильно облегчить себе путь к победе.

Построить инновационный мотор или провести масштабные аэродинамические испытания всегда более затратно по средствам и времени, нежели найти брешь в своде правил или попросту попытаться пролезть на «авось не заметят». В этом материале мы начинаем рассказ о самых громких и изобретательных случаях «грязной игры» в ведущих сериях мирового автоспорта.

На фото: Ferrari 126 C2, Формула-1 1982г, гонщики: Марио Андретти, Дидье Пирони, Патрик Тамбэ, Жиль Вильнёв,


Тормоза и лужи на трассе

В начале 1982 года в Формуле-1 всем английским командам стало ясно, что им просто нечего противопоставить турбодвигателям Renault и Ferrari. Будущее явно было за турбиной, но многие конюшни уверовали в это слишком поздно, готовить новый двигатель было некогда, а сезон надо было как-то откатывать. Конструкторам необходимо было искать другие пути для достижения конкурентоспособности. И они их нашли.

Уже на первом этапе в болидах Williams, Brabham и Arrows появилась система водяного охлаждения тормозов. Состояла она из пластикового бака объемом 25-30 литров и патрубков, разведенных по одному к каждому тормозному механизму. Система была столь бесхитростной, что как-то невольно возникают мысли о ее эффективности и истинном назначении. Она, безусловно, была эффективной, только фактически служила для других целей.

Под сухой массой согласно регламенту подразумевается масса болида без топлива и гонщика, все остальные жидкости в сухую массу были включены. А это значит, что можно построить болид легче допустимого минимального значения ровно на столько, сколько воды помещается в бак системы охлаждения тормозов. Сразу же после старта на трассе появлялись лужи, гонщики оперативно избавлялись от балласта, и на протяжении всей гонки получали преимущество в каждом круге за счет более низкой массы своего аппарата. Перед самым финишем, механики в боксах доливали необходимое количество воды, и болид благополучно проходил взвешивание.


На фото: Марк Зурер на Arrows A5, Формула-1 1982г



На Гран-При Бразилии Нельсон Пике на Brabham и Кеке Росберг на Williams заняли два первых места, что вызвало вполне обоснованный протест со стороны Renault и Ferrari. После недолгого разбирательства победителей дисквалифицировали, а тормоза с тех пор охлаждаются только воздухом. Лужи на асфальте перестали растекаться, однако сама идея возможности варьировать вес болида в течение гонки по-прежнему не давала конструкторам покоя.

Свинцом по конкурентам

В 1984 году в Монако Ален Прост, выступающий за McLaren, установил новый рекорд трассы и без особых сложностей взобрался на высшую ступеньку пьедестала. Огромная мощность турбомоторов с лихвой компенсировала отсутствие попавшего годом раньше под запрет граунд-эффекта, преимущество француза было очевидным, и его победа ни для кого не стала откровением. Всех удивило третье место Стефана Белофа на Tyrrel-012 — единственном болиде, оснащенном атмосферным двигателем. Разница в мощности McLaren и Tyrell была 165 л.с., причины усомниться в том, что все чисто, прямо скажем, были. Не пойман – не вор, но к команде начали присматриваться с особым тщанием.


На фото: Стефан Белоф на Tyrrel-012, Формула-1 1984г



И не напрасно. В Детройте после массовой аварии на трассе остались 9 болидов из 24 стартовавших. В сложившейся ситуации победил Нельсон Пике, а следом за ним финишировал Мартин Брандл на том же Tyrell-012 с отставанием на 0,83 секунды. Не будем ставить под сомнение профессиональные навыки Брандла, однако подавляющее преимущество наддувных двигателей было настолько очевидно, что о борьбе на равных не могло быть и речи, даже если за рулем сидел бы сам дьявол.

Судьи заметили, что незадолго до финиша Брандл заезжал в боксы для дозаправки водой системы охлаждения двигателя, правда этот процесс занял в три, а то и в четыре раза больше времени, чем обычно. Процедуру взвешивания болид успешно прошел, однако дотошный инспектор совал свой нос в каждую щель и в итоге наткнулся на 35 кг свинцовых шариков в том самом баке, предназначенном для защиты двигателя от перегрева. На фоне того, что дозаправки тогда были запрещены, а Брандл неоднократно заезжал на пит-стоп якобы с целью восполнения запасов воды, манипуляции с балластом были налицо, и Tyrell дисквалифицировали до конца сезона. Впервые за всю историю Королевских автогонок.

Великий махинатор NASCAR

Генри Smokey Юник по праву считается одним из самых талантливых инженеров в американской серии NASCAR. Впрочем, конструкторский гений самоучки Юника неоднократно работал и по ту сторону закона. Его технические ухищрения были радикально просты, а внедрялись нагло и со вкусом. Благодаря нелегальным и, так скажем, не вполне легальным инженерным решениям Генри регламент NASCAR переписывался неоднократно.


На фото: Генри Smokey Юник



В 1968 году после гонки на Daytona Speedway у комиссии возникли вопросы касательно объема топливного бака на его Chevrolet Chevelle, на что Генри беспрекословно снял бак, отдал его на экспертизу и… уехал на этой машине в свой гараж на глазах у ошарашенных инспекторов. Все дело в том, что объем бака был строго ограничен правилами, а вот о допустимых размерах топливной линии в рулбуках (сводах правил, — прим.ред.) не было ни слова. 3,4-метровая топливная магистраль в автомобиле Юника вмещала в себя порядка 23 литров высокооктанового бензина. Наказывать находчивого пилота было определенно не за что, а в регламенте сразу же появился новый пункт.

В другой раз Генри воспользовался тем, что болиды взвешивали за день до гонки. А за ночь мокрый песок в специальных вентилируемых емкостях благополучно высыхал, облегчая его Chevelle на несколько десятков килограмм, что в контексте 500-мильной гонки существенно повышало шансы на победу.

Но самой наглой выходкой Юника стал и вовсе беспрецедентный случай. Он попросил у маршала шаблон для измерения допустимых параметров автомобиля и под шумок, при помощи подручных средств, изменил его размеры. К великому сожалению для нашего героя, шаблон впоследствии попал в руки обладателя идентичного автомобиля, и обман тут же всплыл на поверхность, что закончилось для Генри денежным штрафом и дисквалификацией.


На фото: Генри Smokey Юник



Впрочем, такой ушлый подход Юника сыграл в свое время злую шутку и с другими любителями поэкспериментировать с объемом топливного бака. Несмотря на то, что победители гонки Firecracker 4000 предлагали Генри суммы с тремя нулями, он не поддался на уговоры и напомнил комиссии о необходимости проверки топливных баков. Кончилась эта история массовыми дисквалификациями.

В оправдание Генри Юника хочется сказать, что его авторству принадлежит ряд абсолютно законных технических решений, которые в прямом смысле изменили NASCAR. Он является обладателем 9 патентов США, а большинство его выходок носили скорее хулиганский характер, и не были результатом стремления победить любой ценой. Во всяком случае, лично мне так кажется.

Продолжение следует…






Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Skoda рассказала о преемнике кроссовера Yeti

В мае этого года Шкода представит компактный «паркетник» Karoq, который придет на смену Yeti. Известны моторная гамма и список оборудования…

2519 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Гляди в оба: как самостоятельно полировать фары

Все вы прекрасно знаете, что большинство галогенных фар бюджетных автомобилей пластиковые. И ещё лучше вы знаете, что с ними происходит после нескольких лет эксплуатации. Да, они мутнеют, свет становится хуже, ездить…

8645 0 0
Статьи / Финвопрос
В Эмираты за Фокусом: сравниваем цены на вторичке в России и за границей

Не секрет, что многие наши граждане искренне верят, что российские цены на иномарки сильно завышены по сравнению с ценами на них же в Европе и США. И если жить с мыслью, что с ценами на новые автомобили ничего не…

8633 0 0
Статьи / Практика
Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики,…

9825 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: превосходный «автомат» и худший двигатель Тойоты

Может, этому автомобилю ещё и очень далеко до звания легенды, но он очень к этому статусу стремится. У него целая армия поклонников, миллионы проданных экземпляров и хорошая репутация настоящего японского автомобиля. В…

3672 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: кузов цел только снаружи, а подшипники боятся оффроуда

Скажу сразу: популярность этой модели для меня остаётся загадкой. Я не очень люблю «серые» машины и точно знаю, что в свое время были более универсальные, более драйверские и более проходимые кроссоверы. Почему именно…

7024 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: моторы с аппетитом и АКПП, которая не ломается

В первой части нашего обзора мы уже выяснили, что если вас не пугает тесный скучный салон, то Lancer IX с большой долей вероятности может стать для вас тем самым японским «вечным автомобилем»: проблем с кузовом, ходовой…

5085 8 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

23330 0 20
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

15484 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

13484 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

60098 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

51428 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

22651 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

53913 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

27658 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

16674 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

46695 11 44
Статьи / История
Два в одном: первые советские активные автопоезда

С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой…

28381 7 0
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

22828 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?