Грязная игра: самые наглые попытки механиков обойти регламент автогонок

5366 0 4
Поделиться: 0 0 0 3 0 1

Объективность любого спортивного соревнования обусловлена грамотно составленным регламентом. Только в этом случае можно говорить об адекватной конкуренции и гарантировать то, что состязание тупо не превратится в гонку бюджетов. Именно поэтому в боксе есть весовые категории, а футболисты не являются на соревнования со своим мячиком. Автоспорт - не исключение. И как только появились первые гонки со своими правилами и ограничениями касательно техники, у многих персонажей сразу же оформилось стойкое желание эти требования обойти, чтобы сильно облегчить себе путь к победе.

Построить инновационный мотор или провести масштабные аэродинамические испытания всегда более затратно по средствам и времени, нежели найти брешь в своде правил или попросту попытаться пролезть на «авось не заметят». В этом материале мы начинаем рассказ о самых громких и изобретательных случаях «грязной игры» в ведущих сериях мирового автоспорта.

На фото: Ferrari 126 C2, Формула-1 1982г, гонщики: Марио Андретти, Дидье Пирони, Патрик Тамбэ, Жиль Вильнёв,


Тормоза и лужи на трассе

В начале 1982 года в Формуле-1 всем английским командам стало ясно, что им просто нечего противопоставить турбодвигателям Renault и Ferrari. Будущее явно было за турбиной, но многие конюшни уверовали в это слишком поздно, готовить новый двигатель было некогда, а сезон надо было как-то откатывать. Конструкторам необходимо было искать другие пути для достижения конкурентоспособности. И они их нашли.

Уже на первом этапе в болидах Williams, Brabham и Arrows появилась система водяного охлаждения тормозов. Состояла она из пластикового бака объемом 25-30 литров и патрубков, разведенных по одному к каждому тормозному механизму. Система была столь бесхитростной, что как-то невольно возникают мысли о ее эффективности и истинном назначении. Она, безусловно, была эффективной, только фактически служила для других целей.

Под сухой массой согласно регламенту подразумевается масса болида без топлива и гонщика, все остальные жидкости в сухую массу были включены. А это значит, что можно построить болид легче допустимого минимального значения ровно на столько, сколько воды помещается в бак системы охлаждения тормозов. Сразу же после старта на трассе появлялись лужи, гонщики оперативно избавлялись от балласта, и на протяжении всей гонки получали преимущество в каждом круге за счет более низкой массы своего аппарата. Перед самым финишем, механики в боксах доливали необходимое количество воды, и болид благополучно проходил взвешивание.


На фото: Марк Зурер на Arrows A5, Формула-1 1982г



На Гран-При Бразилии Нельсон Пике на Brabham и Кеке Росберг на Williams заняли два первых места, что вызвало вполне обоснованный протест со стороны Renault и Ferrari. После недолгого разбирательства победителей дисквалифицировали, а тормоза с тех пор охлаждаются только воздухом. Лужи на асфальте перестали растекаться, однако сама идея возможности варьировать вес болида в течение гонки по-прежнему не давала конструкторам покоя.

Свинцом по конкурентам

В 1984 году в Монако Ален Прост, выступающий за McLaren, установил новый рекорд трассы и без особых сложностей взобрался на высшую ступеньку пьедестала. Огромная мощность турбомоторов с лихвой компенсировала отсутствие попавшего годом раньше под запрет граунд-эффекта, преимущество француза было очевидным, и его победа ни для кого не стала откровением. Всех удивило третье место Стефана Белофа на Tyrrel-012 — единственном болиде, оснащенном атмосферным двигателем. Разница в мощности McLaren и Tyrell была 165 л.с., причины усомниться в том, что все чисто, прямо скажем, были. Не пойман – не вор, но к команде начали присматриваться с особым тщанием.


На фото: Стефан Белоф на Tyrrel-012, Формула-1 1984г



И не напрасно. В Детройте после массовой аварии на трассе остались 9 болидов из 24 стартовавших. В сложившейся ситуации победил Нельсон Пике, а следом за ним финишировал Мартин Брандл на том же Tyrell-012 с отставанием на 0,83 секунды. Не будем ставить под сомнение профессиональные навыки Брандла, однако подавляющее преимущество наддувных двигателей было настолько очевидно, что о борьбе на равных не могло быть и речи, даже если за рулем сидел бы сам дьявол.

Судьи заметили, что незадолго до финиша Брандл заезжал в боксы для дозаправки водой системы охлаждения двигателя, правда этот процесс занял в три, а то и в четыре раза больше времени, чем обычно. Процедуру взвешивания болид успешно прошел, однако дотошный инспектор совал свой нос в каждую щель и в итоге наткнулся на 35 кг свинцовых шариков в том самом баке, предназначенном для защиты двигателя от перегрева. На фоне того, что дозаправки тогда были запрещены, а Брандл неоднократно заезжал на пит-стоп якобы с целью восполнения запасов воды, манипуляции с балластом были налицо, и Tyrell дисквалифицировали до конца сезона. Впервые за всю историю Королевских автогонок.

Великий махинатор NASCAR

Генри Smokey Юник по праву считается одним из самых талантливых инженеров в американской серии NASCAR. Впрочем, конструкторский гений самоучки Юника неоднократно работал и по ту сторону закона. Его технические ухищрения были радикально просты, а внедрялись нагло и со вкусом. Благодаря нелегальным и, так скажем, не вполне легальным инженерным решениям Генри регламент NASCAR переписывался неоднократно.


На фото: Генри Smokey Юник



В 1968 году после гонки на Daytona Speedway у комиссии возникли вопросы касательно объема топливного бака на его Chevrolet Chevelle, на что Генри беспрекословно снял бак, отдал его на экспертизу и… уехал на этой машине в свой гараж на глазах у ошарашенных инспекторов. Все дело в том, что объем бака был строго ограничен правилами, а вот о допустимых размерах топливной линии в рулбуках (сводах правил, — прим.ред.) не было ни слова. 3,4-метровая топливная магистраль в автомобиле Юника вмещала в себя порядка 23 литров высокооктанового бензина. Наказывать находчивого пилота было определенно не за что, а в регламенте сразу же появился новый пункт.

В другой раз Генри воспользовался тем, что болиды взвешивали за день до гонки. А за ночь мокрый песок в специальных вентилируемых емкостях благополучно высыхал, облегчая его Chevelle на несколько десятков килограмм, что в контексте 500-мильной гонки существенно повышало шансы на победу.

Но самой наглой выходкой Юника стал и вовсе беспрецедентный случай. Он попросил у маршала шаблон для измерения допустимых параметров автомобиля и под шумок, при помощи подручных средств, изменил его размеры. К великому сожалению для нашего героя, шаблон впоследствии попал в руки обладателя идентичного автомобиля, и обман тут же всплыл на поверхность, что закончилось для Генри денежным штрафом и дисквалификацией.


На фото: Генри Smokey Юник



Впрочем, такой ушлый подход Юника сыграл в свое время злую шутку и с другими любителями поэкспериментировать с объемом топливного бака. Несмотря на то, что победители гонки Firecracker 4000 предлагали Генри суммы с тремя нулями, он не поддался на уговоры и напомнил комиссии о необходимости проверки топливных баков. Кончилась эта история массовыми дисквалификациями.

В оправдание Генри Юника хочется сказать, что его авторству принадлежит ряд абсолютно законных технических решений, которые в прямом смысле изменили NASCAR. Он является обладателем 9 патентов США, а большинство его выходок носили скорее хулиганский характер, и не были результатом стремления победить любой ценой. Во всяком случае, лично мне так кажется.

Продолжение следует…






Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Audi A7 Sportback представлен официально

Модель нового поколения представляет новый язык дизайна марки, с частично позаимствованными у серии концептов Prologue решениями.

1866 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

600 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

4048 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

18379 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

1044 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

1509 4 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

7872 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

16994 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14292 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

11898 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8329 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9277 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3348 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25077 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13315 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20424 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115614 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32554 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29562 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?