Грязная игра: самые наглые попытки механиков обойти регламент автогонок

5306 0 4
Поделиться: 0 0 0 3 0 1

Объективность любого спортивного соревнования обусловлена грамотно составленным регламентом. Только в этом случае можно говорить об адекватной конкуренции и гарантировать то, что состязание тупо не превратится в гонку бюджетов. Именно поэтому в боксе есть весовые категории, а футболисты не являются на соревнования со своим мячиком. Автоспорт - не исключение. И как только появились первые гонки со своими правилами и ограничениями касательно техники, у многих персонажей сразу же оформилось стойкое желание эти требования обойти, чтобы сильно облегчить себе путь к победе.

Построить инновационный мотор или провести масштабные аэродинамические испытания всегда более затратно по средствам и времени, нежели найти брешь в своде правил или попросту попытаться пролезть на «авось не заметят». В этом материале мы начинаем рассказ о самых громких и изобретательных случаях «грязной игры» в ведущих сериях мирового автоспорта.

На фото: Ferrari 126 C2, Формула-1 1982г, гонщики: Марио Андретти, Дидье Пирони, Патрик Тамбэ, Жиль Вильнёв,


Тормоза и лужи на трассе

В начале 1982 года в Формуле-1 всем английским командам стало ясно, что им просто нечего противопоставить турбодвигателям Renault и Ferrari. Будущее явно было за турбиной, но многие конюшни уверовали в это слишком поздно, готовить новый двигатель было некогда, а сезон надо было как-то откатывать. Конструкторам необходимо было искать другие пути для достижения конкурентоспособности. И они их нашли.

Уже на первом этапе в болидах Williams, Brabham и Arrows появилась система водяного охлаждения тормозов. Состояла она из пластикового бака объемом 25-30 литров и патрубков, разведенных по одному к каждому тормозному механизму. Система была столь бесхитростной, что как-то невольно возникают мысли о ее эффективности и истинном назначении. Она, безусловно, была эффективной, только фактически служила для других целей.

Под сухой массой согласно регламенту подразумевается масса болида без топлива и гонщика, все остальные жидкости в сухую массу были включены. А это значит, что можно построить болид легче допустимого минимального значения ровно на столько, сколько воды помещается в бак системы охлаждения тормозов. Сразу же после старта на трассе появлялись лужи, гонщики оперативно избавлялись от балласта, и на протяжении всей гонки получали преимущество в каждом круге за счет более низкой массы своего аппарата. Перед самым финишем, механики в боксах доливали необходимое количество воды, и болид благополучно проходил взвешивание.


На фото: Марк Зурер на Arrows A5, Формула-1 1982г



На Гран-При Бразилии Нельсон Пике на Brabham и Кеке Росберг на Williams заняли два первых места, что вызвало вполне обоснованный протест со стороны Renault и Ferrari. После недолгого разбирательства победителей дисквалифицировали, а тормоза с тех пор охлаждаются только воздухом. Лужи на асфальте перестали растекаться, однако сама идея возможности варьировать вес болида в течение гонки по-прежнему не давала конструкторам покоя.

Свинцом по конкурентам

В 1984 году в Монако Ален Прост, выступающий за McLaren, установил новый рекорд трассы и без особых сложностей взобрался на высшую ступеньку пьедестала. Огромная мощность турбомоторов с лихвой компенсировала отсутствие попавшего годом раньше под запрет граунд-эффекта, преимущество француза было очевидным, и его победа ни для кого не стала откровением. Всех удивило третье место Стефана Белофа на Tyrrel-012 — единственном болиде, оснащенном атмосферным двигателем. Разница в мощности McLaren и Tyrell была 165 л.с., причины усомниться в том, что все чисто, прямо скажем, были. Не пойман – не вор, но к команде начали присматриваться с особым тщанием.


На фото: Стефан Белоф на Tyrrel-012, Формула-1 1984г



И не напрасно. В Детройте после массовой аварии на трассе остались 9 болидов из 24 стартовавших. В сложившейся ситуации победил Нельсон Пике, а следом за ним финишировал Мартин Брандл на том же Tyrell-012 с отставанием на 0,83 секунды. Не будем ставить под сомнение профессиональные навыки Брандла, однако подавляющее преимущество наддувных двигателей было настолько очевидно, что о борьбе на равных не могло быть и речи, даже если за рулем сидел бы сам дьявол.

Судьи заметили, что незадолго до финиша Брандл заезжал в боксы для дозаправки водой системы охлаждения двигателя, правда этот процесс занял в три, а то и в четыре раза больше времени, чем обычно. Процедуру взвешивания болид успешно прошел, однако дотошный инспектор совал свой нос в каждую щель и в итоге наткнулся на 35 кг свинцовых шариков в том самом баке, предназначенном для защиты двигателя от перегрева. На фоне того, что дозаправки тогда были запрещены, а Брандл неоднократно заезжал на пит-стоп якобы с целью восполнения запасов воды, манипуляции с балластом были налицо, и Tyrell дисквалифицировали до конца сезона. Впервые за всю историю Королевских автогонок.

Великий махинатор NASCAR

Генри Smokey Юник по праву считается одним из самых талантливых инженеров в американской серии NASCAR. Впрочем, конструкторский гений самоучки Юника неоднократно работал и по ту сторону закона. Его технические ухищрения были радикально просты, а внедрялись нагло и со вкусом. Благодаря нелегальным и, так скажем, не вполне легальным инженерным решениям Генри регламент NASCAR переписывался неоднократно.


На фото: Генри Smokey Юник



В 1968 году после гонки на Daytona Speedway у комиссии возникли вопросы касательно объема топливного бака на его Chevrolet Chevelle, на что Генри беспрекословно снял бак, отдал его на экспертизу и… уехал на этой машине в свой гараж на глазах у ошарашенных инспекторов. Все дело в том, что объем бака был строго ограничен правилами, а вот о допустимых размерах топливной линии в рулбуках (сводах правил, — прим.ред.) не было ни слова. 3,4-метровая топливная магистраль в автомобиле Юника вмещала в себя порядка 23 литров высокооктанового бензина. Наказывать находчивого пилота было определенно не за что, а в регламенте сразу же появился новый пункт.

В другой раз Генри воспользовался тем, что болиды взвешивали за день до гонки. А за ночь мокрый песок в специальных вентилируемых емкостях благополучно высыхал, облегчая его Chevelle на несколько десятков килограмм, что в контексте 500-мильной гонки существенно повышало шансы на победу.

Но самой наглой выходкой Юника стал и вовсе беспрецедентный случай. Он попросил у маршала шаблон для измерения допустимых параметров автомобиля и под шумок, при помощи подручных средств, изменил его размеры. К великому сожалению для нашего героя, шаблон впоследствии попал в руки обладателя идентичного автомобиля, и обман тут же всплыл на поверхность, что закончилось для Генри денежным штрафом и дисквалификацией.


На фото: Генри Smokey Юник



Впрочем, такой ушлый подход Юника сыграл в свое время злую шутку и с другими любителями поэкспериментировать с объемом топливного бака. Несмотря на то, что победители гонки Firecracker 4000 предлагали Генри суммы с тремя нулями, он не поддался на уговоры и напомнил комиссии о необходимости проверки топливных баков. Кончилась эта история массовыми дисквалификациями.

В оправдание Генри Юника хочется сказать, что его авторству принадлежит ряд абсолютно законных технических решений, которые в прямом смысле изменили NASCAR. Он является обладателем 9 патентов США, а большинство его выходок носили скорее хулиганский характер, и не были результатом стремления победить любой ценой. Во всяком случае, лично мне так кажется.

Продолжение следует…






Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
Kia представила российскую версию Rio нового поколения

Новый Рио доберется до российских дилеров уже этим летом. Модель будет доступна с двумя моторами

2019 0 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Автомобиль модельной внешности: рождение профессиональных фото автомобильного экстерьера

В нашем прошлом материале мы начали рассказывать, как создаются официальные фотографии автомобилей. Тогда мы выяснили, где и какими силами проводится эта интересная работа, подготовили автомобиль и даже установили его на…

81 0 0
Статьи / Практика
Лучше современных: как правильно доработать старое советское зарядное устройство

У многих в гаражах пылятся и ржавеют старые советские зарядные устройства. Дизайн их нередко напоминает о ядерной войне, а внешнее состояние порой оставляет желать лучшего... Но зато у этих приборов есть главное –…

3410 1 0
Выбор авто / Новые авто
Разные одноклассники: что выгоднее купить – Hyundai Solaris или Kia Rio?

Исподлобья смотря на переписываемые месяц от месяца цены на новые автомобили, наблюдая за премьерами и анонсами и думая о покупке лучшей машины за планируемые деньги, большинство потенциальных обладателей автомобиля из…

20183 2 15
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: не очень надёжные МКПП и выносливые моторчики

Интерес к маленьким машинкам у нас в России, под стать машинкам, маленький. А зря. Есть среди них очень интересные экземпляры, которые вполне способны и пакеты с покупками перевезти, и даже в соседний город свозить. И…

965 4 3
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: удивительно крепкий кузов и «скрипучие» тормоза

Маленькие машины в России не очень любят. Исключений не много, к ним, пожалуй, можно отнести только Skoda Fabia, VW Polo и Opel Corsa, с натяжкой – Peugeot 206 и. Остальные «малыши» встречаются в минимальных количествах,…

1391 13 2
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Sportage II с пробегом: лучший двигатель XXI века и болезнь правого ШРУСа

Можно ли купить корейский кроссовер, например, Kia Sportage II, и быть счастливым? Мы уже начали разбираться в этом вопросе в первой части нашего обзора. И в целом ничего совсем уж страшного в этом автомобиле пока не…

11398 7 1
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

30725 0 0
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

29151 10 22
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

17243 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

68133 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

54977 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

26821 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

57946 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

30431 3 0
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

22667 2 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

108969 4 3
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

22247 5 0
Статьи / История
Ошибки Юности: почему микроавтобус ЗИЛ так и не стал массовым

Московский Завод имени Лихачева (ЗИЛ) был широко известен даже за пределами СССР своими грузовыми автомобилями, которые составляли основу народнохозяйственного автопарка огромной страны. Кроме того, на ЗИЛе также…

9163 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?