Грязная игра: самые наглые попытки механиков обойти регламент автогонок

5423 0 4
Поделиться: 0 0 0 3 0 1

Объективность любого спортивного соревнования обусловлена грамотно составленным регламентом. Только в этом случае можно говорить об адекватной конкуренции и гарантировать то, что состязание тупо не превратится в гонку бюджетов. Именно поэтому в боксе есть весовые категории, а футболисты не являются на соревнования со своим мячиком. Автоспорт - не исключение. И как только появились первые гонки со своими правилами и ограничениями касательно техники, у многих персонажей сразу же оформилось стойкое желание эти требования обойти, чтобы сильно облегчить себе путь к победе.

Построить инновационный мотор или провести масштабные аэродинамические испытания всегда более затратно по средствам и времени, нежели найти брешь в своде правил или попросту попытаться пролезть на «авось не заметят». В этом материале мы начинаем рассказ о самых громких и изобретательных случаях «грязной игры» в ведущих сериях мирового автоспорта.

На фото: Ferrari 126 C2, Формула-1 1982г, гонщики: Марио Андретти, Дидье Пирони, Патрик Тамбэ, Жиль Вильнёв,


Тормоза и лужи на трассе

В начале 1982 года в Формуле-1 всем английским командам стало ясно, что им просто нечего противопоставить турбодвигателям Renault и Ferrari. Будущее явно было за турбиной, но многие конюшни уверовали в это слишком поздно, готовить новый двигатель было некогда, а сезон надо было как-то откатывать. Конструкторам необходимо было искать другие пути для достижения конкурентоспособности. И они их нашли.

Уже на первом этапе в болидах Williams, Brabham и Arrows появилась система водяного охлаждения тормозов. Состояла она из пластикового бака объемом 25-30 литров и патрубков, разведенных по одному к каждому тормозному механизму. Система была столь бесхитростной, что как-то невольно возникают мысли о ее эффективности и истинном назначении. Она, безусловно, была эффективной, только фактически служила для других целей.

Под сухой массой согласно регламенту подразумевается масса болида без топлива и гонщика, все остальные жидкости в сухую массу были включены. А это значит, что можно построить болид легче допустимого минимального значения ровно на столько, сколько воды помещается в бак системы охлаждения тормозов. Сразу же после старта на трассе появлялись лужи, гонщики оперативно избавлялись от балласта, и на протяжении всей гонки получали преимущество в каждом круге за счет более низкой массы своего аппарата. Перед самым финишем, механики в боксах доливали необходимое количество воды, и болид благополучно проходил взвешивание.


На фото: Марк Зурер на Arrows A5, Формула-1 1982г



На Гран-При Бразилии Нельсон Пике на Brabham и Кеке Росберг на Williams заняли два первых места, что вызвало вполне обоснованный протест со стороны Renault и Ferrari. После недолгого разбирательства победителей дисквалифицировали, а тормоза с тех пор охлаждаются только воздухом. Лужи на асфальте перестали растекаться, однако сама идея возможности варьировать вес болида в течение гонки по-прежнему не давала конструкторам покоя.

Свинцом по конкурентам

В 1984 году в Монако Ален Прост, выступающий за McLaren, установил новый рекорд трассы и без особых сложностей взобрался на высшую ступеньку пьедестала. Огромная мощность турбомоторов с лихвой компенсировала отсутствие попавшего годом раньше под запрет граунд-эффекта, преимущество француза было очевидным, и его победа ни для кого не стала откровением. Всех удивило третье место Стефана Белофа на Tyrrel-012 — единственном болиде, оснащенном атмосферным двигателем. Разница в мощности McLaren и Tyrell была 165 л.с., причины усомниться в том, что все чисто, прямо скажем, были. Не пойман – не вор, но к команде начали присматриваться с особым тщанием.


На фото: Стефан Белоф на Tyrrel-012, Формула-1 1984г



И не напрасно. В Детройте после массовой аварии на трассе остались 9 болидов из 24 стартовавших. В сложившейся ситуации победил Нельсон Пике, а следом за ним финишировал Мартин Брандл на том же Tyrell-012 с отставанием на 0,83 секунды. Не будем ставить под сомнение профессиональные навыки Брандла, однако подавляющее преимущество наддувных двигателей было настолько очевидно, что о борьбе на равных не могло быть и речи, даже если за рулем сидел бы сам дьявол.

Судьи заметили, что незадолго до финиша Брандл заезжал в боксы для дозаправки водой системы охлаждения двигателя, правда этот процесс занял в три, а то и в четыре раза больше времени, чем обычно. Процедуру взвешивания болид успешно прошел, однако дотошный инспектор совал свой нос в каждую щель и в итоге наткнулся на 35 кг свинцовых шариков в том самом баке, предназначенном для защиты двигателя от перегрева. На фоне того, что дозаправки тогда были запрещены, а Брандл неоднократно заезжал на пит-стоп якобы с целью восполнения запасов воды, манипуляции с балластом были налицо, и Tyrell дисквалифицировали до конца сезона. Впервые за всю историю Королевских автогонок.

Великий махинатор NASCAR

Генри Smokey Юник по праву считается одним из самых талантливых инженеров в американской серии NASCAR. Впрочем, конструкторский гений самоучки Юника неоднократно работал и по ту сторону закона. Его технические ухищрения были радикально просты, а внедрялись нагло и со вкусом. Благодаря нелегальным и, так скажем, не вполне легальным инженерным решениям Генри регламент NASCAR переписывался неоднократно.


На фото: Генри Smokey Юник



В 1968 году после гонки на Daytona Speedway у комиссии возникли вопросы касательно объема топливного бака на его Chevrolet Chevelle, на что Генри беспрекословно снял бак, отдал его на экспертизу и… уехал на этой машине в свой гараж на глазах у ошарашенных инспекторов. Все дело в том, что объем бака был строго ограничен правилами, а вот о допустимых размерах топливной линии в рулбуках (сводах правил, — прим.ред.) не было ни слова. 3,4-метровая топливная магистраль в автомобиле Юника вмещала в себя порядка 23 литров высокооктанового бензина. Наказывать находчивого пилота было определенно не за что, а в регламенте сразу же появился новый пункт.

В другой раз Генри воспользовался тем, что болиды взвешивали за день до гонки. А за ночь мокрый песок в специальных вентилируемых емкостях благополучно высыхал, облегчая его Chevelle на несколько десятков килограмм, что в контексте 500-мильной гонки существенно повышало шансы на победу.

Но самой наглой выходкой Юника стал и вовсе беспрецедентный случай. Он попросил у маршала шаблон для измерения допустимых параметров автомобиля и под шумок, при помощи подручных средств, изменил его размеры. К великому сожалению для нашего героя, шаблон впоследствии попал в руки обладателя идентичного автомобиля, и обман тут же всплыл на поверхность, что закончилось для Генри денежным штрафом и дисквалификацией.


На фото: Генри Smokey Юник



Впрочем, такой ушлый подход Юника сыграл в свое время злую шутку и с другими любителями поэкспериментировать с объемом топливного бака. Несмотря на то, что победители гонки Firecracker 4000 предлагали Генри суммы с тремя нулями, он не поддался на уговоры и напомнил комиссии о необходимости проверки топливных баков. Кончилась эта история массовыми дисквалификациями.

В оправдание Генри Юника хочется сказать, что его авторству принадлежит ряд абсолютно законных технических решений, которые в прямом смысле изменили NASCAR. Он является обладателем 9 патентов США, а большинство его выходок носили скорее хулиганский характер, и не были результатом стремления победить любой ценой. Во всяком случае, лично мне так кажется.

Продолжение следует…






Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Царские грузовозы: первые грузовики дореволюционной России

История русских военных грузовиков в Царской армии оказалась еще более сложной, чем легковых армейских машин, описанных в предыдущей статье. Все свойственные им функции вполне сносно исполняли простейшие тихоходные…

554 0 0
Статьи / История
НАМИ-56: иномарки, с которых копировали советские конструкторы

В 1956 году в Москве прошла выставка, по масштабу сопоставимая с настоящим международным автосалоном. Павильон и открытую площадку в Научном автомоторном институте НАМИ заняли новенькие иностранные машины: легковые,…

4445 1 0
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

25556 2 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: муфту – в мойку, катализатор – в помойку

X-Trail первого поколения не зря стал одним из любимцев в народе. У него действительно очень неплохое сочетание простоты обслуживания, надёжности конструкции и потребительских свойств. Причём не только у нового, но и у…

3668 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

13978 9 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

3288 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

36935 0 3
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

22087 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

25611 6 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8614 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10971 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7475 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19558 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

28412 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

3256 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

90491 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

49055 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

39616 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?