Из грязи в князи: малоизвестные седаны-неудачники на базе АЗЛК-2141

4703 2 4
Поделиться: 0 4 0 0 0 0
Мы уже рассказывали о мифах и фактах , связанных с АЗЛК-2141 – пожалуй, наиболее перспективной моделью Московского автозавода, так и не оправдавшей многих надежд. Отсутствие собственного двигателя, непростые времена, низкое качество, изменения в административно-экономической модели советского государства – причин было много. Однако «сорок первый» был не последним из могикан – его сложную и драматичную судьбу повторили несколько седанов, разработанных на платформе АЗЛК-2141.

Как это было

В СССР всегда любили седаны. Именно поэтому к началу девяностых в Тольятти наконец-то довели до ума трехобъемную модификацию на базе «девятки», получившую обозначение ВАЗ-21099. Руководство Автозавода имени Ленинского комсомола понимало, что седан мог бы не только расширить модельную гамму нового Москвича, но и вернуть ему былой престиж. Ведь уже буквально через пару лет после начала выпуска «сорок первого» его репутация начала стремительно портиться. Слабый двигатель, низкое качество изготовления и сборки, быстро ржавеющий кузов – это были лишь основные проблемы Москвича. Но и непривычный тип кузова нельзя было сбрасывать со счетов, ведь автомобили с пятой дверью в задней части кузова у нас традиционно относили к «утилитарно-грузопассажирским», в то время как престижные модели сохраняли консервативно-трехобъемную компоновку – так уж исторически сложилось.

По объективным причинам в момент разработки переднеприводного Москвича конструкторы занимались только базовым хэтчбеком – волею руководства Минавтопрома СССР во главе с Виктором Николаевичем Поляковым им пришлось в прямом смысле «натягивать» верхнюю часть кузова Simca 1308 на компоновку Audi 100 и приводить все это в движение с помощью советских агрегатов. Французская Симка отличалась поперечным расположением силового агрегата, в то время как на АЗЛК вынужденно остановились на продольной схеме, характерной для Audi – иначе имевшиеся в распоряжении двигатели М-412 и ВАЗ-2106 просто не встали бы под капот.

1 / 6
Talbot Solara – так назывался седан на базе французского хэтчбека Simca 1308. Если у «сорок первого» с Симкой визуально было много общего, то АЗЛК-2142 создавали уже без оглядки на иностранный прототип
2 / 6
Talbot Solara – так назывался седан на базе французского хэтчбека Simca 1308. Если у «сорок первого» с Симкой визуально было много общего, то АЗЛК-2142 создавали уже без оглядки на иностранный прототип
3 / 6
Talbot Solara – так назывался седан на базе французского хэтчбека Simca 1308. Если у «сорок первого» с Симкой визуально было много общего, то АЗЛК-2142 создавали уже без оглядки на иностранный прототип
4 / 6
Talbot Solara – так назывался седан на базе французского хэтчбека Simca 1308. Если у «сорок первого» с Симкой визуально было много общего, то АЗЛК-2142 создавали уже без оглядки на иностранный прототип
5 / 6
Talbot Solara – так назывался седан на базе французского хэтчбека Simca 1308. Если у «сорок первого» с Симкой визуально было много общего, то АЗЛК-2142 создавали уже без оглядки на иностранный прототип
6 / 6
Talbot Solara – так назывался седан на базе французского хэтчбека Simca 1308. Если у «сорок первого» с Симкой визуально было много общего, то АЗЛК-2142 создавали уже без оглядки на иностранный прототип
talbot_solara_11
Компоновка автомобилей Talbot/Simca радикально отличалась от переднеприводных Москвичей – если на французах силовой агрегат установлен поперек моторного отсека, то на советских машинах – продольно

Освоение «сорок первого» и так давалось заводу непросто, поэтому о седанах задумались уже в конце восьмидесятых годов.

То, что конструкторам пришлось разрабатывать новую модификацию кузова не одновременно с хэтчбеком, а заново, здорово усложняло задачу, ведь трехобъемный кузов нуждался в другой крыше, кузовных панелях задней части, боковинах…

1 / 3
Прототипы седана производили неоднозначное впечатление
2 / 3
Прототипы седана производили неоднозначное впечатление
3 / 3
Прототипы седана производили неоднозначное впечатление

Тем не менее, опытные образцы АЗЛК-2142 были готовы к 1990 году — то есть, буквально за год до распада СССР. К тому времени государственная поддержка автозаводов уже была сведена к минимуму, что сказывалось на перспективах новых моделей далеко не лучшим образом. Вдобавок Генеральный директор АЗЛК В.П. Коломников не хотел повторно наступать на «москвичевские» грабли и запускать новый седан со старыми и маломощными двигателями, как это пришлось сделать в случае с «сорок первым». По сути, это была «вынужденная ошибка», которая во многом и предопределила незавидную историческую участь переднеприводного Москвича.

1 / 4
АЗЛК-2142 подготовили на самом закате эпохи СССР, к 1990 году, что и предопределило незавидную судьбу седана
2 / 4
АЗЛК-2142 подготовили на самом закате эпохи СССР, к 1990 году, что и предопределило незавидную судьбу седана
3 / 4
АЗЛК-2142 подготовили на самом закате эпохи СССР, к 1990 году, что и предопределило незавидную судьбу седана
4 / 4
АЗЛК-2142 подготовили на самом закате эпохи СССР, к 1990 году, что и предопределило незавидную судьбу седана

Именно поэтому руководство завода настаивало, чтобы «сорок второй» был запущен в 1992 году только модернизированной внешностью, улучшенным интерьером и с новым двигателем 414-й серии, который к тому времени должен был выпускаться на собственном моторном производстве. Мечты, мечты…

azlk_2142_moskvich_opytnyj_1
«Сорок второй» имел такую же колесную базу, как и обычный Москвич
Статьи / История
Попасть в десятку: история разработки ГАЗ-3110

Перспективный ГАЗ-3105 на эту роль не годился, ведь он изначально задумывался в качестве «персоналки» новой эпохи для уже несуществующего государства. Выстоять и удержаться на плаву предприятию помогли коммерческая...

11218 3 0

Развал Советского Союза нарушил эти планы – в 1992-м седан с перспективным 1,8-литровым двигателем в серию, разумеется, запущен не был, и дело ограничилось лишь выпуском опытной партии автомобилей, не поступивших в свободную продажу, а реализованным «по своим» каналам – преимущественно, между сотрудниками предприятия.

Таким образом, практически полностью готовый к производству АЗЛК-2142 так не добрался до конвейера, да и других силовых агрегатов Москвичи так и не получили, разве что УЗАМ начал выпуск моторов с увеличенным до 1,7 литра рабочим объемом.

В итоге у завода в запасе лежала новая модель – конечно, спустя почти десятилетие уже не такая уж и новая, но гипотетически вполне востребованная российским рынком. ВАЗ в то время активно осваивал «десятку», на ГАЗе занимались модернизацией бессмертной Волги, ну а АО «Москвич» возглавил Рубен Саркисович Асатрян.

Новый руководитель увидел в модели, пылившейся в запасниках, возможность для расширения модельного ряда и даже больше.

В рамках «перезапуска» седана решили попутно вывести его в более высокий средний класс — фактически, в современный С+ сегмент, ну а два десятилетия назад новая модель соответствовала актуальному D-классу.

azlk_2142_1 azlk_2142_2
На эскизах версию с увеличенной на 200 мм колесной базой можно наблюдать еще с обычной (короткой) задней дверью

Каким же образом «сорок второй» должен был подняться на полступеньки вверх в «табели о рангах»? Очень просто – путём увеличения габаритной длины автомобиля, причем практически вся прибавка должна была сформироваться за счет увеличения колёсной базы. Это обеспечивало задним пассажирам поистине царский запас пространства для ног – по этому показателю прибавивший 200 мм колесной базы Москвич даже превосходил «номенклатурную» Волгу!

Согласно принятой отраслевой нормали новая модель должна была получить новое обозначение с добавочными цифрами в индексе, но у переднеприводного Москвича впервые появилось и собственное имя — Князь Владимир. Сейчас непросто догадаться, какими соображениями руководствовались маркетологи Москвича, нарекая «лонг-версию» именем киевского князя Владимира Святославовича, но так или иначе автомобиль обзавелся таким названием.

1 / 3
На фото: Князь Владимир
2 / 3
На фото: Князь Владимир
3 / 3
На фото: Князь Владимир
Статьи / История
Ах, Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

«Сорок первый» радикально отличался от прежних моделей всем – компоновкой, внешностью, двигателем… Наконец, ценой – он был в полтора раза дороже не только обычных заднеприводных Москвичей, но и сверхпопулярных в СССР...

55195 14 0

«Удлинение» происходило максимально просто и незатейливо: обычный «сорок второй» кузов разрезали вручную, после чего вваривали в средней части вставку. Аналогичным образом удлиняли и задние двери, причем поначалу панель крыши также была составной! Впрочем, впоследствии на относительно серийных автомобилях крыша все же стала цельной. С целью увеличения жесткости кузова в структуру были введены дополнительные силовые элементы, однако «склеенные» из двух половинок кузова по прочности, разумеется, уступали обычным.

Кроме того, «княжеские» версии седана, как и модернизированный хэтчбек, получивший имя Святогор, к тому времени отличались от «советских исходников» решением передней части с более узкими фарами Hella и вклеенным лобовым стеклом.

Поскольку собственными двигателями Москвичи при перевоплощении «из грязи в князи» так и не обзавелись, руководство приняло решение закупать подходящие агрегаты на стороне — ими стали два мотора фирмы Renault (F3R и F7R) латиноамериканского производства.

Двухлитровые моторы были оснащены распределённым впрыском и в зависимости от количества клапанов на цилиндр (два или четыре) развивали 114 и 147 лошадиных сил соответственно. Безусловно, такая энерговооруженность позволила Москвичу наконец-то не выглядеть «бедным родственником» даже на фоне новейших вазовских моделей. Таким образом, к концу девяностых «сорок первый» в модернизированном обличье получил двигатель примерно той мощности, с которой и планировался его выпуск изначально. На ходовые качества новой модели положительно повлияла и более длинная база – Князь Владимир стоял на дороге и проходил повороты заметно стабильнее обычного московского переднеприводника.

azlk_2142_knyaz_vladimir_1 azlk_2142_knyaz_vladimir_2
Князь Владимир с зеркалами Peugeot и салоном Ивана Калиты
Статьи / История
Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора

Увы, давний партнер АЗЛК – Уфимский завод воспринял такую идею "в штыки", отказавшись от работ по модернизации "четыреста двенадцатого двигателя" и увеличению рабочего объема. Официальная причина – "в связи с...

66399 3 36

Правда, внешне Москвич-2142R5 смотрелся странновато, ведь даже «короткий» седан по гармоничности силуэта уступал базовому «сорок первому», а после удлинения центральной части и с «прищуренным» передком машина и вовсе стала походить на непонятную самоделку. Но, как говорится, это были девяностые, они выживали как могли.

Новая модель также получила улучшенное оснащение – по желанию клиента Князь Владимир мог комплектоваться электропакетом, гидроусилителем рулевого управления фирмы ZF и даже кондиционером! Правда, некоторые покупатели, напротив, предпочитали версию попроще и подешевле, оснащенную к тому же двигателем уфимского производства.

С 1997 по 2001 годы было выпущено чуть более 1 300 длиннобазных седанов, причем на самом заводе этот автомобиль пытались позиционировать в качестве служебного транспорта для руководителей среднего звена, рассчитывая на государственные заказы. Увы, этот «сырой» и странный конструктор потенциальные покупатели встретили весьма сдержанно – особенно после дефолта в августе 1998 года, когда стоимость импортных силовых агрегатов в «деревянном» эквиваленте увеличилась втрое.

Как раз в том самом злополучном августе 1998-го на выставке MIMS был представлен очередной седан на базе АЗЛК-2142. Модель стала еще длиннее — на этот раз за счет удлинения и передней, и задней частей кузова. Гигантские свесы — не самое большое зло модификации, получившей название «Иван Калита». Хуже всего обстояло дело с внешностью: если на эскизах дизайнера Святослава Саакяна автомобиль выглядел вполне элегантно, то в практической реализации несчастный Москвич превратился в карикатурную пародию то ли на Rolls-Royce, то ли на Volvo, то ли на самого себя. «Редкостный урод» — столь нелицеприятную оценку экстерьера можно было услышать в то время прямо возле нового автомобиля.

azlk_2142_3
На рисунках Саакяна «Иван Калита» смотрелся более элегантно, чем в жизни
1 / 5
«Иван Калита» - растянутый до предела седан с амбициозным позиционированием и крайне спорной внешностью
2 / 5
«Иван Калита» - растянутый до предела седан с амбициозным позиционированием и крайне спорной внешностью
3 / 5
«Иван Калита» - растянутый до предела седан с амбициозным позиционированием и крайне спорной внешностью
4 / 5
«Иван Калита» - растянутый до предела седан с амбициозным позиционированием и крайне спорной внешностью
5 / 5
«Иван Калита» - растянутый до предела седан с амбициозным позиционированием и крайне спорной внешностью

Из-за эпично провальной внешности и немалой цены (около 20 000 долларов!) основной предполагаемый заказчик, которым являлось Правительство Москвы, приобрел всего несколько автомобилей, вследствие чего количество «Калит» не превысило и полусотни. Ни богатая базовая комплектация, ни штучная сборка, ни даже полноприводные (!) версии этому «мертворожденному» проекту не помогли — никто попросту не захотел ездить на машине, выглядевшей именно так.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

В это время на заводе снова экспериментируют с многострадальным седаном — но на этот раз его не удлиняют, а укорачивают, причем попутно избавившись от пары задних дверей! Москвич-купе? На базе переднеприводного хэтчбека? С передней частью от Ивана Калиты и кормой Князя Владимира? Это выглядело так же несуразно в реальности, как звучит в нашем изложении.

azlk_2142__duet-1__1
На фото: двухдверный Дуэт

Попытки «прыгнуть выше головы» обернулись для старейшего московского автозавода полным фиаско: в 2001 году завод выпустил последнюю партию комплектных товарных автомобилей и окончательно остановился, а за следующую пятилетку были окончательно утрачены (разворованы?) и технологическое оборудование, и техническая документация, и даже производственная оснастка. В 2006-м ОАО «Москвич» было официально объявлено банкротом, а седаны-неудачники стали последними моделями, выпущенными и разработанными на этом заводе.

Понравилась статья? 0 4 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

"Дуэту" больше всего портила вид широкая, окрашенная в цвет кузова стойка, отделяющая опускное стекло двери от глухой треугольной секции. Решение к тому моменту безнадежно устаревшее и встречающееся лишь на грузовиках. А так "Дуэт" представляется самым гармоничным среди всех своих родственников.
Все эти полукустарные барбухайки встречаются до сих пор, выжившие экземпляры попали к ценителям ретро и экзотики и в основном выезжают лишь на выставки и пробеги.

Семён Смирнов

Ну Князь Владимир не такой уж малоизвестный, ИМХО

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Путешествия
На Mazda 3 по Израилю: Мессершмитты от Сталина и танки старого форта

Путешествие по любой стране подразумевает посещение музеев. В этом плане Израиль исключительно хорош — это вообще один сплошной музей. Но есть в стране несколько музеев, особенно интересных для лиц мальчишеского пола. И…

974 1 0
Статьи / Автотоп
Новые 18: самые ожидаемые модели 2018 года

Новый, 2018 год обещает быть богатым на новинки. Какие-то появятся спонтанно, какие-то дебютируют уже в течение года. Но есть немало и таких, о которых можно и нужно мечтать уже сейчас. Ну а поскольку год будет 2018-м,…

37730 8 2
Статьи / Интервью
Покупай, чини, продавай, будь успешным: советы от английских «Махинаторов»

Какие автомобили мы увидим в новых сезонах? Можно ли починить классический автомобиль своими руками? Бывают ли машины, на которые вообще нет спроса? Эти и многие другие вопросы ведущим английского шоу «Махинаторы» задали…

3136 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: ломающийся привод и хилый блок мотора

Дёшево и вечно – так обычно думают про Тойоту. В первой части нашего обзора Авенсиса мы выяснили, что если и не вечно, то хотя бы надёжно, и пусть даже не дёшево, но точно недорого. Всё это относится к кузову, салону,…

2787 1 1
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: слепые фары и скверный характер задней подвески

Когда речь заходит о надежных машинах, многие в первую очередь вспоминают о Toyota. Марка позиционирует себя как производителя надежных и недешевых авто. Ход правильный: в борьбе за лидерство в мировых продажах компания…

4501 11 2
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: коробка будет жить, а мотор умрёт

Очень хочется машину бизнес-класса, а деньги есть только на старый Логан? Что ж, выход есть. Даже если вы уверены, что W124 – это попса, а «бэха» Е39 – удел бандитов из 90-х, выбор всё равно остается. И это – огромный…

6077 0 6
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

41695 25 3
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

22403 3 0
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

20509 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10909 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

10464 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

6470 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29238 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

16369 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

11819 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

38662 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

24863 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29238 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?