Экономично и экологично: общественный транспорт переходит на газ!

В прошлом году регионы активно приступили к исполнению правительственного распоряжения о газификации автотранспорта. Согласно планам руководства страны, к 2020 году половина муниципальных автопарков крупных городов перейдет на использование природного газа. Альтернативное топливо призвано решить две задачи: снизить топливные и эксплуатационные расходы и улучшить экологическую обстановку. Сегодня первые партии газовых автобусов успешно проходят опытную эксплуатацию во многих регионах. Чем отличается газовая техника от своих бензиновых и дизельных "собратьев"? Насколько выгодно перевозчикам переходить на газ? И почувствуют ли разницу пассажиры новых автобусов?

Новейшая история

Природный газ в качестве моторного топлива используют по всему миру. Его главные преимущества — высокие экологические характеристики и выгодная цена. В нашей стране заправляться газом начали еще в СССР. Большинство газозаправочных станций, построенных в то время, функционируют и по сей день. После перестройки темпы перевода транспорта на альтернативное топливо значительно замедлились.

Новый этап развития газомоторной отрасли начался в мае 2013 года. Президент России Владимир Путин провел совещание о перспективах использования газового топлива, и по его итогам было принято соответствующее распоряжение. В первую очередь газифицировать решено общественный транспорт и коммунальную технику. Закупать ее регионы будут при поддержке государства — для этих целей запланированы федеральные субсидии. Что касается обеспечения заправки транспорта, то эту задачу взял на себя "Газпром". Сегодня на территории страны работает 250 газовых АЗС, 205 из которых принадлежат "Группе Газпром". Планируется, что к 2020 году федеральная газозаправочная сеть будет состоять более чем из 2 000 газовых АЗС.

НЕФАЗ.jpg

Единый оператор

Строительством инфраструктурных объектов занимается специализированная компания "Газпром газомоторное топливо". Помимо этого, в её обязанности входит комплексное развитие отрасли — взаимодействие с автопроизводителями по расширению ассортимента газовой техники, сотрудничество с финансовыми институтами по разработке лизинговых механизмов покупки транспорта и совместная работа с регионами по развитию рынка газомоторного топлива на местах. Совместно с местными властями специалисты компании прорабатывают вопросы предоставления льгот и преференций газовым перевозчикам при получении госконтрактов. А некоторые регионы уже приняли решение снизить и даже обнулить транспортный налог для владельцев газобаллонного транспорта.

Сегодня соглашение о сотрудничестве с компанией подписали 27 субъектов РФ. Это значит, что газовая техника появится в регионах одновременно с заправками и сможет сразу выйти на линию. В тех регионах, где количество заправок уже позволяет массово перейти на газ, новые автобусы закупают не только муниципалы, но и частные предприятия.

Зачем платить больше?

Например, в Санкт-Петербурге один из муниципальных перевозчиков закупил партию из 45 газовых ЛиАзов. Модель ЛиАЗ-5292,71 выпускается "Группой ГАЗ" с 2012 года и уже успела завоевать признание благодаря своим эксплуатационным и потребительским характеристикам. Автобус оснащен итальянской газобаллонной аппаратурой и двигателем в 280 лошадиных сил, который соответствует стандарту EEV (Enhanced Enviromentally Friendly Vehicles), самому строгому европейскому нормативу, ограничивающему уровень выбросов у таких коммерческих автомобилей, как автобусы и грузовики. Объем баллонов позволяет проехать без дозаправки 400 км. Межсервисный пробег, заявленный производителем, составляет 40 000 км. Природный газ можно назвать идеальным моторным топливом. Его использование уменьшает износ двигателя на 35-45%. Это связано с тем, что газ, в отличие от бензина и дизельного топлива, не растворяет масляную пленку в цилиндре, что способствует лучшей смазке пары "цилиндр-поршень", при этом срок службы масла увеличивается на 30-40%. В результате двигатель служит дольше, а перевозчик экономит не только на топливе, но и на техническом обслуживании. В общей сложности "Группа ГАЗ" выпускает девять моделей автобусов, работающих на природном газе.

Удмуртская Республика подписала соглашение о сотрудничество с "Газпром газомоторное топливо" в декабре 2013 года, а в июне 2014-го в Ижевске торжественно была введена в эксплуатацию первая партия газовых автобусов Yutong китайского производства. Китай, один из лидеров по использованию природного газа на транспорте, начал поставлять свои автобусы на российский рынок с 2012 года. При полной заправке в 120 м3 автобус Yutong (модель ZK6852HG) преодолевает от 350 до 500 км в зависимости от режима езды, и 1 км пути обходится в 2-3 рубля. Для сравнения, если бы вместо газа использовалось дизельное топливо, 1 км стоил бы уже 7-8 рублей.

В Татарстане экономический эффект был доказан на практике. Во время проведения Всемирной Универсиады-2013 в Казани было задействовано 130 автобусов "НЕФАЗ" на природном газе, которые работали по 16 часов в сутки на протяжении месяца. Расходы на заправку метаном составили 1,68 миллиона рублей. Если бы вместо этих автобусов использовались дизельные аналоги, то топливные затраты возросли бы практически в два раза — до 3,34 миллиона рублей.

Пассажиры оценят

В настоящее время более 50% парка автобусов в России старше 15 лет, в то время как в Европе автобусы обновляются каждые десять лет. Перевод муниципальных парков на экономичное моторное топливо позволит обновить их с максимальным эффектом и тем самым повысить качество жизни населения. Транспортные предприятия смогут быстро окупить новую технику. Из-за значительной разницы в стоимости газового и жидкого топлива газобаллонный автобус способен окупиться всего за год.

Перевод региональных автопарков на газ, помимо экономии средств, может решить еще одну важную задачу. Благодаря высоким экологическим характеристикам топлива произойдёт снижение вредного воздействия на окружающую среду. Из всех массово используемых видов моторного топлива природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Если сравнить его с бензином, то выброс угарного газа снижается в 10 раз, а сажа, соединения серы и свинца отсутствуют.

Ютонг.jpeg

Газомоторная перспектива

На сегодняшний день компания "Газпром газомоторное топливо" подписала соглашения о сотрудничестве с 21 российским и иностранным автопроизводителем (в том числе и с теми, о которых идет речь в этой статье).

Сейчас компания ведет работу по созданию единой интернет-площадки для продвижения газомоторной техники на российском рынке. С ее помощью пользователь сможет ознакомиться с модельным рядом техники различных производителей, а также приобрести ее удобным для него способом. К проекту планируется привлечь финансовых партнеров для оказания услуг лизинга и кредитования. Кроме того, на площадке будет представлена актуальная информация о действующих и строящихся газовых АЗС, дилерских и сервисных центрах, сведения о государственных льготах для владельцев газомоторной техники. Запуск проекта должен состояться до конца 2014 года.

Статистика продаж техники с газобаллонным оборудованием за 2012 и 2013 годы показала увеличение спроса в два раза. Согласно прогнозам, к декабрю 2014 года в России будет продано более 3 000 единиц техники, работающей на природном газе. Это в шесть раз больше, чем в 2012-м. Все указывает на то, что у природного газа большие перспективы на топливном рынке.




 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings