Как статусные автомобили заменили нам настоящие увлечения

Прочитал статью Андрея Чепелева на портале Kolesa.ru про то, почему покупать новый автомобиль – плохая идея, и решил написать… Нет, не ответ на статью, а, скорее, особое мнение, которое, быть может, крутится в голове не у меня одного, но в публичный доступ проникает нечасто. Ибо идет вразрез с общими тенденциями – мировоззрения, моды и, в конце концов, менталитета.

«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», – вещал Остап Бендер в бессмертном романе Ильфа и Петрова. «Не автомобиль средство передвижения, а общественный транспорт», – словно отвечал советский автомобильный рынок 70-х, – «вот Москвич, ВАЗ 2101 и (шёпотом, с придыханием) Волга – это роскошь». Фундамент нынешнего отношения к автомобилю в России заложили тогда, во вскормленном дефицитом (простите за каламбур) советском сознании.

Понятное дело, что дефицит был на всё – на одежду, обувь, бытовую технику (в том числе телевизоры, с голубых экранов которых Бендер в 68-м и произнес крамольную для русского автолюбителя мысль). Но если с товарами массового потребления вопрос ещё как-то можно было решить, то автомобиль уже тогда стал атрибутом привилегированной касты, у представителя которой не просто были немалые накопления, но, как минимум, связи в ЦК, каком-нибудь министерстве, а ещё лучше – недюжинные творческие способности государственного масштаба.

gaz_24_volga_12.jpeg

На фото: Волга



Шутка ли, 412-й Москвич в 70-е стоил дороже кооперативной однокомнатной квартиры, а купить его могли (то есть, имели необходимую сумму) лишь процентов 15 населения! Неудивительно, что автомобиль в те времена был возведен в ранг колесницы Богов. На границе 90-х пал железный таможенный занавес, и в СССР, а чуть позже – в Россию хлынул поток иномарок: «немцы», «японцы», «американцы» – гонка подержанных вооружений продлилась более чем полтора десятилетия!

Причем автомобили стоили смешные по сравнению с предыдущими годами деньги, а пред покупателями в кои-то веки предстал Его Величество Выбор. Но новый автомобиль продолжал оставаться предметом роскоши, в эту и последующие эпохи уже чисто по экономическим соображениям, поскольку стоимость многих моделей продолжала конкурировать со стоимостью недвижимости.


autowp.ru_lincoln_town_car_5.jpg

На фото: Lincoln Town Car



Миновало много лет (в инженерно-технически-дизайнерском измерении просто-таки временная пропасть!), российский рынок стал привлекательным для всех крупнейших производителей четырехколесного транспорта, у большинства семей появился автомобиль, а то и два-три, статистика продаж в некризисные годы стала напоминать график восхождения на Эверест, рынок автокредитования развился до неприличия – акции, скидки, новинки, бесконечные автовыставки, презентации… Мир сошел с ума.

Сейчас у каждого второго на левом плече сидит маркетолог и, помахивая хвостом, копытцем массажирует зоны мозга, ответственные за выработку эндорфинов: «Купи! Дороже! Быстрее! Сильнее! Лучше! Превзойди других! Выделись». И толпа идет… Нет, бежит! Бежит к продавцу – за Мерседесом, БМВ, Тойотой и другими эгоувеличителями. Господин Фрейд наверняка счел бы такое поведение весьма занимательным в рамках своего научного направления, доживи он до наших дней…

Есть у меня друг – работает не на последней должности в российском представительстве крупной зарубежной корпорации. Зарабатывает, полагаю, немало. Мог бы «выделиться» и самореализоваться, купив, например Mustang Shelby GT500 или какую-нибудь, например, свежую BMW. Saab-кабриолет, в конце концов. Но он живет триатлоном. Многочисленные международные марафоны, велогонки, заплывы – на путешествия, перелеты, вступительные взносы и амуницию тратятся немалые деньги. Можно было бы купить не один, а два Volkswagen Golf, на котором он передвигается по столице. Кстати, Golf в хорошей комплектации стоит за 1 млн. рублей, за эти деньги можно купить 5-летний BMW X5, а это уже совсем другое либидо! Чудак человек, верно?


На фото: Volkswagen Golf Alltrack, Golf GTD Variant и Golf R Variant; Shelby GT500 Super Snake



Другой мой товарищ имеет собственное издательское дело, и за те деньги, которые он вбухал в свой пикап Ford (лебёдки, лифты, усиления и прочее), мог бы уже «выделиться» и самореализоваться, взяв Toyota LC200 и два комплекта патриотичных костюмов Bosco. Но он живет путешествиями. И каждый раз испытывает неподдельный кайф от того, что оказывается там, где нет ни намека на цивилизацию и человека современного, благо просторы нашей Родины ещё не целиком застроены мегамоллами, АЗС и элитными многоэтажками.

Ещё один мой уважаемый знакомый – гуру медийного предпринимательства. За свою карьеру мог уже разменять не один десяток Мерседесов, но с упорством больного (в хорошем смысле слова) человека продолжает исследовать мир, постоянно ищет идеи для того или иного бизнес-проекта и воплощает их (иной раз кажется, что исключительно ради процесса), играет в хоккей с шайбой и обеспечивает дочь дорогущим зарубежным образованием. А ездит на Skoda Rapid за 500 тысяч…

Советский дефицит стал нерушимым фундаментом российского дворца потребительской реальности. Самым простым способом выделиться с начала «переломных» 90-х и, увы, по сей день, для большинства окружающих остается не действие (образ жизни, поступки, хобби, в конце концов), а покупка. Хочешь выглядеть круто (и быть крутым!) – купи костюм (бренд не особо важен, главное ценник), Vertu и Porsche. Хочешь выглядеть модно (и быть модным!) – купи iPhone и BMW. Хочешь выглядеть круто и модно, но не хватает денег – возьми кредит и купи что-нибудь из этого. А про то, что раньше «круто» – это было восхождение в горы, полет в космос, интересное и полезное изобретение, спортивное достижение – как-то и вспоминать неловко.


4_1920x1200.jpg

На фото: Mercedes-AMG GT



Да, автомобиль – это, конечно, круто, и Карлу нашему Бенцу мы все по гроб жизни обязаны за его изобретение, и сам я в автомобили влюблен с детства. В автомобили как техническое произведение искусства, а не в рыночный и маркетинговый продукт. Ими можно наслаждаться в плане управления, в плане инженерной доводки под собственные практические нужды, в плане дизайна, в конце концов.

Но на полном серьезе рассуждать о правильности покупки, расположении рулей, модности, комплексах, гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, комплексах и фобиях и, в конечном счете, составлять мнение о ком-либо сквозь призму автомобиля – это уже, простите, клиника… А если вспомнить, что на наших дорогах порой разворачиваются самые настоящие военные действия – с драками, оружием, пострадавшими и погибшими, зачастую из-за чертовой царапинки на бампере, то становится и вовсе жутковато за наше общество…

Выпейте лимонного сока, окатитесь ледяной водой – очнитесь, мальчишки и девчонки (а также их родители)! Плюньте вы, наконец, через левое плечо, на котором сидят те самые маркетологи, выйдите из-за руля (правого или левого, нового или подержанного, японского или немецкого – не важно!) и оглянитесь – вокруг столько прекрасного, на что действительно стоит тратить своё драгоценное время и о чём пообщаться с другими. Жизнь гораздо ярче и интереснее, чем любой, самый дорогой «металлик». А автомобиль пусть останется тем, чем должен быть – любимым средством передвижения, каждому из нас приносящим своё удовольствие и пользу. Не более того.


3_1920.jpg

На фото: Mercedes S-Class


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

70.png
71.png

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
29.07.2015 22:27

Автор, пиши еще.

1

30.07.2015 21:42
Андрей Шитов

Под каждым словом подписаться могу! Все верно подмечено, хорошо изложено и, в конце концов, просто "цепляет"... Чтобы не повторять предыдущий комментарий, скажу, как нынешние герои статьи: АФФТАР, ПЕШИ ЕЗЧО...))) В хорошем смысле..


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings