Крайне худой мир: что происходит на рынке автострахования

Эксперты от страховой и околостраховой сфер, приглашенные для участия в конференции «ОСАГО: новый виток развития», рассказали «Колесам», как на сегодняшний день обстоят дела с ОСАГО – что за претензии предъявляют граждане к торговцам полисами, почему страховщики ненавидят автоюристов, и о какой реформе системы выплат мечтают страховые компании.

Я буду жаловаться в ФАС

  • ФАС принимает жалобы от населения к системе ОСАГО – говорит Лилия Беляева, замначальника Управления контроля финансовых рынков Федеральной Антимонопольной Службы:

На сегодняшний день лидируют по числу нареканий на страховые компании Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Карачаево-Черкесская республика. Там до сих пор невозможно приобрести полисы ОСАГО – люди записываются в огромные очереди, не желая платить за навязываемые допуслуги. В этих же регионах чаще всего некорректно рассчитываются страховые выплаты. Для обеспечения продажи полисов ОСАГО начала работать система «Единый агент», но мы считаем, что она пока не дала явных результатов…
Лилия Беляева
замначальника Управления контроля финансовых рынков Федеральной Антимонопольной Службы

Собственно, формат работы «Единый агент», который действует с конца лета, – это промежуточная попытка страховых компаний победить критическую ситуацию, сложившуюся в некоторых регионах страны, при которой граждане не могут приобрести полис ОСАГО без дополнительно навязываемых дорогостоящих страховых услуг, или даже вовсе ни за какие деньги... Промежуточной же мерой «ЕА» является, поскольку со следующего года все компании будут обязаны оформлять электронные полисы ОСАГО, и проблема отсутствия бланков или хитрых задним умом клерков в офисах страховых компаний исчезнет в принципе. Пока же в день по всей стране заключается не более 900 электронных полисов ОСАГО – проблемы в проверке и идентификации граждан при оформлении Е-полиса.

Depositphotos_13979888_original

Так или иначе, «Единый агент» не приглянулся россиянам – да, с ним вы получаете полис ОСАГО без очередей и ненужных услуг, по номиналу и с сохранением всех накопленных привилегий за безаварийную езду, но… неизвестно, в какой компании! Страховая компания выбирается случайным образом, и повлиять на выбор вы не в состоянии. В Российском Союзе Автостраховщиков уверяют, что разницы нет, но мы-то знаем, что страховые компании практикуют весьма разные политики в отношении клиентов. Есть, как ни странно, те, куда хочется вернуться, но есть и такие, которые сто раз проклянешь, получив стоимость бампера без покраски за аварию, в которой пострадало полмашины…

Кстати, на примере самого проблемного округа страны – Южного федерального – Федеральная Антимонопольная Служба обнародовала свой антирейтинг компаний, которыми больше всего недовольны автовладельцы. Претензии предъявляются в первую очередь за навязанные услуги, за сокращение объемов страхования (недостаток полисов и закрытие офисов) и за неверное применение коэффициента «бонус-малус» при оформлении страховки.

Список страховых компаний, на которые в основном поступали жалобы (в порядке убывания количества претензий):

1. Росгосстрах 2. ВСК 3. СОГАЗ 4. Ингосстрах 5. ЖАСО 6. СК Согласие 7. МАКС 8. АльфаСтрахование

Европротокол

Также эксперты от страхования оценили популяризацию так называемого формата европротокола – когда в случае мелкой аварии без жертв и без серьезного ущерба водителям не нужно ждать несколько часов прибытия гаишников: стороны сами заполняют бланк и разъезжаются.

Европротокол развивается – сегодня уже в среднем около 29% аварий оформляются без участия сотрудников ГИБДД.
Евгений Уфимцев
исполнительный директор Российского Союза Автостраховщиков (РСА)

Европротокол – штука, безусловно, хорошая и удобная… Но только, когда все делается честно. Честно – участниками аварии относительно друг друга, и честно – страховщиком и страхователем относительно друг друга. Поскольку уверенности в честности сторонних лиц обычно нет, европротокол продвигается со скрипом, однако в некоторых регионах России граждане демонстрируют просто удивительную любовь к оформлению по этой форме!

На фоне типичных для большинства областей числа «евро» в 10-20% от всех страховых случаев, в Волгоградской области по «евро» расходятся участники 65% ДТП, в Приморском крае – 60%, в Ростовской области – 44%... Эти регионы на жаргоне страховщиков называются «токсичными» — страховые компании уверены, что там бесчинствуют организованные группировки автоюристов, которые вытрясают из них в свою пользу (и в пользу пострадавших автовладельцев, конечно же) огромные деньги…

Юристы-«шантажисты»

Количество европротоколов, зашкаливающее за 50-60%, – это результат действий недобросовестных автоюристов в некоторых регионах. Поэтому страховые компании и готовы возмещать ущерб не деньгами с учетом износа автомобиля, а ремонтом без учета износа запчастей, поскольку это избавит их от «террора» автоюристов. В некоторых регионах автоюристы делают экспертизу и оценивают её в 50-60 тысяч рублей, что часто сопоставимо со стоимостью ремонта. Пять листов бумаги стоят 50-60 тысяч! И суд это принимает и возлагает на страховую компанию и доплату автовладельцу, и экспертизу! А реальная цена экспертного заключения по ущербу – не более 5 000 рублей!
Евгений Уфимцев
исполнительный директор Российского Союза Автостраховщиков (РСА)

В общем, страховые компании едины во мнении: нужно законодательно менять формат денежных выплат на услуги ремонта, чтобы вытеснить с рынка автоюристов, которые наносят страховым огромный, по их словам, ущерб. Плюс для автовладельцев – якобы в том, что в такой системе обещается не учитывать износ деталей. Страховщики предполагают, что такой реверанс в сторону автовладельцев все равно обойдется им дешевле, нежели выплаты автоюристам.

Depositphotos_88489570_original

Правда, реальная выгода автовладельцев в этой ситуации под большим вопросом. Причины прозрачны: ведь как именно будет осуществляться восстановление машины по системе «ремонт вместо денег» – совершенно неясно. И крайне велик риск, что ваша «ласточка» отправится в «подпольный» гараж, где гастарбайтеры-нелегалы навесят на неё запчасти непонятного качества.

Вот типичная ситуация на примере конкретного автовладельца по имени Роман, история ремонта которого завершилась не далее, чем месяц назад. В стоящую на светофоре Chevrolet Lacetti Романа от души въехал сзади Renault Sandero. На Lacetti 2007 года выпуска безнадежно пострадали крышка багажника, бампер, усилитель бампера и правый задний фонарь, оказалась смята ниша запасного колеса, пострадал лонжерон.

Depositphotos_1803787_original

Страховая (из числа наиболее известных компаний) выплатила Роману 95 000 рублей, которых хватило на ремонт весьма посредственного уровня. Собственно, даже если не затрагивать вопрос качества ремонта, самое простое, что вызывает недоумение при возможной системе «ремонт вместо денег» – расчет стоимости запчастей. В официальном сервисе GM бампер на «Лачетти» стоит несусветные 33 000 рублей. За бампер с разборки, в котором сломана часть креплений, ободрана краска и здорово пошарпаны углы, просят 5 000 рублей. Новый китайский бампер стоит от 3 000 до 5 000 рублей, но мастера говорят, что лучше доводить до ума оригинальный с разборки – «китаец» встает с такими перекосами, что крылья подгибать приходится… И, собственно, так ли неправ Роман, что обратился к автоюристам, которые довольно быстро «выдоили» со страховой еще 21 000 рублей (выдав ему наличными 16 000 рублей, за вычетом 30% за труды) и планируют «доить» её еще?

Каким должно быть ОСАГО

Ну и под конец – оценка россиянами института ОСАГО в целом. ОСАГО в России обязательно для автовладельцев с 2003 года – то есть, уже чертову дюжину лет. Однако, как ни странно, до сих пор далеко не все россияне захлебываются от счастья и боготворят сей павший с неба дар.

34% опрошенных считают, что ОСАГО нуждается в реформировании, 33% – что оно должно быть обязательным, поскольку дисциплинирует автовладельцев, а 56% также считают, что оно должно быть обязательным, поскольку предотвращает конфликты на дорогах.
Ольга Горелова
генеральный директор «Ромир»

При этом, согласно опросам агентства «Ромир», 11% отечественных автомобилистов категорически против существования навязанной страховки в принципе – а это, хоть и подавляющее меньшинство, без малого 4,5 миллиона человек…

Тем не менее, на радикальные изменения в системе рассчитывать пока не приходится – а потому главные надежды стоит возлагать на ближайшее будущее, когда электронное оформление полисов войдет в норму. Мы продолжаем следить за ситуацией на рынке – и, пожалуй, обновление этого материала через полгода-год, когда обещания вступят в силу, будет не менее интересным, чем сегодняшние реалии.

Опрос
А вам приходилось воевать со страховой компанией?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
19.11.2016 20:47
victor che

Я из Ростова-на-Дону. Страховал месяц назад почти без очереди, чему очень сильно удивился. Приехал в 6 утра занимать очередь, но оказывается всё изменилось. Можно приезжать в 8 и за полдня успеешь. Это небо и земля по сравнению с прошлым годом. А что страховую за тебя выбирают, то никакой разницы между ними нет. Если останется хотя бы так, то жить можно. И вообще страховка нужна для предъявления ГИБДД больше ни для чего. А если попал в серьёзную аварию, то значит не повезло, надо смириться и жить дальше, если жив остался конечно. Мы же не сильно возмущаемся, когда платим за коммуналку ползарплаты, вот и считайте это ещё одним налогом. Страна в кризисе.

1

24.11.2016 07:42

История была не по ОСАГО, но по КАСКО - ремонт в "одобренном" сервисе. В ДТП было замято заднее крыло, мост и глушитель. Ничего критичного, в общем-то, учитывая, что машина отечественная и новая (меньше года - КАСКО оплачено по полной). Ремонт продолжался 6 (шесть) месяцев... Страховая и сервис долго выясняли между собой сколько стоят работы, потом сервис пытался найти запчасти подешевле (на гарантийную машину, замечу) и, в итоге, поставил глушитель не той модели, мотивируя тем, что оригинальная выхлопная система у поставщика только в сборе, а заменить надо только глушитель. Переделали, конечно, ещё пара недель... Фикус этой ситуации в том, что по документам владелец автомобиля не фигурирует в ремонте как сторона, поскольку договор этот заключает страховая с сервисом, и поэтому нет никакого контроля, никаких закрепленных сроков, да даже с понятием "качества" все сложно. И если бы я не купил за те шесть месяцев новую машину, то, возможно, не обратил бы внимания на косяки и не заставил их переделать (акт приемки всё-таки владелец подписывает, хотя судя по тому, что его чуть ли не в корзину бросили, фикция это всё), то вполне возможно закрыл бы глаза на качество. Конечно случай одиозный и вряд ли показательный, однако с точки зрения закона рычагов у владельца авто не так много, для того, чтобы поиметь нормальный ремонт. И этой мой аргумент в пользу автоюристов. С другой стороны, в статье есть инфа о том, что "в Волгоградской области по «евро» расходятся участники 65% ДТП, в Приморском крае – 60%, в Ростовской области – 44%" и это де рассадник автоюристов-мошенников. А вот если посмотреть на коэффициенты страховки в этих регионах - 1-1.3, то можно догадаться, что это далеко не самые проблемные регионы, а значит ДТП там либо реже, либо не такие "дорогие"(не знаю методику по которой определяется коэффициент региональный), что вполне оправдывает распространение европротокола - никакого криминала. И это мой аргумент против нечестных страховщиков - не можете получать прибыль, уходите с рынка, не рассказывайте байки. Многие ваши конкуренты в плюсе по ОСАГО.

1

07.07.2019 20:56

"А если попал в серьёзную аварию, то значит не повезло, надо смириться и жить дальше, если жив остался конечно..." - Оптимист Вы, однако ))) "...И это мой аргумент против нечестных страховщиков - не можете получать прибыль, уходите с рынка..." - 100%. Конечно страховым легче объявить юристов врагами, чем честно вести дела с автовладельцами. Ведь они наживают барыши именно на незнании автолюбиителями их прав и юридических тонкостей.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings