Красивейший, быстрейший, возрожденный: история Alpine A110

Как правило, выдающиеся автомобили обязаны своим успехом или ошеломительной популярностью конкретной личности. Ford T, Volkswagen Kafer, Citroen 2CV, Austin Mini, Fiat 500, Porsche 911 – перечислять великие творения великих инженеров можно долго. Не стало исключением и увековеченное в бронзе купе A110 – едва ли не самый известный спортивный автомобиль Alpine, являющийся детищем Жана Ределе.

В начале пятидесятых годов увлекающийся автоспортом молодой Ределе, являющийся одним из наследников дилерского предприятия по продаже автомобилей Renault в Нормандии, решил "добавить перца" в народную малолитражку 4CV. Ему удалось положительно решить этот вопрос с производителем, и "обозленный" Жаном Renault 4CV speciale с кузовными панелями из алюминия и пятиступенчатой коробкой передач вышел на гоночные трассы. Талант Ределе как гонщика и конструктора позволил ему взобраться на подиум не один раз, что сразу сказалось на популярности доработанной "четверки".

Изначально основанное в 1954 году предприятие по выпуску автомобилей носило название Societe Anonyme Des Automobiles Alpine, но после победы в соревнованиях Coupe Das Alpies воодушевленный этой местностью Ределе переименовал свою компанию в Alpine. Впоследствии такой шаг принесет детищу француза достаточно сложностей, ведь годом ранее британский производитель Sunbeam выпустил модель с точно таким же названием – Alpine...

ebf563as-960.jpg


Купе от Ределе

В 1955-м Ределе, заключив с Renault соответствующее соглашение на поставку двигателей, шасси и остальных агрегатов, вместе с братьями Шаппе создаёт небольшое купе А106. Но уже в начале шестидесятых Alpine использует новую "реношную" платформу модели R8, создав на её базе собственное купе А108, в очертаниях которого без труда угадывается следующая модель – та самая А110 Berlinette, которая и принесла Alpine мировую известность.


Жан Ределе



Сегодня остается лишь гадать, что послужило источником вдохновения, и почему именно "сто десятая" получилась настолько красивой. Широкое и приземистое купе словно распласталось по дороге, обладая невиданной доселе привлекательностью и неуловимой харизмой. В стремительных линиях низкого силуэта было что-то итальянское, от Alfa Romeo и (даже!) Ferrari тех лет (например, модели Dino). Еще один интересный факт: Porsche 911 первой генерации вышел два года спустя, то есть купе Alpine было создано раньше. При этом "француз" на фоне "бюргера" смотрится еще стремительнее, отличаясь более "зализанным" передком, низкой линией крыши и панорамным задним стеклом.



Несмотря на довольно скромную энерговооруженность, аэродинамичное купе было невероятно быстрым – со всего-то 55-сильным моторчиком оно могло разогнаться до 170 километров в час! В этом и была сила концепции Ределе: он использовал, в общем-то, ординарные агрегаты, вставив их в очень красивый кузов из пластика. Для того, чтобы купе стало сверхпопулярным, ему не хватало лишь одного – спортивных побед.


Очень похожее по стилю купе Ferrari Dino появилось почти пять лет спустя после А110



Победоносный А110

Удачная компоновка с хребтовой рамой и легким кузовом обеспечивала автомобилю не только отличную развесовку, но и убедительное превосходство над конкурентами тех лет. Alpine A110 не просто побеждает: в 1971 году гонщики заводской команды, выступавшие на А110 с двигателями от Renault 16, заняли весь подиум Ралли Монте-Карло. В 1973-м они и вовсе стали чемпионами мира по ралли 1973 года, оставив позади таких монстров раллийных трасс, как Porsche, Lancia и Ford.


Заднее расположение силового агрегата встречалось на многих спорткарах середины прошлого века. Alpine A110 и Porsche 911 – не исключение


Именно поэтому еще в 1968 году весь спортивный бюджет Renault был инвестирован в компанию Alpine. Разумеется, автомобили стали продаваться через дилерскую сеть Renault – по сути, Alpine на тот момент уже стала частью французской марки.


Первый Porsche 911 выглядел не столь динамично, как Alpine A110



Интересно, что история знаменитой гонщицы Мишель Мутон началась именно с модели А110. Правда, дебют 22-летней Мишель в роли штурмана на ралли Монте-Карло 1973 года вышел немного комом (экипаж Ж.Таиби-М.Мутон был дисквалифицирован), однако год спустя Мишель за рулем А110 приняла участие в ралли Корсики. Автомобиль для этой цели был приобретен её отцом при одном условии – пилотировать А110 на соревнованиях будет именно она.


Не интерьер, а настоящее рабочее место гонщика


В разные годы блиставший на раллийных трассах А110 оснащался десятком двигателей Renault различного рабочего объема и мощности – от скромного "литра" до агрегата объемом 1 800 "кубиков". Пластиковый кузов обеспечивал машине малый вес (всего 685 кг), а довольно простые в техническом плане агрегаты наделяли А110 важным для спорткара качеством – надежностью.


renault_alpine_a110_rally_car_3.jpg

Рамное купе получилось легким и быстрым


В начале семидесятых Alpine стал настоящей звездой ралли


С любым двигателем А110 было быстрым и динамичным


Использовав силовой агрегат конструкции Амадея Гордини, Ределе в модификации А110 1600s смог достичь впечатляющей (с учетом веса машины) мощности в 138 "лошадок", что обеспечивало компактному купе превосходную энерговооруженность. Впрочем, существовали и еще более мощные версии, двигатель которых развивал и все 180 л. с.!


redele-and-amedee.jpg

Жан Ределе и Амадей Гордини


В 1973 году все модификации А110 Berlinette начали оснащать дисковыми тормозами на всех колесах, а еще купе получило модернизированную заднюю подвеску, что повысило уровень комфорта. Возможно, это звучит несколько странно, но в погоне за кошельком потенциального клиента французы решили несколько ослабить раллийный дух маленького, но грозного автомобильчика, наделив его "гражданским" характером.


"Гражданские" версии Берлинетты пользовались популярностью у своей "целевой аудитории"



Впрочем, А110 выпускали не только для богачей и спортсменов: доработанные модификации "сто десятой" использовались специальным подразделением французской полиции, работавшей на крупных автомагистралях. Ведь разгонявшаяся до 215 км/ч машина была настоящей грозой нарушителей – быстрее в те времена в Европе могли ездить лишь единичные модели, а всех остальных жандармы за рулем А110 могли без труда наказать во всех смыслах этого слова.


renault_alpine_a110_gendarmerie_1.jpg

Благодаря Alpine A110 французская полиция была быстрой


Закат Берлинетты

Увы, энергетический кризис 1973 года ударил по не самому практичному и экономичному купе Alpine, да и по самой компании тоже. В 1974-м Renault была вынуждена буквально спасти Alpine, выкупив все её активы и погасив долги предприятия, находившегося на грани банкротства. Поговаривают, что не лучшее финансовое положение было связано и с проблемами в бухгалтерском учете.


Итальянская "летающая тарелка" оказалась быстрее, выше и сильнее маленького купе Ределе


Количество выпускаемых автомобилей тут же снизилось в полтора раза, да и на раллийных трассах к середине семидесятых начали появляться более энерговооруженные конкуренты, которые могли составить вполне достойную конкуренцию маленькому, но гордому купе Ределе. В первую очередь, "сто десятую" потеснила грозная Lancia Stratos, которая изначально разрабатывалась для участия в гонках и была гораздо мощнее. А обычные модификации на фоне машин семидесятых годов выглядели уже несколько устаревшими... Раллисты Станислав Ревертер и Антони Колеман даже попытались решить проблему нехватки мощности установкой пламенного "сердца" от Porsche 911, но в 1975 году сверхмощный А110 попал в аварию и был разбит. К слову, бронзовый памятник в городе Орензе установили именно в честь этих испанских гонщиков-энтузиастов.


FASA-Renault – Alpine А110 испанской сборки


Нет ничего удивительного в том, что в июле 1977 года производство легендарного купе было прекращено. Другие модели Alpine, созданные уже под крылом Renault, оказались действительно другими – куда более дорогими, мощными, тяжелыми, а потому менее доступными и популярными, чем изящное купе Ределе.

Большинство Берлинетт были изготовлены в Дьёппе. Но при этом Alpine А110 был настоящим гражданином мира: по лицензии купе выпускали в Болгарии, Испании, Бразилии и Мексике. Всего было произведено около 8 000 автомобилей модели А110. Сегодня во многих странах существуют фан-клубы поклонников Берлинетты, которая надолго осталась в сердцах многих ценителей автомобильной красоты.

Реинкарнация


Alpine A110-50


Ровно 20 лет назад, в 1996 году руководство Renault приняло решение о прекращении выпуска автомобилей под маркой Alpine. Но на этом история Alpine не завершилась: в 2012 году, отмечая 50-летие модели А110, Renault представила концепт-кар под названием A110-50, а в феврале 2016 года французы показали в Монте-Карло концептуальное купе Vision. Этот предсерийный прототип продемонстрировал, как в новом веке будут выглядеть автомобили Alpine, которым придется побороться за сердце и кошелек покупателя, конкурируя с Porsche Cayman, Audi TT и Alfa Romeo 4C. Если, конечно, реинкарнация действительно состоится, и компактное купе с "генетическими" формами в духе той самой А110 все-таки станет серийным автомобилем. Поживем – увидим: товарные экземпляры обещают представить на Парижском автосалоне уже этой осенью.


Концепт Vision: так должно выглядеть серийное купе Alpine


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings