Кризис авторынка: идем на дно или уже на дне?

5128 0 5
Поделиться: 0 1 0 3 0 1

Сегодня в России работают две государственных программы, направленных на поддержку отечественного автопрома: утилизации автохлама и льготного кредитования. Правда, эксперты рекомендуют тем, кто собирается воспользоваться этими предложениями, поторопиться: выделенных из госбюджета денег хватит, по их мнению, примерно на три месяца (а по наиболее популярным маркам авто квоты уже израсходованы). При этом вряд ли федеральное правительство в условиях жесткого кризиса выделит на эти цели дополнительные средства. Все-таки речь идет о поддержке автопрома, а не автомобилистов. Все эти проблемы отраслевые эксперты обсуждали в Петербурге на круглом столе, организованном агентством «ТТ-Финанс» и редакцией «МК в Питере».

Что с нами было?

Эксперты, собравшиеся в зале «Сайгон» гостиницы Radisson Royal на углу Невского и Владимирского проспектов (аккурат там, где когда-то тусовался знаменитый ленинградский «Сайгон») оптимизма не излучали. Открывший заседание Валерий Солдунов, председатель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов лишь констатировал, что вторичный рынок чуть-чуть оживился, в отличие от первичного.



По его словам, это произошло из-за того, что многие граждане в ходе биржевой паники конца 2014 года вкладывали свои средства в новые автомобили – просто чтобы они не сгорели. И теперь эти практически новые машины (которые владельцам оказались не очень-то и нужны) появились на вторичном рынке. Эксперт сказал несколько добрых слов в адрес тех автодилеров, которые продолжали работать, несмотря на все проблемы с курсом рубля, часто – себе в убыток, но зато смогли сохранить позиции на рынке.

В целом, все присутствующие согласились с такой оценкой текущей ситуации, а Нонна Шалина, директор по продажам сети автосалонов «Истком», добавила, что ощущения от 2014 и начала 2015 годов у нее «как в фильме ужасов»: такого падения авторынка на ее памяти еще не было. По убеждению эксперта, многие банкиры продолжают перестраховываться за счет клиентов и по-прежнему держат завышенные процентные ставки по кредитам. А в условиях, когда платежи по автокредиту достигают 25 тыс. рублей в месяц, большинство нормальных людей предпочитает взять ипотеку (имеющую сопоставимые текущие платежи) и покататься пока на старой машине.

Действительно, в конце 2014 года банки были вынуждены специально снизить темпы автокредитования, покаялся Андрей Запорожский, директор департамента розничного бизнеса «Балтинвестбанка». Правда, по его словам, у банкиров просто не было другого выхода: Центральный банк поднял ставку рефинансирования и кроме того, никто не брался строить финансовые прогнозы даже на краткосрочную перспективу. В такой ситуации было просто непонятно, под какие проценты выдавать кредиты, и какие-то банки ввели заградительные (то есть, специально завышенные) процентные ставки по кредитам, а кто-то вообще приостановил их выдачу.

Тем не менее, уже в январе 2015 года доля продаж автомобилей по программам автокредитования составила 20%, сейчас она составляет около 35%, а к концу лета прогнозируется на уровне 40%. Положительную роль сыграла при этом государственная программа льготного автокредитования, в том числе она стала своеобразной информационной кампанией для продвижения обычных банковских кредитов, не попадающих в госпрограмму. Андрей Запорожский напомнил, что Центробанк постепенно снижает ставку рефинансирования, и очередное ее снижение ожидается 19 июня.

С одной стороны, банки стали постепенно снижать процентные ставки (сейчас они составляют около 19,5-20% годовых по обычным автокредитам и 13-14% по кредитам с господдержкой). С другой стороны, покупатели, пришедшие в автосалон или банк и выяснившие, что их будущая машина в программу не попадает (например, стоит больше 1 млн рублей), часто брали обычные кредиты, посчитав их вполне подъемными для себя.

Что с нами будет?

Программа утилизации автохлама, запущенная с 15 мая 2015 года, пользуется традиционной популярностью у автомобилистов, считает Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга компании «Балтийский лизинг». По его словам, по состоянию на 1 июня (то есть, всего за полмесяца) по этой программе оформлено 2127 сделок на общую сумму 278 млн рублей. По его оценке, к сентябрю в этой госпрограмме денег уже не будет, а если темпы вырастут – то и раньше. Примерно такой же срок эксперт отводит и на госпрограмму льготного кредитования: ведь государство просто частично выплачивает банкам кредит за клиентов из ограниченных бюджетных средств – и снижение процентной ставки происходит за счет этих дотаций.

В связи этим специалист порекомендовал тем, кто собирается сдать старую «лоханку» в зачет нового авто или взять льготный кредит, не затягивать этот процесс. Тем более, что сейчас многие автопроизводители предоставляют лизинговым компаниям возможность продавать машины с дополнительной скидкой. А это с одновременным применением программ льготного кредитования и утилизации автохлама может в ряде случаев дать общую скидку в размере 35% от стоимости нового автомобиля.

Про лизинг

Интересно, что лизинг для физических лиц, который разрешен в нашей стране уже несколько лет как, до сих пор преподносится как новинка. Еще год назад мы сравнивали кредит и лизинг и не нашли явных преимуществ ни у одной из схем. Интересно узнать, что поменялось за это время…




Подробно об автолизинге для частников рассказал Дмитрий Тимофеев, генеральный директор компании «Контрол Лизинг». Напомним, что по лизинговой схеме машина остается в собственности лизинговой компании, автомобилист берет ее в аренду, выплачивая при этом ежемесячные платежи, оплачивая страховку и выполняя ряд дополнительных требований (в частности, имеются ограничения по пробегу и географии использования авто).

По истечении срока выплат машина может перейти в собственность клиента, но большинство предпочитает взять по той же схеме новую машину (у старой как раз истекает гарантия), чтобы не заморачиваться с обслуживанием и последующей продажей автомобиля с пробегом. Именно по такой схеме пользуются машинами 20% американских и 10% европейских автомобилистов. В России же пока доля лизинговых схем в продажах автомобилей не превышает 2,5%. И хотя объем таких сделок вырос в 2014 году на четверть, речь идет о ничтожно малых в масштабах страны величинах. Более того, на пике кризиса лизинговые компании вообще приостановили продажи и решились возобновить их только в марте 2015 года.

Тем не менее, Дмитрий Тимофеев полон оптимизма и предсказывает продажам автомобилей в лизинг быстрый рост даже при общем падении авторынка – за счет кредитования и других финансовых схем. Он напомнил, что еще в 2000 году автокредитование вызывало смех даже у специалистов – банкиров и дилеров. Считалось, что россияне всегда будут покупать подержанные авто из стран Евросоюза, которые гонят частным порядком перегонщики, самостоятельно заниматься растаможкой, ремонтом и разборками на трассе в случае ДТП (с применением грубой физической силы). Однако прошло всего 15 лет и оказалось, что большинству граждан все эти проблемы не нужны, и подавляющее большинство готово заплатить за страховку, новую машину и пользование кредитом – просто чтобы не заниматься решением этих вопросов.

При этом гендиректор лизинговой компании перекинул мячик на сторону поля автодилеров, посетовав, что продавцы по-прежнему предлагают клиентам в первую очередь традиционные банковские кредиты. Впрочем, не со зла: большинство из них и сами не представляют, как работают эти схемы – именно поэтому в автосалонах не могут внятно объяснить клиенту всю финансовую выгоду от использования лизинга.

Впрочем, автодилеры, в свою очередь, сетуют на неподготовленность общества и, разумеется, на СМИ, которые в недостаточной степени разъясняют населению новые финансовые возможности. При этом Игорь Скворцов, руководитель автосалона компании «Элан-Моторс» отметил, что дилерами «любая новая схема приветствуется, так как она позволяет привлечь новую группу клиентов».

Чем наше сердце успокоится?

В последнее время российская экономика постепенно оживляется просто потому, что надо жить и надо на что-то жить, считает Дмитрий Тимофеев. Он прогнозирует, что в третьем квартале 2015 года общество постепенно избавится от депрессии и в качестве примера привел факты набора персонала компаниями, которые ранее провели сокращения.

Его поддержал Игорь Скворцов: по его словам, депрессия была связана с резким ростом цен из-за падения курса рубля: автомобиль, стоивший 700-800 тысяч рублей, подорожал до миллиона, и это не могло не остановить потенциальных покупателей. По его мнению, авторынок оживится сам собой: можно отложить покупку нового автомобиля на 1-2 года, но потом его все равно придется покупать. «Рубль более-менее стабилизировался, и думаю, что дно, которое мы могли достичь – либо мы на нем находимся сейчас, либо уже его прошли», — отметил эксперт.

«Оптимист!» — тут же отреагировала Нонна Шалина. По ее мнению, падение рынка продолжится, поскольку снижение объемов производства – всегда отложенное. И если в первом квартале падение составило 38%, то во втором оно достигнет, скорее всего, 45%. «Мы все еще не представляем глубину этого кризиса, исходя из реальных и не зависящих от нас предпосылок. Падение будет продолжаться до конца года, и в начале следующего года продолжится. Пик падения придется на следующую зиму», отметила Нонна Шалина. При этом эксперт напомнила заседание круглого стола, состоявшееся весной 2014 года, на котором банкиры излучали оптимизм, а она предсказывала жесткий экономический спад – и оказалась права.

Андрей Запорожский в целом также высказал осторожный оптимизм, хотя и оговорился, что в кризис прогнозы строить невозможно в принципе. Тем не менее, он отметил, что в мае объем выданных его банком автокредитов удвоился по отношению к мартовским показателям, хотя и не достиг докризисного уровня. «Рынок автокредитования будет расти. Медленно, но расти», — считает банкир. Сбудутся эти предсказания или же окажутся правы пессимисты, мы с вами увидим уже в ближайшем будущем.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Авторынок
Обновлен рейтинг самых востребованных машин в мире

Текущий год изменил расстановку сил в рейтинге самых популярных машин на планете. Японцы оккупируют ТОП-10, а Volkswagen теряет позиции.

1595 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Наоя Накамура, Mitsubishi Motors Rus: до конца года мы преподнесем большой сюрприз

Когда ждать появления ASX и Eclipse Cross в России? Будет ли маленький кроссовер Mitsubishi? Не мешают ли друг другу Pajero 4 и новый Pajero Sport? Чем обернётся покупка части Mitsubishi Motors альянсом Renault-Nissan?…

242 0 0
Статьи / Практика
Проверяй, но доверяй: как диагностируют и ремонтируют форсунки дизелей

Когда-то дизельные автомобили покупали люди, которые хотели ездить экономно. Они мирились со специфическим запахом, с посредственной динамикой и характерным тарахтеньем мотора, но сейчас времена изменились. Современный…

2642 0 5
Статьи / Популярные вопросы
Можно ли велосипедистам ездить по дорогам, и за что их могут оштрафовать

Многих автовладельцев раздражают велосипедисты, передвигающиеся по проезжей части. Разрешено ли им выезжать на автодороги вообще, какие правила и запреты на них распространяются, и за что могут оштрафовать велосипедиста?

3010 5 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Range Rover P38 с пробегом: гниющий алюминий и ад для электрика

Наверняка многие из вас хохотали над анекдотами про Range Rover. Да, сочинили их немало. И знаете, что интересно? При тщательной проверке многие из них оказываются суровой правдой. И всё равно не переводится целая армия…

460 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V II с пробегом: неудачный полный привод и меганадёжные моторы

Для многих наших граждан Honda CR-V казалась недоступной сказкой, а кому-то она кажется таковой до сих пор. Почему так получилось? Правда ли, что этот японский кроссовер так хорош, как о нём многие думают? И почему он…

2720 3 3
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V II с пробегом: электрика без изъяна и двери, которыми нельзя хлопать

Японский автомобиль до сих пор у многих в подсознании намертво связан с вечным двигателем, запчастями за пятак и сервисом раз в пятьдесят тысяч километров за две копейки. А кроссовер ассоциируется со статусом и…

3988 1 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

21308 9 21
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

18106 3 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

15628 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

63401 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

52676 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

25065 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

55727 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

28870 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

17827 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

102988 4 3
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

25731 4 2
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

18783 5 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?