Кризис авторынка: идем на дно или уже на дне?

5139 0 5
Поделиться: 0 1 0 3 0 1

Сегодня в России работают две государственных программы, направленных на поддержку отечественного автопрома: утилизации автохлама и льготного кредитования. Правда, эксперты рекомендуют тем, кто собирается воспользоваться этими предложениями, поторопиться: выделенных из госбюджета денег хватит, по их мнению, примерно на три месяца (а по наиболее популярным маркам авто квоты уже израсходованы). При этом вряд ли федеральное правительство в условиях жесткого кризиса выделит на эти цели дополнительные средства. Все-таки речь идет о поддержке автопрома, а не автомобилистов. Все эти проблемы отраслевые эксперты обсуждали в Петербурге на круглом столе, организованном агентством «ТТ-Финанс» и редакцией «МК в Питере».

Что с нами было?

Эксперты, собравшиеся в зале «Сайгон» гостиницы Radisson Royal на углу Невского и Владимирского проспектов (аккурат там, где когда-то тусовался знаменитый ленинградский «Сайгон») оптимизма не излучали. Открывший заседание Валерий Солдунов, председатель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов лишь констатировал, что вторичный рынок чуть-чуть оживился, в отличие от первичного.



По его словам, это произошло из-за того, что многие граждане в ходе биржевой паники конца 2014 года вкладывали свои средства в новые автомобили – просто чтобы они не сгорели. И теперь эти практически новые машины (которые владельцам оказались не очень-то и нужны) появились на вторичном рынке. Эксперт сказал несколько добрых слов в адрес тех автодилеров, которые продолжали работать, несмотря на все проблемы с курсом рубля, часто – себе в убыток, но зато смогли сохранить позиции на рынке.

В целом, все присутствующие согласились с такой оценкой текущей ситуации, а Нонна Шалина, директор по продажам сети автосалонов «Истком», добавила, что ощущения от 2014 и начала 2015 годов у нее «как в фильме ужасов»: такого падения авторынка на ее памяти еще не было. По убеждению эксперта, многие банкиры продолжают перестраховываться за счет клиентов и по-прежнему держат завышенные процентные ставки по кредитам. А в условиях, когда платежи по автокредиту достигают 25 тыс. рублей в месяц, большинство нормальных людей предпочитает взять ипотеку (имеющую сопоставимые текущие платежи) и покататься пока на старой машине.

Действительно, в конце 2014 года банки были вынуждены специально снизить темпы автокредитования, покаялся Андрей Запорожский, директор департамента розничного бизнеса «Балтинвестбанка». Правда, по его словам, у банкиров просто не было другого выхода: Центральный банк поднял ставку рефинансирования и кроме того, никто не брался строить финансовые прогнозы даже на краткосрочную перспективу. В такой ситуации было просто непонятно, под какие проценты выдавать кредиты, и какие-то банки ввели заградительные (то есть, специально завышенные) процентные ставки по кредитам, а кто-то вообще приостановил их выдачу.

Тем не менее, уже в январе 2015 года доля продаж автомобилей по программам автокредитования составила 20%, сейчас она составляет около 35%, а к концу лета прогнозируется на уровне 40%. Положительную роль сыграла при этом государственная программа льготного автокредитования, в том числе она стала своеобразной информационной кампанией для продвижения обычных банковских кредитов, не попадающих в госпрограмму. Андрей Запорожский напомнил, что Центробанк постепенно снижает ставку рефинансирования, и очередное ее снижение ожидается 19 июня.

С одной стороны, банки стали постепенно снижать процентные ставки (сейчас они составляют около 19,5-20% годовых по обычным автокредитам и 13-14% по кредитам с господдержкой). С другой стороны, покупатели, пришедшие в автосалон или банк и выяснившие, что их будущая машина в программу не попадает (например, стоит больше 1 млн рублей), часто брали обычные кредиты, посчитав их вполне подъемными для себя.

Что с нами будет?

Программа утилизации автохлама, запущенная с 15 мая 2015 года, пользуется традиционной популярностью у автомобилистов, считает Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга компании «Балтийский лизинг». По его словам, по состоянию на 1 июня (то есть, всего за полмесяца) по этой программе оформлено 2127 сделок на общую сумму 278 млн рублей. По его оценке, к сентябрю в этой госпрограмме денег уже не будет, а если темпы вырастут – то и раньше. Примерно такой же срок эксперт отводит и на госпрограмму льготного кредитования: ведь государство просто частично выплачивает банкам кредит за клиентов из ограниченных бюджетных средств – и снижение процентной ставки происходит за счет этих дотаций.

В связи этим специалист порекомендовал тем, кто собирается сдать старую «лоханку» в зачет нового авто или взять льготный кредит, не затягивать этот процесс. Тем более, что сейчас многие автопроизводители предоставляют лизинговым компаниям возможность продавать машины с дополнительной скидкой. А это с одновременным применением программ льготного кредитования и утилизации автохлама может в ряде случаев дать общую скидку в размере 35% от стоимости нового автомобиля.

Про лизинг

Интересно, что лизинг для физических лиц, который разрешен в нашей стране уже несколько лет как, до сих пор преподносится как новинка. Еще год назад мы сравнивали кредит и лизинг и не нашли явных преимуществ ни у одной из схем. Интересно узнать, что поменялось за это время…




Подробно об автолизинге для частников рассказал Дмитрий Тимофеев, генеральный директор компании «Контрол Лизинг». Напомним, что по лизинговой схеме машина остается в собственности лизинговой компании, автомобилист берет ее в аренду, выплачивая при этом ежемесячные платежи, оплачивая страховку и выполняя ряд дополнительных требований (в частности, имеются ограничения по пробегу и географии использования авто).

По истечении срока выплат машина может перейти в собственность клиента, но большинство предпочитает взять по той же схеме новую машину (у старой как раз истекает гарантия), чтобы не заморачиваться с обслуживанием и последующей продажей автомобиля с пробегом. Именно по такой схеме пользуются машинами 20% американских и 10% европейских автомобилистов. В России же пока доля лизинговых схем в продажах автомобилей не превышает 2,5%. И хотя объем таких сделок вырос в 2014 году на четверть, речь идет о ничтожно малых в масштабах страны величинах. Более того, на пике кризиса лизинговые компании вообще приостановили продажи и решились возобновить их только в марте 2015 года.

Тем не менее, Дмитрий Тимофеев полон оптимизма и предсказывает продажам автомобилей в лизинг быстрый рост даже при общем падении авторынка – за счет кредитования и других финансовых схем. Он напомнил, что еще в 2000 году автокредитование вызывало смех даже у специалистов – банкиров и дилеров. Считалось, что россияне всегда будут покупать подержанные авто из стран Евросоюза, которые гонят частным порядком перегонщики, самостоятельно заниматься растаможкой, ремонтом и разборками на трассе в случае ДТП (с применением грубой физической силы). Однако прошло всего 15 лет и оказалось, что большинству граждан все эти проблемы не нужны, и подавляющее большинство готово заплатить за страховку, новую машину и пользование кредитом – просто чтобы не заниматься решением этих вопросов.

При этом гендиректор лизинговой компании перекинул мячик на сторону поля автодилеров, посетовав, что продавцы по-прежнему предлагают клиентам в первую очередь традиционные банковские кредиты. Впрочем, не со зла: большинство из них и сами не представляют, как работают эти схемы – именно поэтому в автосалонах не могут внятно объяснить клиенту всю финансовую выгоду от использования лизинга.

Впрочем, автодилеры, в свою очередь, сетуют на неподготовленность общества и, разумеется, на СМИ, которые в недостаточной степени разъясняют населению новые финансовые возможности. При этом Игорь Скворцов, руководитель автосалона компании «Элан-Моторс» отметил, что дилерами «любая новая схема приветствуется, так как она позволяет привлечь новую группу клиентов».

Чем наше сердце успокоится?

В последнее время российская экономика постепенно оживляется просто потому, что надо жить и надо на что-то жить, считает Дмитрий Тимофеев. Он прогнозирует, что в третьем квартале 2015 года общество постепенно избавится от депрессии и в качестве примера привел факты набора персонала компаниями, которые ранее провели сокращения.

Его поддержал Игорь Скворцов: по его словам, депрессия была связана с резким ростом цен из-за падения курса рубля: автомобиль, стоивший 700-800 тысяч рублей, подорожал до миллиона, и это не могло не остановить потенциальных покупателей. По его мнению, авторынок оживится сам собой: можно отложить покупку нового автомобиля на 1-2 года, но потом его все равно придется покупать. «Рубль более-менее стабилизировался, и думаю, что дно, которое мы могли достичь – либо мы на нем находимся сейчас, либо уже его прошли», — отметил эксперт.

«Оптимист!» — тут же отреагировала Нонна Шалина. По ее мнению, падение рынка продолжится, поскольку снижение объемов производства – всегда отложенное. И если в первом квартале падение составило 38%, то во втором оно достигнет, скорее всего, 45%. «Мы все еще не представляем глубину этого кризиса, исходя из реальных и не зависящих от нас предпосылок. Падение будет продолжаться до конца года, и в начале следующего года продолжится. Пик падения придется на следующую зиму», отметила Нонна Шалина. При этом эксперт напомнила заседание круглого стола, состоявшееся весной 2014 года, на котором банкиры излучали оптимизм, а она предсказывала жесткий экономический спад – и оказалась права.

Андрей Запорожский в целом также высказал осторожный оптимизм, хотя и оговорился, что в кризис прогнозы строить невозможно в принципе. Тем не менее, он отметил, что в мае объем выданных его банком автокредитов удвоился по отношению к мартовским показателям, хотя и не достиг докризисного уровня. «Рынок автокредитования будет расти. Медленно, но расти», — считает банкир. Сбудутся эти предсказания или же окажутся правы пессимисты, мы с вами увидим уже в ближайшем будущем.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Ву Юецзюнь, Foton-Daimler: Auman EST A – не просто тягач, а транспортная система будущего

Накануне, 12 декабря 2017 года, китайская автомобилестроительная компания Foton вывела на российский рынок магистральный тягач. В ходе мероприятия основатель совместного предприятия Foton-Daimler Ву Юецзюнь ответил на…

370 0 4
Статьи / Популярные вопросы
Что такое иммобилайзер, и для чего он нужен

Практически всегда в комплектации приобретаемого нового автомобиля значится строка «штатный иммобилайзер», да и подержанные автомобили таким устройством в большинстве своем не обделены. Более того, многие владельцы даже…

18690 1 0
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Xray

Спустя два года после старта производства Lada Xray уже вполне вписался в российские реалии, неплохо продаётся и обрёл достаточно как поклонников, так и противников. Хорош ли Икс-Рей или плох? Или же вполне ожидаемо…

18090 9 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Peugeot 307 с пробегом: одна из худших АКПП и почти хорошие моторы

Говорят, "кровавая графиня" Элизабет Батори была красавицей. И при этом – одной из самых известных женщин-убийц мира. Peugeot 307 – тоже весьма симпатичная, хоть и машина. Но об ужасах её характера – в частности…

857 2 0
Выбор авто / Подержанные авто
Peugeot 307 с пробегом: катастрофа в электрике и беда в ЭГУР

Даже если вы не большой фанат французских машин, яркий Peugeot 307 почти наверняка обращал на себя ваше внимание. Приятная внешность, очень практичный салон, огромное внутреннее пространство, неплохая моторная гамма,…

2435 14 3
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: ломающийся привод и хилый блок мотора

Дёшево и вечно – так обычно думают про Тойоту. В первой части нашего обзора Авенсиса мы выяснили, что если и не вечно, то хотя бы надёжно, и пусть даже не дёшево, но точно недорого. Всё это относится к кузову, салону,…

3727 3 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

50423 33 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

42947 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

21140 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

11109 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

10628 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

6806 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29601 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

16594 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

12230 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

39144 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

25318 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29601 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?