Кризис авторынка: идем на дно или уже на дне?

5136 0 5
Поделиться: 0 1 0 3 0 1

Сегодня в России работают две государственных программы, направленных на поддержку отечественного автопрома: утилизации автохлама и льготного кредитования. Правда, эксперты рекомендуют тем, кто собирается воспользоваться этими предложениями, поторопиться: выделенных из госбюджета денег хватит, по их мнению, примерно на три месяца (а по наиболее популярным маркам авто квоты уже израсходованы). При этом вряд ли федеральное правительство в условиях жесткого кризиса выделит на эти цели дополнительные средства. Все-таки речь идет о поддержке автопрома, а не автомобилистов. Все эти проблемы отраслевые эксперты обсуждали в Петербурге на круглом столе, организованном агентством «ТТ-Финанс» и редакцией «МК в Питере».

Что с нами было?

Эксперты, собравшиеся в зале «Сайгон» гостиницы Radisson Royal на углу Невского и Владимирского проспектов (аккурат там, где когда-то тусовался знаменитый ленинградский «Сайгон») оптимизма не излучали. Открывший заседание Валерий Солдунов, председатель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов лишь констатировал, что вторичный рынок чуть-чуть оживился, в отличие от первичного.



По его словам, это произошло из-за того, что многие граждане в ходе биржевой паники конца 2014 года вкладывали свои средства в новые автомобили – просто чтобы они не сгорели. И теперь эти практически новые машины (которые владельцам оказались не очень-то и нужны) появились на вторичном рынке. Эксперт сказал несколько добрых слов в адрес тех автодилеров, которые продолжали работать, несмотря на все проблемы с курсом рубля, часто – себе в убыток, но зато смогли сохранить позиции на рынке.

В целом, все присутствующие согласились с такой оценкой текущей ситуации, а Нонна Шалина, директор по продажам сети автосалонов «Истком», добавила, что ощущения от 2014 и начала 2015 годов у нее «как в фильме ужасов»: такого падения авторынка на ее памяти еще не было. По убеждению эксперта, многие банкиры продолжают перестраховываться за счет клиентов и по-прежнему держат завышенные процентные ставки по кредитам. А в условиях, когда платежи по автокредиту достигают 25 тыс. рублей в месяц, большинство нормальных людей предпочитает взять ипотеку (имеющую сопоставимые текущие платежи) и покататься пока на старой машине.

Действительно, в конце 2014 года банки были вынуждены специально снизить темпы автокредитования, покаялся Андрей Запорожский, директор департамента розничного бизнеса «Балтинвестбанка». Правда, по его словам, у банкиров просто не было другого выхода: Центральный банк поднял ставку рефинансирования и кроме того, никто не брался строить финансовые прогнозы даже на краткосрочную перспективу. В такой ситуации было просто непонятно, под какие проценты выдавать кредиты, и какие-то банки ввели заградительные (то есть, специально завышенные) процентные ставки по кредитам, а кто-то вообще приостановил их выдачу.

Тем не менее, уже в январе 2015 года доля продаж автомобилей по программам автокредитования составила 20%, сейчас она составляет около 35%, а к концу лета прогнозируется на уровне 40%. Положительную роль сыграла при этом государственная программа льготного автокредитования, в том числе она стала своеобразной информационной кампанией для продвижения обычных банковских кредитов, не попадающих в госпрограмму. Андрей Запорожский напомнил, что Центробанк постепенно снижает ставку рефинансирования, и очередное ее снижение ожидается 19 июня.

С одной стороны, банки стали постепенно снижать процентные ставки (сейчас они составляют около 19,5-20% годовых по обычным автокредитам и 13-14% по кредитам с господдержкой). С другой стороны, покупатели, пришедшие в автосалон или банк и выяснившие, что их будущая машина в программу не попадает (например, стоит больше 1 млн рублей), часто брали обычные кредиты, посчитав их вполне подъемными для себя.

Что с нами будет?

Программа утилизации автохлама, запущенная с 15 мая 2015 года, пользуется традиционной популярностью у автомобилистов, считает Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга компании «Балтийский лизинг». По его словам, по состоянию на 1 июня (то есть, всего за полмесяца) по этой программе оформлено 2127 сделок на общую сумму 278 млн рублей. По его оценке, к сентябрю в этой госпрограмме денег уже не будет, а если темпы вырастут – то и раньше. Примерно такой же срок эксперт отводит и на госпрограмму льготного кредитования: ведь государство просто частично выплачивает банкам кредит за клиентов из ограниченных бюджетных средств – и снижение процентной ставки происходит за счет этих дотаций.

В связи этим специалист порекомендовал тем, кто собирается сдать старую «лоханку» в зачет нового авто или взять льготный кредит, не затягивать этот процесс. Тем более, что сейчас многие автопроизводители предоставляют лизинговым компаниям возможность продавать машины с дополнительной скидкой. А это с одновременным применением программ льготного кредитования и утилизации автохлама может в ряде случаев дать общую скидку в размере 35% от стоимости нового автомобиля.

Про лизинг

Интересно, что лизинг для физических лиц, который разрешен в нашей стране уже несколько лет как, до сих пор преподносится как новинка. Еще год назад мы сравнивали кредит и лизинг и не нашли явных преимуществ ни у одной из схем. Интересно узнать, что поменялось за это время…




Подробно об автолизинге для частников рассказал Дмитрий Тимофеев, генеральный директор компании «Контрол Лизинг». Напомним, что по лизинговой схеме машина остается в собственности лизинговой компании, автомобилист берет ее в аренду, выплачивая при этом ежемесячные платежи, оплачивая страховку и выполняя ряд дополнительных требований (в частности, имеются ограничения по пробегу и географии использования авто).

По истечении срока выплат машина может перейти в собственность клиента, но большинство предпочитает взять по той же схеме новую машину (у старой как раз истекает гарантия), чтобы не заморачиваться с обслуживанием и последующей продажей автомобиля с пробегом. Именно по такой схеме пользуются машинами 20% американских и 10% европейских автомобилистов. В России же пока доля лизинговых схем в продажах автомобилей не превышает 2,5%. И хотя объем таких сделок вырос в 2014 году на четверть, речь идет о ничтожно малых в масштабах страны величинах. Более того, на пике кризиса лизинговые компании вообще приостановили продажи и решились возобновить их только в марте 2015 года.

Тем не менее, Дмитрий Тимофеев полон оптимизма и предсказывает продажам автомобилей в лизинг быстрый рост даже при общем падении авторынка – за счет кредитования и других финансовых схем. Он напомнил, что еще в 2000 году автокредитование вызывало смех даже у специалистов – банкиров и дилеров. Считалось, что россияне всегда будут покупать подержанные авто из стран Евросоюза, которые гонят частным порядком перегонщики, самостоятельно заниматься растаможкой, ремонтом и разборками на трассе в случае ДТП (с применением грубой физической силы). Однако прошло всего 15 лет и оказалось, что большинству граждан все эти проблемы не нужны, и подавляющее большинство готово заплатить за страховку, новую машину и пользование кредитом – просто чтобы не заниматься решением этих вопросов.

При этом гендиректор лизинговой компании перекинул мячик на сторону поля автодилеров, посетовав, что продавцы по-прежнему предлагают клиентам в первую очередь традиционные банковские кредиты. Впрочем, не со зла: большинство из них и сами не представляют, как работают эти схемы – именно поэтому в автосалонах не могут внятно объяснить клиенту всю финансовую выгоду от использования лизинга.

Впрочем, автодилеры, в свою очередь, сетуют на неподготовленность общества и, разумеется, на СМИ, которые в недостаточной степени разъясняют населению новые финансовые возможности. При этом Игорь Скворцов, руководитель автосалона компании «Элан-Моторс» отметил, что дилерами «любая новая схема приветствуется, так как она позволяет привлечь новую группу клиентов».

Чем наше сердце успокоится?

В последнее время российская экономика постепенно оживляется просто потому, что надо жить и надо на что-то жить, считает Дмитрий Тимофеев. Он прогнозирует, что в третьем квартале 2015 года общество постепенно избавится от депрессии и в качестве примера привел факты набора персонала компаниями, которые ранее провели сокращения.

Его поддержал Игорь Скворцов: по его словам, депрессия была связана с резким ростом цен из-за падения курса рубля: автомобиль, стоивший 700-800 тысяч рублей, подорожал до миллиона, и это не могло не остановить потенциальных покупателей. По его мнению, авторынок оживится сам собой: можно отложить покупку нового автомобиля на 1-2 года, но потом его все равно придется покупать. «Рубль более-менее стабилизировался, и думаю, что дно, которое мы могли достичь – либо мы на нем находимся сейчас, либо уже его прошли», — отметил эксперт.

«Оптимист!» — тут же отреагировала Нонна Шалина. По ее мнению, падение рынка продолжится, поскольку снижение объемов производства – всегда отложенное. И если в первом квартале падение составило 38%, то во втором оно достигнет, скорее всего, 45%. «Мы все еще не представляем глубину этого кризиса, исходя из реальных и не зависящих от нас предпосылок. Падение будет продолжаться до конца года, и в начале следующего года продолжится. Пик падения придется на следующую зиму», отметила Нонна Шалина. При этом эксперт напомнила заседание круглого стола, состоявшееся весной 2014 года, на котором банкиры излучали оптимизм, а она предсказывала жесткий экономический спад – и оказалась права.

Андрей Запорожский в целом также высказал осторожный оптимизм, хотя и оговорился, что в кризис прогнозы строить невозможно в принципе. Тем не менее, он отметил, что в мае объем выданных его банком автокредитов удвоился по отношению к мартовским показателям, хотя и не достиг докризисного уровня. «Рынок автокредитования будет расти. Медленно, но расти», — считает банкир. Сбудутся эти предсказания или же окажутся правы пессимисты, мы с вами увидим уже в ближайшем будущем.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Цена топовой комплектации универсала Lada Vesta превысит 800 000 рублей

Производство новых «пятидверок» отечественной марки стартует в Ижевске в ближайшее время.

1870 1 3
Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Много за малые деньги: 5 любопытнейших автомобилей за 150 тысяч рублей

В нашей прошлой публикации мы выбрали 5 самых любопытных, необычных, интересных и крутых автомобилей за смешные 200 тысяч рублей. И здесь бы послушать здравый смысл и внять человеческой логике – но нет, мы решили сделать…

905 2 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят УАЗ Патриот

Мы собираем самые главные поводы любить и ненавидеть автомобили. Сегодня тут УАЗ Патриот, который мы никак не могли обойти вниманием, и для которого как нельзя кстати оказывается поговорка «от любви до ненависти один…

12864 4 7
Статьи / Практика
Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать

Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но…

5368 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Много за малые деньги: 5 любопытнейших автомобилей за 150 тысяч рублей

В нашей прошлой публикации мы выбрали 5 самых любопытных, необычных, интересных и крутых автомобилей за смешные 200 тысяч рублей. И здесь бы послушать здравый смысл и внять человеческой логике – но нет, мы решили сделать…

905 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

2868 3 2
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

3759 7 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34538 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

25043 3 6
Тест-драйвы / Одиночные
Князь тишины: тест-драйв новой Mazda CX-5

Под колеса стелется асфальт автомагистрали Тбилиси — Сенаки. Магистраль тянется вдоль долины Куры, по сторонам мелькают «холмы Грузии», на которые пока еще не легла ночная мгла, а из динамиков аудиосистемы Bose салон…

16783 2 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

32312 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

5196 9 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6822 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21688 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10592 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

16818 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

18580 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21688 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10642 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?