Владимир Милов: «Нынешние цены на бензин в России абсолютно не оправданы!»

10295 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Бывший заместитель министра энергетики РФ рассказал обозревателю Kolesa.Ru о том, почему в России высокие цены на бензин, к чему готовиться автомобилистам в 2014 году и почему власти не в состоянии сдерживать «аппетиты» нефтяных компаний.

– Владимир, как бы вы прокомментировали недавнее заявление главы «Лукойла» В. Алекперова о том, что бензин в 2014 году значительно подорожает? Продавцы топлива сами же не стесняясь признаются, что будут повышать цены?

– Конечно, когда нашим нефтяным компаниям дают в руки такой замечательный повод, как повышение налогов, – они будут делать все, чтобы «отыграть» его на 250%! Хотя само по себе это увеличение налогов, возможно, и не должно было привести к повышению цен на бензин. Тем более что у нас никто не анализирует сверхприбыли, которые получают в розничной торговле трейдеры.

Фото: Wladimir777/Wikipedia.org

В России запредельная, по меркам бензинового рынка, розничная маржа! Куда, кстати, входят и так называемые расходы на розничную реализацию, которые составляют чуть ли не 4 рубля на литр. Что это такое – невозможно понять! Скорее всего – скрытая дополнительная часть маржи.

Вот эту экономику – противоречивую, монопольную – в сфере розничной реализации бензина никто у нас не анализирует. Зато, как только правительство выходит с какими-то инициативами по налогам, – все сразу начинают выть, что все плохо, будет рост цен на бензин и так далее.

Подробнее о том, за счет чего и насколько вырастут цены на бензин в России – в статье «Пять причин подорожания бензина в 2014 году»

Кроме того, нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы отыграть ситуацию со стабилизацией мировых цен на нефть. При этом их, с другой стороны, поджимает рост собственных капитальных расходов, у них также инвестпрограммы большие. И, конечно, им теперь представился очень удобный способ получить дополнительную сверхприбыль, объясняя, что во всем, мол, виновато правительство и налоги!

Давайте, однако, не забывать, что у нас тот же НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – Kolesa.Ru) составляет всего 20% в цене бензина. Но при этом у нас, по данным Росстата, три года назад средняя цена литра 95-го была 24 рубля, а сейчас – 32 с лишним. За три года рост 8 рублей! Неужели это из-за налоговой составляющей? Конечно, нет!

Так что все это, как говорится, отмазки, что якобы рост налогов обязательно должен вести к столь значительному подорожанию топлива. Не должен! И если бы на нашем рынке была конкуренция, цены, возможно, еще и снизились бы! С учетом всех цифр, которые я озвучил выше, есть все основания говорить о том, что цены у нас растут гораздо быстрее, чем те факторы, на которые нефтяники ссылаются, когда переписывают ценники.

– А в чем смысл так называемого налогового маневра, который запланирован на 2014 год? Будет повышен НДПИ и одновременно – снижены экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты. Получается, что добыча нефти станет экономически менее выгодной, чем сейчас, зато более выгодными станут поставки нефти и нефтепродуктов за рубеж?

– Знаете, я много лет проработал в топливно-энергетической сфере, но в последнее время перестал понимать смысл всех этих налоговых метаний нашего правительства, которые они сейчас называют «маневрами»! Никакого разумного обоснования этим изменениям я не вижу.

Вообще, идея о том, чтобы переносить центр тяжести налоговой нагрузки с пошлин на базовую ставку НДПИ, проговаривалась довольно давно. И это, в принципе, правильно, потому что пошлины – очень плохой инструмент для налогообложения нефтяной отрасли. Это не налог, а всего лишь таможенный платеж, на который влияют самые разные факторы, в том числе международные торговые обязательства. Кроме того, пошлины подвержены большим колебаниям, трудно прогнозировать доходы бюджета от них.

И все же, если вы просите меня объяснить, в чем смысл всех этих налоговых маневров, которые правительство сейчас предпринимает, я затрудняюсь назвать какую-то объективную причину. Потому что, на мой взгляд, все это перешло в стадию каких-то постоянных закулисных картельных переговоров с крупными нефтяными компаниями.

Сейчас они почему-то договорились изменить схему налогообложения вот таким образом. Никаких объективных причин делать это именно так и именно сегодня я не вижу. Мне кажется, в правительстве сами немного запутались во всех этих схемах – не могут даже толком объяснить тем, кто давно следит за топливным рынком, зачем это, собственно говоря, надо!..

– Показательно, что о грядущем подорожании бензина заговорили не только нефтяники, но и члены правительства в лице А. Дворковича. В связи с этим можно ли ожидать, что власти в очередной раз предпримут попытку сдерживать цены «в ручном режиме»: договоренностями с нефтяными компаниями, например, как в предвыборный период?

– Я думаю, что власти все это делают именно сейчас как раз потому, что выборы закончились, а следующие будут еще не скоро. То есть можно начинать все эти так называемые маневры.

Они, конечно, будут грозно всех окрикивать. Конечно, будут созывать совещания у президента и премьера. И стучать кулаком по столу. И кричать, чтобы не смели повышать цены на бензин! Но, как мы знаем из предыдущего опыта, – «Васька слушает да ест!»

Возможно, нефтяники и возьмут некоторую паузу: бывали такие случаи с временными мораториями. Но потом, если посмотреть на цифры, они всегда отыгрывали любые повышения налогов. И плевать они хотели на все эти окрики!..

– В своих статьях и интервью вы часто подчеркиваете, что бензин в нашей стране мог бы стоить ощутимо дешевле, чем сейчас, если бы наш топливный рынок не был столь монополизирован. Давайте представим, что, скажем, завтра он станет конкурентным – в какой части диапазона между условными Венесуэлой с ее 10 центами за литр и Норвегией с ее 1,8 евро за литр окажется в таком случае средняя цена на бензин в России? Или, может быть, все останется как есть?

– Прежде всего, я предлагаю сразу исключить из подобного сравнительного анализа европейские страны! Потому что в Европе очень высокие налоги на розничную реализацию топлива, которых у нас нет, и, собственно, поэтому бессмысленно сравнивать конечные цены с той же Норвегией.

Этот вопрос нуждается, конечно, в очень серьезном, глубоком исследовании. Но если совсем грубо говорить, то нынешняя наша цена более чем в доллар за литр 95-го абсолютно не оправдана! Поскольку процентов 20 в ней – это завышенная монопольная маржа за розничную реализацию.

Я бы считал справедливой цену бензина в России в диапазоне от 70 до 80 центов за литр 95-го. Сверхприбыль при этом – такую как сейчас – получить, конечно, было бы невозможно, но, тем не менее, можно было бы продавать топливо с выгодой! То есть цена процентов на 20 ниже, чем сейчас, представляется мне вполне нормальной и обоснованной. К тому же она могла бы сохраняться на том же уровне довольно долгое время.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

109 0 0
Статьи / Тюнинг
Кинотеатр на бездорожье: тюнинг Volvo XC70

Многие могут задать вопрос: что можно тюнинговать в современных машинах премиум-класса? Действительно, полностью преображающий кастом для них вряд ли актуален, но вот придать пару-тройку изюминок модели, когда восторг от…

1125 0 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД могут лишить прав: полный список

В материале о штрафах, которые можно оплатить со скидкой в 50% мы уже выяснили, что эта «поблажка» не распространяется на тяжелые нарушения вроде пьяной езды или аварий с пострадавшими. Езда по встречке и огромные…

4547 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

109 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

11410 9 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

4711 3 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

59345 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46412 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25195 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12428 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11751 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8660 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18419 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

15694 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

14664 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

46717 10 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43330 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33012 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?