Владимир Милов: «Нынешние цены на бензин в России абсолютно не оправданы!»

10295 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Бывший заместитель министра энергетики РФ рассказал обозревателю Kolesa.Ru о том, почему в России высокие цены на бензин, к чему готовиться автомобилистам в 2014 году и почему власти не в состоянии сдерживать «аппетиты» нефтяных компаний.

– Владимир, как бы вы прокомментировали недавнее заявление главы «Лукойла» В. Алекперова о том, что бензин в 2014 году значительно подорожает? Продавцы топлива сами же не стесняясь признаются, что будут повышать цены?

– Конечно, когда нашим нефтяным компаниям дают в руки такой замечательный повод, как повышение налогов, – они будут делать все, чтобы «отыграть» его на 250%! Хотя само по себе это увеличение налогов, возможно, и не должно было привести к повышению цен на бензин. Тем более что у нас никто не анализирует сверхприбыли, которые получают в розничной торговле трейдеры.

Фото: Wladimir777/Wikipedia.org

В России запредельная, по меркам бензинового рынка, розничная маржа! Куда, кстати, входят и так называемые расходы на розничную реализацию, которые составляют чуть ли не 4 рубля на литр. Что это такое – невозможно понять! Скорее всего – скрытая дополнительная часть маржи.

Вот эту экономику – противоречивую, монопольную – в сфере розничной реализации бензина никто у нас не анализирует. Зато, как только правительство выходит с какими-то инициативами по налогам, – все сразу начинают выть, что все плохо, будет рост цен на бензин и так далее.

Подробнее о том, за счет чего и насколько вырастут цены на бензин в России – в статье «Пять причин подорожания бензина в 2014 году»

Кроме того, нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы отыграть ситуацию со стабилизацией мировых цен на нефть. При этом их, с другой стороны, поджимает рост собственных капитальных расходов, у них также инвестпрограммы большие. И, конечно, им теперь представился очень удобный способ получить дополнительную сверхприбыль, объясняя, что во всем, мол, виновато правительство и налоги!

Давайте, однако, не забывать, что у нас тот же НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – Kolesa.Ru) составляет всего 20% в цене бензина. Но при этом у нас, по данным Росстата, три года назад средняя цена литра 95-го была 24 рубля, а сейчас – 32 с лишним. За три года рост 8 рублей! Неужели это из-за налоговой составляющей? Конечно, нет!

Так что все это, как говорится, отмазки, что якобы рост налогов обязательно должен вести к столь значительному подорожанию топлива. Не должен! И если бы на нашем рынке была конкуренция, цены, возможно, еще и снизились бы! С учетом всех цифр, которые я озвучил выше, есть все основания говорить о том, что цены у нас растут гораздо быстрее, чем те факторы, на которые нефтяники ссылаются, когда переписывают ценники.

– А в чем смысл так называемого налогового маневра, который запланирован на 2014 год? Будет повышен НДПИ и одновременно – снижены экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты. Получается, что добыча нефти станет экономически менее выгодной, чем сейчас, зато более выгодными станут поставки нефти и нефтепродуктов за рубеж?

– Знаете, я много лет проработал в топливно-энергетической сфере, но в последнее время перестал понимать смысл всех этих налоговых метаний нашего правительства, которые они сейчас называют «маневрами»! Никакого разумного обоснования этим изменениям я не вижу.

Вообще, идея о том, чтобы переносить центр тяжести налоговой нагрузки с пошлин на базовую ставку НДПИ, проговаривалась довольно давно. И это, в принципе, правильно, потому что пошлины – очень плохой инструмент для налогообложения нефтяной отрасли. Это не налог, а всего лишь таможенный платеж, на который влияют самые разные факторы, в том числе международные торговые обязательства. Кроме того, пошлины подвержены большим колебаниям, трудно прогнозировать доходы бюджета от них.

И все же, если вы просите меня объяснить, в чем смысл всех этих налоговых маневров, которые правительство сейчас предпринимает, я затрудняюсь назвать какую-то объективную причину. Потому что, на мой взгляд, все это перешло в стадию каких-то постоянных закулисных картельных переговоров с крупными нефтяными компаниями.

Сейчас они почему-то договорились изменить схему налогообложения вот таким образом. Никаких объективных причин делать это именно так и именно сегодня я не вижу. Мне кажется, в правительстве сами немного запутались во всех этих схемах – не могут даже толком объяснить тем, кто давно следит за топливным рынком, зачем это, собственно говоря, надо!..

– Показательно, что о грядущем подорожании бензина заговорили не только нефтяники, но и члены правительства в лице А. Дворковича. В связи с этим можно ли ожидать, что власти в очередной раз предпримут попытку сдерживать цены «в ручном режиме»: договоренностями с нефтяными компаниями, например, как в предвыборный период?

– Я думаю, что власти все это делают именно сейчас как раз потому, что выборы закончились, а следующие будут еще не скоро. То есть можно начинать все эти так называемые маневры.

Они, конечно, будут грозно всех окрикивать. Конечно, будут созывать совещания у президента и премьера. И стучать кулаком по столу. И кричать, чтобы не смели повышать цены на бензин! Но, как мы знаем из предыдущего опыта, – «Васька слушает да ест!»

Возможно, нефтяники и возьмут некоторую паузу: бывали такие случаи с временными мораториями. Но потом, если посмотреть на цифры, они всегда отыгрывали любые повышения налогов. И плевать они хотели на все эти окрики!..

– В своих статьях и интервью вы часто подчеркиваете, что бензин в нашей стране мог бы стоить ощутимо дешевле, чем сейчас, если бы наш топливный рынок не был столь монополизирован. Давайте представим, что, скажем, завтра он станет конкурентным – в какой части диапазона между условными Венесуэлой с ее 10 центами за литр и Норвегией с ее 1,8 евро за литр окажется в таком случае средняя цена на бензин в России? Или, может быть, все останется как есть?

– Прежде всего, я предлагаю сразу исключить из подобного сравнительного анализа европейские страны! Потому что в Европе очень высокие налоги на розничную реализацию топлива, которых у нас нет, и, собственно, поэтому бессмысленно сравнивать конечные цены с той же Норвегией.

Этот вопрос нуждается, конечно, в очень серьезном, глубоком исследовании. Но если совсем грубо говорить, то нынешняя наша цена более чем в доллар за литр 95-го абсолютно не оправдана! Поскольку процентов 20 в ней – это завышенная монопольная маржа за розничную реализацию.

Я бы считал справедливой цену бензина в России в диапазоне от 70 до 80 центов за литр 95-го. Сверхприбыль при этом – такую как сейчас – получить, конечно, было бы невозможно, но, тем не менее, можно было бы продавать топливо с выгодой! То есть цена процентов на 20 ниже, чем сейчас, представляется мне вполне нормальной и обоснованной. К тому же она могла бы сохраняться на том же уровне довольно долгое время.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Volkswagen рассекретил седан Polo нового поколения

В Бразилии состоялась официальная премьера новой «четырехдверки» VW Virtus. Ожидается, что в России эта модель перевоплотится в Polo Sedan следующей…

10622 4 4
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

669 0 1
Статьи / Премьеры
Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания – «потомственный немец». В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году…

4817 0 0
Статьи / Интервью
Оксана Карахова, ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС: мы производим технику такого же качества, как в Германии

Сколько машин удалось продать совместному российско-немецкому предприятию за семь лет его существования, насколько успешно развивается производство грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, и как производитель оценивает свои…

1411 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

2270 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

2553 1 1
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki Grand Vitara с пробегом: вечный автомат и мотор-самоубийца

Есть желание купить Ниву, но хочется настоящего японского качества? Вот, пожалуйста: Grand Vitara. Ржавеют они небыстро, постоянно ремонтировать ходовую им не надо… Предел мечтаний, а не машина. Хотя позвольте: мы же…

44910 15 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33293 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18242 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17765 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10132 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9634 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5005 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27075 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

14878 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7276 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121269 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

35735 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22342 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?