Наш «Хаммер»: путь «Тигра» от Эмиратов до Луганска

63192 11 33
Поделиться: 0 24 0 4 0 5

Пожалуй, самым известным широкой публике современным российским военным колесным броневиком-внедорожником считается "Тигр" (ГАЗ-2330). Рожденный, между прочим, по инициативе ОАЭ в качестве своеобразного спарринг-партнера основоположника жанра американского "Хаммера". Он оказался настолько удачной машиной, что принят на вооружение армии и полиции целого ряда государств (не считая России). Правда, в отличие от своего "американского дядюшки", отечественный "Тигр" популярности у гражданских заказчиков не приобрел: даже самых горячих патриотов и любителей бездорожья останавливает его немалая стоимость.

Торги с Дядей Сэмом

История нашего «Тигра» такова. На самом рубеже XX и XXI века то ли раздосадованные «проблемой – 2000», то ли террористической атакой на башни-близнецы, то ли какой-то иной американской проблемой арабские товарищи из Объединенных Эмиратов обратились к своим российским друзьям с просьбой разработать для них некий аналог армейского «Хаммера». Непосредственным заказчиком выступила компания Bin Jabr Group Ltd (BJG), представлявшая интересы иорданской королевской фирмы King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB).

На фото: ГАЗ 29753 «Tiger III» ‘2002


Впрочем, ряд экспертов считает, что именно к «Хаммеру» заказчики в то время и приценивались. Но то ли рассчитывали поторговаться с Дядей Сэмом и сбить цену, то ли действительно искали возможную альтернативу… Так или иначе, по информации СМИ, заказчик выделил россиянам на разработку и изготовление опытных образцов ни много ни мало, а $60 млн.

Российская оборонная промышленность в ту пору была не в самой лучшей форме. Так же, как и Группа ГАЗ, которой и поручили разработать это отечественное изделие. Между прочим, призванное (так уж вышло с самого начала) конкурировать с признанными и раскрученными американскими аналогами. Деньги на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) тоже оказались не лишними. И в результате сложилась одна из немногих в российской практике ситуаций, когда новые для РФ капиталистические отношения и международное сотрудничество действительно привели к созданию конкурентоспособного военного автомобиля.


На фото: ГАЗ 2975 «Tiger I», «Tiger II» и «Tiger III» ‘2002


Этот автомобиль, Tiger HMTV, был представлен заказчикам на Международной выставке вооружения IDEX-2001 в Абу-Даби и получил от них самую высокую оценку. Тем не менее, по здравом размышлении, они всё-таки предпочли закупить тогда проверенные и признанные во всем мире «Хаммеры». Впрочем, все остались в выигрыше: россияне получили практически готовое к серийному производству собственное изделие, американцы продали «Хаммеры», а арабы чуть позже всё-таки организовали в Иордании производство несколько модернизированного под свои нужды «Тигра» под названием Nimr.

Гонка с Iveco

Путь «Тигра» в российские войска тоже оказался непростым. Сперва им заинтересовались другие силовики: СОБР, различные структуры МВД. Затем и Минобороны начало закупать «Тигры-М». Но в бытность министром Анатолия Сердюкова появилась идея полностью от них отказаться – в пользу итальянских Iveco LMV, даже получивших «русское народное» название «Рысь» (видимо, по примеру поездов Siemens – «Сапсан» и Pendolino – «Аллегро»). Кроме того, военные чиновники были недовольны броней и слабой противоминной защитой.


На фото: Iveco LMV «Рысь»


Уход Сердюкова в отставку и назначение на его место Сергея Шойгу стал поистине звездным часом «Тигра»: армия от него не только не отказалась, но и увеличила объемы закупок. Правда, и защиту от мин производитель поспешил увеличить. Что касается брони, то впоследствии оказалось, что Минобороны было недовольно третьим классом защиты при полной возможности заказать пятый…

Серийное производство автомобилей «Тигр» организовано на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» (АМЗ), который также делает различные бронетранспортеры. На родном для «Тигра» Горьковском автозаводе осталось, по всей видимости, только производство гражданской продукции.


На фото: СТС ГАЗ 233114 «Тигр-М»


Модификации «Тигра»

Сегодня на заводе в Арзамасе производят несколько версий автомобиля: ГАЗ-233034 — СПМ-1 (специальная полицейская машина) с уровнем баллистической защиты 3 класса, ГАЗ-233036 — СПМ-2 с защитой 5 класса, армейский ГАЗ-233014, КШМ Р-145БМА – командно-штабная машина, а также ГАЗ-233001 в небронированном пятидверном корпусе. Разработаны на базе «Тигра» ПТРК «Корнет-М» / «Корнет-Д» – боевая машина противотанкового ракетного комплекса, командный пункт ЗРК «Морфей», праворульный вариант и кабриолет – для того, чтобы принимать парады (последний находится в Санкт-Петербурге в распоряжении Западного военного округа).

Шасси у «Тигра» рамной конструкции, хотя бронированный вариант вполне мог бы обойтись и без нее. Кузов цельнометаллический, рассчитан на перевозку 4-9 человек и 1,2 – 1,5 тонн груза (в зависимости от модификации). В стандартную комплектацию автомобиля обязательно входит гидроусилитель руля – без него машиной массой пять с половиной тонн управлять попросту невозможно.


На фото: ГАЗ-233034 — СПМ-1, ГАЗ-233036 — СПМ-2



Также в стандартную комплектацию входят позаимствованная у БТР независимая торсионная подвеска колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с возможностью блокировки межосевого дифференциала, самоблокирующимися межколесными дифференциалами, колесные редукторы, автоматическая подкачка шин, предпусковой подогреватель, электрическая лебедка. У гражданской модификации нет предела совершенству тюнинга, и ее стоимость колеблется от $100 тыс. до $120 тыс.

Бездорожье и асфальт

Все, кто тестировал машину на асфальте, сходятся на том, что на высоких скоростях у нее бывают проблемы с управляемостью – особенно при наличии накатанной колеи (пусть и небольшой для таких колес). Многим памятна история о том, как во время крымской кампании 2014 года водитель армейского «Тигра» не справился с управлением и разбил междугородний троллейбус. По всей видимости, проблема была именно в этой конструктивной особенности внедорожника.


На фото: ГАЗ-233014, КШМ Р-145БМА



Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с «Тигром» по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если «провалится по самую крышу». Собственно, этого от машины и добивались ее создатели. Не стоит забывать, что «Тигр» – военное изделие, и по-настоящему гражданской даже номинально «гражданская версия» является лишь постольку-поскольку.

Знаменитые и немногочисленные владельцы

Высокая стоимость версии «Тигра» для свободной продажи (около 60 000 долларов) объясняется в первую очередь тем, что она даже не мелкосерийная, а практически индивидуальной сборки. Кроме того, для такой дорогой (в розницу) машины все отмечают «излишне советский» интерьер, начиная с кондовых сварных швов, заклепок и т.д. Несмотря на шумоизоляцию, расположенная в салоне коробка передач также не дает забыть, что вы находитесь в армейском вездеходе.


На фото: ГАЗ-233001



Владеют такой техникой около двух десятков человек, и подержанные гражданские «Тигры» почти всегда есть в продаже (в данный момент мы нашли экземпляр за 13 000 000 рублей 2012 года). Список их владельцев сразу дает понять, кто является целевой аудиторией такого автомобиля: Никита Михалков, Валерий Шанцев, Владимир Жириновский, Андрей Михалков-Кончаловский. Впрочем, говорят, что режиссер своего «Тигра» продал. Жириновский же в мае 2014 года публично подарил свою машину луганским повстанцам.

Впрочем, катались на нем луганские сепаратисты недолго – в сентябре он был разбит и брошен ими то ли на поле боя, то ли при каких-то иных обстоятельствах (информация об этом поступала крайне противоречивая). Так или иначе, трофей оказался в руках нацгвардии Украины и далее его следы затерялись.


На фото: ГАЗ 233034 СПМ-1 и ГАЗ 233036 СПМ-2



Что в итоге?

Пожалуй, еще с советских времен отечественная промышленность относительно неплохо производит военную технику, но всегда была беспомощна при ее адаптации к мирным условиям. Зато вполне возможно, что выпускать доступные модификации когда-нибудь будет Китай, в свое время он закупил несколько машинокомплектов для лицензионной сборки «Тигра» на своей территории. А из этого запросто со временем сможет вырасти какой-нибудь очень похожий китайский внедорожник.

Габариты (Д х Ш х В), мм 5 700 × 2 300 × 2 200
Снаряженная масса, кг 5 300
Клиренс, мм 400
Колесная база, мм 3 300
Размер шин 335/80 R20
Двигатель ЯМЗ-5347-10 (Россия) или Cummins B-205. Ранние образцы оснащались ГАЗ-562 (лицензионный Steyr), Cummins B-180 и Cummins B-215
Привод полный
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 125
Угол преодолеваемого подъема, градусы 30
Допустимый крен при движении по косогору, градусы 20
Глубина преодолеваемого брода, м 1,2
Минимальный радиус поворота, м 8,9


Читайте также:



Понравилась статья? 0 24 0 4 0 5

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Павло Дегтярьов

А поребрик во время оккупации КрымНаша преодолеть не смог? Действительно "ему равных нет")))"Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с "Тигром" по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если "провалится по самую крышу"."

Pavel Erkhov

А они сепаратисты и есть.

Павло Дегтярьов

А поребрик во время оккупации КрымНаша преодолеть не смог? Действительно "ему равных нет")))"Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с "Тигром" по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если "провалится по самую крышу"."

Ololosha Nety

Ой да ладно у вас всё должно ездить без то и поддержания тех.состояния чтоль? Кто ухаживает за узиками те особо и не парятся. А эта болезнь "где надо и не надо вставить херню которую сам не пойму" у борзописцев всегда была и ей очень многие страдают. Да и как я понял тут большинство видело ну максимум гравийку, да недалеко от городов. Да удобство пассажиров в технике к которой было "1" требование - проходить "везде" - помилуйте о чём вы там думали... Я даже на обычный просёлок в реношках и другой херни для асфальта не сунусь. Для этого есть козлики копейки и другие виды "заклёванных" горе от ума СПЫЦЫАЛИСТОВ. А над владельцами современных "внедорожников" я тихо плачу смеясь над ними. 90% этих "внедорожников" застрянут на подкисшей колеи сразу и без тракторов их хрен сдёрнеш с места. По поводу что первей смотрите года разработок. А так хамви в своё время был более новым и более разрекламированным. У пиндосов всегда так что больше рекламируют то имеет много геморроя. Я лично из рекломируюмых только кольт 1911 года образца который нормально работает без особых нареканий.

Кирилл Костров

Сравнивать HMMV или как он там правильно называется с УАЗом категорически некорректно. До появления Тигра логичнее было бы его сравнивать с ГАЗ-66. Про жалкое подобие - хочу уточнить. К сожалению, по качеству и надежности УАЗ это жалкое подобие на самого себя. При всех его конструктивных плюсах.

Степан Кудинов

Интересно. Это низкопоклонство перед западом просто зашкаливает. Почему борзописцы сравнивают "Тигр" с Хаммером? Ведь давно известно, что Хаммер жалкое подобие нашего УАЗика. И самое главное побольше забугорных слов. От этого написанное становится "умнее". Не хочу сравнивать в теории что лучше: "Тигр" или Хаммер. Загоните оба авто на хорошее наше "направление" и пусть они пободаются.

Pavel Erkhov

Нет, это не "низкопоклонство перед западом". Это - "квасной патриотизм". Кому это "всем" известно? Что за чушь? УАЗ - это урод, каких мало. Постоянно ломающийся, маломощный чахоточный выкидыш нашего автопрома.

алекс павлович

Странное сравнение. Один это "джип" увеличенных размеров,другой БТР уменьшенных. )) Ни очень корректно сравнивать.Да и по годам разработки.Один в прошлом веке,другой в нынешнем ))) Тот джип и на войне и на гражданке. Этот что то ни очень (((

Впрочем, катались на нем луганские сепаратисты недолго...... Это автомобильный сайт?? Почему автор решает кто сепаратисты, а кто нет?

Автор не решает. Автор, видимо, просто грамотнее вас и знает, что означает термин "сепаратизм". Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный), отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории (сецессии) государства с целью создания нового самостоятельного (суверенного независимого) государства или перехода в состав иного государства или получения статуса очень широкой автономии.

Dima Amidko

Какие же "Луганские сепаратисты". Это Луганские имперцы сражаюncz с бандеровскими сепаратистами

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автотоп
Багажник и автомат: самые доступные седаны-иномарки с АКПП

Недорогой седан с автоматом – выбор большинства, когда речь идет о практичном автомобиле на каждый день, а на кроссовер еще не хватает бюджета. Сам этот бюджет в наше время почти вплотную приблизился к миллиону рублей –…

2679 2 0
Статьи / Интервью
Александр Мигаль, Peugeot, Citroen, DS: DS 3 Crossback я привезу в Россию в начале 2020 года!

«Нужна, – управляющий директор трёх французских брендов в РФ протянул мне визитку, – или с прошлого раза осталась»? Я посмотрел на карточку: за те два года, что Александр Мигаль проработал в российском представительстве…

610 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

25550 7 6
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

25550 7 6
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

12610 9 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

5278 3 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

60248 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46915 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25672 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11888 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8936 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

5535 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18714 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

16187 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

16458 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

68486 10 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43998 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33781 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?