Назад в 2072 год: автомобильное движение в Катманду

Фото: Анастасия Луканова 2015 год. Современный мир живет в паутине Интернета, роботы давно не являются фантастикой, а в кругосветное путешествие можно отправиться на самолете без топлива. Технический прогресс, скоростной ритм жизни и потоки информации не позволяют расслабиться и отучают удивляться. Именно в такой ситуации глотком свежего воздуха и источником вдохновения может стать маленькая, диковинная, застывшая во времени страна – Непал.

Географическая справка

Непал – это самая высокогорная страна мира. 6/7 ее территории составляют горы. В стране сконцентрированы восемь из четырнадцати высочайших горных вершин мира, так называемых «восьмитысячников». Здесь же находится «Повелительница ветров», высочайшая гора земного шара – Джомолунгма, более известная нам как Эверест.

Историческая справка

Первое документальное подтверждение существования Непала датировано VII веком до нашей эры. Столица страны, город Катманду, впервые упоминается в летописях VIII века нашей эры. Согласно легенде, город был создан по решению непальского монарха Гунакамадева. Удобное стратегическое расположение Катманду на древнем пути из Индии в Тибет помогло ему быстро стать оживленным и значимым торговым пунктом.

Буддистская ступа - центр буддистского паломничества.JPG

На фото: Буддистская ступа — центр буддистского паломничества


В начале XIX века британская Ост-Индская кампания начала усиленные вмешательства в жизнь Непала с целью установить контроль над торговыми путями из Индии в Китай. В 1814 году началась англо-непальская война, завершившаяся спустя два года подписанием Сегаулийского договора, предусматривающего пребывание в стране английского резидента. В итоге Непал сумел сохранить свой суверенитет, и зависимость от Англии носила сугубо номинальный характер. После этого непальские правители начали политику самоизоляции государства. В этот период лишь единицы европейцев смогли побывать в стране. Ситуация изменилась только после Второй мировой войны.

Сегодняшний Непал, перенеся смену конституций и референдумы, репрессии в рядах управляющей верхушки, главенство коммунистической партии и гражданскую войну, пережив придворные интриги, загадочную кровавую расправу над королевской семьей и свержение монархии, получил статус парламентской республики.

Столица


Комплекс здании на Площади Дурбар включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.JPG

На фото: комплекс зданий на Площади Дурбар, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО


Политическим и экономическим центром страны является город Катманду. Он расположен в северо-западной части долины, в самом сердце Гималаев, на месте древнего озера. Несмотря на низкий уровень развития, непальская столица является одним из центров мирового туризма. Здесь регулярно наблюдается скопление приверженцев индуизма, буддистских паломников, поклонников треккинга, альпинистов и просто любителей экзотики. Сотни туристов из разных уголков света ежедневно встречаются на маленьких тесных улочках центральной части города.

2072 год

Непал и его столица интересны и необычны во многом. Так, например, здесь действуют сразу несколько систем летоисчисления, которые основаны на различных традициях и религиозных календарях. Каждый из них отмечают и празднуют. Общенациональный непальский год начинается 13 апреля и ведет свой отсчет, опережая привычный нам григорианский календарь примерно на 57 лет. Таким образом, сейчас Непал живет в 2072 году. Время в Катманду также течет своим манером. Тогда как мы привыкли к тому, что разница в часовых поясах составляет полные час, два, три или четыре, непальские часы опережают Гринвич на 5 часов и 45 минут.


Городское движение.JPG


Воздушный транспорт

Транспорт Непала развивается медленно. В то время как путешествующие по Европе легко передвигаются между странами на автомобилях, для переездов между мексиканскими городами подойдут комфортные автобусы, а пересечь Японию проще всего в мягком кресле белоснежного синкансена, самым удобным видом транспорта до и в Катманду будет именно самолет. Международный аэропорт Трибхуван расположен всего в 5,5 км от столицы. Он располагает одной взлетно-посадочной полосой и принимает у себя воздушные суда других стран. Прямого рейса из России в Непал на данный момент не существует, но можно добраться с пересадкой, например, в Дели, Доке, Абу-Даби или Сингапуре. В связи с произошедшими в горной стране землетрясениями география полетов может быть изменена.

Наш перелет из Москвы в Катманду не ограничился одной пересадкой. Маршрут лежал через аэропорты городов Дубай и Дели. За время пути мы сильно устали, и все вокруг воспринималось втройне остро. Несмотря на то, что путешествие в необычный Непал было мечтой на протяжении нескольких лет, тот Катманду, который предстал перед глазами в первые минуты, поразил меня. И это не было восторгом. Я пришла в ужас.


В кабине пилота во время локального полета к Эвересту.JPG
Вид из самолета на город.JPG


Накатило гнетущее ощущение непонятной, невероятной и нецивилизованной страны: пустой аэропорт, в котором нет ни самолетов, ни обслуживающего персонала, пыль, килограммами висящая в воздухе, дешевые средства передвижения, передвигающиеся вприпрыжку по абсолютному бездорожью, нищие бродяги, сидящие на земле то тут, то там, и полное взаимное непонимание с местными жителями. Таким было первое мгновенное впечатление от Катманду.

Если когда-нибудь вы окажетесь в подобной ситуации – возьмите себя в руки, вдохните поглубже, успокойтесь и продолжайте путешествие. Все равно вы не сможете купить билет на самолет, чтобы тут же улететь прочь в другую страну — авиакасс в аэропорту нет, или же найти их очень сложно. Мы проверяли.


Вид из такси.JPG


По соседству с Трибхуваном располагается чуть более миниатюрный аэропорт локального значения. Местные рейсы отправляются в Покхару, Бхадрапур, Луклу, Суркхет, Махендранагар и множество других городов Непала. В общей сложности в стране функционирует более сорока аэропортов и около ста вертолетных площадок. Названия местных авиакомпаний воодушевляют и заставляют улыбаться: «Будда Эйр», «Йети Эйрлайнс» (тот самый йети – снежный человек), «Агни Эйр» (Агни – индийский бог огня), «Космик Эйр».

Стоимость билета зависит от дальности перелета и колеблется в среднем от 90 до 170 долларов США. Многие авиаперевозчики предлагают часовой полет над Гималаями, во время которого вам покажут высочайшую гору Земли и позволят полюбоваться видом из кабины пилота. Полет проходит на миниатюрном самолетике, билет на который обойдется вам примерно в 160 долларов. Самолет в Непале – это одно из наиболее комфортных и быстрых средств передвижения по стране. Даже при условии, что для бывалого путешественника дистанции между городами на первый взгляд кажутся смешными.

Для путешественников


Автопоток.JPG


Общая протяженность автомобильных дорог Непала составляет 11 456 км, а железных дорог – 52 км.

Дистанция от аэропорта до Тамеля, одной из центральных туристических частей города Катманду, небольшая, и даже с учетом пробок занимает не более двадцати минут. До центра можно доехать на туристическом автобусе или на такси. Городские такси в 95% случаев – это белые малютки Suzuki Maruti 800. Зачастую эти автомобили, напоминающие габаритами Оку, украшены разноцветными наклейками и разнообразными блестящими накладками «под хром». Внутри на сиденьях постелены маленькие тибетские коврики.


Малолитражка.JPG


Как правило, если температура на улице не превышает +25-30 градусов, водитель держит открытыми все четыре окна в машине и отключает кондиционер. Только еще большая жара способна заставить таксиста использовать кондиционер, который увеличивает расход бензина и отнимает и без того малые силы у двигателя. При передвижении по городу надо учитывать тот факт, что на дорогах по-настоящему пыльно. За десятиминутную поездку успеваешь как следует надышаться смесью из песка, мусора и пыли с прочими примесями. Подавляющее большинство местных используют для передвижения по городу специальные тряпичные маски, похожие на разноцветные марлевые повязки. Они продаются в аптечных лавках и в магазинчиках разных мелочей. Приобретение такого девайса не сильно облегчит карман, зато передвижение по городу на продуваемом такси облегчит однозначно.


Регулировщик движения.JPG
Центр города, торговые улицы.JPG


Стоимость поездки на такси составляет примерно 200-300 непальских рупий (местная валюта – непальская рупия, 1 доллар США = около 102 непальских рупий). Ехать на автомобиле, несомненно, удобнее, чем на автобусе: такси не ждет никого, кроме вас, и финальный пункт назначения будет выбран именно по вашему желанию.

В туристическом центре Катманду, в районе Тамель, на узких пыльных улочках туристов поджидают велорикши. Особая структура этих велосипедов позволяет «водителю» разместить на отдельном сидении позади себя одного или двух пассажиров. Конечно, такое средство передвижения не обладает той же скоростью, что и автомобиль, но для обзорной прогулки по центру вполне подойдет. К тому же цена за эту услугу существенно ниже цены за услуги таксиста.


Велорикша.JPG


Помимо транспорта, ориентированного на туристов, в Катманду существует большой спектр местных средств передвижения. Это всевозможные многочисленные мотоциклы и скутеры, миниатюрные новенькие разноцветные малолитражки, «пожившие» маршрутки, тук-туки разных мастей, пестрые велорикши, огромные и всегда разноцветные грузовики, странные тяжелые мотоблоки, пикапы для грузо- и пассажироперевозок, солидные дорогие джипы для тонкой, но очень состоятельной прослойки общества, разнообразные заметные консульские и правительственные автомобили представительского класса, выделяющиеся белоснежные посольские Toyota Land Cruiser 200, яркие, как тропические рыбки, городские автобусы, пыльные потрепанные жизнью велосипеды, доживающие свой век японские автомобили. В Патане, одной из частей большого города, можно повстречать троллейбус. Метро в Катманду нет.


Тук тук.JPG


Отдельного разговора заслуживают местные тук-туки. Сам по себе тук-тук – это своеобразный крытый мотороллер. Он является одним из наиболее распространенных средств передвижения во многих странах Азии. В Катманду этот вид транспорта представлен не так широко, как, например, в Тайланде или на Шри-Ланке. Здесь он используется в основном для перевозки небольших грузов или как более дешевый аналог такси для местных жителей.

Городские маршрутные такси (многочисленные потертые минивэны) колесят по городу в сотне направлений. Этот транспорт никогда не пустует. В отличие от наших маршруток, в местных всегда открыта входная дверь. Свесившись из нее наружу, на пороге сидит специальный человек, который на ходу громко и на всю улицу выкрикивает маршрут следования и финальный пункт назначения машины, привлекая тем самым потенциальных пассажиров.


Маршрутное такси.JPG



Правый руль

Весь Непал и, в частности, Катманду – это местность с непривычным для нас левосторонним движением. Все автомобили – с правым рулем. Леворульную машину мы не встретили ни разу.


Старыи японскии автомобиль.JPG


Если судить о транспортном потоке Катманду “на глаз”, то можно сказать, что примерно пятьдесят процентов участников дорожного движения – это двухколесная техника. В основном это индийские TVS, английские Royal Enfield, японские Honda Hero и Suzuki с небольшими вкраплениями китайской мототехники. Местных «англичан» и «японцев» привозят в страну из соседней Индии, на заводах которой они и изготавливаются.


Старыи Royal Enfield.JPG



Остальные пятьдесят процентов делят между собой такси, маршрутки, автобусы, грузовики, тук-туки и мотоблоки. Частных индивидуальных автомобилей мало. Среди них: японско-индийская Suzuki Maruti, индийские Mahindra и Tata, японские Toyota и Honda, «американец» Chevrolet в южнокорейской сборке и корейская Hyundai.

На беглый взгляд, количество новых автомобилей в общей массе в лучшем случае составляет приблизительно десять процентов, что довольно мало. Засилье мототехники, обилие старых автомашин и маленькая доля новой автопродукции легко объяснимы. Основная причина кроется в цене. Средняя цена на мотоцикл в Катманду почти не отличается от его стоимости в России. В противовес этому непальская цена нового автомобиля более, чем в два раза дороже его российской цены. Высокие налоги на ввозимую четырехколесную технику делают стоимость автомобилей такой заоблачной.

Еще одно транспортное средство, которое вызывает интерес – это грузовики. Привыкнув к визуальному облику наших, зачастую невзрачных, махин, возможность заинтересоваться грузовой техникой, да еще и в Катманду, покажется довольно сомнительной. Однако непальские грузовики – это желтые, зеленые, синие, красные, пестрые и многоцветные машины.


Грузовик.JPG



Многие из них вручную украшены рисунками, изображающими божеств, животных или растения, яркими наклейками, светоотражателями, содержат надписи-послания для остальных водителей, например: «До встречи», «Пожалуйста, посигнальте», «Брат Боб», «Умеренная скорость – долгая жизнь» и так далее. Непременным «украшением» являются знаки аварийной остановки, которые крепятся на разные участки кузова в произвольном количестве и конфигурации.

Без автомобиля

Несмотря на наличие в стране определенных правил дорожного движения и водительских удостоверений, манеры и особенности вождения в Катманду – отдельная тема. В миг, когда, пусть и в качестве пешехода, впервые оказываешься участником дорожного движения, моментально складывается ощущение абсолютного хаоса. Движение работает по принципу «я должен проехать любой ценой, и как можно быстрее». Вероятно, именно так и думает каждый местный водитель. Во время управления транспортным средством он по-настоящему игнорирует все возможные правила, знаки и разметку. Пешеходам здесь нужно быть предельно внимательными и осторожными. В ситуации, когда на «зебре» будет находиться человек, пытающийся пересечь насыщенную, кишащую автомобилями дорогу, водители не только не сбавят скорость, чтобы пропустить его, но и приложат максимум усилий к тому, чтобы не дать перейти улицу и втиснутся перед пешеходом.


Перекресток.JPG



Впервые мы столкнулись с необходимостью пересечь активную улицу во время прогулки по одной из центральных улиц города, расположенной рядом с Королевским Дворцом. Транспортный поток был более чем оживлен. Разношерстная армада техники, движущаяся с различной скоростью и беспорядочно перестраивающаяся по всей ширине дороги, не давала шанса перейти на другую сторону. Мы в нерешительности остановились у перманентно мигающего желтого пешеходного светофора и застыли в ожидании, с надеждой увидеть хоть какой-то разрыв в потоке. Прогуливающийся мимо местный житель заметил наше замешательство, подошел и ободряюще произнес по-английски: «Они никогда не остановятся. Вам не следует ждать. Просто переходите». Улыбнулся, помахал нам на прощание и ушел. Взявшись за руки и не глядя на поток, мы начали аккуратно пересекать дорогу. Кто-то сигналил, кто-то притормаживал, кто-то просто подрезал и уезжал. Мы выжили, но порадовались, что в городе мало таких широких дорог.

Путешественников, желающих взять автомобиль в прокат, ожидает разочарование. Эта задача – не из тривиальных. Во время нашего путешествия нам не удалось найти ни одного офиса, занимающегося арендой четырехколесных транспортных средств. Единственной возможностью влиться в местные потоки для нас стала аренда скутера. Но это уже совсем другая история. Продолжение следует.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings