Новый техосмотр: процедура быстрая, удобная и совершенно бессмысленная

Только ленивый не критиковал практику проведения техосмотра, когда этим занималась ГИБДД. Водители жаловались и на многочасовые очереди, и на злоупотребления, граничащие с коррупцией, и на возможность купить талон, пусть даже с риском попасть под уголовную статью. Многократно звучали предложения отменить техосмотр вовсе, но на радикальную реформу правительство так и не решилось. И, наверное, в этом был какой-то резон – нельзя же официально допускать к эксплуатации машины без тормозов или с неисправным рулевым управлением.

Человек хитрее компьютера

Помню, что вначале никакой специальной техники для техосмотра у гаишников просто не было. И с инспектором всегда можно было «договориться». Затем появились специальные диагностические стенды, которые по идее нельзя было «обмануть» и которые замечали неисправности, невидимые невооруженным глазом.

Однако на собственном опыте пришлось убедиться, что все-таки человек умнее компьютера. По крайней мере, хитрее. Когда после многочисленных нестыковок в показателях тормозного механизма (даже после замены тормозных цилиндров, шлангов и колодок прибор продолжал показывать недопустимое расхождение между правым и левым колесами) встал вопрос об исправности самого стенда, техник просто сел за компьютер и вручную заменил цифры в диагностической карте.

man using laptop computer in car

Но это, конечно, был частный случай. Как правило, в ГАИ (а затем и в ГИБДД) проверку реально проводили, пусть даже не слишком тщательную.

Клиент не должен ждать

В 2012 году техосмотр отдали на откуп «частникам», а функцию контроля над этим процессом передали Российскому союзу страховщиков (РСА), сняв какие бы то ни было полномочия с Госавтоинспекции. Очереди сразу же рассосались, цены выросли очень незначительно, по крайней мере, теперь не приходится платить инспекторам, чтобы те закрыли глаза на какие-то неочевидные нарушения. Но частные операторы довольно быстро «отказались» даже от формального осмотра – первое время транспортное средство хотя бы загоняли на стенд, даже если он был неисправен и машину проверяли «на глазок». Потом посчитали излишней даже эту недолгую процедуру. Зачем заставлять клиента ждать, если главная задача – выдать ему диагностическую карту и отправить к страховщику. А вдруг он ждать не захочет и уйдет к конкуренту?

Insurance of car.

ОСАГО только на год, новые правила экспертизы и другие неприятные нововведения июня Июнь 2016 года запомнится очередным и довольно массированным наступлением на права автолюбителей. Причем речь не идет о новых поправках в Правила дорожного движения – изменения предлагаются...

Не случайно представители Министерства внутренних дел не только подвергли критике нынешнюю систему техосмотра, но и предложили лишить РСА части его полномочий. Обвиняя страховщиков в том, что они осуществляют лишь формальный контроль над деятельностью частных операторов, оказывающих услуги техосмотра, в МВД говорят и о недобросовестной конкуренции операторов, и об увеличении количества карт ТО, выданных без реального осмотра.

Страховщики в ответ предлагают гаишникам заниматься своим делом и выявлять на дорогах тех, кто вообще не прошел вовремя техосмотр, и наказывать за это самым суровым образом, правда, для этого нужно внести поправки в КоАП РФ.

А контролеры кто?

После «обмена любезностями» обе стороны перешли к практическим рекомендациям. ГИБДД предложила передать часть функций по контролю над системой ТО Федеральной службе по аккредитации. В ответ Российский союз страховщиков предложил создать Национальный союз операторов – единую организацию, объединяющую всех отдельных операторов, осуществляющих техосмотры (а их в РФ больше 3,7 тысячи). Такая организация, по мнению РСА, сможет вести полноценный контроль качества исполнения услуг, а также регулировать ценообразование на рынке ТО.

Police car in St. Petersburg

А чтобы водителя можно было бы штрафовать в автоматическом режиме за просроченную карту ТО и не пройденный вовремя техосмотр, единая база данных, находящаяся у страховщиков, станет доступна тем ведомствам, которые сверяют информацию с камер фотофиксации. Специально запрограммированные камеры будут проверять регистрационный знак транспортного средства. И если оно не прошло техосмотр и не попало в базу, то собственнику автомобиля будет отправлено «письмо счастья».

В МВД такая инициатива была встречена без энтузиазма. Ведь камеры отбирают у гаишников не только хлеб, но и лавры.

За превышение скорости следят камеры, за выезд на полосу для общественного транспорта – тоже. Бездушные приборы, с которыми нельзя договориться, уже готовы штрафовать за неправильный проезд перекрестка и за отказ предоставить преимущество пешеходам. Но ни одна камера не может проверить, не был ли техосмотр банально куплен, ведь известно, что диагностическую карту сегодня можно приобрести всего за 1 000–1 500 рублей. Впрочем, если техосмотр пройден и полис ОСАГО имеется, то проверять техническое состояние машины не вправе и инспектор.

Cameras speed control

Во всем виноват велосипед

С другой стороны, сумели же костромские оперативники задержать умельца, который предлагал автовладельцам «липовые» карты. За 1 300 рублей данные клиента вбивались на планшетном компьютере в готовый бланк, который распечатывали в ближайшем магазине канцтоваров. Машину, на которую выписан документ, предоставлять на осмотр, конечно, не требовалось.

Depositphotos_26935089_original

Предприимчивый мужчина был задержан, и сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Подделка, изготовление и сбыт поддельных документов». За это преступление можно лишиться свободы на срок до двух лет. А сколько их, таких умельцев, еще не поймано?

Связываться с такими подозрительными «предпринимателями» водителям, конечно, не стоит. Но если оператор, которого рекомендовали в солидной страховой компании, тоже не собирается осматривать автомобиль, то есть основания серьезно задуматься, а для чего, собственно, нужен такой, с позволения сказать, «техосмотр»?

Тем временем в авариях, которые произошли из-за неисправности транспортных средств, продолжают гибнуть люди. Немного статистики: в 2012 году количество ДТП, произошедших из-за технических неисправностей автомобилей, составляло 1 028 случаев в год. К 2015-му этот показатель вырос в 2,5 раза до 2 553 случая. Конечно, драматизировать не стоит – это по-прежнему чуть более 1% ДТП, однако тренд налицо. Коррупции нет, но нет и какого-либо контроля.

Не исключено, правда, что цифры в полицейской статистике «не случайно» отражают негативные последствия от потери МВД контроля над «пирогом» техосмотра.

Как бы там ни было, но силовики желают вернуть себе полномочия, да еще и расширить свою сферу влияния на велосипеды. Даже невзирая на то, что этот вид транспорта не подлежит государственной регистрации. Судя по всему, следующим этапом должно стать оформление техосмотра и ОСАГО для пешеходов. В конце концов, прохожий может случайно на бегу кого-нибудь зашибить – вот и пригодится страховка.

Опрос
Кто должен заниматься техосмотром?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
04.07.2016 13:54

Рано или поздно, но прогресс всё-таки доберётся и до нас, и только тогда мы сможем здраво оценить все плюсы и минусы того что было тогда, и того что есть сейчас. Гадать на кофейной гуще - бесполезно.


23.11.2016 12:17

Техосмотр необходимо упразднить! Инспекторов ГИБДД наделить функцией отправлять на спецплощадки технического осмотра откровенные рыдваны - с развалившимся кузовомрамой, явными неисправностями тормозной и рулевой системы, не работающими дворниками и светотехникой - причем не голословно (дабы не создавать коррупционный момент) - а с обязательным приложением в виде серии фотографий в электронном виде для специалистов спецтехплощадки!

ЗЫ: а кто на таких авто сейчас ездит - ССЗБ ! Удача - дама ветреная!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings