Оформление ДТП: что изменилось с 1 апреля 2012 года

Новые и не совсем ясные поправки к процедуре оформления дорожно-транспортных происшествий побудили портал Kolesa.ru разобраться в новом регламенте более подробно и выслушать мнение сотрудников ГИБДД, представителей страховщиков и независимых экспертов.

Самым печальным событием в жизни любого автомобилиста (после угона, конечно же) является авария. Каким бы ни был стаж вождения и уровень водительской подготовки, от ДТП не застрахован никто. Слава Богу, если в происшествии не пострадал никто из людей. В конце концов, автомобиль — это просто кусок железа и пластика. Но, даже смирившись с этой мыслью, участников ДТП ждет долгая и нудная процедура оформления аварии сотрудниками ГАИ, выявления виноватого, сбор документов с нужными печатями, штампами и словами, разборки со страховой компанией и автосервисом.

Мне, как автомобилисту, который за девять лет управления транспортным средством дважды прошёл по всем кругам вышеперечисленного ада, было крайне интересно узнать, что на этот раз скрывается за изменениями, которые в самом ГАИ называют «упрощением оформления ДТП».

Что изменилось

С 1-го апреля 2012 года вместо формы №748 будет выдаваться справка №154 (по номеру приказа) с приложением, касающимся пострадавших в ДТП. В общем-то, это главное отличие от содержания справки предыдущего образца. Основные изменения в оформлении:
- Во-первых, круглая печать подразделения ГИБДД больше не требуется, достаточно углового штампа и подписи инспектора, оформившего ДТП.
- Во-вторых, сотрудники полиции будут вписывать в справку только видимые повреждения, без упоминая о скрытых.
- В-третьих, справку о ДТП полицейский обязан теперь выдать на месте происшествия.

Напомним, что справка о ДТП является одним из главных документов, на основании которого страховая компания принимает к рассмотрению заявление о страховом возмещении.

Что это означает

По словам Александра Владимировича Кузьмина, старшего инспектора по особым поручениям отделения по организации расследований ДТП Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, никаких кардинальных изменений в процедуре оформления дорожно-транспортных происшествий не произошло. Получить, в большинстве случаев, справку о ДТП на месте можно было и до внесения новых поправок. Однако, по факту, часто этого не делалось или делалось «за вознаграждение».

1) Теперь ехать после ДТП за этой самой справкой к дознавателям и ждать разбора аварии не нужно. Но! Только в том случае, если на месте происшествия сразу выявляется виновник, который свою вину признаёт. В любом другом случае, ехать на «разборку» к дознавателям всё равно придётся, а в выданной на месте справке будет стоять пометка о том, что дело находится на расследовании и никакой силы для страховой компании такой документ иметь не будет. Только после выяснения всех обстоятельств аварии и установления виновника ДТП, справка по форме №154 будет выдана повторно.

2) Круглая печать на справке и до внесения новых поправок не была обязательной. На её присутствии настаивали исключительно страховые компании, уберегаясь от возможных подделок.

Теперь, когда круглая печать подразделения ГИБДД окончательно исчезнет, страховые компании будут обязаны больше внимания обращать на другие документы, в частности, на протокол и постановление об административном правонарушении. Если же подозрения в подлинности бумаг всё-таки возникнут, страховщики самостоятельно обязаны отправить письменный запрос в отделение ГИБДД, выдавшее документы, и проверить законность их происхождения.

3) Самый резонансный пункт новых поправок – формулировка «возможны скрытые повреждения» отныне исчезнет из справки о ДТП. «Инспектор ГАИ, оформляющий аварию, не автомобильный эксперт и в его обязанности не входит выявление потенциально повреждённых деталей. Это — дело экспертизы», — продолжает Александр Кузьмин. Так что с 1-го апреля 2012 года в справке №154 будут перечисляться только видимые повреждения.

Чем это грозит

С первым пунктом всё понятно. Если сотрудники ГАИ сразу разобрались кто прав, а кто виноват, и участники ДТП с ними согласились, то проблем с получением справки никаких возникнуть не должно. Если установить виновника сразу не получилось, либо кто-то из участников ДТП не согласен с выводами – все, как и раньше, едут к дознавателю и проводят несколько часов в ожидании решения и соответствующих документов.

Касательно отсутствия круглой печати. С одной стороны, страховые компании больше не смогут по несколько раз «гонять» клиента в ГИБДД за нужной печатью, штампом, подписью и т.д. Форма справки утверждена и изменению или исправлению не подлежит. С другой, страховщики, в случае направления запроса в отделение ГАИ о подлинности предоставляемых клиентом документов, могут постараться специально затянуть решение о выплате страхового возмещения. Тут уж ничего не поделать, придётся ждать. Но не дольше, чем на эту процедуру по времени отводит закон.

А вот отсутствие записи о скрытых повреждениях для страховщиков станет отличным поводом, чтобы заплатить только за те элементы, которые указаны в справке №154, то есть, только за видимые. И подкопаться к страховой будет очень трудно. Ведь если в официальных документах с места аварии нет перечисления возможных повреждений, то и повреждений, вроде как, и нет.

«Уберечь автолюбителей, попавших в аварию, от подобной несправедливости смогут аварийные комиссары и независимая экспертиза», — заявляют первый заместитель генерального директора ЗАО «АСК-Петербург» Юрий Берхман и руководитель федерального расчетного центра Ассистанской компании «ЛАТ» Алексей Дружинин.

Именно независимые аварийные комиссары, как подготовленные специалисты со знанием устройства автомобиля, а не сотрудники ГИБДД, по мнению страховщиков, должны стать опорой автолюбителям в согласовании повреждений на месте аварии. Именно аварийные комиссары должны составить максимально подробный перечень повреждений, сфотографировать и отправить эти данные в страховую компанию. А уже потом автомобиль отправится на дилерскую станцию или независимую экспертизу для полной дефектовки. Причём, страховые компании отдают предпочтение именно независимым станциям. И их, в принципе, можно понять.

Как ни крути, дилерский центр – лицо заинтересованное. Большую долю его дохода составляет продажа запасных частей, а также предоставление услуг по ремонту. Дилеру выгодно насчитать на аварийном автомобиле как можно больше повреждений, а некоторые и вовсе заменить до кучи. И, естественно, никто из автомобилистов не будет возражать, если в его машине половину запчастей поменяют на новые.

Да и что скрывать, сами автолюбители не прочь «нагреться» на страховых компаниях, заявляя в акте все возможные повреждения, полученные, например, ещё до аварии. Есть и такие, кто со своих автомобилей сам снимает застрахованные литые диски, дорогостоящую аудио-видео аппаратуру и заявляет о краже. А после выплаты страховых денег ставит всё обратно. А ведь это – статья 159 УК РФ, «Мошенничество» — до 5 лет тюрьмы. Но зазорным и, тем более, преступным обмануть страховую компанию в России не считается. В том числе, и поэтому полис КАСКО стоит дорого, так как страховщики закладывают в тарифы и такие убытки.

И, к сожалению, в большинстве случаев, отношения страховщика и страхователя в момент наступления страхового случая пропитаны недоверием друг к другу. Даже в корне самого слова «страхование» лежит страх. Поэтому, во избежании проблем, выбирать страховую компанию нужно очень внимательно, читая все пункты договора и все условия при наступлении страхового случая.

А что до нововведений в процессе оформления ДТП, то, по словам члена общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александра Холодова, «побегать» участникам ДТП придется первое время, пока и страховые компании, и автолюбители будут привыкать к обновлённым правилам. В конце концов, фраза "возможны скрытые повреждения" формально ничего не значила и раньше...


В материале использованы фотографии с сайтов mygazeta.com, rg.ru, akko46.ru, pravcentr.com, remontauto.ru

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings