Перегонщики: как начинался массовый ввоз иномарок в СССР

73273 15 20
Поделиться: 0 10 0 3 0 7

При последних вздохах Советского Союза на дорогах умирающей социалистической империи все чаще стали появляться иностранные автомобили. Они долгое время манили своей недоступностью целые поколения советских людей. Их изучали по фотографиям из зарубежных глянцевых журналов, которые попадали в Союз не совсем простым путем. Стены гаражей, да что там гаражей – квартир, были украшены вырезками с изображением элегантных авто. О них мечтали, их обсуждали, ими восхищались. Но не имели их. Редкие обладатели иномарок находились в ранге небожителей для подавляющего большинства владельцев Жигулей, Запорожцев и Москвичей. Но все изменилось в одночасье!

Теперь иномарку можно было видеть воочию! Натурально! Совсем рядом! И не только видеть, не только, что называется, иметь возможность щупать за аппетитные формы, но и стать ее владельцем! Это был сладкий миг для многих отечественных автолюбителей.



Первооткрыватели в погонах

Попадали к нам иномарки преимущественно из стран бывшего социалистического лагеря, скрепленного Варшавским договором. Согласно договору, Советская Армия обеспечивала мир и покой на территории дружественных государств. Поэтому первыми поставщиками иномарок на отечественный рынок подержанных автомобилей стали советские военные.

После воссоединения ГДР и ФРГ в единое немецкое государство, что состоялось в 1990 году, советские воинские части начали массово сворачивать свою деятельность на территории дружественных европейских стран. Процесс это был непростой и небыстрый. Передислокация наших вооруженных сил на родину шла своим чередом, поэтапно. Также поэтапно выезжали из Польши и Венгрии, из Германии и Чехословакии военные специалисты со своими семьями и нажитым имуществом. Причем старались выехать по возможности на собственном автомобиле.

Конечно же, автомобильным Клондайком в этом плане была бывшая Германская Демократическая Республика. Ее после воссоединения с Федеративной Республикой Германией наводнили западногерманские автомобили. Массовые, технически устаревшие и неповоротливые восточно-немецкие Трабанты в пластиковом кузове были резко вытеснены агрессивными и прекрасными западно-немецкими Фольксвагенами, БМВ, Мерседесами. Также перед западными автомобилями ретировались и советские, которыми в большом количестве снабжал СССР социалистическую Европу.




Немцы западные массово избавлялись от автохлама. В свою очередь для их восточных братьев это был вовсе не хлам, а отличные автомобили. Причем эти шикарные по сравнению с Трабантом машины стоили сущие копейки. Они были доступны буквально всем. В том числе и нашим офицерам. И советские офицеры не могли, просто не имели права не воспользоваться случаем! Тем более что цена автомобиля в «преклонном возрасте» для наших соотечественников существенно отличалась от той, что должен был в итоге заплатить немец.

Это было связано с тем, что для дальнейшей эксплуатации подержанного автомобиля на территории Германии необходимо получить сертификат TUV. Это немецкий техосмотр, говоря русским языком. Платежи по этой процедуре плюс страховые складываются таким образом, что цена за них растет пропорционально возрасту автомобиля. Проще говоря, чем старше авто, тем больше за него приходится платить. Поэтому немцу в итоге машина обходилась в трижды, а то и более, дороже, чем нашему покупателю. Нашего ждал процесс техосмотра и регистрации дома, однако он обходился в сущие копейки.

В то время десятилетний Опель Рекорд в отличном состоянии, но без TUV можно было приобрести за 500 западно-немецких марок. Это равнялось примерно 350 долларам. Учитывая, что, помимо заработной платы, наши военные успешно повышали свое материальное состояние путем продажи местному населению ГСМ и прочей разной всячины, сумма для большинства из них была вполне подъемной. К тому же распродажа военного имущества перед выводом наших войск приобрела массовый, стихийный, неконтролируемый характер. Продавали даже радиаторы отопления, срезая их в казенных квартирах военных городков, где сами же еще проживали.




Нужно отметить, что воины Советской Армии поначалу отдавали преимущество советским машинам. Но отнюдь не из чувства патриотизма, а из-за страха столкнуться на родине с проблемой запчастей. И страх их был небезосновательным.

Популярность отечественных авто в среде зарубежного контингента наших войск подогревали ценой аборигены. Наши восточноевропейские друзья, вкусив уже все прелести западного автопрома, старались в первую очередь избавиться от советских машин. Это были в основном вазовская классика различных модификаций и Нивы – в свое время действительно очень популярные внедорожники в Восточной Европе и даже в Западной. Встречались также Волги ГАЗ-24. Но их сложно было пристроить из-за «прожорливости». Однако Волги с дизельными двигателями от различных зарубежных «доноров» наши соотечественники покупали охотно. Импортные дизельные моторы впихивали в газовское советское нутро в основном венгерские умельцы.

Так наши военные первыми проложили тропку, по которой стал наводняться постепенно отечественный рынок старых автомобилей импортной продукцией. Вошли в Европу на грозной броне по широкой дороге, а вышли тайной тропой на отживших свое автомобилях, можно сказать, бывшего врага. Операции купли-продажи автомобилей с участием наших соотечественников носили какой-то полулегальный характер. Если проще, то власти просто закрывали на всё, что связано с этим, глаза.




Нюансы новой профессии

Сделки по подержанным автомобилям нигде не регистрировались. Продавцу достаточно было снять авто с учета и передать его вместе с техпаспортом и ключами советскому покупателю. Договор писали от руки, что называется, на коленке, на первом попавшемся под руку клочке бумаги. И нужен был договор исключительно нашему покупателю.

Когда Союз распался окончательно и на его обломках возникли новые государства, то в этих государствах тоже толком никто не знал, как оформлять доставленные из-за рубежа старые автомобили. Таможни только формировались, правила и законы менялись чуть ли не ежедневно. Поэтому счастливый обладатель авто, которое он сам пригнал из-за границы, вздыхал спокойно лишь тогда, когда прикручивал новенькие госномера к бамперу своего сокровища.

Щекотливых нюансов от момента покупки до права собственности было действительно много. Их следовало знать прежде всего людям, которые подошли к купле-продаже подержанных заграничных авто профессионально.

Новую профессию окрестили в народе «гонщик». В начале 90-х ответ «Гоняю машины из Польши» на заданный вопрос о роде занятий уже никого не удивлял. «Гонщики» руководствовались в своей профессии прежде всего безопасностью. И не только в плане правил дорожного движения.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 10 0 3 0 7

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Странный подьор фотографий (особенно доставляет "семёрка" Е38 1994-го года выпуска, которая на тот момент была недоступна простому смертному), странное и внезапное окончание статьи... Не вижу я ни "часть первая" где-нибудь вверху, ни "продолжение следует" где-то внизу, что было бы весьма логично.

Дёма Какой-то

О, знатоки подтянулись! 🙂 Вообще-то на фотке пятерка E34 с шильдиком М5

Roman Bochin

Учите матчасть, коллега!))) На третьей фото в иллюстрациях к статье действительно семерка БМВ, которая была совершенно новой в описываемые времена.Сам купил свою первую машину в 1991 в бундесе. Фольксваген Гольф Mk 1 1,0 1977 за 800DM. Подбор фотографий действительно странный. В те годы смотрели VW Golf I, II, Audi 80 (B2), 100 (43), Ford Taunus, Opel Record, Kadett, BMW E12, E21. MB W123 и BMW E24 уже считались крутыми тачками. В середине-конце девяностых большой популярностью стали пользоваться Audi 100 (44), Opel Omega, Ford Scorpio. Из крутых MB W124, W126, BMW E34. Audi тогда премиум не была.

В 92-м-93-м уже было полно Скорпио, Сьерр, Омег, Гольф 2, Кадетов... У наших гаишников откуда-то появилась спортивная Манта конца 70-х. Вообще интересное было время, на одной улице можно было встретить новый 140-й, 129-й родстер, Понтиак Файрбёрд, какую-нибудь Лянчу Дельта (совсем не Интеграле), Блейзер С10, двухдверную Ауди 80 и убитый Гольф GTI... И море праворуких машин самых разных мастей с непонятными эмблемами (это потом я узнал, что у каждой праворукой модели своя эмблема). Ну где сейчас увидишь Subaru Alcyone (или как её там), древний Скай, Супру квадратную, море слепых Селик...Вот ведь время было!

Viacheslav Varenov

" толком никто не знал, как оформлять доставленные из-за рубежа старые автомобили. Таможни только формировались, правила и законы менялись чуть ли не ежедневно." - Кому надо, тот знал, как оформляться: 0,1 экю с кубика, если хочешь сразу перепродать, и - ничего, если собираешься 2 года ездить на машине сам.

А вообще больше ужаса понагнано, чем сказано по делу. Но что верно, так то, что весь криминал в Гермашке крутился именно вокруг наших баз. Куда я, по незнанию, однажды чуть не заехал к другу, который там служил. И не доехал по чистой случайности.

Viacheslav Varenov

" толком никто не знал, как оформлять доставленные из-за рубежа старые автомобили. Таможни только формировались, правила и законы менялись чуть ли не ежедневно." - Кому надо, тот знал, как оформляться: 0,1 экю с кубика, если хочешь сразу перепродать, и - ничего, если собираешься 2 года ездить на машине сам.

А вообще больше ужаса понагнано, чем сказано по делу. Но что верно, так то, что весь криминал в Гермашке крутился именно вокруг наших баз. Куда я, по незнанию, однажды чуть не заехал к другу, который там служил. И не доехал по чистой случайности.

Михаил Клименко

не знаю.первая машина была из ФРГ,получил БРИФ и ехал без проблем до Киргизии,был рэкит,милицейский беспредел,но ехали..

Андрей Харитонов

А я и сейчас как и 15 лет назад купил Мерседес для клиента и гоню его в Россию. Сколько всего было за это время и не упомнишь. Как все менялось от покупки газет до поиска автомобилей по интернету...

Alexsandr Gerasimov

Интересная статья, ждем продолжения.

Евгений

Нет, так прерывать статью нельзя.

Вадим Сайко

А про перегон японцев будет?

Иван Калита

Тема недораскрыта- оборвана на самом интересном месте!

Андрей Чепелев

Мы решили разделить историю на этапы. Здесь - как зарождалось. Потом пойдет дальше.

Андрей Чепелев

Это только первая серия! 🙂

Иван Калита

Не недораскрыта- оборвана на самом интересном месте!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Путешествия
На Mazda 3 по Израилю: Мессершмитты от Сталина и танки старого форта

Путешествие по любой стране подразумевает посещение музеев. В этом плане Израиль исключительно хорош — это вообще один сплошной музей. Но есть в стране несколько музеев, особенно интересных для лиц мальчишеского пола. И…

973 1 0
Статьи / Автотоп
Новые 18: самые ожидаемые модели 2018 года

Новый, 2018 год обещает быть богатым на новинки. Какие-то появятся спонтанно, какие-то дебютируют уже в течение года. Но есть немало и таких, о которых можно и нужно мечтать уже сейчас. Ну а поскольку год будет 2018-м,…

37710 8 2
Статьи / Интервью
Покупай, чини, продавай, будь успешным: советы от английских «Махинаторов»

Какие автомобили мы увидим в новых сезонах? Можно ли починить классический автомобиль своими руками? Бывают ли машины, на которые вообще нет спроса? Эти и многие другие вопросы ведущим английского шоу «Махинаторы» задали…

3134 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: ломающийся привод и хилый блок мотора

Дёшево и вечно – так обычно думают про Тойоту. В первой части нашего обзора Авенсиса мы выяснили, что если и не вечно, то хотя бы надёжно, и пусть даже не дёшево, но точно недорого. Всё это относится к кузову, салону,…

2787 1 1
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: слепые фары и скверный характер задней подвески

Когда речь заходит о надежных машинах, многие в первую очередь вспоминают о Toyota. Марка позиционирует себя как производителя надежных и недешевых авто. Ход правильный: в борьбе за лидерство в мировых продажах компания…

4501 11 2
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: коробка будет жить, а мотор умрёт

Очень хочется машину бизнес-класса, а деньги есть только на старый Логан? Что ж, выход есть. Даже если вы уверены, что W124 – это попса, а «бэха» Е39 – удел бандитов из 90-х, выбор всё равно остается. И это – огромный…

6077 0 6
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

41692 25 3
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

22395 3 0
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

20508 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10909 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

10464 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

6470 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29238 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

16369 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

11819 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

38662 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

24863 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29238 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?