Перегонщики: как начинался массовый ввоз иномарок в СССР

73013 15 20
Поделиться: 0 10 0 3 0 7

При последних вздохах Советского Союза на дорогах умирающей социалистической империи все чаще стали появляться иностранные автомобили. Они долгое время манили своей недоступностью целые поколения советских людей. Их изучали по фотографиям из зарубежных глянцевых журналов, которые попадали в Союз не совсем простым путем. Стены гаражей, да что там гаражей – квартир, были украшены вырезками с изображением элегантных авто. О них мечтали, их обсуждали, ими восхищались. Но не имели их. Редкие обладатели иномарок находились в ранге небожителей для подавляющего большинства владельцев Жигулей, Запорожцев и Москвичей. Но все изменилось в одночасье!

Теперь иномарку можно было видеть воочию! Натурально! Совсем рядом! И не только видеть, не только, что называется, иметь возможность щупать за аппетитные формы, но и стать ее владельцем! Это был сладкий миг для многих отечественных автолюбителей.



Первооткрыватели в погонах

Попадали к нам иномарки преимущественно из стран бывшего социалистического лагеря, скрепленного Варшавским договором. Согласно договору, Советская Армия обеспечивала мир и покой на территории дружественных государств. Поэтому первыми поставщиками иномарок на отечественный рынок подержанных автомобилей стали советские военные.

После воссоединения ГДР и ФРГ в единое немецкое государство, что состоялось в 1990 году, советские воинские части начали массово сворачивать свою деятельность на территории дружественных европейских стран. Процесс это был непростой и небыстрый. Передислокация наших вооруженных сил на родину шла своим чередом, поэтапно. Также поэтапно выезжали из Польши и Венгрии, из Германии и Чехословакии военные специалисты со своими семьями и нажитым имуществом. Причем старались выехать по возможности на собственном автомобиле.

Конечно же, автомобильным Клондайком в этом плане была бывшая Германская Демократическая Республика. Ее после воссоединения с Федеративной Республикой Германией наводнили западногерманские автомобили. Массовые, технически устаревшие и неповоротливые восточно-немецкие Трабанты в пластиковом кузове были резко вытеснены агрессивными и прекрасными западно-немецкими Фольксвагенами, БМВ, Мерседесами. Также перед западными автомобилями ретировались и советские, которыми в большом количестве снабжал СССР социалистическую Европу.




Немцы западные массово избавлялись от автохлама. В свою очередь для их восточных братьев это был вовсе не хлам, а отличные автомобили. Причем эти шикарные по сравнению с Трабантом машины стоили сущие копейки. Они были доступны буквально всем. В том числе и нашим офицерам. И советские офицеры не могли, просто не имели права не воспользоваться случаем! Тем более что цена автомобиля в «преклонном возрасте» для наших соотечественников существенно отличалась от той, что должен был в итоге заплатить немец.

Это было связано с тем, что для дальнейшей эксплуатации подержанного автомобиля на территории Германии необходимо получить сертификат TUV. Это немецкий техосмотр, говоря русским языком. Платежи по этой процедуре плюс страховые складываются таким образом, что цена за них растет пропорционально возрасту автомобиля. Проще говоря, чем старше авто, тем больше за него приходится платить. Поэтому немцу в итоге машина обходилась в трижды, а то и более, дороже, чем нашему покупателю. Нашего ждал процесс техосмотра и регистрации дома, однако он обходился в сущие копейки.

В то время десятилетний Опель Рекорд в отличном состоянии, но без TUV можно было приобрести за 500 западно-немецких марок. Это равнялось примерно 350 долларам. Учитывая, что, помимо заработной платы, наши военные успешно повышали свое материальное состояние путем продажи местному населению ГСМ и прочей разной всячины, сумма для большинства из них была вполне подъемной. К тому же распродажа военного имущества перед выводом наших войск приобрела массовый, стихийный, неконтролируемый характер. Продавали даже радиаторы отопления, срезая их в казенных квартирах военных городков, где сами же еще проживали.




Нужно отметить, что воины Советской Армии поначалу отдавали преимущество советским машинам. Но отнюдь не из чувства патриотизма, а из-за страха столкнуться на родине с проблемой запчастей. И страх их был небезосновательным.

Популярность отечественных авто в среде зарубежного контингента наших войск подогревали ценой аборигены. Наши восточноевропейские друзья, вкусив уже все прелести западного автопрома, старались в первую очередь избавиться от советских машин. Это были в основном вазовская классика различных модификаций и Нивы – в свое время действительно очень популярные внедорожники в Восточной Европе и даже в Западной. Встречались также Волги ГАЗ-24. Но их сложно было пристроить из-за «прожорливости». Однако Волги с дизельными двигателями от различных зарубежных «доноров» наши соотечественники покупали охотно. Импортные дизельные моторы впихивали в газовское советское нутро в основном венгерские умельцы.

Так наши военные первыми проложили тропку, по которой стал наводняться постепенно отечественный рынок старых автомобилей импортной продукцией. Вошли в Европу на грозной броне по широкой дороге, а вышли тайной тропой на отживших свое автомобилях, можно сказать, бывшего врага. Операции купли-продажи автомобилей с участием наших соотечественников носили какой-то полулегальный характер. Если проще, то власти просто закрывали на всё, что связано с этим, глаза.




Нюансы новой профессии

Сделки по подержанным автомобилям нигде не регистрировались. Продавцу достаточно было снять авто с учета и передать его вместе с техпаспортом и ключами советскому покупателю. Договор писали от руки, что называется, на коленке, на первом попавшемся под руку клочке бумаги. И нужен был договор исключительно нашему покупателю.

Когда Союз распался окончательно и на его обломках возникли новые государства, то в этих государствах тоже толком никто не знал, как оформлять доставленные из-за рубежа старые автомобили. Таможни только формировались, правила и законы менялись чуть ли не ежедневно. Поэтому счастливый обладатель авто, которое он сам пригнал из-за границы, вздыхал спокойно лишь тогда, когда прикручивал новенькие госномера к бамперу своего сокровища.

Щекотливых нюансов от момента покупки до права собственности было действительно много. Их следовало знать прежде всего людям, которые подошли к купле-продаже подержанных заграничных авто профессионально.

Новую профессию окрестили в народе «гонщик». В начале 90-х ответ «Гоняю машины из Польши» на заданный вопрос о роде занятий уже никого не удивлял. «Гонщики» руководствовались в своей профессии прежде всего безопасностью. И не только в плане правил дорожного движения.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 10 0 3 0 7

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Странный подьор фотографий (особенно доставляет "семёрка" Е38 1994-го года выпуска, которая на тот момент была недоступна простому смертному), странное и внезапное окончание статьи... Не вижу я ни "часть первая" где-нибудь вверху, ни "продолжение следует" где-то внизу, что было бы весьма логично.

Дёма Какой-то

О, знатоки подтянулись! 🙂 Вообще-то на фотке пятерка E34 с шильдиком М5

Roman Bochin

Учите матчасть, коллега!))) На третьей фото в иллюстрациях к статье действительно семерка БМВ, которая была совершенно новой в описываемые времена.Сам купил свою первую машину в 1991 в бундесе. Фольксваген Гольф Mk 1 1,0 1977 за 800DM. Подбор фотографий действительно странный. В те годы смотрели VW Golf I, II, Audi 80 (B2), 100 (43), Ford Taunus, Opel Record, Kadett, BMW E12, E21. MB W123 и BMW E24 уже считались крутыми тачками. В середине-конце девяностых большой популярностью стали пользоваться Audi 100 (44), Opel Omega, Ford Scorpio. Из крутых MB W124, W126, BMW E34. Audi тогда премиум не была.

В 92-м-93-м уже было полно Скорпио, Сьерр, Омег, Гольф 2, Кадетов... У наших гаишников откуда-то появилась спортивная Манта конца 70-х. Вообще интересное было время, на одной улице можно было встретить новый 140-й, 129-й родстер, Понтиак Файрбёрд, какую-нибудь Лянчу Дельта (совсем не Интеграле), Блейзер С10, двухдверную Ауди 80 и убитый Гольф GTI... И море праворуких машин самых разных мастей с непонятными эмблемами (это потом я узнал, что у каждой праворукой модели своя эмблема). Ну где сейчас увидишь Subaru Alcyone (или как её там), древний Скай, Супру квадратную, море слепых Селик...Вот ведь время было!

Viacheslav Varenov

" толком никто не знал, как оформлять доставленные из-за рубежа старые автомобили. Таможни только формировались, правила и законы менялись чуть ли не ежедневно." - Кому надо, тот знал, как оформляться: 0,1 экю с кубика, если хочешь сразу перепродать, и - ничего, если собираешься 2 года ездить на машине сам.

А вообще больше ужаса понагнано, чем сказано по делу. Но что верно, так то, что весь криминал в Гермашке крутился именно вокруг наших баз. Куда я, по незнанию, однажды чуть не заехал к другу, который там служил. И не доехал по чистой случайности.

Viacheslav Varenov

" толком никто не знал, как оформлять доставленные из-за рубежа старые автомобили. Таможни только формировались, правила и законы менялись чуть ли не ежедневно." - Кому надо, тот знал, как оформляться: 0,1 экю с кубика, если хочешь сразу перепродать, и - ничего, если собираешься 2 года ездить на машине сам.

А вообще больше ужаса понагнано, чем сказано по делу. Но что верно, так то, что весь криминал в Гермашке крутился именно вокруг наших баз. Куда я, по незнанию, однажды чуть не заехал к другу, который там служил. И не доехал по чистой случайности.

Михаил Клименко

не знаю.первая машина была из ФРГ,получил БРИФ и ехал без проблем до Киргизии,был рэкит,милицейский беспредел,но ехали..

Андрей Харитонов

А я и сейчас как и 15 лет назад купил Мерседес для клиента и гоню его в Россию. Сколько всего было за это время и не упомнишь. Как все менялось от покупки газет до поиска автомобилей по интернету...

Alexsandr Gerasimov

Интересная статья, ждем продолжения.

Евгений

Нет, так прерывать статью нельзя.

Вадим Сайко

А про перегон японцев будет?

Иван Калита

Тема недораскрыта- оборвана на самом интересном месте!

Андрей Чепелев

Мы решили разделить историю на этапы. Здесь - как зарождалось. Потом пойдет дальше.

Андрей Чепелев

Это только первая серия! 🙂

Иван Калита

Не недораскрыта- оборвана на самом интересном месте!

Главная новость
Новости / В России
Kia представила российскую версию Rio нового поколения

Новый Рио доберется до российских дилеров уже этим летом. Модель будет доступна с двумя моторами

3690 0 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Автомобиль модельной внешности: рождение профессиональных фото автомобильного экстерьера

В нашем прошлом материале мы начали рассказывать, как создаются официальные фотографии автомобилей. Тогда мы выяснили, где и какими силами проводится эта интересная работа, подготовили автомобиль и даже установили его на…

136 0 0
Статьи / Практика
Лучше современных: как правильно доработать старое советское зарядное устройство

У многих в гаражах пылятся и ржавеют старые советские зарядные устройства. Дизайн их нередко напоминает о ядерной войне, а внешнее состояние порой оставляет желать лучшего... Но зато у этих приборов есть главное –…

4897 1 0
Выбор авто / Новые авто
Разные одноклассники: что выгоднее купить – Hyundai Solaris или Kia Rio?

Исподлобья смотря на переписываемые месяц от месяца цены на новые автомобили, наблюдая за премьерами и анонсами и думая о покупке лучшей машины за планируемые деньги, большинство потенциальных обладателей автомобиля из…

21595 3 15
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: не очень надёжные МКПП и выносливые моторчики

Интерес к маленьким машинкам у нас в России, под стать машинкам, маленький. А зря. Есть среди них очень интересные экземпляры, которые вполне способны и пакеты с покупками перевезти, и даже в соседний город свозить. И…

1051 4 3
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: удивительно крепкий кузов и «скрипучие» тормоза

Маленькие машины в России не очень любят. Исключений не много, к ним, пожалуй, можно отнести только Skoda Fabia, VW Polo и Opel Corsa, с натяжкой – Peugeot 206 и. Остальные «малыши» встречаются в минимальных количествах,…

1513 16 2
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Sportage II с пробегом: лучший двигатель XXI века и болезнь правого ШРУСа

Можно ли купить корейский кроссовер, например, Kia Sportage II, и быть счастливым? Мы уже начали разбираться в этом вопросе в первой части нашего обзора. И в целом ничего совсем уж страшного в этом автомобиле пока не…

11493 7 1
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

30768 0 0
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

29218 10 22
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

17291 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

68180 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

55005 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

26840 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

57981 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

30456 3 0
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

22695 2 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

109040 4 3
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

22278 5 0
Статьи / История
Ошибки Юности: почему микроавтобус ЗИЛ так и не стал массовым

Московский Завод имени Лихачева (ЗИЛ) был широко известен даже за пределами СССР своими грузовыми автомобилями, которые составляли основу народнохозяйственного автопарка огромной страны. Кроме того, на ЗИЛе также…

9209 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?