По земле аки посуху: пять автомобилей, похожих на яхты

Домами на колесах нынче никого не удивить. Теперь производители соревнуются только в соотношении их форм, размеров и уровня комфорта. А ведь машины такого типа – прямые потомки кораблей: транспорта, который люди умели мастерить испокон веков. Если ваше детство начиналось с книг, то вы наверняка помните в «Волшебнике изумрудного города» не только Элли с Тотошкой, но и дядюшку Чарли, который путешествовал на сухопутном корабле. Получается, что современный автомобиль – всего лишь уменьшенная и упрошенная его версия.

Конечно, среди инженеров и автодизайнеров до сих пор встречаются те, кто отказываются идти на поводу у мобильности, считая, что корабль, модернизированный колесами, станет только лучше. Если вы солидарны с этим мнением – добро пожаловать на борт, ведь в данной подборке вы узнаете, как на самом деле выглядит гибрид дома, корабля и автомобиля.

Капля Румплера

Слово Румплер, указанное в подзаголовке, это не какое-то жидкое вещество, капля которого досталась нам от ученых ХХ века. На самом деле это фамилия австрийского инженера, который одним из первых стал прославлять «на суше» обтекаемую форму морских судов. До него это было сделано всего дважды: бельгийским гонщиком Женатци в 1899-м и миланским графом Рикотти в 1913-м.

Космонавты: пять автомобилей, на которых можно полететь к звездам В настоящий момент полетами в космос никого не удивишь. Очередной стыковочный модуль, отправленный на земную орбиту к МКС – уже недостаточный повод, чтобы оторвать публику от ковыряния в нос...

Но именно с подачи Эдмунда Румплера лексикон автомобильных дизайнеров расширился понятием «каплевидной формы». Да-да, наш уникум усмотрел в конструкции парусных кораблей сходство с обычной каплей воды и решил перенести эту идею на наземный транспорт.

«Автомобиль-капля» (нем. Tropfenwagen) впервые был представлен на Берлинском автосалоне 1921 года. Румплер сумел удивить публику не только внешним видом своего изобретения, но и его содержанием. Форма рамы этого авто полностью соответствовала очертаниям кузова, чего в мировой практике еще не случалось.

Там же впервые были применены гнутые стекла. Чтобы ничем не ограничивать обзор, водительское кресло занимало весь передний ряд салона. Пассажиры располагались на втором и третьем диванах. За тонкой перегородкой последнего грелся и тарахтел двигатель, отравляя жизнь всему экипажу, но об этом в приличном обществе говорить было не принято…

Зато в плане оптимизации силовая установка Tropfenwagen почти на полвека опередила спортивные «Мерины». Маломощная (всего 36 л. с.) и компактная, она разгоняла 3 000-фунтовый «каплемобиль» до 110 км/ч! А все потому, что Румплер применил инновационную конструкцию двигателя, W6, установив его непосредственно перед задней осью. Мотор был объединен с трансмиссией и главной передачей, а приводами колес служили запатентованные Эдмундом еще в начале века «маятниковые оси».

Техническая продвинутость Румплера очень понравилась инженерам Mercedes-Benz Гансу Нибелю и Максу Вагнеру. Эти парни проявили настойчивость, и руководство компании приобрело лицензию на серийное производство «каплемобиля». Вот только потребители не разделяли восторгов Нибеля и Вагнера. Публика считала машину уродливой, а ее двигатель – шумным источником уничтожения благоприятного микроклимата в салоне. В итоге совместными усилиями Mercedes-Benz и Rumpler Auto удалось выпустить лишь 100 экземпляров, большая часть из которых была продана таксистам.

Особенности:

Гонщики Mercedes-Benz сумели неплохо раскрыть потенциал «каплемобиля». Даже команда Auto Union не побрезговала перенять некоторые идеи этого «ископаемого». Секрет быстроходности Tropfenwagen был чуть позже раскрыт исследователями аэродинамики из V-Dub. И все же о потребителе Эдмунд Румплер забыл напрочь. У машины имелись проблемы с управлением и охлаждением двигателя, которые так и не были решены. А отсутствие банального отсека для багажа и прочих удобств определило ее участь. Насовсем.

Pussy car

Нет, в этом подзаголовке я выражаюсь не языком Тарантино, а словосочетанием, авторство которого принадлежит нашему следующему герою, Жан-Пьеру Понтье. Да-да, тому самому, кто придумал круглый «шагающий» автомодуль и название к нему.

Cупергерои: пять реально существующих комикс-каров Современная культура очень похожа на детскую раскраску: сплошь карикатурные изображения, разрисованные, как попало. Смысла в них порой даже меньше, чем в использованном детском подгузнике. К...

Оказывается, сей француз пришел в автомобильный мир из искусства, где его талантам раскрыться полностью не светило. Всю сознательную жизнь мсье Понтье просто фонтанировал идеями, но поскольку все они имели особый авторский почерк (иначе говоря, были не вполне здоровыми), то и в миру не прижились. Чего стоит только четырехкилометровый венок из цветов, которым, согласно идее Жан-Пьера, украсили Лурдскую базилику в честь приезда папы Иоанна Павла II. Или монстры Кинг-Конг и Годзилла, построенные «в натуральную величину» и с которыми дизайнер на правах платного аттракциона зачем-то гастролировал по Франции.

Вот и в автомобильной истории свой след Понтье оставил даже несмотря на то, что его об этом никто не просил. Избрав всех женщин мира в качестве объекта для поклонения, в 60-х он принялся проектировать для них авто. Как правило, это были одноместные пластмассовые тележки с моторчиком от мопеда, потому и водительские права на них были не нужны. Сами машинки, общим количеством не более 100 штук, теперь никто уже и не вспомнит. Зато фраза «pussy car», как именовал их Жан-Пьер, ушла в народ, хоть и не в том смысле, какой в нее вкладывал создатель.

Из числа неоспоримых достоинств Понтье прежде всего выделяется талант рекламщика. За оный, собственно, наш герой и получал основные дивиденды для все новых изобретений. Например, в 1969-м одна французская телефонная компания предложила ему сделать пять уникальных «пусси каров» для рекламы своей продукции. Жан-Пьер, как всегда, подошел к вопросу творчески. Правда, на сей раз дизайнер изменил себе, вместо крошечных машинок предоставив заказчикам гигантские авто.

Отправной точкой в этом безумстве для Понтье послужил образ чудо-аппарата из мюзикла «Chitty Chitty Bang Bang». Созданный фантазией Яна Флеминга и запечатленный на кинопленке в 1968 году, этот странный гибрид автомобиля, яхты и параплана мог покорить сразу несколько стихий за раз. Жан-Пьеру идея авто, стилизованного под корабль с деревянным корпусом, понравилась, и он с удовольствием принялся экспериментировать. В качестве донорской платформы послужило шасси Renault Galion (типа R2168) 1956-го года выпуска, которое растянули более чем до шести метров. Расположение всех органов управления было кардинально изменено, в том числе и угол наклона рулевой колонки. Для внешнего облика «пусси кара» и оформления салона использовались почти все известные промышленникам материалы, начиная со стали и заканчивая полиэстером. Не знаю, обеспечил ли этот концепт должный уровень продаж телефонной компании, но шумихи в свое время наделал много.

Особенности:

Эксперименты с размерами нередко приводили Понтье на страницы Книги рекордов Гиннесса. Вот и его яхтомобиль не стал исключением, войдя в историю, как самое высокое (2,4 м) авто в мире. Значит, дизайнер понимал, что лишь стоя за штурвалом «сухопутного корабля» можно почувствовать себя хозяином положения. Машина эта до сих пор жива и служит в Париже свадебным эскортом. Кстати, довольно дорогим и популярным.

Яхта плейбоя

С гением ретро-футуризма Сидом Мидом мы вас уже знакомили: полицейский спиннер в фильме «Бегущий по лезвию»  – его рук дело. Однако, фильммейкеры – не единственная публика, ценящая такой авторский взгляд на вещи. К примеру, «научно-популярный» журнал Playboy, всерьез озаботившись вопросом комфортабельности автомобиля, обратился к Миду, чтобы тот сделал тусовочные «колеса». А поскольку дело было в 1975-м, проблема крылась не столько в навороченном обвесе, сколько во внутренней эстетике. Богатых гламурных ребят с «кроличьими ушками» установка медиа-центра во всю «приборку» никоим образом не впечатлила бы, поэтому Сиду пришлось креативить с размахом.

Летают, но низенько: пять необычных машин-гибридов на воздушной подушке Небо манило наших далеких предков так же сильно, как и некоторых из нас теперь. Но миф об Икаре довольно четко описывал участь каждого, кто дерзнул сравняться с богами. Со временем эта мечта...

Здраво рассудив, что заказ от Playboy – тот случай, когда на размерах лучше не экономить, дизайнер вместо автомобиля принялся выдумывать сразу моторизированную яхту с колесами. Собственно, так его концепт и прозвали – Land Yacht. И помимо внушительной площади, ему было, чем удивить мажорную публику! Почти треть клиновидного кузова Мид накрыл стеклянным колпаком: большие панорамные окна не просто обеспечивали хороший обзор, они позволяли наслаждаться видом окрестностей. Для большего комфорта четыре индивидуальных кресла «в кабине», сиречь рубке, были повернуты на 45º относительно продольной оси автояхты. Ее управление должно было осуществляться по принципу джойстика от видеоигры (которые изобретут лишь 20 лет спустя). В ночное время на помощь водителю приходили бы не только автоматически регулируемые кварцевые лампы, но и инфракрасные датчики, сканирующие дорогу и выводящие картинку на экран приборной консоли.

Что касается развлечений, то оных Сид предоставил своим заказчикам самый широкий спектр. На борту Land Yacht дизайнер разместил ванную комнату, бар, кухню и уютный чиллаут. Спа-кабинет отправился на крышу и представлял собой широченную кровать без верха, на которой было удобно подрумянивать части своего тела. Ну а если членам яхт-клуба хотелось устроить по-настоящему жаркую вечеринку, все внутренние перегородки раздвигались, перевоплощая функциональное чрево Land Yacht в большой танцпол.

Особенности:

Хотя Мид мыслил в правильном направлении, его ретрофутуристическое сознание перестаралось. Концепт автояхты для плейбоев оказался слишком дерзким, а количество в нем умных электронных штуковин на квадратный метр зашкаливало. Все же для 1975-го года Land Yacht был слишком сложным и нереально дорогим, поэтому построить его никто не отважился.

Морской рейнджер

Еще один дизайнер-отщепенец автомобильной индустрии, Луиджи Колани, уже знаком нам по ужасающему концепту дуршлага Volkswagen . К слову, это был не последний его провал, и, вероятно, не самый мощный. Мне в голову даже закралась шальная мысль посвятить наследию этого персонажа отдельный материал, но я вовремя остановился – все-таки безумие должно подаваться небольшими порциями, иначе у кого-нибудь еще крыша съедет. Так что проект Sea Ranger не входит в число дизайнерских неудач Колани. Но и к победам его причислять не стоит. Это скорее взгляд на авто из параллельного мира, ведь Луиджи – мастер по части аллюзий. По его мнению, именно так могли бы выглядеть яхты с колесами, если бы нашим миром правили, скажем, разумные выдры-мутанты.

Кстати, Sea Ranger – единственный номер в этой подборке, который в качестве основной стихии выбрал воду, то есть вернулся к своим далеким предкам. Этот гибрид-амфибия был построен на платформе немецкого вездехода Unimog от Mercedes-Benz, а именно, модели Thyssen. Благодаря колесной формуле 4х4 и понтонному днищу, Колани сделал этот Sea Ranger поистине всепроходимым. Кроме того, автояхта была оборудована спутниковой системой навигации, мощной головной оптикой и уютной рыбацкой люлькой на крыше. Что еще нужно любителям приключений?

Особенности:

Сия автояхта была построена меньше, чем за год – в 1980-м ее уже показывали на Ганноверской ярмарке. Погоня за спонсором оказалась напрасной. Наверное, богатым людям претило сибаритствовать способами, навязанными Колани. На мой взгляд, «Морской рейнджер» выглядит более чем органично. Даже Том Сойер с радостью придушил бы своего друга Гека за этот автомобиль…

Пенал самоходный

Концепт 2001 года Honda Unibox представляет собой переходное звено в эволюционной цепочке между автояхтой и автодомом. Назвать это «чудо» кораблем не поворачивается язык, а до размеров передвижного жилища оно попросту не дотягивает – даже в единственном экземпляре человек внутри Unibox выглядит, как насекомое, застигнутое врасплох. И все же производитель настаивает, что данный концепт есть ни что иное, как «мобильное помещение для комфортного путешествия».

Осуществили оный комфорт дизайнеры Honda за счет модульного каркаса из алюминия, который сверху донизу обшит поликарбонатными панелями. Во избежание боковых столкновений, декоративный материал имеет светоотражающее свойство, к тому же его легко заменить на любой другой, менее прозрачный. Это качество разработчики Unibox также отнесли в разряд достоинств: мол, любой владелец может изменить внешность авто сообразно собственным предпочтениям. Внутри «коробка» отличается панорамным лобовым стеклом, деревянным полом и креслами, фиксирующимися в любых удобных положениях.

Ну, и конечно же, электроника! Японцы не были были бы японцами, если бы не напичкали очередной свой концепт по самую крышу хитроумными гаджетами. Тут вам и датчики движения, и камера заднего вида, фиксирующая картинку на громадном дисплее, и активная оптика, и гибридная силовая установка, ставшая донельзя экономной, и даже интеллектуальная система безопасности, срабатывающая не только для экипажа Unibox, но и для пешеходов. В довесок к этому набору внушительных опций идут два скутера и электрическая тележка для покупок, которые прячутся в специальных отсеках. Словом, весь дух времени запечатлен в этом странном транспорте-пенале.

Особенности:

Пожалуй, Honda Unibox не попал бы в этот список, если бы не воплощал в себе идеи Сида Мида с его Land Yacht. То же обилие электроники, та же попытка увеличить внутреннее пространство машины, даже управление то же – при помощи джойстиков! Жаль, что японцы не следовали первоисточнику досконально – концепт мог бы получиться более впечатляющим и, чем черт не шутит, пойти на продажу.

Эпилог

Как видно из данного опуса, идея превращения авто в нечто большее проистекает из самой его истории. Жаль только, что она все также носит лишь развлекательный характер. Ведь ввиду глобального потепления, затея научить автомобиль плавать как никогда актуальна. К тому же, делать это с размахом вполне можно и на суше.

Автомобили-яхты современности

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings