Почему ВАЗ – 2101, а КАМАЗ – 740? Как СССР перешел на 4-цифровые индексы и что они значат

Недавно мы рассказывали о порядке присвоения числовых номеров советским автомобилям, впервые ведённом в ноябре 1943 года. Позже Минавтопром перешёл на четырёхзначную систему нумерации, где основные четыре цифры дополнялись вспомогательными. Для «рядового пользователя» сочетания типа ВАЗ-21013, КАМАЗ-53215 или ПАЗ-32053 сложны и непонятны, но для специалистов и любителей техники эти сочетания цифр служили в своём роде паспортом автомобиля. В печати всегда объяснялось, что такие индексы узаконены Отраслевой нормалью, введённой в действие в 1966 году. Но, как и следовало предполагать, этот документ разработали несколькими годами раньше: архивные исследования поведали нам, кто, когда и почему придумал обозначать такими «шифрами» советские автомобили.

Как мы заметили в прошлый раз, систему простых числовых индексов моделей типа «Москвич-408», ГАЗ-69 или ЗИЛ-130 в 1943 году разработала группа конструкторов под руководством начальника Отдела технической документации ГАЗа Самуила Абрамовича Челова. За всеми заводами были закреплены числовые диапазоны: за ГАЗом – двухзначный, за остальными предприятиями – трёхзначный. ЗИСу полагались числа от 100 до 199, МЗМА – от 400 до 449 и т.д. И вот спустя 20 лет, летом 1964 года, тот же самый инженер Челов предложил полностью изменить систему нумерации автомобилей. Новый вариант рассматривали на заседании коллегии Комитета по автотракторному машиностроению при Совете министров СССР (так тогда назывался аналог Министерства) 11 сентября того же 1964 года.

Понятную таблицу расшифровки системы индексов поместил журнал «За рулём» в 1974 году через 10 лет после её разработки

За два десятилетия изменилось и место жительства, и место работы автора системы нумерации. Самуил Абрамович теперь представлял не Горьковский автозавод, а Центральный научно-исследовательский институт топливной аппаратуры ЦНИИТА, тоже подчинённый Минавтопрому. Каким образом Челов перебрался из Горького в Ленинград? Оказывается, к 60-м годам заводское бюро технической документации выросло до межотраслевого сектора. Его передали с ГАЗа в НАМИ, но не в Москву в головной институт, а в Ленинградский филиал НАМИ, которым и был ЦНИИТА. Таким странным образом инженер, разработавший систему автомобильных обозначений, и его «контора» оказались в учреждении, занимавшемся узкой автомобильной специальностью, системами питания двигателей – карбюраторами, топливными насосами, дизельной аппаратурой и даже новейшими тогда системами впрыска бензина.

ВАЗ-2101 – первый и самый памятный из новых индексов

Свой доклад по новой системе нумерации Челов начинает с объяснения, что созданная им же самим прежняя система за прошедшие 20 лет исчерпала свои возможности. «Главный недостаток действующей системы нумерации моделей автомобилей заключается в том, что их двух- и трёхзначные цифровые индексы являются лишь числами заводов-изготовителей и не дают никакого представления о классе и эксплуатационном назначении автомобиля». Более того, привязка индекса к заводу уже утратила актуальность, поскольку многие модели были переданы с тех предприятий, где они изначально встали на конвейер другим заводам. Тот же ГАЗ-69 выпускали не в Горьком, а в Ульяновске, ЗИЛ-158 не в Москве, а в Ликино-Дулёво, и дальше, как полагал Челов, число таких примеров будет расти.

Но появилась и другая причина, по которой старая система нумерации больше не годилась. Челов подчеркнул, что из-за «отсутствия централизованной системы выдачи номеров, в результате появления новых предприятий, нуждающихся в индексах моделей и неосмотрительного расходования номеров для обозначения модификаций, выделенные ранее диапазоны трёхзначных номеров к настоящему времени оказались почти полностью исчерпанными». Вступление Самуил Абрамович завершает: «Таким образом, переход на четырёхзначную систему обозначения изделий является неотложной задачей дня».

Часто и старые модели переименовывали по новой системе. Был УАЗ-452В, стал УАЗ-2206.

В начале 60-х Челов предложил не просто перейти от трёх разрядов к четырём. Первые два знака индекса теперь должны были прямо указывать на технические параметры – класс автомобиля и его тип (легковой, грузовой, автобус). Перечисление достоинств предлагаемой системы занимает целую страницу машинописного текста. Выделим главное: «чёткую классификацию изделий и их модификаций», «смысловое значение индекса изделия, указывающее на его эксплуатационное назначение». При этом озвучивается долговечность системы, её направленность на возможность учёта с помощью вычислительной техники и механизацию управленческого труда. А ещё, что важно для плановой экономики, на контроль за технической политикой в автомобильной промышленности.

«Ижмаш» не подчинялся Минавтопрому, но НАМИ давал ему обычные индексы автомобильного министерства. Например, ИЖ-2125.

В индексе изделия, по мнению Челова, должны отражаться его класс, вид и тип. При определении класса для грузовиков предлагалось взять в качестве основы такой технический параметр, как полная масса автомобиля, поскольку при любом развитии конструкции в будущем именно она будет определять типоразмеры всех агрегатов данной машины. Для легковых машин главным параметром Самуил Абрамович назвал литраж двигателя. Именно по этим показателям Отраслевая нормаль, принятая в 1966-м, определяла первую цифру индекса. Все машины на том заседании в сентябре 1964-го Челов поделил на семь классов. 1 – до 1,2 тонны для грузовых, до 1,2 литра для легковых, 2 – от 1,2 до 2 тонн или 1,2-2 литра, З – от 2 до 8 тонн и от 2 до 4 литров, 4 – от 8 до 12 тонн и свыше 4 литров, 5 – уже только тяжёлые грузовики полным весом 14-20 тонн, 6 – большегрузы массой 20-40 тонн, 7 –самые большие машины, весящие больше 40 тонн. О базовом параметре для автобуса в 1964 году ещё не говорится, позднее им станет габаритная длина кузова. И это логичнее, чем, например, число мест в салоне, поскольку салон одного и того же автобуса можно скомпоновать по-разному, установив нужное количество сидений.

Высший класс для легкового автомобиля – четвёртый. Например, ЗИЛ-41044. Начиная с пятёрки – только коммерческий транспорт.

В то время все существовавшие заводы ещё можно было расставить так, что каждому доставалось «своё» число. Единица обозначала ЗАЗ, двойка – МЗМА, тройка – ГАЗ, четвёрка – ЗИЛ, пятёрка – МАЗ, шестёрка – КрАЗ и МоАЗ, семёрка – БелАЗ. Вторая цифра, по предложению Челова, должна была указывать на эксплуатационное назначение машины. 1 – легковые автомобили, 2 – автобусы, 3 – бортовые грузовики, 4 – тягачи, 5 – самосвалы, 6 – автоцистерны, 7 – фургоны, 9 – специальный транспорт, а восьмёрку почему-то оставили в качестве резерва. Третья и четвёртая цифры индекса обозначали модель конкретного автомобиля. Самуил Абрамович был уверен, что 99 чисел хватит на долгие годы. Пятая цифра указывала модификацию автомобиля. Вообще, Челов считал, что перегружать индекс лишними цифрами не следует.

На деле один автомобиль порой попадал в разные классы. Шасси 5 класса КАМАЗ-53215, но самосвал 4 класса КАМАЗ-45143.

Кроме системы индексации автомобилей он придумал систему цифровых обозначений любых узлов, агрегатов и деталей и успешно внедрил её ещё в стандарте 1943 года. Любая деталь носила семизначный индекс. Первые две цифры – группа деталей, третья и четвёртая – подгруппа, три оставшихся – номер конкретной детали. Такую систему новая индексация благополучно унаследовала от старой. С помощью принятого в 1943 году обозначения групп и подгрупп было легко сделать специальные индексы изделий смежных производств, например, топливной аппаратуры и электрооборудования, ведь первые три цифры уже указывали на тип деталей и узлов.

Также в 1964 году Челов предложил индексы двигателей из трёх цифр, обозначающих основную модель и дополнительной четвёртой для модификаций. До нашего времени в печати практически не расшифровывали таких индексов моторов, как УЗАМ-331, ЗМЗ-402, УМЗ-4216, КАМАЗ-740. Архивные документы всё прояснили. Число 1 обозначало моторы рабочим объёмом до 0,75 литра, 2 – от 0,75 до 1,4 л, 3 – от 1,4 до 2 л, 4 – от 2 до 4 л, 5 – от 4 до 7 л, 6 – 7-10 л, 7 – 10-15 л, 8 более 15 литров. Позднее появилась также цифра 9 для газовых турбин. Например, испытывались опытные образцы газотурбинных двигателей ГАЗ-902.

УЗАМ-331.10
УМЗ-4178

Перед заседанием Коллегии в июле-августе 1964-го описание новой системы разослали по конструкторским бюро всех заводов, выпускавших автомобили, прицепы, автомобильные агрегаты. Инженеры большинства предприятий, а именно МЗМА, ЗАЗ, БелАЗ, УралАЗ, ЯМЗ, МеМЗ положительно отозвались о новой нумерации, ограничившись несущественными замечаниями. Некоторые и вовсе безоговорочно одобрили её – речь о представителях УАЗа, ЛАЗа, ЛиАЗа, НАМИ, Московского карбюраторного завода (МКЗ), Шадринского автоагрегатного завода. Но пришли и отрицательные заключения, прежде всего от ГАЗа и ЗИЛа, заводов электрооборудования АТЭ-2 и КАТЭК, НИИ автоприборов.

Конструкторы ГАЗа были против новой системы индексов. Первый серийный автомобиль Горьковского автозавода с таким обозначением ГАЗ-3102 появился только в 80-х.

Обсудить все «за» и «против» предстояло на том самом заседании в Техническом управлении Комитета по автотракторному машиностроению 11 сентября 1964-го. Судя по стенограмме, дискуссия получилась вялая. Все ждали выступления представителей ГАЗа и ЗИЛа, крупнейших автозаводов страны, а, точнее, обоснования неприятия ими нового стандарта. Но никто из конструкторов этих заводов на заседание не явился! Не присутствовали там и работники МЗМА, УАЗа и других автозаводов. Представители АТЭ-2 И. Кирсанова и «Электрозавода» Н. Акулин упирали на то, что их устраивает старая система и никаких аргументов против новой не привели. Руководитель группы техдокументации УралАЗа Б. Флёров и главный конструктор КрАЗа А. Малышев задавали вопросы, касающиеся частностей обозначения модификаций. Сотрудник ЦНИИТА Я. Гинзбург поддерживал своего коллегу Челова. В результате новую систему нумерации одобрили, но узаконили Отраслевой нормалью ОН-025270-66 только через два года. Нормаль вступила в действие с 1 августа 1966 года.

Этот самосвал ещё не КАМАЗ со сложными индексом, а «всего лишь» ЗИЛ-170

Дальнейшее развитие событий известно. Первый «легковой» индекс 1101 взял прямо в 1966 году НАМИ для проекта автомобиля «Василёк», который так и не реализовали. Зато новая система очень пригодилась ВАЗу. Это единственный в СССР автозавод, к продукции которого ни в каком виде не относились индексы образца 1943 года. А как же КАМАЗ? Да, завод в Набережных Челнах первым из «грузовых» предприятий принял новую индексацию: 5320 – для бортовой машины, 5410 – для тягача, 5511 – для самосвала. Но опытные образцы будущих камских большегрузов, построенные ЗИЛом в 1969 году, еще по старинке назывались ЗИЛ-170.

КАМАЗ-5320. Первый массовый грузовик с новым индексом.

Вслед за новыми автозаводами, в 70-х, «четырёхзначную» систему нумерации быстро внедрили ПАЗ, МАЗ, УралАЗ на модернизированных вариантах и модификациях прежних машин: ПАЗ-3201, МАЗ-5549, «Урал-4320». Остальные давали новые индексы уже свежим разработкам: ГАЗ-3102, ЗИЛ-4331, ЛиАЗ-5256. Потом начались «переименования» некоторых старых моделей: УАЗ-31512 вместо УАЗ-469Б, ЗИЛ-431410 вместо ЗИЛ-130, МАЗ-7310 вместо МАЗ-543. Выдачей индексов занялся головной московский институт НАМИ. Когда требовались цифры для заводов, не подчинённых Минавопрому, их брали из резерва. Так получил свои цифры «Ижмаш»: ИЖ-2715, ИЖ-2125, ИЖ-2126.

ПАЗ-3201 отличался от ПАЗ-672 полным приводом. Первый из новых индексов серийного автобуса.

Официально система индексов С. А. Челова, разработанная в 1964 году, действует до сих пор, и НАМИ по-прежнему выдаёт нереализованные прежде числовые индексы. Так, новый автомобиль «Аурус» получил «советский» базовый индекс 4123, Lada Vesta – ВАЗ-2180. Но некоторые производители уже отказались от прежней нумерации. Прежде всего это касается «Группы ГАЗ». Например, в заводской документации на грузовики «Газель» и «Газон» семейства Next больше нет никаких «советских» чисел.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
5 комментариев
24.03.2020 20:51
Михаил
Веста не имеет советского индекса. Она - GFK110.

29.03.2020 12:09
При разработке Весты использовались советские индексы 2180-седан и 2181-универсал. Потом уже Рено-Ниссан ввёл в VIN обозначения GFL для седана и GFK для универсала.

 http://rcforum.ru/showpost.php?p=2169850&postcount=760 

29.03.2020 12:14
При разработке Весты ВАЗ использовал индексы 2180 для седана и 2181 для универсала. Потом уже Рено-Ниссан по своей инициативе поставил в VIN-коды буквы GFL для седана и GFK для универсала. Тем не менее, номера 2180 и 2181 присвоены НАМИ ВАЗу для Весты в установленном порядке. Кстати, Датсун это тоже ВАЗ-2195 седан и ВАЗ-2197 хэтчбек.

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings