«Полако», или особенности национального вождения в Черногории

15422 11 10
Поделиться: 0 5 0 2 0 3

Кто хоть раз бывал в Черногории, обращал внимание на несколько вещей: отличный климат, невысокие цены и прекрасные дороги. Страна изрезана горными массивами, реками и ущельями, а асфальт на лучшем уровне. Чего не скажешь об автомобилистах! Невольно задаешься вопросом: а кто вообще догадался выдавать черногорцам права?

На чем ездят в Черногории?

Собственного автопрома страна не имеет, но на дорогах можно заметить машинки под названием Yugo, которые были изготовлены еще во времена Югославии на сербском заводе Zastava в Крагуеваце (ныне он принадлежит Fiat-Chrysler, и тут собирают Fiat 500L). В девичестве Yugo – это Fiat 128 образца 1969 года, что роднит его с Жигулями, а золотой век их пришелся на рубеж 80-х и 90-х. Многие машинки выглядят достаточно свежо, благо производство завершилось аж в 2008-м, а климат тут благосклонен к кузовному металлу. Говорят, по качеству сборки они «не очень», хотя на собственном опыте проверить это не удалось. Возможно, и к лучшему.



Нередко можно встретить европейские «олтаймеры»: 25-30-летние Рено, Фиат, Фольксвагены… Из более современной автотехники большой популярностью пользуются «немцы» – Фольксвагены и Ауди, реже БМВ и Мерседесы, реже «французы» – Рено, Пежо и Ситроены. Азиатское присутствие минимальное: Лексусов, Тойот или «китайцев» на всю страну наберется не более 50 штук. Они встречаются даже реже, чем ностальгические Жигули.

О дорогах, штрафах и страхе

Дороги в Черногории на удивление ровные. Правительство тратит немалые деньги на сохранение и строительство трасс. Так как 80% всей страны – горы, то и все дороги имеют характерные для горной местности особенности: большое количество поворотов, крутые подъемы и спуски, обвалы.

Вас тут не остановят за превышение скорости. Почему? Скорость просто негде превышать, все дороги извиваются среди гор, и физически разогнаться выше 70 км/ч сложно, но если вам все же удалось это сделать, то, скорее всего, на следующем повороте вы потеряете контроль и врежетесь в скалу или вылетите в ущелье. Именно поэтому тут не гоняют, а на обгон идут заранее, подумав много раз.




Отдельная тема – это высокогорные дороги. Зачастую они, что называется, в «полторы» полосы, и когда на таком пути кто-то едет навстречу, то одной из машин приходится пробираться буквально по самому краю ущелья, в считанных сантиметрах от бездны. С непривычки в такие моменты, мягко говоря, не по себе. Так что, выбирая путь через горные перевалы, убедитесь в своей компетенции, готовы ли вы к такому испытанию. И кстати, никаких заградительных сооружений вы не увидите, так что перспектива свалится в пропасть вполне реальна.

Как и во многих европейских странах, в Черногории нет отдельного ответвления для дорожной полиции, а есть одна полиция, общая для всех категорий граждан. Если на дороге вас остановит полицейский, то, скорее всего, он поздоровается, попросит документы и затем просто отпустит. Оштрафовать могут за непристегнутый ремень – штраф порядка 20 евро. Если в машине не пристегнуты пассажиры на заднем сиденье, каждый из них тоже заплатит штраф в размере 15 евро. Если вы предложите полицейскому взятку, то он предложит вам сесть в тюрьму. И поверьте, его предложение очень реально!




Особенности дорожных нравов

Приведенный ниже перечень «обычаев» местного населения не исчерпывающий, но ознакомиться с ним должен каждый, кто планирует ездить в Черногории на машине:

  1. Внезапная остановка посреди дороги. Водитель увидел своего друга или брата? Он останавливается прямо на середине дороги или перекрестка и начинает с ним дружескую беседу. Это нормально, за такое тут даже не штрафуют. Тот же принцип действует при высадке пассажиров: автобус или машина едет в средней полосе, но как только он остановился, все, кому нужно, просто выходят.
  2. «Полако». Это местный термин, переводится как «неспешно или медленно». Водители действительно очень медленно реагируют на происходящую ситуацию: светофоры, повороты, пешеходы. Включать поворотники считается дурным тоном, а пропустить пешехода – просто неприлично.
  3. Рядность. Несмотря на то что дорожная разметка нанесена качественно, и всё видно очень хорошо, считается, что она носит рекомендательный характер и соблюдать всё это вовсе не обязательно. Перед вами могут пересечь двойную сплошную, выехать в поворот со второго ряда в перекрестке – всё это в порядке вещей. На немногочисленных скоростных трассах черногорцы любят выезжать на встречные полосы.
  4. Мой бампер – твой бампер. Если случится так, что вы заметите машину с бампером, который не был бы потерт или поломан, запомните этот день. Абсолютно все машины поцарапаны или притерты. Если вас случайно задели бампером, то это не считается ДТП – просто так случилось, никто не виноват и из машины к вам никто не выйдет. В целом очень напоминает Францию.
  5. Парковка. В городах есть места для парковки, платные и бесплатные. Есть многоэтажные парковки. Если вы нарушите правила парковки и оставите машину не в том месте, ее заберет коммунальная служба, и ТС придется выкупать. Это стоит 120 евро и много нервов. Поэтому что-что, а паркуются здесь по правилам.



Что в итоге?

Если вы планируете провести отпуск в Черногории, то прокатная машина – хорошая идея. Но будьте внимательны и тренируйте нервы для горных перевалов и взаимодействия с местными жителями. Лучше всего ездить в том же темпе, то есть «полако». Как говорится, тише едешь, дальше будешь.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 5 0 2 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Denis Dyshlevich

Все что описано в статье, мягко говоря не точно. Мой опыт прибывание в Черногории 2011 и 2013. Оба раза бралась арендная машина на все время отдыха. На авто пройден путь от границы с Хорватией до границы с Албанией и в глубь страны, по ущелью Тар до Сербии. В Черногории есть 3 типа дорог; асфальт 2 полосы на которых есть платные участки, асфальт 1,5 полосы в основном в горах, но как было сказано там есть карманы для встречного разъезда, и грунтовые но на всех правила соблюдаются. Полиция как везде, любит стоять в потаённых местах. Один раз встретили аж в туннеле от Будвы, но стояли в специальном кармане. Пешеходов пропускают всегда, особенно это строго в прибрежной зоне. Скоростной режим, стандартный по Европейским нормам - например от Тивата до Будвы, есть участки со скоростным ограничением 90 км/ч. Хотя дорога петляет и с одной стороны у Вас скалы а с другой обрыв в море. В целом могу сказать - если вы имеете длительный опыт вождения в России в Больших городах, смело берите машину в Черногории. Там ездить горазд легче и проще.

Азамат Калагаев

У меня получилась ситуация, что остановили меня местная полиция без водительского удостоверения. Я их забыл в России. Минут пять что-то обсудили между собой и отпустили погрозив пальцем.

Андрей Чепелев

Эт нормально, меня в Чехии без штрафа отпустили, когда на тротуаре стоял, машину на фоне замка фотографировал. Правда, спасла только журналистская "ксива".

Vladimir Suliaev

Личный опыт:

1. За превышение скорости останавливают и штрафуют.

2. Не пристегнутые пассажиры на заднем сиденье - внимания не обращают.

3. БЕРУТ 😉

Андрей Чепелев

:))) Я слышал, некоторые наши сограждане умудрялись давать взятки даже немцам.

Инна Филин

Да,поворотники там не включают 🙂

Михаил Левин

что же вы пропустили самое главное отличие? В Черногории пешеходы имеют по правилам преимущество перед машинами при любом свете! То есть - светофор регулирует машины между собой, а пешеходов надо пропускать всегда

Андрей Чепелев

То есть вообще нет пешеходных светофоров?

Александр Александров

В статье много неточностей и неверной информации.

1. На горном серпантине есть специальные карманы, в котором можно пропустить встречную машину.

2. Водители ведут себя на дороге вполне доброжелательно и предсказуемо. Нарушение правил, большая редкость. Пешеходы пропускаются всегда, стоит только сделать шаг на переходе, да и вне перехода пропускают, чему мы с женой были очень удивлены.

3. Города очень небольшие, в Подгорице столице Черногории, проживает всего 150тыс человек, в курортной Будве- 16тыс. человек. Поэтому многие знакомы. Здороваются, как правило, сигналами, но бывает и останавливаются перекинуться парой словечек. Это конечно раздражает.

С моей точки зрения, а за рулем я с 1981г. (в основном Москва, МО), в России и в Москве в частности на дорогах намного больше проблем, хамства и нарушений.

Андрей Чепелев

Спасибо за коммментарий! Предполагаю, что Кристине карманы просто не попадались, равно как и водители, пропускающие пешеходов. Это нормально. В России же тоже с этим по-разному. В Питере пропускать не принято, а, скажем, в Новгороде или Петрозаводске принято.

Андрей Чепелев

Ну, на первый взгляд, противоречие только одно, касающееся пешеходов 🙂

Но в любом случае, спасибо за дополнение!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

52 0 0
Статьи / Интервью
Есики Кишимото, Subaru: «Levorg – это не автомобиль для России»

С генеральным директор ООО «Субару Мотор» говорим о том, почему в России компания всё ещё гордится симметричным полным приводом, о будущих моделях Subaru на российском рынке и об… американских собаках!

3198 0 0
Статьи / Шины и диски
Кувалдой и прессом: как отремонтировать или испортить колёсный диск

Интерес к колёсным дискам у нас обычно ограниченный: есть некрасивая штамповка и классное литьё. И ещё – ковка, но про неё вообще трудно что-то вспомнить. Давайте сегодня немного расширим свои знания в области дисков:…

970 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

4106 4 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

2658 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: условно вечная подвеска и неудачный ЭУР

Шестой Аккорд – своеобразный рекордсмен: под одним именем скрываются сразу три машины, разные для разных стран. Хотя, например, в Японии Accord носил также имя Torneo и даже продавался как Isuzu Aska. Впрочем, разные…

2305 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

21598 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

24594 6 2
Тест-драйвы / Одиночные
По дороге, ведущей в западном направлении: тест-драйв Chery Tiggo 2

Не знаю, в курсе вы или нет, но в некоторых европейских странах высшей оценкой в школе считается единица, а пятерка — наихудшей. Китайская марка Chery начинала с копирования продукции японского происхождения, но…

15622 15 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8277 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10664 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7198 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19174 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

26742 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

2775 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

89625 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

48429 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

38862 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?