«Полако», или особенности национального вождения в Черногории

15328 11 10
Поделиться: 0 5 0 2 0 3

Кто хоть раз бывал в Черногории, обращал внимание на несколько вещей: отличный климат, невысокие цены и прекрасные дороги. Страна изрезана горными массивами, реками и ущельями, а асфальт на лучшем уровне. Чего не скажешь об автомобилистах! Невольно задаешься вопросом: а кто вообще догадался выдавать черногорцам права?

На чем ездят в Черногории?

Собственного автопрома страна не имеет, но на дорогах можно заметить машинки под названием Yugo, которые были изготовлены еще во времена Югославии на сербском заводе Zastava в Крагуеваце (ныне он принадлежит Fiat-Chrysler, и тут собирают Fiat 500L). В девичестве Yugo – это Fiat 128 образца 1969 года, что роднит его с Жигулями, а золотой век их пришелся на рубеж 80-х и 90-х. Многие машинки выглядят достаточно свежо, благо производство завершилось аж в 2008-м, а климат тут благосклонен к кузовному металлу. Говорят, по качеству сборки они «не очень», хотя на собственном опыте проверить это не удалось. Возможно, и к лучшему.



Нередко можно встретить европейские «олтаймеры»: 25-30-летние Рено, Фиат, Фольксвагены… Из более современной автотехники большой популярностью пользуются «немцы» – Фольксвагены и Ауди, реже БМВ и Мерседесы, реже «французы» – Рено, Пежо и Ситроены. Азиатское присутствие минимальное: Лексусов, Тойот или «китайцев» на всю страну наберется не более 50 штук. Они встречаются даже реже, чем ностальгические Жигули.

О дорогах, штрафах и страхе

Дороги в Черногории на удивление ровные. Правительство тратит немалые деньги на сохранение и строительство трасс. Так как 80% всей страны – горы, то и все дороги имеют характерные для горной местности особенности: большое количество поворотов, крутые подъемы и спуски, обвалы.

Вас тут не остановят за превышение скорости. Почему? Скорость просто негде превышать, все дороги извиваются среди гор, и физически разогнаться выше 70 км/ч сложно, но если вам все же удалось это сделать, то, скорее всего, на следующем повороте вы потеряете контроль и врежетесь в скалу или вылетите в ущелье. Именно поэтому тут не гоняют, а на обгон идут заранее, подумав много раз.




Отдельная тема – это высокогорные дороги. Зачастую они, что называется, в «полторы» полосы, и когда на таком пути кто-то едет навстречу, то одной из машин приходится пробираться буквально по самому краю ущелья, в считанных сантиметрах от бездны. С непривычки в такие моменты, мягко говоря, не по себе. Так что, выбирая путь через горные перевалы, убедитесь в своей компетенции, готовы ли вы к такому испытанию. И кстати, никаких заградительных сооружений вы не увидите, так что перспектива свалится в пропасть вполне реальна.

Как и во многих европейских странах, в Черногории нет отдельного ответвления для дорожной полиции, а есть одна полиция, общая для всех категорий граждан. Если на дороге вас остановит полицейский, то, скорее всего, он поздоровается, попросит документы и затем просто отпустит. Оштрафовать могут за непристегнутый ремень – штраф порядка 20 евро. Если в машине не пристегнуты пассажиры на заднем сиденье, каждый из них тоже заплатит штраф в размере 15 евро. Если вы предложите полицейскому взятку, то он предложит вам сесть в тюрьму. И поверьте, его предложение очень реально!




Особенности дорожных нравов

Приведенный ниже перечень «обычаев» местного населения не исчерпывающий, но ознакомиться с ним должен каждый, кто планирует ездить в Черногории на машине:

  1. Внезапная остановка посреди дороги. Водитель увидел своего друга или брата? Он останавливается прямо на середине дороги или перекрестка и начинает с ним дружескую беседу. Это нормально, за такое тут даже не штрафуют. Тот же принцип действует при высадке пассажиров: автобус или машина едет в средней полосе, но как только он остановился, все, кому нужно, просто выходят.
  2. «Полако». Это местный термин, переводится как «неспешно или медленно». Водители действительно очень медленно реагируют на происходящую ситуацию: светофоры, повороты, пешеходы. Включать поворотники считается дурным тоном, а пропустить пешехода – просто неприлично.
  3. Рядность. Несмотря на то что дорожная разметка нанесена качественно, и всё видно очень хорошо, считается, что она носит рекомендательный характер и соблюдать всё это вовсе не обязательно. Перед вами могут пересечь двойную сплошную, выехать в поворот со второго ряда в перекрестке – всё это в порядке вещей. На немногочисленных скоростных трассах черногорцы любят выезжать на встречные полосы.
  4. Мой бампер – твой бампер. Если случится так, что вы заметите машину с бампером, который не был бы потерт или поломан, запомните этот день. Абсолютно все машины поцарапаны или притерты. Если вас случайно задели бампером, то это не считается ДТП – просто так случилось, никто не виноват и из машины к вам никто не выйдет. В целом очень напоминает Францию.
  5. Парковка. В городах есть места для парковки, платные и бесплатные. Есть многоэтажные парковки. Если вы нарушите правила парковки и оставите машину не в том месте, ее заберет коммунальная служба, и ТС придется выкупать. Это стоит 120 евро и много нервов. Поэтому что-что, а паркуются здесь по правилам.



Что в итоге?

Если вы планируете провести отпуск в Черногории, то прокатная машина – хорошая идея. Но будьте внимательны и тренируйте нервы для горных перевалов и взаимодействия с местными жителями. Лучше всего ездить в том же темпе, то есть «полако». Как говорится, тише едешь, дальше будешь.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 5 0 2 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Denis Dyshlevich

Все что описано в статье, мягко говоря не точно. Мой опыт прибывание в Черногории 2011 и 2013. Оба раза бралась арендная машина на все время отдыха. На авто пройден путь от границы с Хорватией до границы с Албанией и в глубь страны, по ущелью Тар до Сербии. В Черногории есть 3 типа дорог; асфальт 2 полосы на которых есть платные участки, асфальт 1,5 полосы в основном в горах, но как было сказано там есть карманы для встречного разъезда, и грунтовые но на всех правила соблюдаются. Полиция как везде, любит стоять в потаённых местах. Один раз встретили аж в туннеле от Будвы, но стояли в специальном кармане. Пешеходов пропускают всегда, особенно это строго в прибрежной зоне. Скоростной режим, стандартный по Европейским нормам - например от Тивата до Будвы, есть участки со скоростным ограничением 90 км/ч. Хотя дорога петляет и с одной стороны у Вас скалы а с другой обрыв в море. В целом могу сказать - если вы имеете длительный опыт вождения в России в Больших городах, смело берите машину в Черногории. Там ездить горазд легче и проще.

Азамат Калагаев

У меня получилась ситуация, что остановили меня местная полиция без водительского удостоверения. Я их забыл в России. Минут пять что-то обсудили между собой и отпустили погрозив пальцем.

Андрей Чепелев

Эт нормально, меня в Чехии без штрафа отпустили, когда на тротуаре стоял, машину на фоне замка фотографировал. Правда, спасла только журналистская "ксива".

Vladimir Suliaev

Личный опыт:

1. За превышение скорости останавливают и штрафуют.

2. Не пристегнутые пассажиры на заднем сиденье - внимания не обращают.

3. БЕРУТ 😉

Андрей Чепелев

:))) Я слышал, некоторые наши сограждане умудрялись давать взятки даже немцам.

Инна Филин

Да,поворотники там не включают 🙂

Михаил Левин

что же вы пропустили самое главное отличие? В Черногории пешеходы имеют по правилам преимущество перед машинами при любом свете! То есть - светофор регулирует машины между собой, а пешеходов надо пропускать всегда

Андрей Чепелев

То есть вообще нет пешеходных светофоров?

Александр Александров

В статье много неточностей и неверной информации.

1. На горном серпантине есть специальные карманы, в котором можно пропустить встречную машину.

2. Водители ведут себя на дороге вполне доброжелательно и предсказуемо. Нарушение правил, большая редкость. Пешеходы пропускаются всегда, стоит только сделать шаг на переходе, да и вне перехода пропускают, чему мы с женой были очень удивлены.

3. Города очень небольшие, в Подгорице столице Черногории, проживает всего 150тыс человек, в курортной Будве- 16тыс. человек. Поэтому многие знакомы. Здороваются, как правило, сигналами, но бывает и останавливаются перекинуться парой словечек. Это конечно раздражает.

С моей точки зрения, а за рулем я с 1981г. (в основном Москва, МО), в России и в Москве в частности на дорогах намного больше проблем, хамства и нарушений.

Андрей Чепелев

Спасибо за коммментарий! Предполагаю, что Кристине карманы просто не попадались, равно как и водители, пропускающие пешеходов. Это нормально. В России же тоже с этим по-разному. В Питере пропускать не принято, а, скажем, в Новгороде или Петрозаводске принято.

Андрей Чепелев

Ну, на первый взгляд, противоречие только одно, касающееся пешеходов 🙂

Но в любом случае, спасибо за дополнение!

Главная новость
Новости / Новинки
АВТОВАЗ назвал цены универсалов Lada Vesta

Купить новую вазовскую "пятидверку" можно по стартовой цене 639 900 рублей в комплектации Comfort. За топовый кросс-универсал в комплектации Luxe…

7899 2 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

12496 3 4
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

2596 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4820 6 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: проблемные коробки-роботы и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2-го поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска…

364 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

1598 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2451 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14454 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13921 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10345 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35503 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6676 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8013 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23309 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11939 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18567 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29529 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6607 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7831 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?