Предки «Бумеранга» — колесные танки Второй мировой

5254 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Известно, что все новое – это хорошо забытое старое. Буквально только что мы написали о новой разработке для российской армии – колесном танке «Бумеранг», представленном публике на параде 9 мая в Москве. Однако у концепции колесного танка история долгая, и отсчет свой она начинает вовсе не с принятия на вооружение армией США успевшего стать «живой легендой» Stryker M1128 MGS. Воевали такие машины уже в годы Второй мировой, причем достаточно успешно. И только сложности организации промышленного производства в военное время остановили развитие этой техники, уже тогда имевшей ряд преимуществ перед гусеничными танками.

Как все начиналось

Первыми, надо признать, были немецкие конструкторы. Причем к разработке колесных танков, то есть – тяжелых броневиков, их подтолкнула безвыходная ситуация, в которой оказалась Германия после Первой мировой войны.

Дело в том, что по условиям Версальского договора проигравшая войну Германия не имела права иметь на вооружении танки. А вот броневики им разрешили – для полицейских нужд. То есть, для борьбы с разного рода массовыми беспорядками. К слову, и многие современные военные бронемашины имеют полицейские аналоги – в этом мир за последние сто лет не изменился.

На фото: БА-11, фото: wikipedia.org



Причем немецкие конструкторы сразу предложили для повышения проходимости машины по бездорожью формулу 8х8. Уже в 1928 году компании Daimler-Benz и Magirus создали два прототипа, которые после заводских испытаний были переданы Рейхсверу – это произошло в 1931 году. Однако экономика Германии находилась в жесточайшем кризисе, денег в военном бюджете не было, и в серию пошел тяжелый броневик 6×4 Sd.Kfz.231. Лишь позже в войсках появились модификации 8х8. Именно эти машины вошли в 1939 году в Польшу в ходе ее раздела между Германией и Советским Союзом, где и попали в руки советских специалистов. По одной версии, машины были подбиты поляками, по другой – Красной армией, ошибочно принявшей двигавшихся навстречу немцев за поляков.

Ижорский броневик и его заслуги

Нельзя, впрочем, сказать, что советские конструкторы просто скопировали немецкую машину. Работы над аналогичным колесным танком начались на Московском автозаводе в 1936 году. Сперва было создано специальное укороченное шасси ЗИС-6К (ЗИС-34) с двигателем увеличенной мощности, с дополнительным задним управлением (машина могла с равным успехом двигаться как в одну сторону, так и в другую). Одновременно на Ижорском заводе в Ленинграде проектировали бронекорпус. К концу 1938 года на ЗИСе были собраны экспериментальные шасси с макетными бронекорпусами, а через год Ижорский завод построил первый прототип бронеавтомобиля БА-11.


На фото: подбитый БА-11



Тут-то и подоспели два немецких Sd.Kfz.231, некоторые технические решения из которых и перекочевали в советские колесные танки. Но в целом по вооружению БА-11 превосходил все зарубежные образцы тяжелых бронеавтомобилей тех лет, а дизельный БА-11Д вообще не имел аналогов. Подкачали только мощность двигателя и колесная формула 6×4. Полноприводная версия БА-11 6х6 была изготовлена осенью 1940 года, но серийному производству помешала блокада Ленинграда немецкими войсками. Фактически производство БА-11 было свернуто, а наладить сборку на Подольском заводе не удалось.

Уже готовые к началу войны БА-11 воевали на Ленинградском фронте (поскольку новых не производилось, в 1943 году этих машин в строю не осталось). По отзывам фронтовиков, по бронезащите, огневой мощи, проходимости и запасу хода БА-11 превосходил танк Т-26. Разработанный с учетом немецких технических решений, низкий корпус с наклонным расположением бронелистов неплохо защищал экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, не говоря уже об осколках. Машина была вполне устойчивой при стрельбе, несмотря на то, что на ней стояла 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года. Пулеметов было два: в башне и в лобовом листе брони (огонь из него вел командир).


На фото: Sd.Kfz.231 (6-Rad)



Стандартный «зисовский» двигатель был форсирован до 93-99 л.с. (было два варианта бензинового мотора). Для сравнения: на немецком Sd.Kfz.231 был установлен двигатель в 115 л.с., но таких советская промышленность в те годы не производила. Зато зажигание было дублировано: могло работать от магнето (генератора) и батареи, что повышало его надежность. А наличие реверса в трансмиссии обеспечивало 9 передач вперед и 6 назад, причем скорость заднего хода достигала 90% от переднего. Имелся и механизм ручного запуска двигателя изнутри машины. Шины были пулестойкими и с глубоким протектором. Дополнительно проходимость машины увеличивалась за счет цепей «Оверолл», которые надевали на ведущие колеса, а также запасных колес по бортам, которые могли вращаться.

Чем ответил противник?

Немцы, правда, тоже не стояли на месте. В войска к началу войны поступили тяжелые броневики 8х8. Для того, чтобы не путать их с трехосными платформами, были введены обозначения Sd.Kfz.231 (8-Rad) и Sd.Kfz.231 (6-Rad). Соответственно были обозначены и следующие модели колесных танков: Sd.Kfz.232 (6-Rad) и Sd.Kfz.232 (8-Rad), Sd.Kfz.263 (6-Rad) и Sd.Kfz.263 (8-Rad). Sd.Kfz.263 Fu (8 Rad) выпускался только в формуле 8х8.


На фото: Sd.Kfz.231 (8-Rad)



Вооружен был Sd.Kfz.231 (8-Rad) 20-мм пушкой KwK 30 и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом MG34. Вообще все немецкие тяжелые броневики уступали в вооружении БА-11, за исключением Sd.Kfz.233 – специальный бронеавтомобиль артиллерийской поддержки. Он также был модификацией Sd.Kfz.231(8-Rad), и на нем была установлена короткоствольная 75-мм пушка KwK-37 фирмы Rheinmetall-Borsig. Для ее установки пришлось пожертвовать башней: орудие устанавливалось непосредственно в лобовом листе боевого отделения, которое вдобавок стало открытым. Экипаж при этом был сокращен до 3 человек за счет второго механика-водителя: у классического Sd.Kfz.231 (8-Rad), как и у БА-11, было две кабины управления: для движения вперед и назад.

Как видите, немецких модификаций Sd.Kfz.231 было множество, производились они и в годы войны, воевали вплоть до полного разгрома Вермахта союзными войсками антигитлеровской коалиции. Лишь Sd.Kfz.231 (6-Rad) из-за плохой проходимости по пересеченной местности был отозван с фронта и передан полиции. То есть, в результате выполнял функции, положенные ему по Версальскому договору.


БА — 11 Sd.Kfz.231 (6-Rad) Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Боевая масса, т 8,13 6,0 8,3
Экипаж, чел 4 4 4
Выпуск, шт 18 123 607
Габариты (Д х Ш х В) 5 295 х 2 490 х 2 390 5 570 х 1 820 х 2 250 5 850 х 2 200 х 2 350
База, мм 3 550 3 400 4 800
Колея, мм 1 920 1 690 / 1 840 1 350 / 1 440
Клиренс, мм 265 240 270
Тип двигателя Рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 90 70 150
Скорость по шоссе, км/ч 64 62 85
Запас хода по шоссе, км 316 250 300
Колесная формула 6 х 4 6 х 4 8 х 8
Тип подвески на листовых рессорах полунезависимая, на листовых рессорах полунезависимая, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. 22 20 30
Преодолеваемый брод, м 0,6 0,6 1,0


Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Цена топовой комплектации универсала Lada Vesta превысит 800 000 рублей

Производство новых «пятидверок» отечественной марки стартует в Ижевске в ближайшее время.

1873 1 3
Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Много за малые деньги: 5 любопытнейших автомобилей за 150 тысяч рублей

В нашей прошлой публикации мы выбрали 5 самых любопытных, необычных, интересных и крутых автомобилей за смешные 200 тысяч рублей. И здесь бы послушать здравый смысл и внять человеческой логике – но нет, мы решили сделать…

911 2 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят УАЗ Патриот

Мы собираем самые главные поводы любить и ненавидеть автомобили. Сегодня тут УАЗ Патриот, который мы никак не могли обойти вниманием, и для которого как нельзя кстати оказывается поговорка «от любви до ненависти один…

12876 4 7
Статьи / Практика
Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать

Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но…

5375 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Много за малые деньги: 5 любопытнейших автомобилей за 150 тысяч рублей

В нашей прошлой публикации мы выбрали 5 самых любопытных, необычных, интересных и крутых автомобилей за смешные 200 тысяч рублей. И здесь бы послушать здравый смысл и внять человеческой логике – но нет, мы решили сделать…

911 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

2868 3 2
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

3759 7 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34539 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

25043 3 6
Тест-драйвы / Одиночные
Князь тишины: тест-драйв новой Mazda CX-5

Под колеса стелется асфальт автомагистрали Тбилиси — Сенаки. Магистраль тянется вдоль долины Куры, по сторонам мелькают «холмы Грузии», на которые пока еще не легла ночная мгла, а из динамиков аудиосистемы Bose салон…

16783 2 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

32312 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

5196 9 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6822 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21689 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10592 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

16818 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

18580 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21689 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10642 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?