Прорыв и консерватизм SAAB 96: типичный шведский

5673 0 8
Поделиться: 0 5 0 1 0 2

Он оставался верным аэродинамически правильному кузову, пока в Америке сменилось три или четыре кардинально разных эпох автодизайна. В один момент у него был древний двухтактный мотор, но дисковые тормоза спереди и сзади плюс прекрасная пассивная безопасность. Полмиллиона проданных экземпляров – значит, шведы все делали правильно.

Картинка эпохи

Как мы уже знаем из предыдущей статьи, SAAB как производитель автомобилей появился в самом конце 40-х годов, быстро начал покорять дороги Европы, а с середины 50-х годов – еще и Америки. За 10 лет было выпущено две модели седанов, один вариант универсала, а также ряд спорткаров.

В 1960-х автопарк Европы уже был весьма разнообразным. На дороге запросто можно было встретить и довоенные премиумы, уже изрядно потрепанные и превратившиеся в доступные широкой публике автомобили, и послевоенные малолитражки типа Kaefer и Citroen 2CV.

На фото: Kaefer и Citroen 2CV


Но так или иначе господствующим видом стали современные трехобъемные седаны. Житель западной Европы мог выбирать новую современную машину, начиная от дешевых советских Москвич-402 и ГАЗ-21, продававшихся за границей довольно успешно до дорогих Mercedes-Benz и BMW. На фоне этих тенденций SAAB 93 еще не сдавал позиции на рынке, но руководству компании стало понятно, что пора обновлять модельный ряд.


На фото: Москвич-402 и ГАЗ-21


Двухтактная эра

На дворе стоял 1960 год. Вот уже 10 лет форма кузова, основа стиля марки SAAB оставалась неизменной. Это было обусловлено тем, что в каждой модификации и в каждой новой модели появлялись свои новые технические фишки, но именно форма кузова служила залогом узнаваемости марки.

SAAB 96, появившийся в начале нового десятилетия, не стал «кузовным революционером» — напротив, ближайшие 20 лет он сохранит этот типично шведский округлый силуэт. Правда, стартовав как флагман, он закончит карьеру как автомобиль «третьго» класса, но об этом позже.

Пока что вернемся на рубеж десятилетий, когда SAAB буквально за считанные месяцы до дебюта новой модели выпустил переходную модель 93F, ставшую мостом между 93-м и 96-м. По сути модель 96 отличалась от 93F 1960 года внутренним убранством, легким рестайлингом решетки радиатора, а также оформлением крышки багажника и крыльев.



И если с передком все ясно, то на задней части можно наблюдать результат работы дизайнеров – рудиментарные плавники. Мода на серьезные формы плавников уже отошла, но дизайнеры постарались на славу, и заднее крыло с фонарем выглядит «в тренде», но по-скандинавски сдержанно. Это вам не Cadillac Eldorado, тут плавники можно увидеть исключительно под определенным ракурсом, как архитектурную изюминку.

Так же на SAAB 93F и 96 по сравнению с предыдущими моделями изменена силовая структура кузова. Стойки лобового стекла снизу заканчивались не на моторном щите, а уходили вперед и вниз к подкрылку, а сверху шли вдоль крыши, загибались в задние стойки крыши и заканчивались на силовом элементе пола багажника. Таким образом, «жилой отсек» кузова получил дополнительную жесткость, что повысило безопасность пассажиров. Для безопасности водителя была развернута и рулевая трапеция. Если раньше она располагалась спереди от подвески, и при фронтальных ударах наблюдалось сильное смещение рулевой колонки в салон, то после разворота трапеции руль при ДТП стал «въезжать» в салон значительно меньше.

Мотор до 1963 года был 750-кубовы 38-сильным, а после 1963 появился новый мотор на 841 кубов и 40 л.с. Подвеска избавилась от торсионов и получила спереди двойные рычаги и пружины, а сзади — U-образную балку на пружинной амортизации. С 1962 по 1964 можно было заказать версию SAAB Sport имевшую мощность 52л.с и дисковые тормоза по кругу (!), причем в 1964-м эту опцию получили все вариации 96-го, равно и как и новую 4-ступенчатую коробку передач.




В первой половине 60-х выходит несколько новых версий салона, а в 65-м Саабу делают «пластическую операцию» на лице, в результате чего фары обрамляются решеткой радиатора. Понижается линя крыла, а крышка капота становится более плоской. При этом на ней все-таки остается треугольная выштамповка, сходящаяся от лобового стекла к уменьшенному «свиному рыльцу». Этот умелый рестайлинг позволил еще сильнее омолодить застоявшиеся формы, и в дальнейшем менять только бампера да светехнику.

На «косметике» дело не закончилось: изменяется система охлаждения. Радиатор, ранее устанавливавшийся на моторном щите за мотором по ходу движения, теперь перенесен вперед. Кроме этого в салоне, наконец, уходят в прошлое напольные педали. Они уступают место более современным педелям с верхним подвесом. Ходовая часть получает новые ступицы колес и ШРУСы.

В 1966 году появляется возможность купить автомобиль с двигателем увеличенной мощности 48 л.с. Прирост мощности получили за счет использования трех карбюраторов, по одному на цилиндр.

В том же 1966 году но в ходе другой модификации автомобиль получает 2 наружных зеркала заднего вида вместо одного, новые молдинги из полированной нержавеющей стали и новые колесные колпаки с обновленной эмблемой фирмы.




Четырехтактная эра

Как вы уже поняли, машина по меркам тех лет была весьма прогрессивной, но чего-то явно не хватало. Нормального автомобильного мотора! 1967 год стал первый годом четырехтактных двигателей на автомобилях SAAB. После всех расчетов стоимости разработки и внедрения нового четырехтактного мотора было принято решение не изобретать то, что уже изобретено, а просто купить лицензию на производство четырехтактного мотора V4 жидкостного охлаждения у фирмы Ford, устанавливающийся на многие модели Ford и на спорт-кар Matra 530.

При выборе нового мотора были протестированы и конкуренты: рядная четверка Volvo B18, Triumph 1300, Lancia V4 и Ford V4. Все двигатели имели схожие характеристики мощности и объема, по надежности лучшим оказался двигатель Volvo, но внутренние разногласия между руководителями фирмы и ряд причин в политике фирмы навязали инженерам двигатель, занявший на испытаниях второе место.


На фото: двигатель Ford V4



Кстати, фордовская четверка в оригинале считалась весьма своеобразным, капризным мотором. Из-за плохо проработанной системы охлаждения мотор слабо тянул для своих полутора литров и, в результате, постоянно перегревался. Шведы, можно сказать, довели до ума «сырой» американский агрегат, решив вопрос с отводом тепла.



Тем временем, 1968 год принес с собой еще ряд изменений в салоне. Кроме полной смены цветовых решений, важным шагом был перенос зеркала заднего вида с торпедо на потолок. В этом же году выходит в свет совершенно новая модель 99, о которой Вы узнаете в следующих статьях. Мы же продолжим следить за 96-м.

Поздние годы

В 1969 году SAAB Automibile отделяется от «материнской» авиационной фирмы и переходит под крыло Scania. Вместе с этим происходит очередной рестайл. Опять новая решетка радиатора, круглые фары заменены на прямоугольные, появилась телескопическая рулевая колонка, складывающаяся при ударе. Также вся геральдика заменена на новую, с грифоном Scania вместо самолета.

Поскольку с 1968 года SAAB 96 уже не являлся флагманом марки, то все дальнейшие модернизации были уже не столь радикальны. Каждый год улучшалась антикоррозионная обработка, появился подогрев сидений на всех машинах и вытяжные ремни безопасности.

Несколько раз повышалась мощность мотора путем установки новых карбюраторов. С 1975 года SAAB 96 получает увеличенные задние фонари. А в 1977-м — новые пластиковые бампера взамен хромированных, и новые зеркала. С 1968 года часть машин собирается на открытом для выпуска новой модели 99 заводе Valmet в финском Уусикаупунки. При параллельном производстве моделей 99 и 96 многие детали со новой модели начинали применять и на старом 96-м.




Итоги за 20 лет

С 1960 по 1980 годы было собрано 547 221 автомобиль. Последний SAAB 96 выехал из цехов завода Valmet 11 января 1980 года и своим ходом уехал в заводской музей SAAB. Последний же автомобиль, поступивший в продажу, был собран 3 января. Место на конвейере в Финляндии было отдано Talbot Horizon.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 5 0 1 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Первые тесты Porsche Panamera Sport Turismo: удобный «сарай» с прекрасной управляемостью

Porsche в конце текущего года собирается вывести на рынки многих стран мира (в том числе и на рынок России) универсал…

2999 0 3
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
От парового котла до DSG и дальше: дневник автослесаря за 250 лет

Давайте представим, что жил-поживал мужик этак два с половиной века, всю жизнь работал автомехаником и вёл рабочий дневник. Интересно, что он мог там записать?

1865 5 7
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

2771 9 10
Статьи / Практика
Взломать систему: как отучить современные моторы перегреваться

Совсем недавно мы рассказывали, почему многие современные двигатели практически обречены на перегрев. С одной стороны, может показаться, что никуда от этого не деться, с этой мыслью надо свыкнуться и жить дальше.…

50266 8 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: «тук-тук» четвёртого цилиндра и настоящий полный привод

Не совсем обычная машина для не совсем нормальных людей – вот что такое Subaru Legacy. Если в вас живёт гонщик-авантюрист, который умеет варить железо, паять проводку и перепрессовывать подшипники, то первая часть…

2063 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: негниющая сталь кузова и детали, которые нельзя найти

Машины Subaru всегда были «немного другими» и всегда находили своего, такого же нестандартного, покупателя. И в девяностые годы поклонников-ценителей хватало, ведь машины эти были очень интересными. Достоинств у них…

4140 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GG с пробегом: моторы и коробки, как у Форда, но лучше

Первая часть обзора про Мазду 6 первого поколения получилась немного грустной: по прошествии лет стало понятно, что кузов не просто склонен к коррозии, а сгнивает в лучших традициях Опелей 90-х. Сложности подвески и…

3915 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

32546 11 0
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

34233 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

21292 3 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

72058 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

57300 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

29168 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

60347 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19638 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

9152 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

16094 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19638 2 0
Статьи / История
Сидор, Хомячок и Джеки Чан: как в России называют корейские и китайские автомобили

Кажется, что в России буквально у каждого автомобиля есть прозвище. И совершенно не важно, что у модели существует официальное название – оно почти всегда трансформируется и обретает новый смысл. Сегодня изучаем «клички»…

8487 2 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?