Проверка Сибирью: экспедиционный тест-драйв Land Rover Discovery 5

2750 1 4
Поделиться: 0 3 0 1 0 0
Экспедиция в Хакасию занимает в истории проекта «Открывая Россию» особое место. И даже не только потому, что она — юбилейная, двадцатая (хотя тот факт, что участники проекта прошли уже два десятка интереснейших маршрутов, сам по себе внушает уважение). Это первая экспедиция, в которую отправились восемь новеньких Land Rover Discovery 5. А это значит, что ее можно считать полноценным тестом нового автомобиля в условиях дальнего и достаточно сложного маршрута…

Хотя официально двадцатая экспедиция проекта получила название «Хакасия-2017», стартовала она из Горно-Алтайска, столицы республики Алтай, прошла по территории Тувы, а в Хакасию мы въехали только на четвертый день нашего маршрута. Впрочем, от этого сам маршрут не стал менее интересным. Но давайте по порядку. Рассказ, как и экспедиция, получился длинным, поэтому ниже изложена только первая его часть. Вторая – чуть позже.

_DSC2484

«Черю кельди», «Калан» и «Шаланга»

Весь первый день мы ехали по Чуйскому тракту, то есть, по федеральной трассе М52. Это сегодня Чуйский тракт представляет собой отличное современное шоссе с прекрасным покрытием и качественной разметкой. Но под слоем асфальта таятся такие пласты истории…

_DSC2610

Когда-то в начале 40-х годов XIX века русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач, где и построили амбары для хранения товаров. Кош-Агач стал центром торговли с Монголией и северным Китаем, а также местом проведения трех регулярных ярмарок: в начале июня в урочище появлялись монгольские солдаты, проходила ярмарка «Черю кельди» («Войско пришло»), августовская ярмарка, на которой в основном торговали в долг, называлась «Калан», а в конце года проходила ярмарка «Шаланга», на которой юфтевая кожа томских заводов обменивалась на меха и кожи.

_DSC2506

Дорога тогда еще не носила звания «тракт» и называлась Чуйской тропой. Караванные пути действительно проходили по горным тропам, а товары перевозили исключительно во вьюках. К концу XIX века эта ситуация уже никого не устраивала, и путем огромных усилий тропы были преобразованы в колесный путь, по которому могли двигаться повозки. Тем не менее, дорога оставалась и трудной, и опасной. Во многих местах она была настолько узкой, что два встречных каравана никак не могли разойтись. И тогда сложилась своеобразная традиция организации реверсивного движения: хозяин каравана, первым подошедшего к узкому месту, проходил его пешком и бросал на проезжую часть шапку, обозначая, что путь занят. И всё же открытие колесного пути резко интенсифицировало торговлю. Если в 1900 году через таможню в Кош-Агач было перевезено товаров на сумму 925 тысяч рублей, то в 1903 году годовой оборот составил 1,6 миллиона, а в 1906—1910 годах он достиг 2,4 миллиона рублей!

Война бездорожью

Как бы там ни было, а пропускная способность Чуйской дороги оставалась совершенно недостаточной, и с переходом ее в ведение Министерства путей сообщения встал вопрос о ее модернизации. Для этой цели в 1913 году в Горный Алтай была послана экспедиция под руководством Вячеслава Яковлевича Шишкова, будущего автора романов «Угрюм-река» и «Емельян Пугачев». Работы прервала сначала Первая мировая, а затем и Гражданская война, но именно по материалам изысканий экспедиции Шишкова уже в советское время начался следующий этап работ по улучшению транспортной артерии, получившей не только экономическое, но и военно-стратегическое значение. Строительство велось в лучших советских традициях, с массовым привлечением «добровольного трудового участия» местного населения под лозунгами «Война бездорожью», «В помощь сельскому хозяйству создадим мощное дорожное строительство», «Автомобиль и шоссе укрепляют смычку города с деревней», «Автомобиль и шоссе ускоряют социалистическую перестройку деревни». Ну как тут не вспомнить бессмертный роман Ильфа и Петрова: «Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Так или иначе, в 30-е годы дорога действительно стала автомобильным трактом. По-прежнему сложным и опасным, но проходимым для автотранспорта на всем протяжении. К этим временам осталась и дошедшая до наших дней незамысловатая песенка о чуйском шофере Кольке Снегиреве.

Баллада о шоферской любви

Есть над Чуей-рекою дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был там самый отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.

На Форде там работала Рая,
И бывало над Чуей-рекой
Форд зеленый и грузная АМО
Друг за другом летели стрелой.

Слесарь управления Чуйского военизированного тракта Михаил Михеев посвятил эти незамысловатые стихи о любви и страсти своему другу, Николаю Ковалеву, и его молодой жене Ираиде, которую друзья звали Раей. Ради благозвучия Ковалев стал Снегиревым, и стихи, положенные на музыку популярной в те годы песенки «Коломбина», пошли в народ.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

И ответила Рая с улыбкой:
«Знаешь, Коля, что думаю я,
Когда АМО Форда перегонит,
Тогда Раечка будет твоя».

Из далекой поездки, из Бийска
Ехал Коля однажды домой,
И вдруг — Форд, и с улыбкою Рая
Пронеслась мимо Коли стрелой.

Вспыхнул Колька, и сердце забилось,
Вспомнил Раечкин он уговор,
И тотчас же рванулась машина,
И запел свою песню мотор.

Шла дорога — ухаб над обрывом,
И по камням кипела река.
Рвалось сердце могучим порывом,
И к штурвалу прильнула рука.

Ни ухабов, ни ям, ни обрывов
Колька здесь ничего не видал,
Когда газом все ближе и ближе
Грузный АМО Форда догонял.

Поворот… и сравнялись машины,
Колька Раи лицо увидал,
Улыбнулся и крикнул он: «Рая!»
И на миг позабыл про штурвал.

И как птица зеленая АМО,
Вбок рванулась… и книзу упал,
И в волнах серебристого Чуя
Он кабиной мелькнул и пропал.

И с тех пор никогда, как бывало,
Не летит по ухабам стрелой,
Едет тихо, как будто усталый.
И штурвал уж дрожит под рукой.

А на память лихому шоферу,
Тот, кто горя ни в чем не видал,
На могилу положили фару,
И от АМО помятый штурвал.

_DSC3063

В 1987 году на 774 километре тракта, около знаменитого Белого бома («бомами» в этих местах называют скальные массивы) группа водителей-ветеранов поставила символический монумент чуйским шоферам: «помятый штурвал» от найденного на задворках гаража АМО-Ф15 на стойке из сваренных вместе карданных валов, закрепленных на колесном диске. У памятника приварили табличку: «Кольке Снегиреву — человеку, погибшему за любовь». В 2012 году этот скромный обелиск заменили на куда более помпезный монумент, на котором роль АМО исполняет полуторка ГАЗ-АА, а вот роль Форда почему-то играет ленд-лизовский «Виллис». На металлических табличках на монументе выгравированы все слова песенки про Кольку Снегирева, ставшей неофициальным гимном Чуйского тракта. Ну а старый памятник отправился в Музей Чуйского тракта в Бийск…

LR_Hakasia_19

Что такое экспедиция

Сегодня на Чуйском тракте нет ни ухабов, ни ям, обрывы огораживают мощные отбойники, да и автомобили по тракту ездят совсем другие. Нужно сказать, что весь первый день я осваивал трассовые возможности Discovery 5. Как сказал еще Кристофер Робин своему другу Винни-Пуху, «экспедиция — это когда все идут гуськом». Вот и движение в экспедициях «Открывая Россию» традиционно происходит в составе колонны. И как же это просто делать на Discovery 5! Во-первых, из-за того, что автомобиль похудел по сравнению с предшественником на три сотни кило, все маневры он совершает куда легче. Поначалу все ускорения получаются существенно более резкими, чем ты ожидаешь. Реакции на поворот руля тоже стали более точными, особенно на высокой скорости. Увеличение усилия на баранке при разгоне также происходит весьма резко. Это чувствуется, и поначалу даже пугает… Но Discovery насыщен электронными помощниками, как английский маффин изюмом, так что очень скоро я просто включил активный круиз-контроль, выставил на нем максимальную скорость с изрядным превышением (чтобы не выключать режим на обгонах), задействовал контроль за выходом из полосы, убрал ноги с педалей и слегка расслабился. Тем более, что кондиционер и система вентиляции кожаных сидений обеспечили абсолютный комфорт, хотя градусник в машине утверждал, что за бортом — 35 градусов жары. Теперь можно было спокойно наслаждаться фантастическими видами.

«Ненавижу Чуйский тракт!»

А на Чуйском тракте действительно есть чем полюбоваться. Помню, как в алтайской экспедиции 2014 года известный автомобильный фотограф Лев Барашков кричал в рацию: «Ненавижу Чуйский тракт! Невозможно ехать! На каждом километре хочется остановиться и снять фотообои…». Действительно, по версии журнала National Geographic эта трасса входит в пятерку самых живописных дорог планеты.

_DSC2828

Тест-драйвы / Новые авто
Тест-драйв Discovery 5 на полигоне Land Rover Experience: так тот или не тот?

Гибель богов Я катил по Новорижской автомагистрали, выставив на круиз-контроле добропорядочные 128 км/час. По дороге вспоминал, как на моей памяти менялись поколения легендарного британского внедорожника, и думал о том,...

2239 1 0

Впрочем, в самых живописных местах активный круиз приходится все-таки отключать: как-то так получается, что самые красивые виды открываются с серпантинов с острыми шпильками. Как только идущий впереди автомобиль скрывается из вида, система тут же начинает резкий разгон (как вы помните, лимит скорости обычно выставляется с большим запасом), и в поворот ты влетаешь на гораздо более высокой скорости, чем нужно. А это уже может быть опасно: как ни крути, Discovery — это комфортабельный внедорожник с мягкой длинноходной пневмоподвеской, и в поворотах он ведет себя совсем не так, как распластавшийся по асфальту спорткар. При этом на равнинных участках и «обычных» изгибах трассы угол захвата радара активного круиз-контроля вполне позволяет уверенно цепляться за идущим впереди автомобилем.

Несколько больше вопросов оставила система контроля за выходом из полосы. Вцепившись в разметку, она приступает к активному подруливанию, и тебе лишь остается слегка придерживать пухлое, обтянутое кожей рулевое колесо, чувствуя, как оно толкается в руку, как котенок лбом. Но проблема состоит в том, что разметка у нас, мягко говоря, разная, и в любой момент система может ее «потерять», а ты этого и не заметишь, хотя в такой ситуации стоит повысить внимание и взяться за баранку покрепче. А не заметишь ты этого потому, что индикация состояния системы выводится не на дисплей прямого визирования на лобовом стекле, а на маленькую пиктограмму на приборной панели, которую не очень-то хорошо и видно, особенно, если ты ведешь машину в темных очках.

Первым пунктом нашей остановки стала «торговая столица» Чуйского тракта, райцентр Кош-Агач. Здесь и сегодня работает большой рынок, на котором в огромном количестве продают как плоды алтайской земли (прежде всего, мед и кедровые орешки), так и привезенные из Монголии изделия из кожи и шерсти.

1 / 2
2 / 2

Галерея на скалах

Вечерело, и мы отправились в музей под открытым небом в местечке Калбак-Таш (правильней — Ялбак-Таш, но в археологической литературе утвердилось именно это название). В переводе с алтайского название означает «плоский камень». Это самая знаменитая «писаница» Горного Алтая. Здесь, на плоских скалах бома, собрана коллекция порядка 3 000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1 000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая их повседневным бытом. Памятник был открыт и впервые описан в 1912 году, и сделали это, как ни странно, не ученые, а два художника: Кузнецов и певец Алтая Чорос-Гуркин. Ученые добрались до него только в 80-х годах прошлого века…

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Очень странные чувства испытываешь в таких местах. В человеческом мозгу никак не может уложиться, что вот уже несколько тысяч лет скачут по сланцевым плитам изящные олени и круторогие горные бараны, пляшут человечки со странными головными уборами в виде грибов… А это значит, что уже тогда, в неизмеримой глубине прошлого, люди остро чувствовали красоту.

LR_Hakasia_123

Тайны алтайского Стоунхеджа и колыбель Сартакпая

Впрочем, рядом с Кош-Агачем есть еще более таинственное место. Это Тархатинский мегалитический комплекс, который нередко называют «Алтайским Стоунхеджем». Туда мы отправились на следующий день. Комплекс представляет собой группу камней-мегалитов разного размера, расставленных прямо в степи не совсем ровным кругом диаметром метров 60. Среди камней возвышаются четыре крупных мегалита высотой более 2 м. Два из них, получившие имена «Камень со щелью» и «Богатырь», образуют так называемые «северо-западные ворота», а два других, «Камень с носом» и «Сфинкс», «восточные».

_DSC4715

Отдельно, вне общего круга, расположен еще один мегалит в виде кресла или алтайской детской люльки, занимающий крайнее восточное положение и известный как «Колыбель Сартакпая» (богатырь Сартакпай – мифический герой, проложивший русла крупнейших рек Алтая, строитель дорог и мостов). На вид сооружение (если это можно назвать сооружением) до Стоунхеджа вроде бы не дотягивает, но вот какое дело: как и кельтский собрат, Тарахтинский комплекс является древним астрономическим инструментом! Один раз в году, в день летнего солнцестояния, последний луч солнца падает на «спинку» «Колыбели Сартакпая». И все три действующих лица этой световой мистерии: Солнце-Бык, невидимая, возлежащая на каменном ложе, Жена-Земля и мегалит «Сфинкс» нашли свое воплощение в петроглифах на спинке «Колыбели».

1 / 2
2 / 2

Идея рождения нового мира в результате такого космического соития дожила до наших дней в особом ритуале: среди местного населения ходит поверье, что если принести жертвы духам и полежать в «Колыбели», то духи пошлют женщине детей. Действительно, все основание мегалита завалено жертвоприношениями. Чего только люди не оставляют! Тут можно найти и недорогую бижутерию, и стреляный патрон, и детские игрушки, и христианскую ладанку, и буддистские четки… Археологи считают, что связь этого мифа с фольклорным героем Сартакпаем возникла сравнительно недавно, а вот идея колыбели и возрождения жизни идет, вероятно, со времен сооружения комплекса.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Продолжение следует…

Понравилась статья? 0 3 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

Эта песня легла в основу сюжета фильма Ехали два шофёра)

Главная новость
Новости / Новинки
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Karoq

Выпуск нового «паркетника» налажен на заводе Шкоды в чешском городе Квасины.

4025 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автотоп
Агенты под прикрытием: 8 электромобилей, которые вы не угадаете с первого взгляда

Мы уже привыкли, что электромобили – это нечто экзотичное, высокотехнологичное, редкое и стопроцентно узнаваемое. Число Tesla на дорогах измеряется единицами – но если вы списываете это на ее стоимость, спросите себя,…

241 0 0
Статьи / Тюнинг
Роскошь из утилитарности: тюнинг Москвич-412

В прошлом году мы рассказывали вам о раллийном Москвиче-2140, а герой сегодняшней истории – его полная противоположность. Если «раллист» безжалостно используется в гонках по бездорожью, то «аристократ» обязательно…

513 1 0
Статьи / Технологии
Российское топливо: в чем отличия от европейского

До сих пор в умах российских граждан сильны стереотипы советского и постсоветского периода: западное лучше отечественного. Грешат этим и автолюбители – мол, за границей и дороги ровнее, и топливо лучше, да и там хорошо,…

974 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: «тук-тук» четвёртого цилиндра и настоящий полный привод

Не совсем обычная машина для не совсем нормальных людей – вот что такое Subaru Legacy. Если в вас живёт гонщик-авантюрист, который умеет варить железо, паять проводку и перепрессовывать подшипники, то первая часть…

2453 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: негниющая сталь кузова и детали, которые нельзя найти

Машины Subaru всегда были «немного другими» и всегда находили своего, такого же нестандартного, покупателя. И в девяностые годы поклонников-ценителей хватало, ведь машины эти были очень интересными. Достоинств у них…

4579 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GG с пробегом: моторы и коробки, как у Форда, но лучше

Первая часть обзора про Мазду 6 первого поколения получилась немного грустной: по прошествии лет стало понятно, что кузов не просто склонен к коррозии, а сгнивает в лучших традициях Опелей 90-х. Сложности подвески и…

4132 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

32713 11 0
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

34491 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

21547 3 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

72432 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

57471 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

29479 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

60554 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19817 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

9289 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

16320 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19817 2 0
Статьи / История
Сидор, Хомячок и Джеки Чан: как в России называют корейские и китайские автомобили

Кажется, что в России буквально у каждого автомобиля есть прозвище. И совершенно не важно, что у модели существует официальное название – оно почти всегда трансформируется и обретает новый смысл. Сегодня изучаем «клички»…

8654 2 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?