Renault Alliance: успех и провал французов на рынке США

Бизнес по производству и продаже автомобилей не может жить в рамках одного национального рынка – для успешного развития необходима экспансия. В общем-то, уже к 30-м годам прошлого века это стало совершенно очевидным – положительный пример подали General Motors, выкупившие к 1931 году немецкий Opel. Впрочем, основная эпоха трансконтинентальной экспансии началась уже после Второй мировой. Причем не только американцы шли на рынок Старого Света, но и наоборот. И если у немцев с переменным успехом затея удалась, то французы потерпели оглушительное поражение.

Floride – прощупывание почвы

В 1956 году руководящие «топы» Renault Фернан Пикар и Пьер Дрейфус изучали специфику автомобильного рынка США и перспективы для собственной марки в Америке. Дилеры подсказали, что наиболее востребованным и интересным для Штатов оказался бы довольно компактный (по американским меркам) кабриолет с ярким дизайном, который мог бы пользоваться успехом как у мужчин, так и у женщин.

Сейчас автомобильные историки склоняются к легенде, что во время званого ужина в резиденции губернатора штата Флорида и было принято окончательное решение о концепции автомобиля. На раннем этапе будущий Floride обозначался как Project R-1092, ну а своё название обрел именно благодаря месту, где Дрейфус и Пикар и придумали машину.

Дизайн французы заказали итальянскому кузовному ателье Ghia. Странно, казалось бы, но ничего удивительного: именно Ghia хорошо знало запросы и потребности американских потребителей, поскольку тесно сотрудничало с рядом американских автокомпаний. Именно поэтому для проекта пригласили сына руководителя отдела дизайна компании Chrysler Вирджила Экснера – старшего – молодого американца Вирджила Экснера – младшего. Он и разработал стильный и симпатичный облик, в котором органично переплелись высокий итальянский дизайн и американский аэрокосмический стиль пятидесятых годов.

renault_floride_4.jpg


Несмотря на то, что главный дизайнер Ghia итальянец Джованни Савонуцци создал полноразмерный глиняный макет, прототип строил «подрядчик» Ghia – дизайн-студия Пьетро Фруа. Причина уважительная: Ghia по условиям контракта с Volkswagen не имело права выполнить такой заказ.

После Парижского автосалона 1958 года Renault получило около 8 000 заказов на новинку. Год спустя, в 1959-м, её представили американцам на Нью-Йоркском международном автошоу – правда, под названием Caravelle. Тут удалось набрать еще больше заказов – 13 тысяч. Именно модель Floride и принесла широкую известность французской марке среди американских автомобилистов.



Le Car – настоящая экспансия

Однако активное наступление европейских автомобилей Renault на cевероамериканский рынок началось несколько позже – в семидесятые годы после больно ударившего по многолитровым «дредноутам» энергетического кризиса. Американский дилер марки – компания American Motors (AMC) позиционировала малолитражный Renault 5 как альтернативу другим «неамериканским» автомобилям вроде Volkswagen Rabbit и Honda Civic.


renault_le_car_3-door_2.jpg


Креативщики АМС даже называли «пятерку» French Rabbit («французский кролик»). Модель вскоре обрела имя собственное – Le Car. Реклама акцентировала внимание потенциальных покупателей на том, что это наиболее популярный автомобиль Европы в своём классе. В Америке, конечно, за Le Car не выстраивались в многолетние очереди, но определенным спросом он пользовался. Ведь среди аналогов модель выделялась относительно высоким уровнем комфорта и плавности хода, а также неплохой экономичностью по меркам семидесятых годов – смешанный расход топлива составлял около 7,6 л на 100 км. В 1977 году Le Car с 1,4-литровым двигателем мощностью 55 л.с. даже считался лучшим в классе Showroom Stock Class C по версии SCCA (Sports Car Club of America).

В 1980 году модель претерпела фейслифтинг, получив новое оформление передней части, а годом позже гамму модификаций расширила пятидверная версия. Модель импортировали вплоть до 1982 года – до тех пор, пока в США не начали собирать Renault 9 и 11. Причем на базе европейских автомобилей были созданы оригинальные версии с кузовом купе и кабриолет, получившие названия GTA Coupe и GTA Convertible соответственно.


1bc2a14s-960.jpg



Примечательно, что один из муниципалитетов Вашингтонского полицейского департамента приобрел три автомобиля Le Car в качестве служебных, что сразу же нашло своё отражение в рекламе компании Renault за океаном.

Покупка AMC – закрепление на рынке

Активное продвижение марки Renault на рынке США началось после заключения соглашения с American Motors Corporation (AMC), контрольный пакет акций которой Renault приобрела в 1980 году, заодно получив в собственность и марку Jeep. «Девятка», которую собирали в Америке, даже получила собственное название Alliance и стала автомобилем года в США. Но и это еще не все – Альянсу даже удалось стать автомобилем… агента 007! В нескольких сюжетах очередного фильма про Джеймса Бонда суперагент ездит именно на «французско-американской» машине.



В первой половине восьмидесятых годов в США через дилеров AMC продавалось и эффектное купе Fuego. А вот открытая версия, разработанная кузовным ателье Heuliez для североамериканского рынка, из-за экономической нецелесообразности в производство не пошла, уступив место более доступным вариантам кабриолетов на базе Renault 11/Alliance.


renault_fuego_us-spec_1.jpg


Renault Fuego для рынка США


Renault Fuego Cabriolet от Heuliez


Открытая версия Renault Alliance


Седан Renault 21, хоть и совсем недолго, продавался дилерами АМС под названием Renault Medallion, а уже после «выкупа» марки АМС автомобиль вплоть до прекращения выпуска в 1989 году предлагался под собственным брендом АМС – Eagle Medallion. Универсальная версия «двадцать первой» на рынках США и Аргентины носила название Renault Nevada/Eagle Medallion Wagon.




Ресурсная база французской компании стала основой для разработки таких культовых «джипов», как Jeep Cherokee XJ (тот самый, что так ценили у нас бандиты в 90-е) и Grand Cherokee. А на платформе Renault 25 был также создан Eagle Premier, который в короткий период «сразу после развода» назывался Renault Premier, а с 1990 года был также известен как Dodge Monaco. Автомобиль был достаточно массовым: за пять лет выпущено около 140 тысяч «братьев» Renault/Eagle Premier и Dodge Monaco, хотя в России о них почти не знают.


exp394.jpg



К этим автомобилям имеет прямое отношение один из лучших инженеров Renault Франсуа Кастен, который переехал с семьей в США после приобретения AMC и стал главой инжинирингового отделения американского подразделения Renault. Когда в 1987 году корпорация Chrysler предложила французам обратно выкупить АМС, а те согласились по экономическим соображениям, Франсуа остался в США, возглавив аналогичную должность всего концерна Chrysler. В частности, под его руководством был создан суперкар Dodge Viper. Именно поэтому француз Кастен в 2010 году был включен в американский Automotive Hall of Fame (зал славы), что выражает его вклад в автомобильную промышленность США.




Закат и уход

Несмотря на то, что в начале восьмидесятых годов автомобили Renault Alliance сумели собрать достаточно наград от американских автомобильных изданий и конкурсов, к началу следующего десятилетия присутствие французской марки на одном из ведущих рынков планеты свелось к минимуму. Полностью рынок США компания покинула в 1992-м. Причина проста: французские машины уже не совсем вписывались в заокеанские стандарты и требования, да и не было в модельном ряду марки достаточно мощных и полноразмерных автомобилей, к которым привыкли в Штатах. К тому же и у французской компании в те времена дела шли совсем не гладко – только в 1996 году она понесла убытки в размере 2 миллиардов франков.

Ну а после «воссоединения» в один альянс с японским брендом Nissan руководство приняло решение окончательно «закрыть на замок» американский рынок для Renault, полностью сконцентрировав свои усилия в США только на продвижении Ниссана и лакшери-бренда Infiniti.

Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, известный своими жесткими решениями по выходу из кризиса и преодолению убыточности непопулярными мерами, подтвердил, что Renault остаётся европейским брендом, нацеленным на целый ряд евразийских и латиноамериканских рынков, а вот Северная Америка стала перевернутой страницей в толстой книге истории марки. По простой причине – в этом просто нет экономической целесообразности. Как и 70 лет назад, миром нынче правят именно деньги.

P. S. Любопытно, что компания Renault USA все же существует. Но занимается она, как следует из информации на официальном сайте, долгосрочной арендой машин в Европе для туристов из США. Если вы американец и собираетесь в Европу более чем на 21 день, Renault предлагает выбрать одну из новых машин и кататься в свое удовольствие без ограничения пробега, обещая немалую выгоду по сравнению с арендной техникой. Что ж, предложение интересное, тем более что у себя дома шансов опробовать Renault в деле у американцев уже давно нет.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
22.01.2016 16:10
Alexei Prolov

Да, это интересная тема, спасибо, Олег.

Помню еще школьником в середине 80х был очень удивлён, увидев совместную рекламу Renault-Jeep-Chrysler в журнале Sports Illustrated. Jeep был wrangler и cherokee, Renault кажется 9, и еще был вроде как АМС, упс, забыл уже )))


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings