Старинная русская традиция: Гонка чемпионов в Тольятти

Уже в двадцать первый раз трасса на полигоне АВТОВАЗа собрала лучших пилотов России, рой крупных СМИ и толпу сумасшедших болельщиков, которым ну никак не сидится дома в этот адский мороз.

«Трасса напоминает сложенную пополам цифру «8». Два кольца, внутреннее и наружное. Но это на бумаге. В жизни – как в жизни: крошечный ровный участок – только на «Голгофе» – так окрестили холм, где разместились старт, финиш и судьи. Всё остальное можно сравнить с «американскими» (а хотите, «русскими») горками, с той лишь разницей, что здесь на автомобили влияют не только законы физики, но прежде всего сами спортсмены, в совершенстве владеющие мощным двигателем, надёжными агрегатами. И, конечно, интеллект, азарт гонщиков. А в чем-то и её величество Фортуна», — так ровно 22 года назад тольяттинская газета «Волжский автостроитель» рассказывала о первых в истории «Рождественских гонках» на полигоне АВТОВАЗа в Сосновке близ Тольятти.

MIRO (4)
Две совершенно одинаковые Весты стартуют по двум параллельным ледяным дорожкам, разделённым снежным бруствером. В середине дистанции машины меняются дорожками и за заезд проходят по 2,5 километра

С тех пор кое-что изменилось. «Голгофой» сейчас изредка называют место, где гонщики меняются дорожками – один влетает на пригорок с мостом, а второй ныряет под ним. Но старт и финиш располагаются на прямой, в месте максимального скопления зрителей. Гонялись тогда на «восьмёрках» со спортивными 1,6-литровыми (уже впрысковыми, что было особым шиком) движками, доработанной подвеской и покрышками, усыпанными шипами длиной в семь (!) миллиметров. В последние годы использовались куда более скромные 1,5-миллиметровые шипы, и только в нынешнем, 2018 году ярко-жёлтые 170-сильные Lada Vesta обулись в Michelin с высотой шипа в 4,5 мм. Даже официальное название сменилось – теперь это «Гонка чемпионов».

MIRO (144)
Гоночный шип в 4,5 мм – грозное оружие на ледовой трассе. Но пользоваться им надо очень умело

Но кое-что осталось по-прежнему. Это всё ещё 2,5-километровая ледяная трасса для синхронных гонок, собирающая каждый год в начале января лучших пилотов России. Так что оба названия – и старое, и новое – вполне справедливы. В минувшие выходные, как и много лет назад, в Тольятти собрались чемпионы и обладатели Кубков России и даже победители и призёры Чемпионатов Европы и мира в различных автоспортивных дисциплинах.

MIRO (228)
То самое место, где автомобили меняются дорожками: пока один «заправляет» машину в узкий створ под опорами моста, второй пытается поймать зацеп после прыжка

В субботней квалификации трасса показала свой непростой характер – Тимур Тимерзянов, трехкратный чемпион Европы по ралли-кроссу, «разложил» свою Весту на одном из виражей. Впрочем, сделанные «уши» никоим образом не напоминали о себе с утра в воскресенье – пилот не пострадал, а технику механики восстановили полностью. Выиграл же квалификационные заезды Дмитрий Брагин, представлявший Казань. Отметим, что Брагин до этого дважды всходил на высшую ступень подиума «Гонки чемпионов».

Следом за ним в протоколе оказался знаменитый Кирилл Ладыгин, уже пять раз выигрывавший «Гонку чемпионов», а также три пилота-кольцевика, чемпионы 2017 года в разных классах: Михаил Митяев, Айдар Нуриев и Андрей Масленников. Явным фаворитом в этой тройке выглядел Митяев, который тоже уже выигрывал на трассе в Сосновке и знает её как четыре шипованных колеса своей Весты…

MIRO (323)
Предпоследний поворот трассы – одно из мест, где машины идут бок о бок. Михаилу Грачёву для выхода в финальную стадию гонки не хватило совсем немного

В воскресенье окрестности тихого села Сосновка преобразились до неузнаваемости. Тех, кто не успел проскочить на полигон с утра пораньше, ждала еле шевелящаяся пробка в четыре ряда. Над трассой веяло высокооктановым бензином и мясом, которое жарили толпы существ в звериных шкурах. Они кричали что-то воинственное и в ожидании первых стартов ныряли с горок на надувных «ватрушках», сшибая с ног столичных журналистиков, выходящих из припаркованных тут же телевизионных фур.

Каково во всём этом Николя Мору, президенту АВТОВАЗа?

А президент ничего, держится бодро. Очаровательно картавя, он произнёс аж несколько приветственных предложений по-русски, открыл гонку и широко улыбнулся. А уже спустя десять минут его можно было видеть на общей трибуне в компании главы подразделения LADA Sport Владислава Незванкина и в окружении улыбчивого люда, порядком развеселённого морозным поволжским воздухом. Проглядывающее было солнце сменилось красивейшим снегопадом, из закрытого парка донеслось раскатистое «рын-дын-дын!» — и гонка началась.

MIRO (748)
Владислав Незванкин и Николя Мор

Переход с 1,5-миллиметрового шипа на шип в 4,5 мм существенно изменил и характер пилотирования, и тактику гонки. Траектории стали менее размашистыми, уменьшилось само количество вариантов прохождения виражей – и меньше стало ошибок, связанных с зацепом бруствера и торможениями «об бровку». Но цена таких ошибок возросла вместе со скоростями! Если раньше гонщик мог совершить несколько небольших неточностей по ходу заезда и всё равно выиграть, потому что соперник совершил на одну неточность больше, то сейчас даже небольшой снежный фонтан на дистанции стал означать серьёзную потерю темпа и почти гарантированный проигрыш.

MIRO (469)
Холодная голова, знание трассы и умение чувствовать автомобиль – слагаемые успеха на трассе в Сосновке год от года не меняются

Но зрелищности это только добавило. «Вот это вваливают!», — доносится с соседнего ряда трибун, когда очередная пара пилотов оглушительно проносится мимо по прямику «старт-финиш», с совершенно фантастической для зимней трассы скоростью завинчивается в первый вираж и скрывается в ледяной пыли.

А как Весты проходят знаменитые сосновские «эски» — сложнейшие, компактные эс-образные виражи этой синхронной трассы! Новое шасси позволяет куда активнее атаковать бровку, и автомобили порой накреняются под углом градусов в 30, а через доли секунды совершают обратный скачок, столь же значительно взмывая уже другим бортом.

MIRO (895)
Егор Санин принимает кубок за третье место из рук Николя Мора

Однако словленная в субботу «крыша» стала своеобразным предупреждением для всех пилотов – в воскресенье всё ограничилось эффектными, но безвредными отрывами бамперов. Отборочные заезды не пощадили тех, кто хоть единожды дрогнул, дальше пошли только восемь сильнейших, которые были разделены на четыре пары. В четвертьфиналах кольцевики Кирилл Ладыгин и Дмитрий Брагин оказались быстрее пары чемпионов по ралли-кроссу, Павла Кальмановича и Василия Грязина – у кого-то дрогнули нервы, а кому-то не хватило такого знания трассы, как у конкурентов.

MIRO (1069)
Кирилл Ладыгин лишь второй, но он доволен: «Гонка чемпионов» — это отличная разминка перед насыщенным сезоном в составе очень сильной кольцевой команды LADA Sport Rosneft

Уралец Максим Чернёв вырвал победу у Андрея Масленникова из Подмосковья. Но главной сенсацией четвертьфинальной стадии гонки стало то, что 19-летний самарец Егор Санин «вынес» из дальнейшей борьбы более опытного и хорошо знающего трассу Михаила Митяева! Поклонники Митяева были расстроены, но знаете, ведь и у Санина их уже немало – гляньте-ка запись хотя бы одного этапа кольцевой серии РСКГ минувшего сезона…

MIRO (260)
Соперники в этот раз бились как-то особенно ожесточённо, но заработанную в квалификации единичку Брагин не отдал никому

Санину предстояла борьба за третье место с подающим надежды и тоже очень быстрым Максимом Чернёвым, но в противостоянии до двух побед Санин решил всё в свою пользу уже после пары заездов. Похожая ситуация сложилась и в звёздной паре Ладыгина и Брагина – это тоже уже традиция «Рождественской гонки», когда эти двое встречаются в финале. Но в этот раз Брагин не дал своему давнему сопернику и другу ни шанса: два заезда – и две победы Дмитрия. Это его третий триумф на трассе под Сосновкой. Ладыгин на сей раз второй, а напористый новичок Санин, уже второй раз подряд всходящий на третью ступень подиума, в следующем году обещает дать засидевшимся на Олимпе фаворитам серьёзнейший бой.

Были в истории «Гонки чемпионов» и печальные страницы – например, в 2016 году, когда новое руководство Волжского автозавода взяло курс на максимальное снижение издержек, гонка была отменена. Как здорово, что уже второй год подряд АВТОВАЗу не нужно экономить на столь замечательной старинной русской традиции.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings