Танк для двоих: тест-драйв снегоболотохода Пелец-Мини II

За спиной мирно ворчит 30-сильный движок, по сторонам проплывают заснеженные вологодские перелески, а в голове почему-то крутится бессмертное Tea for two. Помните такую джазовую композицию? Ее кто только не пел и не играл — и Луис Армстронг, и Элла Фитцджеральд, и Клифф Ричардс... Даже Шостакович отметился — сделал аранжировку и вставил в балет «Золотой век». Только английское слово tea, «чай», у меня почему-то меняется на «танк». Собственно, понятно почему — ведь я еду на гусеничном снегоболотоходе Пелец Мини II, а это и есть самый настоящий танк. Только маленький.

О происхождении вида

Когда заходит речь о гусеничных вездеходах, то в мыслях невольно возникает образ этакого монстра, лязгающего траками и плюющегося черным выхлопом многолитрового дизеля. И, откровенно говоря, образ этот близок к истине. Ведь большая часть гражданской гусеничной техники ведет свою родословную от артиллерийских тягачей, а очень многие образцы таковыми и являются.

АТ-Л, АТ-С, АТ-Т... Буква «А» в этих индексах означает «артиллерийский». Да и в названиях других машин, ГТ-С, ГТ-СМ или ГТ-Т, «Г» означало вовсе не «гражданский», а «гусеничный». Все они с равным успехом таскали как пушки на позиции, так и прицепы с грузами для полярных станций, возили как пограничников, так и геологов. И даже самые легкие из этих машин, та же «газушка» (она же — ГАЗ-71, она же — ГТ-СМ) на самом деле имеют полную массу порядка пяти тонн и могут перевозить в кузове десяток человек.

Pelec_mini-71.png


Соответственно, и в эксплуатации такие монстры недешевы, и аппетит имеют приличный. Так что нет ничего удивительного в том, что вскоре после войны встал вопрос о необходимости дополнения гаммы вездеходов легкими машинами.

Главным центром таких работ стал Нижний Новгород, где при НИИ Транспортного машиностроения и Горьковском Политехническом институте была создана Лаборатория вездеходных машин. Сконструировано и испытано их было немало, в том числе — крохотный С-ГПИ-19 на агрегатах Запорожца, чуть более крупный С-ГПИ-17 на агрегатах «Москвича-403» и вполне комфортабельный С-ГПИ-37, в основу которого были положены узлы ГАЗ-24.

Но, видимо, сама концепция легкого вездехода плохо укладывалась в советскую систему хозяйствования, и даже получившие самые высокие оценки образцы так и не встали на конвейер. Тем временем техника шла вперед, неуклюжие «мото-нарты» и «мото-тобоганы» превратились в известные всем снегоходы, ну а вскоре квадроциклы полностью изменили наши представления о передвижении по бездорожью. И всем бы они были хороши, если бы как снегоходы, так и «квадрики» не были сезонным транспортом.


Pelec_mini-74.png


Получается, что человеку, увлекающемуся охотой и рыбалкой, нужно иметь целую эскадру транспортных средств: квадрик, снегоход, лодку, а до кучи еще и прицепы под все это. Про мощный внедорожник, способный буксировать тяжелый прицеп, я даже не упоминаю, это само собой разумеющееся. И вот, когда промышленность и торговля не могут предложить решения проблемы, начинается народное техническое творчество, поскольку «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

В бурном кипении этого котла народного творчества родился целый класс внедорожной техники: снегоболотоходы на пневматиках сверхнизкого давления, в просторечии — «каракаты». Идея оказалась настолько удачной, что вскоре целый ряд предприятий освоил серийные образцы: «Шерп», «Лопасня», «Трэкол», «Кержак», «Петрович»... Но в технике не бывает устройств, состоящих из одних достоинств и лишенных недостатков. На заснеженной равнине, в тундре, на кочкарниковом болоте пневмоходы демонстрируют чудеса проходимости. Но они громоздки, не слишком маневренны, не любят рельефа, а в лесу боятся пней и острых веток. Так что нет ничего удивительного в том, что самодельщики вновь вернулись к идее гусениц, а следующим шагом стала разработка промышленных образцов легких гусеничных вездеходов.


Pelec_mini-2.png


Что такое «Пелец»

В самом начале двухтысячных житель Череповца, заядлый рыбак, охотник и путешественник Виктор Пелецкий построил свой первый гусеничный вездеход. Конструктивно он представлял из себя пространственную раму, к которой для плавучести сбоку были прикреплены понтоны. Машина оказалась перспективной, и вскоре вокруг Виктора образовалась компания единомышленников.

В 2005 году была зарегистрирована компания «Северный технопарк», начались серьезные конструкторские и испытательные работы, а в 2008-м стартовал серийный выпуск снегоболотоходов «Пелец». Как известно, «семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера». Право считаться страной, где был изобретен гусеничный движитель, оспаривают Франция, Англия, США и Россия. Но вот в том, что «Пелец» стал первым серийным гусеничным транспортным средством сверхлегкого класса, предназначенным для эксплуатации частными лицами, сомневаться не приходится. Неслучайно на форумах рыбаков и охотников нередко машины конкурентов (а их сейчас не так уж мало: «Тингер», «Медведь», «Русак», «Эврика»..) называют «пелецами». Как «памперсы» и «ксероксы».

Сейчас производственная линейка компании «Северный технопарк» насчитывает пять моделей, но наибольшим спросом пользуются три: двухместный «Пелец Мини», четырехместный «Пелец Круизер» и шестиместный «Пелец Транспортер». И все же бестселлером и главным генератором прибыли стала младшая модель «Мини», самая доступная по цене и самая близкая по массогабаритным параметрам к классическим квадроциклам и снегоходам.

Снаружи

За время своей конвейерной жизни модель претерпела довольно много усовершенствований, но в этом году она изменилась довольно радикально. Знакомьтесь — последняя новинка компании, гусеничный снегоболотоход «Пелец Мини 2». Конструктивно он мало отличается от своего предшественника: инженеры использовали все опробованные и проверенные временем решения.

По-прежнему основой конструкции является несущий корпус в виде лодки, сваренный из листовой стали и усиленный интегрированной рамой, несущей силовые агрегаты, трансмиссию и элементы подвески. Стальной корпус, способный выдержать удар о грунт, пень или бревно — это принципиальная позиция. С пластиком проще работать, алюминий легче, но сталь — надежней!



А вот форма корпуса изменилась радикально. Первый «Пелец Мини» был незамысловат, как поставленная на гусеницы детская ванночка. Над корпусом новичка уже точно поработал дизайнер. Хищные угловатые очертания явно вызывает ассоциации не то с истребителем «Стелс», не то с какой-то футуристической бронетехникой. При этом работа художника явно понравилась технологам —нет ни одного участка двойной кривизны.


Без-имени-6.png


В задней части корпуса, под легкосъемным кожухом разместился V-образный двухцилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель воздушного охлаждения объемом 700 кубиков. Произведен он китайской компанией Lifan по лицензии Hondа, и после небольшого тюнинга, заключающегося в установке ВАЗовского карбюратора, развивает 31 лошадиную силу. Для машины со снаряженной массой в 370 кг этого вполне достаточно. В передней части предусмотрено штатное место под лебедку с тяговым усилием в 3000 фунтов, а в узких нишах притаились светодиодные фары.



Внутри

В салоне — два сидения и органы управления. Приятно, что кресла – анатомические, пластиковую основу и подушки формуют на заказ под конкретного покупателя. «Водительский интерфейс» машины тоже весьма необычен. Большинство гусеничных вездеходов управляется двумя рычагами: тянешь за один — подтормаживаешь бортовой фрикцион, и машина поворачивает в эту сторону. Но «Пелец Мини 2» щеголяет рулем мотоциклетного типа.


Pelec_mini-74.png


Правая рукоятка — вращающаяся, она управляет дроссельной заслонкой. Около рулевой колонки размещены два задающих цилиндра, причем нажатие на рычаг приводят в действие одновременно и правый, и левый. Ну а поворот руля приводит лишь один из цилиндров. Исполнительные механизмы и тормозные диски— самые обычные, от ВАЗовских переднеприводных моделей. На руле смонтирована жидкокристаллическая панель, являющаяся одновременно спидометром, тахометром, топливомером и указателем рабочей температуры. Очень необычно расположен рычаг управления трансмиссией — он торчит между ног водителя, как ручка управления легкомоторных самолетов. А все потому что и трансмиссия «Пелеца» устроена совершенно нетрадиционно.



Трансмиссия

Думаю, что каждый, кому доводилось водить гусеничные машины с механической КПП согласится с утверждением, что переключение передач на них — дело непростое и требует сноровки. Вроде бы разогналась машина, пора переключаться вверх, но если при переключении происходит малейшая задержка, вездеход успевает замедлиться — все-таки и гусеницы, и сам субстрат, по которому они движутся, сопротивляются движению куда интенсивней, чем колеса на асфальте. В лучшем случае за этим следует недовольный вой мотора, который мгновенно раскручивается в красную зону, в худшем — поломка сцепления.


Pelec_mini-66.png


Именно по этим причинам конструкторы всего мира давно пришли к согласию в плане того, что наилучшим вариантом трансмиссии для легкой внедорожной техники (имеются в виду снегоходы и квадроциклы) является вариатор, обеспечивающий непрерывность передачи крутящего момента. Но в случае утилитарных моделей, которым придется работать в совсем тяжелых условиях, возить грузы и таскать прицепы, диапазон изменения передаточных может оказаться маловат, так что их трансмиссию дополняют коробочкой с понижающим рядом.

Конструкторы «Пелеца» пошли дальше. Они использовали клиноременный вариатор, с которым состыковали стандартную четырех иди пятиступенчатую КПП. Общее передаточное отношение такого тандема может изменяться в 16 раз! При этом вам не придется постоянно шуровать рычагом КПП во время движения: вариатор прекрасно справляется и с функцией сцепления (или, как принято его называть применительно к бронетанковой и прочей гусеничной технике, главного фрикциона), и с изменением передаточного отношения при движении в достаточно стабильных условиях.

Как показал мой опыт, просто в снежной целине и при преодолении не слишком экстремального рельефа лучше всего выбрать вторую передачу. Скорость движения при этом составляет от 0 до 35 км в час. Для буксировки прицепа или саней с грузом (а «Пелец Мини 2» вполне может буксировать груз до полутонны) — включите первую. Ну а для быстрого перегона по дороге подойдет третья или четвертая. Естественно, придется переключиться и для движения назад, хотя гусеничная машина вполне может использовать казахский принцип. Знаете такой? Ну, слышали шутку про то, что казахи не знают слова «назад», а знают только «алга!», то есть «вперед»? А если им нужно двигаться в противоположном направлении, они разворачиваются и говорят «Алга!» Вот и вы так можете: ведь как любая гусеничная машина, «Пелец» способен развернуться на одном месте. Главное при этом не переусердствовать с газом, чтобы не сорвать гусеницу.

Ходовая часть

Ну и наконец, несколько слов о самом гусеничном движителе. Нужно сказать, что на самом деле гусеница — это весьма сложный и технологичный узел, особенно, если она представляет собой соединенные в цепь отдельные траки. Резинометаллическая гусеница, конечно же, значительно легче и проще многозвенной, и надежность их на сегодняшний день доведена до весьма высоких показателей. Первые резиновые ленты Кегресса отделяют от гусениц современных снегоходов и вездеходов десятилетия технологического развития.

Гусеничные ленты для вездеходов «Пелец» отливают на специализированном предприятии, используя оснастку, изготовленную компанией «Северный Технопарк». Конструкторы использовали компоновочную схему, при которой ведущее колесо расположено спереди, а натяжной ленивец — сзади. Казалось бы, раз двигатель у машины разместился в задней части корпуса — то и ведущее колесо было бы логично расположить там же. Ан нет, заднее расположение ведущего колеса приводит к тому, что верхняя ветвь гусеницы имеет тенденцию к провисанию, что, в свою очередь, повышает вероятность «разуться» в самый неподходящий момент.


Pelec_mini-8.png


Но за такое решение пришлось заплатить цепным приводом ведущих звездочек. Сами цепи «Северный технопарк» ставит очень надежные, такие же, как используются на супербайках. Только все же не стоит забывать, что цепь — это узел, который требует регулярного обслуживания. По счастью, доступ к цепям получился довольно легким. И тут на память снова приходит канадский Argo, у которого, чтобы добраться до цепей, нужно было разобрать пол-вездехода.

Сама гусеница имеет ромбовидные очертания: передняя ветвь сделана поднимающейся вверх, а вот задняя — опускающейся вниз. Именно за счет такой формы и специальных очертаний корпуса с надгусеничными полками машина получила возможность двигаться на плаву за счет прокрутки гусениц, без специальных отражающих решеток.


Pelec_mini-58.png



Многие конструкторы легких вездеходов решают вообще обойтись без упругих элементов подвески опорных катков. Они используют в качестве катков автомобильные колеса от автомобилей или квадроциклов, и крепят их оси непосредственно к корпусу. За смягчение толчков при движении отвечают, в таком случае, наполненные воздухом шины. Конструкторы «Северного технопарка» пошли по другому пути: их гусеницы имеют несущий каркас в виде пространственных рам. К ним крепятся качающиеся рычаги, на которые закреплены обрезиненные алюминиевые катки — их тоже заказывают на специализированном предприятии. Катки опираются на пружины, а вот гасителей колебаний нет — в роли амортизаторов выступает сама гусеничная лента.

Нужно сказать, что подбор характеристик пружин подвески становится главным содержанием доводочных работ по любой модели, но в итоге подвеска «Мини 2» получилась достаточно удачной. Конечно, сделать ход легкой машины таким же плавным, как движение БМД с ее пневмоподвеской, абсолютно нереально, и какие-то толчки ты ощущаешь постоянно, но по сравнению с все тем же Argo «Пелец» движется по целине плавно, как лимузин.

На ходу

А вот управление у конструкторов «Северного технопарка» действительно получилось очень удачным и по-настоящему интуитивно понятным. Занимаешь водительское место, выбираешь вторую передачу (или, скорее, второй диапазон) и крутишь на себя рукоятку газа. Все, поехали...

Есть, конечно, определенные тонкости. Система реагирует не только на угол поворота руля, но и на интенсивность этого поворота, и на время, которое ты держишь руль повернутым. Но в итоге все получается довольно четко: можно корректировать траекторию короткими резкими поворотами, а можно плавно поворачивать руль на небольшой угол, лишь слегка подтормаживая одну из гусениц.




Дифференциал дает возможность гусенке противоположной стороны убежать вперед, и машина выписывает на снегу плавную кривую. Но вот чего не стоит делать — так это резко поворачивать руль на максимальный угол на полном ходу. В таком случае проще простого уложить снегоболотоход на бок или даже обрушить все 370 кило снаряженного веса на себя любимого. И это одна из причин, по которой серийные машины обязательно будут комплектоваться трубчатым каркасом безопасности.




Увы, я ездил на опытном образце, на котором каркас еще не был установлен, и при форсировании канав и бугров мы пришлось быть предельно осторожным — гусеница имеет длину около полутора метров, так что опрокинуть транспортер через нос или корму вполне реально, особенно, если с перепугу газануть в ненужный момент. Но в целом «Пелец» на рельефе гораздо устойчивей утилитарных снегоходов. При этом я смело вел машину напрямик через заросли тальника, в которые я в жизни не полез бы на снегоходе: ветви кустов, попадая между лыжами и корпусом, могут серьезно повредить рычаги. Ну а «Пелец» просто порыкивает мотором и исправно подминает кусты под себя...

Брать или не брать

Так может или нет гусеничный снегоболотоход заменить разом снегоход, квадрик и лодку? Давайте начнем с того, что речь идет не о любом снегоходе, квадроцикле и плавсредстве. Скажем, «Пелец Мини» вряд ли способен дать вам радость бундокинга или заменить спортивную гоночную модель, а вот выполнить работу утилитарного Viking, Scandic или Bearcat он вполне в состоянии. При этом даже в самой полной комплектации, с тентом, каркасом безопасности, фаркопом и подогревом ручек руля, он обойдется вам как минимум вдвое дешевле импортных машин. Похоже, что то же самое можно сказать и про утилитарные квадроциклы.

Что же касается лодки, то функционально маленький гусеничник может заменить лодочку-картоп, предназначенную для перевозки на багажнике легкового автомобиля. Увы, зима — не лучшее время для тестирования водоплавающих способностей амфибийной техники, и тут мне приходится положиться на рассказы испытателей «Северного технопарка». Так вот, они утверждают, что «Пелец Мини 2» вполне устойчив на плаву, и способен перебраться через водную преграду, двигаясь со скоростью до 5 километров в час. При этом вам не надо сидеть, боясь пошевелиться — по машине можно перемещаться и даже поменяться местами с пассажиром.

Но вот управляется он не очень хорошо: чтобы заставить машину повернуть туда, куда вам хочется, нужно выкрутить руль до упора, заблокировать одну гусеницу и дать полный газ. Но потом нужно несколько заблаговременно вновь поставить руль прямо, потому что корпус продолжит поворот даже тогда, когда обе гусеницы уже будут толкать его вперед. Тут могу лишь порекомендовать проверенное экспедиционное решение: «приколхозить» выносной транец и брать с собой электрический или бензиновый моторчик мощностью в пару лошадиных сил. Тогда и скорость вырастет километров до 7-8 в час, и проблемы с управляемостью исчезнут.


Pelec_mini-73.png



Еще одна рекомендация касается установки трюмной помпы. Это устройство предлагается как опция и стоит 8000 рублей. Если вы предполагаете регулярно входить на вездеходе в воду, то ставить ее надо обязательно. Вода на днище кузова имеет свойство копиться постоянно, а ничего хорошего в ней нет. А вот снабдить корпус сливной пробкой конструкторы побоялись — ведь существует реальная вероятность того, что владелец, слив набравшуюся воду, забудет установить пробку на месте, и при следующем заплыве вездеход попросту утонет. Не знаю, оправданны ли эти опасения — все дюралевые мотолодки имеют сливную пробку в транце, и никто ее после слива воды закрутить не забывает...

Словом, с экономической точки зрения один мини-вездеход, даже дополненный троллинговым мотором и прицепом для перевозки, точно обойдется дешевле, чем набор из снегохода, квадрика и лодки, да и проблему с местом для хранения всех этих транспортных средств решить куда проще. Но нужен вам такой снегоболотоход или нет, каждый решает в меру своих индивидуальных потребностей. Я вот начинаю склоняться к мысли, что мне он точно не помешает...


Pelec_mini-1.png


ВАМ ПОНРАВИТСЯ «ПЕЛЕЦ МИНИ 2», ЕСЛИ:

  • Вам с детства нравилась песня «Броня крепка, и танки наши быстры»;
  • Вы знаете заветное озеро с вот такими окунями, но путь к нему лежит через болото;
  • В двух ваших гаражах стоит прицеп с моторкой, квадрик и снегоход, а любимый внедорожник ночует у подъезда.

ВАМ НЕ ПОНРАВИТСЯ «ПЕЛЕЦ МИНИ 2», ЕСЛИ:

  • Вы уверены, что снегоход, едущий со скоростью 40 километров в час, просто стоит на месте;
  • Снегоход нужен вам для фрирайда и прыжков через трамплины, а квадрик — для ралли-рейдов и кросса;
  • Вы считаете, что техника российского производства с обилием китайских компонентов будет ломаться как минимум раз в час.

Габариты (Д х Ш х В) 2 550 × 1 300 × 1 250
Снаряженная масса, кг 370
Клиренс, мм 300
Грузоподъемность, кг 350
Объем топливного бака л 20
Двигатель бензиновый V2, 0,7 л, 31 л.с.
Коробка передач механическая, 5 ступеней + вариатор
Привод полный
Максимальная скорость, км/ч 45
Средний расход топлива, л/100 км 3


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings