Танки Зимней войны: «родственники» по обе стороны фронта

27879 0 28
Поделиться: 0 24 0 1 0 3

13 марта 1940 года, ровно 75 лет назад, закончилась Советско-финляндская война (в финской историографии – Talvisota, Зимняя война). Техника, использованная в ходе военных действий обеими сторонами, заслуживает особого внимания. В первую очередь в силу того, что именно эти "испытания" в боевой обстановке во многом определили дальнейшую ее эволюцию. К примеру, оказалась тупиковой ветвь многобашенных танков – достаточно интересных с технической точки зрения машин (о некоторых из них, так же как и о другой технике этой войны, Колёса.ру уже писали.

Сравнивать техническое оснащение вооруженных сил Советского Союза и Финляндии в ходе Зимней войны с количественной точки зрения смысла не имеет: Красная армия располагала 2 289 танками, финская — 26. Поэтому мы рассмотрим их технические характеристики, тем более что сражавшиеся по обе стороны фронта машины в той или иной степени являлись «родственниками». И дело тут не только в широком использовании финской стороной трофейных советских танков, но и в том, что наиболее массовые и удачные советские машины были изготовлены с британских «прототипов». Примерно так же, как спустя много лет прототипом Жигулей стал итальянский Фиат. Своих танков Финляндия, кстати, не производила вообще.

Близнецы Vikkers Mk.E и Т-26

В результате врожденной схожести танков обе стороны зачастую принимали чужие машины за свои и наоборот. К примеру, в ходе единственного за всю войну танкового сражения под Хонканиеми (Лебедевка) в феврале 1940 года первоначальный прорыв финских «Виккерсов» был обусловлен тем, что не только советская пехота, но даже танкисты приняли их за однотипные Т-26. Причем ошибка произошла несмотря на то, что у финских (т. е. британского производства) танков башня была смещена относительно корпуса вправо, а у советских — влево.


Изначально Т-26 — это шеститонный «Виккерс» Mk.E, созданный конструкторами британской фирмы «Виккерс-Армстронг». В 1930 году СССР приобрел 15 таких танков с полным комплектом технической документации и лицензией на производство. Производитель предлагал «Модель A» с двумя одноместными пулеметными башнями и «Модель B» с двухместной башней, вооруженной пушкой и пулеметом. Однако советский заказчик закупил только двухбашенные — они в качестве танков сопровождения пехоты особо понравились маршалу Тухачевскому.

Советские специалисты рекомендовали довести с использованием узлов В-6 проектируемый в СССР Т-19, поставив на него двигатель мощностью 100 л.с. («Виккерс» изначально был оснащен карбюраторным 4-цилиндровым «Армстронг-Сидли Пума» в 80 л.с.). Однако дело решила закупка Польшей крупной партии «Виккерсов»: по политическим соображениям танк срочно приняли на вооружение и в Советском Союзе, присвоив ему индекс Т-26.


На фото: танк Т-26



Производство разместили на ленинградском заводе «Большевик» (ранее Путиловский, ныне Кировский). Запуск шел тяжело: у первых танков серии не работали собранные на советских заводах двигатели, листы корпуса были из неброневой стали и крепились на болтах с тем, чтобы в дальнейшем их заменить. При этом стоимость советских танков почти вдвое превышала цену, предлагаемую британской фирмой за готовые машины. Кстати, именно эти проблемы привели впоследствии к созданию простого в изготовлении Т-34.

Модернизация по разрешению

По мере освоения производства Т-26 конструкторы добились у высшего партийного руководства разрешения на его модернизацию. В результате отказались от двух башен, самостоятельно разработав однобашенную конструкцию, усилили броню и рессоры, форсировали до 90-95 л.с. двигатель. Появились огнеметные танки ОТ-26 и «телетанки» ТТ-26, управляемые на расстоянии. Впрочем, и те, и другие по итогам войны с Финляндией были признаны малоэффективными: ОТ-26 в бою не хватало обычного вооружения, а «телетанки» застревали в воронках, теряли управление из-за неустойчивой радиосвязи и, в конце концов, доставались противнику.


На фото: огнеметный танк ОТ-26


Двигатель Т-26 располагался вдоль продольной оси танка, особенностью его было горизонтальное расположение цилиндров. Справа от двигателя в моторном отделении размещался топливный бак на 182 литра. Система охлаждения (центробежный вентилятор) размещалась в кожухе над двигателем. Перед войной на Т-26 начали устанавливать дополнительный бак на 110 литров. Зафиксированы случаи, когда поврежденный во время боя бак просто переключали, и танк оставался на ходу.

На месте не стояли и британские инженеры: в Зимнюю войну однобашенный «Виккерс» вступил также с усиленной бронёй, двигателем 100 л.с. и другими важными доработками. Тем не менее исход танковых боев решила массовость и наличие достаточного количества обученного личного состава. Финны с большим успехом уничтожали танки противника с помощью артиллерии, гранат и «коктейлей Молотова», нежели использовали собственную бронекавалерию.

Дедушка Рено

На вооружении финской армии находилось большое число устаревшей техники, в том числе французский танк времен Первой мировой войны Renault FT-17. Правда, использовали его финны обычно в качестве неподвижной огневой точки. Однотипные с ним советские Т-18 были сняты с вооружения в начале 1930-х годов, на смену им как раз и пришел Т-26. Однако любопытно рассмотреть характеристики дедушки Рено, поскольку это — первый в мире танк классической компоновки (отделение управления — впереди, моторное — сзади, боевое с башней кругового вращения на 360 градусов — в центре).




Разработан был этот танк в 1916-1917 годах под руководством Луи Рено как танк поддержки пехоты, принят на вооружение французской армией в 1917 году. Производился по лицензии в США под названием M-1917 (Ford Two Man), в Италии — Fiat 3000 и в Советской России — «Русский Рено».

У танка была хорошая проходимость, ходовая часть состояла из 9 опорных и 6 поддерживающих катков (по одному борту), направляющего и ведущего колес. Поддерживающие катки были подрессорены спиральной пружиной, подвеска балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами.

Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира (он же наводчик и заряжающий). Тип двигателя — четырехцилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, скорость по шоссе — 20 км/час, запас хода по шоссе — 65 км. Преодолеваемый подъем — до 45 градусов, стенка — до 0,6 м, ров — 1,8 м, брод — 0,7 м.

Танк-крейсер Т-28

Ни Советский Союз, ни Финляндия не смогли закупить перед войной новый танк фирмы «Виккерс» A6, также известный как «Виккерс 16 тонн»: за одну такую машину, причем без вооружения, британцы выставили ценник в 16 тыс. фунтов. В результате финны остались без таких машин, а в Советском Союзе был разработан собственный средний трехбашенный танк-крейсер.




Несмотря на отказ британской стороны, новый танк в целом «подражал» A6 да и вес у него был как раз 16 тонн. Двигатель был выбран авиационный М-5 мощностью 400 л.с., уже «откатанный» на танках БТ-2 (в результате это был М-17 мощностью 450-500 л.с.). Военные сразу потребовали поставить дизельный ПГЕ, однако возникли проблемы с его доработкой. В результате у Т-28 запас хода составлял всего 75 часов, после чего требовалась замена двигателя.

Карбюраторов у двигателя было два (каждый — на свою группу цилиндров). Двигатель охлаждался водой, общая емкость радиаторов составляла 100 литров. Два бензобака по 330 литров каждый заправляли топливом Б-70 или КБ-70. Зажигание производилось с помощью магнето, первоначально фирмы «Сцинтилла», затем «Электрозавод».

В конструкции широко использовали узлы находившихся в производстве БТ-2 и Т-26 (например складные фары). Подвеска была разработана как у немецкой фирмы «Крупп». Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка, отделение управления было совмещено с боевым. Экипаж состоял из шести человек — механика-водителя, командира (он же стрелок башенного пулемёта и заряжающий), радиста (он же второй заряжающий), наводчика и двух стрелков пулеметных башен.




Использование Т-28 в ходе прорыва легендарной Линии Маннергейма показало, что в случае грамотного применения они показывают весьма неплохие боевые качества. Нарекания вызывала броня, не державшая 37-миллиметровые противотанковые снаряды. В результате после Финской войны бронирование Т-28 было усилено специальными экранами (такой танк получил обозначение Т-28Э). Также была необходима хорошая ремонтная база (в том числе близость завода-изготовителя, всё того же Кировского). К примеру, из 482 Т-28, потерянных 20-й тяжелой танковой бригадой, были восстановлены и вернулось в строй 386 танков — более 80%. По той же схеме их использовали и в годы Великой Отечественной войны на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

Посмотреть все упомянутые в этой статье машины можно в финском танковом музее в Парола, где экспонаты, как импортные, так и трофейные, находятся в прекрасном состоянии (кстати, Т-28 состоял на вооружении финской армии до 1951 года). В России подобной единой экспозиции нет, машины разбросаны по разным военным музеям. И хотя в 1940 году была попытка выставить трофейные финские «Рено» и «Виккерсы» в Ленинграде, экспозиция так и не была пополнена советскими машинами того же периода, да и вообще не сохранилась.


Читайте также:


Понравилась статья? 0 24 0 1 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Авторынок
Названы цены доступного седана Nissan Versa

Американское подразделение Nissan озвучило полный прайс-лист на бюджетный седан Versa 2018-го модельного года.

8907 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Перегрев бензонасоса: опасно ли ездить «на лампочке»?

Приводит ли езда на машине с низким уровнем топлива в баке к перегреву и выходу из строя погружного бензонасоса? Народная молва уверяет, что да... То же самое нередко говорят и профессионалы-ремонтники в автосервисе.…

21441 1 0
Статьи / Автотоп
Резво по-американски: самые быстрые автомобили США

Признайтесь честно: читая предыдущий автотоп быстрейших автомобилей российской сборки, вы зевали, а в конце проснулись от удара подбородком об стол. Обещаем, здесь все будет иначе. Мы учли ваши мнения и решили: пусть…

923 1 0
Статьи / Финвопрос
Покупаем дешевле: лучшие скидки и акции на автомобили в августе 2017 года

Июль подарил нам не только очередной прирост продаж на первичном автомобильном рынке, но и кое-что, что может эти продажи стимулировать: новые государственные программы поддержки. В августе реализация этих программ пошла…

1768 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

1507 3 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

2814 7 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GH с пробегом: антифриз в масле и течи теплообменника

Mazda 6 GH до сих пор способна притягивать взгляды. Её и сейчас многие любят и считают вполне выгодным приобретением. Так ли это на самом деле? Не слишком ли многого мы ждём от немолодого автомобиля? Как мы выяснили в…

2654 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34230 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

24734 3 6
Тест-драйвы / Одиночные
Князь тишины: тест-драйв новой Mazda CX-5

Под колеса стелется асфальт автомагистрали Тбилиси — Сенаки. Магистраль тянется вдоль долины Куры, по сторонам мелькают «холмы Грузии», на которые пока еще не легла ночная мгла, а из динамиков аудиосистемы Bose салон…

15917 2 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

31765 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6653 0 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

4940 9 10
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

62330 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21367 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10401 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

18195 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21367 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10346 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?