Танки Зимней войны: «родственники» по обе стороны фронта

28005 0 28
Поделиться: 0 24 0 1 0 3

13 марта 1940 года, ровно 75 лет назад, закончилась Советско-финляндская война (в финской историографии – Talvisota, Зимняя война). Техника, использованная в ходе военных действий обеими сторонами, заслуживает особого внимания. В первую очередь в силу того, что именно эти "испытания" в боевой обстановке во многом определили дальнейшую ее эволюцию. К примеру, оказалась тупиковой ветвь многобашенных танков – достаточно интересных с технической точки зрения машин (о некоторых из них, так же как и о другой технике этой войны, Колёса.ру уже писали.

Сравнивать техническое оснащение вооруженных сил Советского Союза и Финляндии в ходе Зимней войны с количественной точки зрения смысла не имеет: Красная армия располагала 2 289 танками, финская — 26. Поэтому мы рассмотрим их технические характеристики, тем более что сражавшиеся по обе стороны фронта машины в той или иной степени являлись «родственниками». И дело тут не только в широком использовании финской стороной трофейных советских танков, но и в том, что наиболее массовые и удачные советские машины были изготовлены с британских «прототипов». Примерно так же, как спустя много лет прототипом Жигулей стал итальянский Фиат. Своих танков Финляндия, кстати, не производила вообще.

Близнецы Vikkers Mk.E и Т-26

В результате врожденной схожести танков обе стороны зачастую принимали чужие машины за свои и наоборот. К примеру, в ходе единственного за всю войну танкового сражения под Хонканиеми (Лебедевка) в феврале 1940 года первоначальный прорыв финских «Виккерсов» был обусловлен тем, что не только советская пехота, но даже танкисты приняли их за однотипные Т-26. Причем ошибка произошла несмотря на то, что у финских (т. е. британского производства) танков башня была смещена относительно корпуса вправо, а у советских — влево.


Изначально Т-26 — это шеститонный «Виккерс» Mk.E, созданный конструкторами британской фирмы «Виккерс-Армстронг». В 1930 году СССР приобрел 15 таких танков с полным комплектом технической документации и лицензией на производство. Производитель предлагал «Модель A» с двумя одноместными пулеметными башнями и «Модель B» с двухместной башней, вооруженной пушкой и пулеметом. Однако советский заказчик закупил только двухбашенные — они в качестве танков сопровождения пехоты особо понравились маршалу Тухачевскому.

Советские специалисты рекомендовали довести с использованием узлов В-6 проектируемый в СССР Т-19, поставив на него двигатель мощностью 100 л.с. («Виккерс» изначально был оснащен карбюраторным 4-цилиндровым «Армстронг-Сидли Пума» в 80 л.с.). Однако дело решила закупка Польшей крупной партии «Виккерсов»: по политическим соображениям танк срочно приняли на вооружение и в Советском Союзе, присвоив ему индекс Т-26.


На фото: танк Т-26



Производство разместили на ленинградском заводе «Большевик» (ранее Путиловский, ныне Кировский). Запуск шел тяжело: у первых танков серии не работали собранные на советских заводах двигатели, листы корпуса были из неброневой стали и крепились на болтах с тем, чтобы в дальнейшем их заменить. При этом стоимость советских танков почти вдвое превышала цену, предлагаемую британской фирмой за готовые машины. Кстати, именно эти проблемы привели впоследствии к созданию простого в изготовлении Т-34.

Модернизация по разрешению

По мере освоения производства Т-26 конструкторы добились у высшего партийного руководства разрешения на его модернизацию. В результате отказались от двух башен, самостоятельно разработав однобашенную конструкцию, усилили броню и рессоры, форсировали до 90-95 л.с. двигатель. Появились огнеметные танки ОТ-26 и «телетанки» ТТ-26, управляемые на расстоянии. Впрочем, и те, и другие по итогам войны с Финляндией были признаны малоэффективными: ОТ-26 в бою не хватало обычного вооружения, а «телетанки» застревали в воронках, теряли управление из-за неустойчивой радиосвязи и, в конце концов, доставались противнику.


На фото: огнеметный танк ОТ-26


Двигатель Т-26 располагался вдоль продольной оси танка, особенностью его было горизонтальное расположение цилиндров. Справа от двигателя в моторном отделении размещался топливный бак на 182 литра. Система охлаждения (центробежный вентилятор) размещалась в кожухе над двигателем. Перед войной на Т-26 начали устанавливать дополнительный бак на 110 литров. Зафиксированы случаи, когда поврежденный во время боя бак просто переключали, и танк оставался на ходу.

На месте не стояли и британские инженеры: в Зимнюю войну однобашенный «Виккерс» вступил также с усиленной бронёй, двигателем 100 л.с. и другими важными доработками. Тем не менее исход танковых боев решила массовость и наличие достаточного количества обученного личного состава. Финны с большим успехом уничтожали танки противника с помощью артиллерии, гранат и «коктейлей Молотова», нежели использовали собственную бронекавалерию.

Дедушка Рено

На вооружении финской армии находилось большое число устаревшей техники, в том числе французский танк времен Первой мировой войны Renault FT-17. Правда, использовали его финны обычно в качестве неподвижной огневой точки. Однотипные с ним советские Т-18 были сняты с вооружения в начале 1930-х годов, на смену им как раз и пришел Т-26. Однако любопытно рассмотреть характеристики дедушки Рено, поскольку это — первый в мире танк классической компоновки (отделение управления — впереди, моторное — сзади, боевое с башней кругового вращения на 360 градусов — в центре).




Разработан был этот танк в 1916-1917 годах под руководством Луи Рено как танк поддержки пехоты, принят на вооружение французской армией в 1917 году. Производился по лицензии в США под названием M-1917 (Ford Two Man), в Италии — Fiat 3000 и в Советской России — «Русский Рено».

У танка была хорошая проходимость, ходовая часть состояла из 9 опорных и 6 поддерживающих катков (по одному борту), направляющего и ведущего колес. Поддерживающие катки были подрессорены спиральной пружиной, подвеска балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами.

Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира (он же наводчик и заряжающий). Тип двигателя — четырехцилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, скорость по шоссе — 20 км/час, запас хода по шоссе — 65 км. Преодолеваемый подъем — до 45 градусов, стенка — до 0,6 м, ров — 1,8 м, брод — 0,7 м.

Танк-крейсер Т-28

Ни Советский Союз, ни Финляндия не смогли закупить перед войной новый танк фирмы «Виккерс» A6, также известный как «Виккерс 16 тонн»: за одну такую машину, причем без вооружения, британцы выставили ценник в 16 тыс. фунтов. В результате финны остались без таких машин, а в Советском Союзе был разработан собственный средний трехбашенный танк-крейсер.




Несмотря на отказ британской стороны, новый танк в целом «подражал» A6 да и вес у него был как раз 16 тонн. Двигатель был выбран авиационный М-5 мощностью 400 л.с., уже «откатанный» на танках БТ-2 (в результате это был М-17 мощностью 450-500 л.с.). Военные сразу потребовали поставить дизельный ПГЕ, однако возникли проблемы с его доработкой. В результате у Т-28 запас хода составлял всего 75 часов, после чего требовалась замена двигателя.

Карбюраторов у двигателя было два (каждый — на свою группу цилиндров). Двигатель охлаждался водой, общая емкость радиаторов составляла 100 литров. Два бензобака по 330 литров каждый заправляли топливом Б-70 или КБ-70. Зажигание производилось с помощью магнето, первоначально фирмы «Сцинтилла», затем «Электрозавод».

В конструкции широко использовали узлы находившихся в производстве БТ-2 и Т-26 (например складные фары). Подвеска была разработана как у немецкой фирмы «Крупп». Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка, отделение управления было совмещено с боевым. Экипаж состоял из шести человек — механика-водителя, командира (он же стрелок башенного пулемёта и заряжающий), радиста (он же второй заряжающий), наводчика и двух стрелков пулеметных башен.




Использование Т-28 в ходе прорыва легендарной Линии Маннергейма показало, что в случае грамотного применения они показывают весьма неплохие боевые качества. Нарекания вызывала броня, не державшая 37-миллиметровые противотанковые снаряды. В результате после Финской войны бронирование Т-28 было усилено специальными экранами (такой танк получил обозначение Т-28Э). Также была необходима хорошая ремонтная база (в том числе близость завода-изготовителя, всё того же Кировского). К примеру, из 482 Т-28, потерянных 20-й тяжелой танковой бригадой, были восстановлены и вернулось в строй 386 танков — более 80%. По той же схеме их использовали и в годы Великой Отечественной войны на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

Посмотреть все упомянутые в этой статье машины можно в финском танковом музее в Парола, где экспонаты, как импортные, так и трофейные, находятся в прекрасном состоянии (кстати, Т-28 состоял на вооружении финской армии до 1951 года). В России подобной единой экспозиции нет, машины разбросаны по разным военным музеям. И хотя в 1940 году была попытка выставить трофейные финские «Рено» и «Виккерсы» в Ленинграде, экспозиция так и не была пополнена советскими машинами того же периода, да и вообще не сохранилась.


Читайте также:


Понравилась статья? 0 24 0 1 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автотоп
Багажник и автомат: самые доступные седаны-иномарки с АКПП

Недорогой седан с автоматом – выбор большинства, когда речь идет о практичном автомобиле на каждый день, а на кроссовер еще не хватает бюджета. Сам этот бюджет в наше время почти вплотную приблизился к миллиону рублей –…

2690 2 0
Статьи / Интервью
Александр Мигаль, Peugeot, Citroen, DS: DS 3 Crossback я привезу в Россию в начале 2020 года!

«Нужна, – управляющий директор трёх французских брендов в РФ протянул мне визитку, – или с прошлого раза осталась»? Я посмотрел на карточку: за те два года, что Александр Мигаль проработал в российском представительстве…

615 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

25556 7 6
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

25556 7 6
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

12611 9 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

5278 3 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

60248 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46916 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25672 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11888 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8936 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

5536 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18715 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

16187 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

16458 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

68504 10 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

44000 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33781 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?