Танки Зимней войны: «родственники» по обе стороны фронта

27776 0 28
Поделиться: 0 24 0 1 0 3

13 марта 1940 года, ровно 75 лет назад, закончилась Советско-финляндская война (в финской историографии – Talvisota, Зимняя война). Техника, использованная в ходе военных действий обеими сторонами, заслуживает особого внимания. В первую очередь в силу того, что именно эти "испытания" в боевой обстановке во многом определили дальнейшую ее эволюцию. К примеру, оказалась тупиковой ветвь многобашенных танков – достаточно интересных с технической точки зрения машин (о некоторых из них, так же как и о другой технике этой войны, Колёса.ру уже писали.

Сравнивать техническое оснащение вооруженных сил Советского Союза и Финляндии в ходе Зимней войны с количественной точки зрения смысла не имеет: Красная армия располагала 2 289 танками, финская — 26. Поэтому мы рассмотрим их технические характеристики, тем более что сражавшиеся по обе стороны фронта машины в той или иной степени являлись «родственниками». И дело тут не только в широком использовании финской стороной трофейных советских танков, но и в том, что наиболее массовые и удачные советские машины были изготовлены с британских «прототипов». Примерно так же, как спустя много лет прототипом Жигулей стал итальянский Фиат. Своих танков Финляндия, кстати, не производила вообще.

Близнецы Vikkers Mk.E и Т-26

В результате врожденной схожести танков обе стороны зачастую принимали чужие машины за свои и наоборот. К примеру, в ходе единственного за всю войну танкового сражения под Хонканиеми (Лебедевка) в феврале 1940 года первоначальный прорыв финских «Виккерсов» был обусловлен тем, что не только советская пехота, но даже танкисты приняли их за однотипные Т-26. Причем ошибка произошла несмотря на то, что у финских (т. е. британского производства) танков башня была смещена относительно корпуса вправо, а у советских — влево.


Изначально Т-26 — это шеститонный «Виккерс» Mk.E, созданный конструкторами британской фирмы «Виккерс-Армстронг». В 1930 году СССР приобрел 15 таких танков с полным комплектом технической документации и лицензией на производство. Производитель предлагал «Модель A» с двумя одноместными пулеметными башнями и «Модель B» с двухместной башней, вооруженной пушкой и пулеметом. Однако советский заказчик закупил только двухбашенные — они в качестве танков сопровождения пехоты особо понравились маршалу Тухачевскому.

Советские специалисты рекомендовали довести с использованием узлов В-6 проектируемый в СССР Т-19, поставив на него двигатель мощностью 100 л.с. («Виккерс» изначально был оснащен карбюраторным 4-цилиндровым «Армстронг-Сидли Пума» в 80 л.с.). Однако дело решила закупка Польшей крупной партии «Виккерсов»: по политическим соображениям танк срочно приняли на вооружение и в Советском Союзе, присвоив ему индекс Т-26.


На фото: танк Т-26



Производство разместили на ленинградском заводе «Большевик» (ранее Путиловский, ныне Кировский). Запуск шел тяжело: у первых танков серии не работали собранные на советских заводах двигатели, листы корпуса были из неброневой стали и крепились на болтах с тем, чтобы в дальнейшем их заменить. При этом стоимость советских танков почти вдвое превышала цену, предлагаемую британской фирмой за готовые машины. Кстати, именно эти проблемы привели впоследствии к созданию простого в изготовлении Т-34.

Модернизация по разрешению

По мере освоения производства Т-26 конструкторы добились у высшего партийного руководства разрешения на его модернизацию. В результате отказались от двух башен, самостоятельно разработав однобашенную конструкцию, усилили броню и рессоры, форсировали до 90-95 л.с. двигатель. Появились огнеметные танки ОТ-26 и «телетанки» ТТ-26, управляемые на расстоянии. Впрочем, и те, и другие по итогам войны с Финляндией были признаны малоэффективными: ОТ-26 в бою не хватало обычного вооружения, а «телетанки» застревали в воронках, теряли управление из-за неустойчивой радиосвязи и, в конце концов, доставались противнику.


На фото: огнеметный танк ОТ-26


Двигатель Т-26 располагался вдоль продольной оси танка, особенностью его было горизонтальное расположение цилиндров. Справа от двигателя в моторном отделении размещался топливный бак на 182 литра. Система охлаждения (центробежный вентилятор) размещалась в кожухе над двигателем. Перед войной на Т-26 начали устанавливать дополнительный бак на 110 литров. Зафиксированы случаи, когда поврежденный во время боя бак просто переключали, и танк оставался на ходу.

На месте не стояли и британские инженеры: в Зимнюю войну однобашенный «Виккерс» вступил также с усиленной бронёй, двигателем 100 л.с. и другими важными доработками. Тем не менее исход танковых боев решила массовость и наличие достаточного количества обученного личного состава. Финны с большим успехом уничтожали танки противника с помощью артиллерии, гранат и «коктейлей Молотова», нежели использовали собственную бронекавалерию.

Дедушка Рено

На вооружении финской армии находилось большое число устаревшей техники, в том числе французский танк времен Первой мировой войны Renault FT-17. Правда, использовали его финны обычно в качестве неподвижной огневой точки. Однотипные с ним советские Т-18 были сняты с вооружения в начале 1930-х годов, на смену им как раз и пришел Т-26. Однако любопытно рассмотреть характеристики дедушки Рено, поскольку это — первый в мире танк классической компоновки (отделение управления — впереди, моторное — сзади, боевое с башней кругового вращения на 360 градусов — в центре).




Разработан был этот танк в 1916-1917 годах под руководством Луи Рено как танк поддержки пехоты, принят на вооружение французской армией в 1917 году. Производился по лицензии в США под названием M-1917 (Ford Two Man), в Италии — Fiat 3000 и в Советской России — «Русский Рено».

У танка была хорошая проходимость, ходовая часть состояла из 9 опорных и 6 поддерживающих катков (по одному борту), направляющего и ведущего колес. Поддерживающие катки были подрессорены спиральной пружиной, подвеска балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами.

Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира (он же наводчик и заряжающий). Тип двигателя — четырехцилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, скорость по шоссе — 20 км/час, запас хода по шоссе — 65 км. Преодолеваемый подъем — до 45 градусов, стенка — до 0,6 м, ров — 1,8 м, брод — 0,7 м.

Танк-крейсер Т-28

Ни Советский Союз, ни Финляндия не смогли закупить перед войной новый танк фирмы «Виккерс» A6, также известный как «Виккерс 16 тонн»: за одну такую машину, причем без вооружения, британцы выставили ценник в 16 тыс. фунтов. В результате финны остались без таких машин, а в Советском Союзе был разработан собственный средний трехбашенный танк-крейсер.




Несмотря на отказ британской стороны, новый танк в целом «подражал» A6 да и вес у него был как раз 16 тонн. Двигатель был выбран авиационный М-5 мощностью 400 л.с., уже «откатанный» на танках БТ-2 (в результате это был М-17 мощностью 450-500 л.с.). Военные сразу потребовали поставить дизельный ПГЕ, однако возникли проблемы с его доработкой. В результате у Т-28 запас хода составлял всего 75 часов, после чего требовалась замена двигателя.

Карбюраторов у двигателя было два (каждый — на свою группу цилиндров). Двигатель охлаждался водой, общая емкость радиаторов составляла 100 литров. Два бензобака по 330 литров каждый заправляли топливом Б-70 или КБ-70. Зажигание производилось с помощью магнето, первоначально фирмы «Сцинтилла», затем «Электрозавод».

В конструкции широко использовали узлы находившихся в производстве БТ-2 и Т-26 (например складные фары). Подвеска была разработана как у немецкой фирмы «Крупп». Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка, отделение управления было совмещено с боевым. Экипаж состоял из шести человек — механика-водителя, командира (он же стрелок башенного пулемёта и заряжающий), радиста (он же второй заряжающий), наводчика и двух стрелков пулеметных башен.




Использование Т-28 в ходе прорыва легендарной Линии Маннергейма показало, что в случае грамотного применения они показывают весьма неплохие боевые качества. Нарекания вызывала броня, не державшая 37-миллиметровые противотанковые снаряды. В результате после Финской войны бронирование Т-28 было усилено специальными экранами (такой танк получил обозначение Т-28Э). Также была необходима хорошая ремонтная база (в том числе близость завода-изготовителя, всё того же Кировского). К примеру, из 482 Т-28, потерянных 20-й тяжелой танковой бригадой, были восстановлены и вернулось в строй 386 танков — более 80%. По той же схеме их использовали и в годы Великой Отечественной войны на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

Посмотреть все упомянутые в этой статье машины можно в финском танковом музее в Парола, где экспонаты, как импортные, так и трофейные, находятся в прекрасном состоянии (кстати, Т-28 состоял на вооружении финской армии до 1951 года). В России подобной единой экспозиции нет, машины разбросаны по разным военным музеям. И хотя в 1940 году была попытка выставить трофейные финские «Рено» и «Виккерсы» в Ленинграде, экспозиция так и не была пополнена советскими машинами того же периода, да и вообще не сохранилась.


Читайте также:


Понравилась статья? 0 24 0 1 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Skoda рассказала о преемнике кроссовера Yeti

В мае этого года Шкода представит компактный «паркетник» Karoq, который придет на смену Yeti. Известны моторная гамма и список оборудования…

2520 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Гляди в оба: как самостоятельно полировать фары

Все вы прекрасно знаете, что большинство галогенных фар бюджетных автомобилей пластиковые. И ещё лучше вы знаете, что с ними происходит после нескольких лет эксплуатации. Да, они мутнеют, свет становится хуже, ездить…

8723 0 0
Статьи / Финвопрос
В Эмираты за Фокусом: сравниваем цены на вторичке в России и за границей

Не секрет, что многие наши граждане искренне верят, что российские цены на иномарки сильно завышены по сравнению с ценами на них же в Европе и США. И если жить с мыслью, что с ценами на новые автомобили ничего не…

8647 0 0
Статьи / Практика
Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики,…

9828 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: превосходный «автомат» и худший двигатель Тойоты

Может, этому автомобилю ещё и очень далеко до звания легенды, но он очень к этому статусу стремится. У него целая армия поклонников, миллионы проданных экземпляров и хорошая репутация настоящего японского автомобиля. В…

3676 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: кузов цел только снаружи, а подшипники боятся оффроуда

Скажу сразу: популярность этой модели для меня остаётся загадкой. Я не очень люблю «серые» машины и точно знаю, что в свое время были более универсальные, более драйверские и более проходимые кроссоверы. Почему именно…

7025 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: моторы с аппетитом и АКПП, которая не ломается

В первой части нашего обзора мы уже выяснили, что если вас не пугает тесный скучный салон, то Lancer IX с большой долей вероятности может стать для вас тем самым японским «вечным автомобилем»: проблем с кузовом, ходовой…

5086 8 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

23330 0 20
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

15485 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

13484 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

60098 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

51428 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

22651 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

53913 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

27659 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

16674 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

46695 11 44
Статьи / История
Два в одном: первые советские активные автопоезда

С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой…

28381 7 0
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

22828 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?